Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Оценка 4.7

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Оценка 4.7
Семинары
docx
биология
Взрослым
20.01.2019
Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Публикация является частью публикации:
формирование познавательного интереса на уроках биологии.docx
Полищук Анастасия Федоровна, учитель биологии МКОУ Борковской СОШ. На   мой   взгляд,   работать   в   монологическом   режиме   информационно   – объяснительного   обучения   нельзя.   Знания   не   следует   сообщать   учащемуся,   его   надо подводить   к   тому,   чтобы   он   сам   их   находил,   самостоятельно   ими   овладевал.   Но   как воспитать стремление к знаниям, как выбрать из богатейшего арсенала методов и приемов обучения те, которые побуждали бы ребенка активно овладевать нужными ему знаниями и умениями.  Как известно При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти: 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что видят и слышат;  При активном же: 80% того, что говорили сами; 90% того, что делали сами. Поэтому в своей работе я большое внимание  уделяю  активному восприятию информации, а именно ­    исследовательской работе.  Ведь исследовательская работа – это  работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.  В   связи   с   этим,   я   хотела   бы   предоставить   вашему   вниманию     следующую   тему: «Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии».  Данная тема уже несколько лет является  темой  моего  самообразования.   Целью   моей   работы   служит   следующее:  сформировать   у   учащихся познавательный интерес к биологии  через исследовательскую деятельность. Для успешного достижения цели мне пришлось решать следующие задачи: 1. Изучить   теоретический   материал   об   использовании   технологии   организации исследовательской деятельности на уроках биологии; 2. Создать  условия для активизации  познавательной деятельности; 3. Развивать     познавательный   интерес   учащихся   на   уроках   биологии   через исследовательскую деятельность; 4. Формировать и развивать у учащихся исследовательские, поисковые, познавательные и мыслительные навыки. Изучив имеющуюся  литературу по данному вопросу, я  выбрала для себя несколько видов   исследовательской   деятельности.   Можно   так   сказать,  несколько   групп,     в рамках которых я работаю (таблица) В рамках урока применяю следующие виды исследовательской деятельности: 1. проблемное задание,  которое предлагает учитель, учащиеся самостоятельно  ищут способ решения)  например:   При ручной стирке активно работают руки, а устаёт спина. Почему?  Известный географ и  путешественник  А.Гумбольдт  утверждал,  что «человеку предшествуют леса, а сопровождают  пустыни».  Иногда предлагаю детям самим сформулировать проблемное задание, а потом найти ответ   на   вопрос  (У   человека   внутренне   оплодотворение,   а   возможно   ли оплодотворение наружное? – оплодотворение в пробирке)   2. Экспресс­исследование По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся в   6   классе. На экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения исследований,   например   на экскурсии «Зимние явления в жизни растений»   одна   группа   получает   задания   пронаблюдать   «зимние   явления   в   жизни кустарников» , другая группа ­  «зимние явления в жизни древесных растений»   или «Осенние явления в жизни лиственных и хвойных растений» . 3. Теоретические   экспресс­исследования ориентированы   на   работу   по   изучению   и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Темы таких исследований   должны   позволять   изучать   самые   разные   объекты   в   их   реальном окружении,   давать   большой   материал   и   позволяют   увидеть   множество   тем   для собственных изысканий, построения различных гипотез. Например:  Учащиеся   6   класса   достаточно   успешно   справляются   с   этой   формой исследования.   Так,   при   изучении   темы   «Влияние   среды   на   строение   листа. Видоизменение листьев» ,  «Распространение плодов и семян» обучающиеся по материалам   учебника   и   энциклопедий     знакомятся   с   тем,   как   условия обитания   влияют   на   строение   листа   растений,   какие   есть   способы распространения   семян   растений,   при   этом   обязательно   прошу   вспомнить примеры из личной жизни, где и с чем дети уже сталкивались.   “Приспособленность   растений   степей   к   засушливым   условиям   обитания”, “Особенности   насекомоядных   растений”,   “Приспособления   растений   к опылению”, “Приспособления насекомых к сбору пыльцы и нектара”.  По результатам исследований авторы делают краткие сообщения, обязательно содержащие выводы. В 8­9­х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата,  4. Проведение учебного эксперимента Сюда относятся все лабораторные и практические  работы по биологии, начиная с 6­го класса   и   заканчивая   11   классом.   Выполняя   лабораторную   работу,   ученик   получает новые знания. Выполняет мини исследование. Например, изучение строения плесневого гриба мукора.  Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения. 5. Исследования­соревнования. Например, кейс­турниры,  класс делится на команды по 3­4 человека. Каждой команде выдается кейс с информацией. Выбирается тема для решения которой требуются данные кейса. При этом материалы кейса не должны быть базой для решения данной проблемы (что   –то   лишнее,   чего­то   не   хватает,   могут   быть   данные   из   других   областей   – официальные документы, законы.) Как правило, при таком приеме работы нет заведомо правильного решения данной проблемы.  Кейс­турниры применяю при изучение таких тем как: «Теория происхождения жизни   на   Земле»,   «Теория   происхождения   человека»,   «Экологические проблемы.   Этот   метод   учит   учащихся   рационально   использовать   и   отбирать   необходимую информацию, отсекая лишнее находить недостающее. 6. Нетрадиционные уроки   урок­презентация «Видоизменение корней»,   «Тип иглокожие»,    «Мутагенные вещества и мутации»,  урок – дискуссия «Происхождение человека»,  урок­семинар «Основы селекции и биотехнологии», «Антропогенез» К   данным   занятиям   учащиеся   готовятся   самостоятельно.   По   теме   обсуждения   они исследуют   не   только   учебную   литературу,   но   и   дополнительную,   для   того,   чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе.  7. Исследовательские проекты Однако,   для   выполнения   учебного   проекта   одного   урока   недостаточно.   Поэтому исследовательские проекты, как правило, используются во внеурочное время. А   во   время   учебного   занятия   использую   проведение   мини­проектов,   которое осуществляется по следующему плану: 1. Определение темы мини­проекта. 2. Постановка проблемы. 3. Определение цели и задач. 4. Выбор объекта исследования. 5. Формулирование рабочей гипотезы. Определение  конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. 6. Результаты исследований. В принципе практически любую лабораторную работу можно оформить в виде мини­ проекта.  Домашние задания       также могут носить        исследовательский        характер:  1.  Описание растений и животных по плану Например:  Охарактеризуйте выбранное вами растение по следующему плану. 1.Жизненная форма растения 2. Продолжительность жизни растения. 3. Цветковое или нецветковое. 4. Высшее или низшее. 5. Имеет вегетативный подземный орган (какой?) 6. Орган полового размножения, заключенный в плод. 7. Осевой вегетативный орган, несущий на себе листья и почки. 8. Генеративный орган, в котором развивается семя. 2. Наблюдение   за   живыми   объектами (за   поведением   рыб   в   аквариуме,   поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.) 3. Наблюдение   за   своим   организмом (частота   дыхания   после   физической   нагрузки, реакция организма на время суток и др.) 4. Опыты с растениями и домашними животными (выработка условных рефлексов).    Летние задания с исследовательским характером: 1.Составить  гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.)   2.Составление коллекций (коллекция разнообразия плодов покрытосеменных растений, коллекция бабочек, коллекция раковин двустворчатых моллюсков и др.) Виды исследовательской деятельности        во внеурочное время. 1.Подготовка и участие в олимпиадах по биологии, экологии. 2. Участие в  конкурсах, природоохранных мероприятиях и акциях  «День Земли», «Экомир». 3.   Участие   в  образовательных   экспедициях  (районная   профильная   экологическая смена «Юный эколог», походы по родному краю) 4.  Проведение кружков  «экология для маленьких» начальные классы. Итогом работы кружка стала большая стенгазета, которую дети делали в течение всего учебного года «Животные нашего леса» 5. Выполнение мини – исследований, например,  «Моё любимое животное». Как  правила дети пишут о тех животных которых хотели бы иметь дома, при этом у них  есть вопросы отвечая на которые они и строят свое исследование: Что это за животное, каковы правила содержания и ухода, что необходимо приобрести для содержания и  ухода за этим животным, чем оно питается, сколько все это стоит и т.п. 6.Создание  презентаций.  На опережение  изучающего материала,  Ну и подводя итог: могу сказать , что такой подход в работе дает свои результаты. Дети охотно участвуют олимпиадах различного уровня, показывая не плохие результаты. Участвуют  в профильных сменах. И охотно идут на предложение написать  исследовательскую работу,  часто сами  предлагая тему исследования,  и также показывая не плохие результаты, как на уровне  района, так и на уровне области.

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии

Формирование познавательного интереса на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019