Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
02.03.2018
На сегодняшний день наиболее актуальны вопросы воспитания экономически грамотного подрастающего поколения, коммуникабельного, адаптированного к окружающей действительности. В 2011 году в содержание воспитательно-образовательного процесса Дома детского творчества были внесены изменения, которые ориентированы на новый качественный уровень педагогической деятельности, а также введение нового для нашего учреждения направления деятельности - предпрофильной подготовки обучающихся.В Доме детского творчества воспитательно-образовательная деятельность выстраивается с учетом возрастных особенностей обучающихся. Работа по данному направлению строится по четырем уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени – внеурочная деятельность», «Шаг в будущее», и «Моя будущая профессия».
Формирование профессионального самоопределения КРИПК.doc
Формирование профессионального самоопределения школьников в
МБУДО ДДТ города Белово
Никитина Г.М., Долгова И.С., методисты
МБУ ДО ДДТ города Белово, Кемеровская область
Современные
заставляют
пересмотреть взгляды на содержание и качество воспитательно
социальноэкономические
условия
образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. На
сегодняшний день наиболее актуальны вопросы воспитания экономически
грамотного подрастающего поколения, коммуникабельного, адаптированного
к окружающей действительности.
В связи с этим, ещё в 2011 году в содержание воспитательно
образовательного процесса Дома детского творчества были внесены
изменения, которые ориентированы на новый качественный уровень
педагогической деятельности, а также введение нового для нашего
учреждения направления деятельности
обучающихся.
предпрофильной подготовки
Целью данного направления являлось формирование у обучающихся
готовности к осознанному выбору профессии.
Под предпрофильной подготовкой мы понимали систему психолого
информационной и организационной деятельности,
педагогической,
способствующей самоопределению обучающихся относительно профилей
дальнейшего обучения и будущей сферы профессиональной деятельности.
В Доме детского творчества воспитательнообразовательная
деятельность выстраивается с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Работа по данному направлению строится по четырем уровням
воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени
– внеурочная деятельность», «Шаг в будущее», и «Моя будущая профессия». «Первые шаги» это начальный уровень образовательной деятельности
Дома детского творчества, призванный способствовать более раннему
включению ребёнка в систему дополнительного образования. На этом этапе
реализуется комплексная образовательная программа «Первые шаги», – это
развивающие занятия для детей 57 лет. Она состоит из 6 дополнительных
общеразвивающих программ, которые знакомят обучающихся с различными
видами творческой деятельности, формируют первоначальное представление
о мире профессий и реализуются с опорой на игровые технологии, а также
дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах
деятельности.
В течение учебного года ведётся отслеживание результатов педагогической
деятельности на формирование первоначальных представлений о мире
профессий.
И, если в начале года, обучающиеся смогли назвать и
охарактеризовать 3, 4 профессии, то итоговые результаты показали: в
среднем знание 10 12 профессий. Во многом этому способствуют проведение
игр путешествий: «Мы в профессии играем», где ребята, путешествуя по
стране профессий, на каждой станции с интересом играли с «Угадайкиным» в
игры на знание профессий: «Посмотри и назови», «Узнай по описанию
профессию», «Кому, что нужно?», «Что лишнее», и др.
«Первые ступени внеурочная деятельность»
Это второй уровень образовательной деятельности, который направлен на
приобретение первоначальных умений и навыков в самостоятельной
продуктивной творческой деятельности. Здесь разработаны и реализуются
47 программ по 4 направлениям, где профориентация включена во все
направления. Большое внимание уделяется развитию у учащихся навыков
самостоятельного планирования деятельности; знакомству с различными
видами труда, широким кругом профессий (особенно с теми, которые востребованы в нашем регионе). Сочетание различных форм занятий и
воспитательных мероприятий развивает у учащихся умения и навыки
ответственности, формирует самостоятельность и самооценку. При этом
активно используются такие методы и формы работы, как, экскурсии,
игровые упражнения,
выполнения творческих проектов, выставки. Это:
сюжетноролевые игры,
наблюдения,
беседы,
познавательно – игровая программа «Мы труд воспеваем и славим работу»
для учащихся 7 8 лет,
парад профессий «Учись трудиться всегда пригодится» для учащихся 9
11 лет.
экскурсии на предприятия поселка.
Все это способствует, по наблюдениям педагогов, тому, что учащиеся более
осознано стали говорить о труде взрослых.
«Шаг в будущее» третий уровень образовательной деятельности. Здесь
идет реализация образовательных программ, направленных на освоение
определенного вида творческой деятельности на базе знаний, умений и
навыков, приобретенных в процессе обучения по образовательным
программам «Первые шаги» и программ внеурочной деятельности «Первые
ступени». На данном уровне создается внутренняя мотивация творческой
деятельности, что способствует личностному и социальному развитию
ребенка.
«Шаг в будущее» можно назвать уровнем самоисследования. С 11до14
лет (период интереса) ребенок, делая выбор, руководствуется своими
интересами и склонностями.
На этом уровне учащиеся «изучают» себя в предложенном виде
деятельности, характер различных видов труда, приобретают практические
умения и навыки. Основное внимание на данном уровне уделяется
практической деятельности («проба пера»). основывается
экспериментальноисследовательской,
Работа
экспедиционной и природоохранной деятельности по направлениям
на
«Краеведение и туризм», «Олимпиадное движение», «Развивающая экология»
и «Здоровьесбережение». В январе этого года состоялась научно
практическая конференция, на которой были рассмотрены и обсуждены
вопросы, затрагивающие широкий спектр проблем, связанных с современным
состоянием и перспективами развития профессиональной ориентации
школьников, поиском талантливой молодежи, сохранением и развитием
интеллектуального потенциала Дома детского творчества. Педагоги на
своих занятиях часто организуют проектную деятельность, которая развивает
у учащихся активность, организаторские навыки и побуждает к более
глубокому изучению ценности и важности каждой профессии в современном
мире.
Используются следующие формы профориентационных работ : беседы,
экскурсии, встречи с представителями разных профессий, игровые формы
работы.
Отдельно приветствуется, когда родители учащегося дополняют его знания
о себе, не навязывая при этом своего пожелания, поскольку эмоциональная
связь с родителями у младших подростков (57 классы) требует своего
упрочения. Помощь сверстников довольно ощутима в групповой работе и
касается в основном аспектов практической составляющей профориентации
(как я справляюсь, подходят ли мне эти условия труда, есть ли у меня для
этого задатки?), хотя и может способствовать лучшему пониманию своих
личностных качеств.
И последний, четвертый уровень образовательной деятельности «Моя
будущая профессия». Еще в 2009 году на базе нашего учреждения была
открыта
городская экспериментальная площадка по организации
предпрофильной подготовки обучающихся 14 15 лет. В основу реализации эксперимента была заложена интеграция общего и дополнительного
образования, осуществление которой предусматривалось на договорной
основе силами образовательный учреждений: Дома детского творчества
города Белово и школ №9, №19.
Работая в рамках реализации программы эксперимента, были
разработаны:
программы пропедевтических курсов для обучающихся 14 лет (8 класс)
на 8 часов обучения в год – по 2 часа в неделю;
программы по выбору для обучающихся 15лет (9 класс) на 18 часов
обучения в год – по 2 часа в неделю. по следующим профилям: социально –
экономический, социально – гуманитарный, технологический, художественно
– эстетический;
при переходе в старшие классы (91011 классы), профориентационная
работа сосредотачивается вокруг уточнения социальной роли и
профессионального призвания подростка. Старшеклассники в большинстве
своём жалуются на чрезмерную занятость, и профессиональная подготовка,
таким образом, должна проходить параллельно с основным образованием.
В нашем учреждении разработаны программы, которые помогают
старшеклассникам самоопределиться, например, «Физика в природе», «Ни
шагу без математики», «Туризм +», «Спортивные танцы», «Юный краевед», с
2015 года внедрена новая программа – «Я и дорога» и другие программы,
направленные на социализацию обучающихся.
Результатом реализации выше названных программ: направление
«хореография» выбрало 10% учащихся, программа «Туризм+» ориентировала
33% учащихся на поступление в Академию пожарной защиты г.
Екатеринбурга и Кадетский корпус МЧС, а также в медицинские учреждения, выпускники объединения «Юный краевед» выбрали профессии: геолога,
музейных работников. Программы «Физика в природе» и «Ни шагу без
математики» помогли успешно поступить в технические ВУЗы 85% учащихся.
По результатам и приобретённому опыту профориентационной работы
наши педагоги представляли материалы на IIой международной заочной
научнопрактической конференции «Теоретические и практические основы
профильного и профессионального самоопределения учащейся молодежи в
условиях реформирования общего и профессионального образования в РФ»,
VIII научной конференции «Наука и образование»,
XII всероссийском
интернетпедсовете и печатались статьи из опыта работы в журнале «Учитель
Кузбасса».
Конечно, основным результатом проводимой работы является социализация и
профессиональная ориентация воспитанников Дома детского творчества в
выборе профессий и места дальнейшего обучения. Уже сегодня необходимо
больше внимания уделять проблемам «выживания» выпускников в условиях
конкуренции на рынке труда и растущей безработицы, формировать у
учащихся такие умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем
адаптироваться в производственной среде, в реальной жизни.
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.