формирование познавательного интереса на уроках биологии.pptx
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
« Формирование познавательного
интереса посредством
исследовательских работ на уроках
биологии»
Полищук Анастасия
Федоровна,
учитель биологии
МКОУ Борковская СОШ
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
При пассивном восприятии
информации школьники
сохраняют в памяти:
10% того, что читают;
20% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что видят и
слышат;
При активном же:
80% того, что говорили сами;
90% того, что делали сами.
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Формирование познавательного интереса
посредством исследовательских работ
на уроках биологии
Цель: сформировать у учащихся познавательный
через исследовательскую
биологии
интерес
к
деятельность.
Для успешного достижения цели необходимо решить
следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал об использовании
исследовательской
организации
технологии
деятельности на уроках биологии;
2. Создать условия для активизации познавательной
деятельности;
3. Развивать познавательный интерес учащихся на уроках
биологии через исследовательскую деятельность;
4. Формировать
и
исследовательские,
мыслительные навыки.
развивать
поисковые,
у
познавательные
учащихся
и
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Исследовательская деятельность
урок
Проблемное
задание
Домашние
задания
Описание
растений и
животных по плану
Задания на
лето
Составить
гербарий
Внеурочная
деятельность
Олимпиады по
биологии, экологии
Экспресс -
исследование
Наблюдение за
живыми объектами
Составление
коллекций
Теоретическое
экспресс -
исследование
Учебный
эксперимент
Наблюдение за
своим организмом
Опыты с
растениями и
домашними
животными
Исследование –
соревнование
(кейс-турниры)
Нетрадиционные
уроки
Исследовательские
проекты
Конкурсы,
природоохранные
мероприятия и
акции
Образовательные
экспедиции,
профильные смены
Кружки
Мини –
исследования
Создание
презентаций
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
В
ра
м
к
ах
ур
о
к
а
Проблемное задание
Экспресс –
экскурсии
исследование
индивидуальные задания для
проведения эмпирических
исследований, например на
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
В
ра
м
к
ах
ур
о
к
а
Теоретические экспресс-
исследования
ориентированы на работу по изучению и
обобщению фактов, материалов,
содержащихся в разных источниках.
Старшие классы оформляют данные
исследования в виде рефератов
Проведение учебного
эксперимента
Сюда относятся все лабораторные и
практические работы по биологии,
начиная с 6-го класса и заканчивая
11 классом. Выполняя лабораторную
работу, ученик получает
субъективно новые знания.
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
В
ра
м
к
ах
ур
о
к
а
Исследования-соревнования
(кейс-турниры)
при таком приеме работы нет заведомо
правильного решения данной проблемы.
Этот метод учит учащихся рационально
использовать и отбирать необходимую
информацию, отсекая лишнее находить
недостающее.
Нетрадиционные уроки
(урок-презентации,
урок-викторина)
К данным занятиям учащиеся
готовятся самостоятельно. По теме
обсуждения они исследуют не только
учебную литературу, но и
дополнительную, для того, чтобы
показать свою значимость в
обсуждаемом вопросе.
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
В
ра
м
к
ах
ур
о
к
а
Исследовательские проекты
проведение мини-проектов, которое
осуществляется по следующему плану:
1. Определение темы мини-проекта.
2. Постановка проблемы.
3. Определение цели и задач.
4. Выбор объекта исследования.
5. Формулирование рабочей гипотезы.
6. Определение конкретных задач, решение
которых позволит достичь поставленной цели.
7. Результаты исследований.
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Д
о
м
а
ш
н
и
е
за
да
н
и
я
Описание растений и животных по
плану
Например:
Охарактеризуйте выбранное вами
растение по следующему плану.
1. Жизненная форма растения
2. Продолжительность жизни растения.
3. Цветковое или нецветковое.
4. Высшее или низшее.
5. Имеет вегетативный подземный орган
(какой?)
6. Орган полового размножения,
заключенный в плод.
7. Осевой вегетативный орган, несущий
на себе листья и почки.
8. Генеративный орган, в котором
развивается семя.
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Д
о
м
а
ш
н
и
е
за
да
н
и
я
Наблюдение за живыми объектами
(за поведением рыб в аквариуме,
поведением хомячка в клетке, реакцией
комнатных растений на время суток и др.)
Наблюдение за своим организмом
(частота дыхания после физической
нагрузки, реакция организма на время
суток и др.)
Опыты с растениями и домашними
животными
(выработка условных рефлексов).
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Л
ет
н
и
е
за
да
н
и
я
Составить гербарий
(различных семейств покрытосеменных
растений, виды сложных листьев у растений,
виды жилкования листьев у растений и др.)
Составление коллекций
(коллекция разнообразия плодов
покрытосеменных растений, коллекция
бабочек, коллекция раковин двустворчатых
моллюсков и др.)
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
В
н
еу
р
о
ч
н
а
я
де
ят
ел
ь
н
ос
ть
Подготовка и участие в олимпиадах по
биологии, экологии.
Участие в конкурсах, природоохранных
мероприятиях и акциях
(«День Земли», «Экомир»)
Участие в образовательных
экспедициях (районная профильная
экологическая смена «Юный эколог»,
походы по родному краю)
Проведение кружков
(«Проектная деятельность – экология для
маленьких» 1- 4 классы.)
Выполнение мини – исследований,
(например, «Моё любимое животное».)
Создание презентаций
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Используемая литература
1. Боголюбов А.С. Полевые практикумы: их место и роль в
образовании школьников // Биология в школе, 1999, №3. – с.
41-46.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –
М.: Вербум-М, 2001, – 48 с.
3. Климов С.М. Школьная научно-исследовательская работа по
биологии и экологии. – Липецк: ЛГПИ, 1999. – 24 с.
4. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. – М.,
Дрофа, 1998. – 64 с.
5. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9
класс. – М.: Дрофа, 1998. – 96 с.
6. Харитонов, Н. П. Учебные исследования школьников в
курсе биологии / Н. П. Харитонов. // Школьные технологии. -
2007. - N 3. - С. 116-129.
Шваб Д. Настольная книга для преподавателей биологии. –
М.: Просвещение, 1974. – 416 с.
7.
8. Шаблон презентации:Дьячкова Наталья Анатольевна,
учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Веселовского района Ростовской области сайт
«http://pedsovet.su/»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.