Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Оценка 4.9

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Оценка 4.9
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
02.03.2018
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
На сегодняшний день наиболее актуальны вопросы воспитания экономически грамотного подрастающего поколения, коммуникабельного, адаптированного к окружающей действительности. В 2011 году в содержание воспитательно-образовательного процесса Дома детского творчества были внесены изменения, которые ориентированы на новый качественный уровень педагогической деятельности, а также введение нового для нашего учреждения направления деятельности - предпрофильной подготовки обучающихся.В Доме детского творчества воспитательно-образовательная деятельность выстраивается с учетом возрастных особенностей обучающихся. Работа по данному направлению строится по четырем уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени – внеурочная деятельность», «Шаг в будущее», и «Моя будущая профессия».
Формирование профессионального самоопределения КРИПК.doc
Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово  Никитина Г.М., Долгова И.С., методисты  МБУ ДО ДДТ города Белово, Кемеровская область Современные   заставляют пересмотреть   взгляды   на   содержание   и   качество   воспитательно­ социально­экономические   условия   образовательного   процесса   в  учреждении   дополнительного   образования.  На сегодняшний   день   наиболее   актуальны   вопросы   воспитания   экономически грамотного подрастающего поколения, коммуникабельного,  адаптированного к окружающей действительности.      В   связи   с   этим,   ещё   в   2011   году   в   содержание   воспитательно­ образовательного   процесса   Дома   детского   творчества   были   внесены изменения,   которые   ориентированы   на   новый   качественный   уровень педагогической   деятельности,   а   также   введение   нового   для   нашего учреждения   направления   деятельности   ­   обучающихся.  предпрофильной   подготовки Целью   данного   направления   являлось   формирование   у   обучающихся готовности к осознанному выбору профессии.  Под   предпрофильной   подготовкой   мы   понимали   систему   психолого­   информационной   и   организационной   деятельности, педагогической, способствующей   самоопределению   обучающихся   относительно   профилей дальнейшего обучения и будущей сферы профессиональной деятельности.  В   Доме   детского   творчества   воспитательно­образовательная деятельность выстраивается с учетом возрастных особенностей обучающихся. Работа   по  данному   направлению   строится   по   четырем   уровням воспитательно–образовательного процесса: «Первые шаги», «Первые ступени – внеурочная деятельность», «Шаг в будущее»,  и «Моя будущая профессия». «Первые шаги» ­ это начальный уровень образовательной   деятельности Дома   детского   творчества,   призванный   способствовать   более   раннему включению ребёнка в систему дополнительного образования.  На этом этапе реализуется комплексная образовательная программа «Первые шаги», – это развивающие занятия для детей 5­7 лет.   Она состоит из 6 дополнительных общеразвивающих программ, которые знакомят обучающихся с различными видами творческой деятельности, формируют первоначальное представление о мире профессий и реализуются с опорой на игровые технологии, а также дают возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности. В течение учебного года ведётся отслеживание результатов педагогической деятельности   на   формирование   первоначальных   представлений   о   мире профессий.  И,   если   в  начале   года,   обучающиеся   смогли   назвать   и охарактеризовать   3,   4   профессии,   то   итоговые  результаты  показали:   в среднем знание 10 ­12 профессий. Во многом этому способствуют проведение игр ­ путешествий: «Мы в профессии играем», где ребята, путешествуя по стране профессий, на каждой станции с интересом играли с «Угадайкиным» в игры   на   знание   профессий:   «Посмотри   и   назови»,   «Узнай   по   описанию профессию», «Кому, что нужно?», «Что лишнее», и др.  «Первые ступени ­внеурочная деятельность» ­ Это второй уровень образовательной   деятельности, который направлен на приобретение   первоначальных   умений   и   навыков   в   самостоятельной продуктивной творческой деятельности.   Здесь разработаны и реализуются 47 программ по 4 направлениям, где профориентация         включена во все направления.  Большое   внимание   уделяется   развитию   у   учащихся   навыков самостоятельного   планирования   деятельности;   знакомству   с   различными видами   труда,   широким   кругом   профессий   (особенно   с   теми,   которые востребованы   в   нашем   регионе).  Сочетание   различных   форм   занятий   и воспитательных   мероприятий   развивает   у   учащихся   умения   и   навыки ответственности,   формирует   самостоятельность   и   самооценку.   При   этом активно   используются   такие   методы   и   формы   работы,   как,   экскурсии, игровые   упражнения, выполнения творческих проектов, выставки. Это:   сюжетно­ролевые   игры,   наблюдения,   беседы, ­ познавательно – игровая программа «Мы труд воспеваем и славим работу» для учащихся 7 ­ 8 лет, ­ парад профессий «Учись трудиться ­   всегда пригодится» для учащихся 9 ­11 лет.  ­ экскурсии на предприятия поселка. Все это способствует, по наблюдениям педагогов, тому, что учащиеся более осознано стали говорить о труде взрослых.  «Шаг в будущее» ­ третий уровень  образовательной     деятельности. Здесь идет   реализация   образовательных   программ,   направленных   на   освоение определенного   вида   творческой   деятельности   на   базе   знаний,   умений   и навыков,   приобретенных   в   процессе   обучения   по   образовательным программам «Первые шаги» и программ внеурочной деятельности «Первые ступени».   На   данном   уровне   создается   внутренняя   мотивация   творческой деятельности,   что   способствует   личностному   и   социальному   развитию ребенка. «Шаг в будущее» ­ можно назвать уровнем самоисследования. С 11до14 лет   (период   интереса)   ребенок,   делая   выбор,   руководствуется   своими интересами и склонностями. На   этом   уровне   учащиеся   «изучают»   себя   в   предложенном   виде деятельности, характер различных видов труда, приобретают практические умения   и   навыки.   Основное   внимание   на   данном   уровне   уделяется практической деятельности («проба пера»). основывается экспериментально­исследовательской, Работа экспедиционной   и   природоохранной   деятельности   по   направлениям   на   «Краеведение и туризм», «Олимпиадное движение», «Развивающая экология» и   «Здоровьесбережение».   В   январе   этого   года   состоялась   научно­ практическая   конференция,   на   которой   были   рассмотрены   и   обсуждены вопросы, затрагивающие широкий спектр проблем, связанных с современным состоянием   и   перспективами   развития   профессиональной   ориентации школьников,   поиском   талантливой   молодежи,   сохранением   и   развитием интеллектуального потенциала Дома детского творчества.         Педагоги на своих занятиях часто организуют проектную деятельность, которая развивает у   учащихся   активность,   организаторские   навыки   и   побуждает   к   более глубокому изучению ценности и важности каждой профессии в современном мире.  Используются следующие      формы профориентационных   работ : беседы, экскурсии, встречи  с  представителями разных  профессий,  игровые  формы работы.     Отдельно приветствуется, когда родители учащегося дополняют его знания о себе, не навязывая при этом своего пожелания, поскольку эмоциональная связь   с   родителями   у   младших   подростков   (5­7   классы)   требует   своего упрочения.   Помощь   сверстников   довольно   ощутима   в   групповой   работе   и касается в основном аспектов практической составляющей профориентации (как я справляюсь, подходят ли мне эти условия труда, есть ли у меня для этого   задатки?),   хотя   и   может   способствовать   лучшему   пониманию   своих личностных качеств. И последний, четвертый уровень  образовательной     деятельности  «Моя будущая профессия».  Еще  в   2009  году   на   базе   нашего   учреждения   была открыта  городская   экспериментальная   площадка   по   организации предпрофильной подготовки обучающихся 14 ­ 15 лет.  В основу реализации эксперимента   была   заложена  интеграция   общего   и   дополнительного образования,   осуществление   которой   предусматривалось   на   договорной основе   силами   образовательный   учреждений:   Дома   детского   творчества города Белово и школ №9, №19. Работая   в   рамках   реализации   программы   эксперимента,   были разработаны: ­программы пропедевтических курсов для обучающихся 14 лет (8 класс) на 8 часов обучения в год – по 2 часа в неделю;          ­программы   по выбору для обучающихся 15лет (9 класс) на 18 часов обучения в год – по 2 часа в неделю. по следующим профилям: социально – экономический, социально – гуманитарный, технологический, художественно – эстетический;          ­при переходе в старшие классы (9­10­11 классы), профориентационная работа   сосредотачивается   вокруг   уточнения   социальной   роли   и профессионального   призвания   подростка.   Старшеклассники   в   большинстве своём жалуются на чрезмерную занятость, и профессиональная подготовка, таким образом, должна проходить параллельно с основным образованием.                   В нашем учреждении разработаны программы, которые помогают старшеклассникам   самоопределиться,   например,   «Физика   в   природе»,   «Ни шагу без математики», «Туризм +», «Спортивные танцы», «Юный краевед», с 2015 года внедрена новая программа – «Я и дорога» и другие программы, направленные на социализацию обучающихся.                  Результатом   реализации   выше   названных   программ:     направление «хореография» выбрало 10% учащихся, программа «Туризм+» ориентировала 33%   учащихся   на   поступление   в   Академию   пожарной   защиты   г. Екатеринбурга и Кадетский корпус МЧС, а также в медицинские учреждения, выпускники   объединения   «Юный   краевед»   выбрали   профессии:   геолога, музейных   работников.  Программы   «Физика   в   природе»   и   «Ни   шагу   без математики» помогли успешно поступить в технические ВУЗы 85% учащихся. По результатам и приобретённому опыту профориентационной работы наши   педагоги   представляли   материалы   на  II­ой   международной   заочной научно­практической   конференции   «Теоретические   и   практические   основы профильного и профессионального  самоопределения учащейся молодежи в условиях реформирования общего и профессионального образования в РФ», VIII  научной   конференции   «Наука   и   образование»,  XII  всероссийском интернет­педсовете и печатались статьи из опыта работы в журнале «Учитель Кузбасса».  Конечно, основным результатом проводимой работы является социализация и профессиональная ориентация воспитанников Дома детского творчества     в выборе профессий и места дальнейшего обучения.  Уже сегодня необходимо больше внимания уделять проблемам «выживания» выпускников в условиях конкуренции   на   рынке   труда   и   растущей   безработицы,   формировать   у учащихся   такие   умения   и   навыки,   которые   помогут   им   в   дальнейшем адаптироваться в производственной среде, в реальной жизни.

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово

Формирование профессионального самоопределения школьников в МБУДО ДДТ города Белово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018