Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников с ОВЗ решению текстовых задач
Оценка 5
Лекции
docx
математика
2 кл
15.06.2018
Эффективность и качество обучения математике определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся. Реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи – мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.Статья для учителей начальных классов
Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников с ОВЗ решению текстовых задач.docx
Формирование самоконтроля в процессе обучения младших
школьников с ОВЗ решению текстовых задач
Учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного
образования детей инвалидов
Феоктистова О.А
Эффективность и качество обучения математике определяется не
только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных
программой, но и развитием учащихся. Реализация развивающего обучения в
практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная
роль в этом принадлежит решению текстовых задач, так как именно задачи –
мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и
оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных
программой, так и уровня умственных способностей.
Не случайно поэтому текстовые задачи составляют около половины
всех заданий учебников математики и на их решение отводится большая часть
учебного времени. Однако практика свидетельствует о том, что при решении
задач у учащихся возникают большие затруднения и они допускают большое
количество ошибок. Многие учащиеся не уверены в выборе действия,
посредством которого решается задача, в установлении связей и зависимостей
между величинами, входящими в задачу. Более того, выполнив решение, они
часто испытывают неуверенность в его правильности, а проверку решения
задачи большинство не в состоянии выполнить самостоятельно.
Причины затруднений и ошибок, как правило, индивидуальны: это
может быть, например, несформированность отдельных действий и умений,
составляющих общее умение решать задачи, или неустойчивость
мыслительной деятельности, связанная со слабой концентрацией внимания,
или несформированность самоконтроля. Для выявления причин ошибок,
допущенных учеником, необходимо проникновение в лабораторию его мысли:
важно знать, как он рассуждал, каким способом решал задачу, какие
умственные действия и в какой последовательности выполнял, проверял ли
решение.
Как показывает практика начального обучения математике, именно на
контрольоценочном этапе, где осуществляется проверка решения задач, у
учащихся зачастую возникают затруднения, так как навыки контроля и
самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Поэтому
развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты
своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем.
По мере усвоения любого учебного действия, которое начинается с того
момента, как выделен образец действия, ученик многократно возвращается к
образцу, сопоставляет с ним свои действия, анализирует их, корректирует как сами действия, так и представление о них. Образец же, с которым школьник
сопоставляет совершаемые им действия, может быть представлен как во
внешнем, так и во внутреннем плане: в данном случае это может быть
памятка, содержащая запись последовательности действий при решении
текстовой задачи, или запечатленный памятью образ действия учителя.
Логика формирования учебного действия контроля подчиняется общей
закономерности формирования умственных действий: первоначальной
формой учебных действий является их развернутое выполнение на внешне
представленных объектах; затем действие выполняется в вербальном плане и
на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи,
после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.
В работе по формированию действия контроля у младших школьников
следует придерживаться принципа преемственности в обучении.
Дети подготовительного класса с удовольствием играют в игры «Сделай, как
у меня», лай так же», «Сложи такую же фигуру», «Подбери подходящий по
форме», «Найди различия», «Что изменилось» и др., способствующие
развитию устойчивости, концентрации внимания на сравниваемых предметах,
развитию произвольности их деятельности и формированию самоконтроля.
Такая игровая практика полезна и младшим школьникам в целях отработки
действия контроля во внешнем плане, с материальными предметами.
Для формирования действия самоконтроля на материале программного
содержания начального обучения математике, на наш взгляд, важны такие
задания, которые специально нацеливают учащихся на анализ своих действий,
обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на
сопоставление своих действий с образцами, представленными в полном или
схематичном, конкретном или обобщенном виде.
Приведем примеры заданий, которые целесообразно использовать для
формирования у младших школьников самоконтроля на отдельных этапах
решения текстовой задачи.
Задача 1. Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали.
Сколько деталей он изготовит за 4 часа?
После самостоятельного решения задачи ученик получает контрольную
карточку с записью полного решения задачи.
72 : 6 = 12 (деталей)
12 . 4 = 48 (деталей)
Проверяя себя, ученик сравнивает свое решение с образцом,
предложенным в карточке. В случае, если решение не совпадает с образцом,
ученик возвращается к условию задачи, еще раз внимательно анализирует его,
ищет ошибку в своих рассуждениях или вычислениях. В данном случае
предлагается полная ориентировочная основа действий с конкретными указаниями как последовательности действий, необходимых для решения,
так и способа вычислений.
Учащиеся, затрудняющиеся в выборе арифметических действий,
которыми решается задача, вместе с условием задачи получают карточку, на
которой записана схема решения задачи:
: =
. =
схему могут быть введены некоторые числовые данные, например:
1) 72 : = 12
2) . = 48
Схематический образец решения задачи на карточке помогает ученику
спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи,
способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических
действий, которыми решается задача.
Задача 2. Ручка стоит 12 рублей, карандаш – 4. Сколько стоит
пенал, если за всю покупку заплатили 36 рублей?
На карточке дана задача и составлены различные выражения из данных,
включенных в условие задачи.
Ученику дается задание объяснить, что обозначает каждое выражение
для данной задачи, и выбрать те выражения, которые являются решением
задачи:
Объектом анализа ученика при выполнении задания становятся
арифметические действия, которые можно произвести с данными задачи при
условии постановки разных вопросов. Решение задачи предполагает
выполнение учащимися контрольных действий по сопоставлению выявленных
связей между данными задачи и действиями с этими данными,
представленными на карточке в виде выражений.
Задача 3. Теплоход шел со скоростью 30 км/ч и был в пути 4 часа.
На обратный путь он затратил 3 часа. С какой скоростью он шел на
обратном пути? После решения данной задачи учащимся дается задание: «Используя
правило нахождения пути и скорости, проверьте свое решение»:
чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время;
чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
Данное задание предполагает актуализацию усвоенных ранее
теоретических правил. Записанное на карточке правило выполняет функцию
своеобразного образца, используя который ученик контролирует правильность
своих действий.
Задача 4. В море вышло 20 лодок. Вернулось 8 больших и 6
маленьких лодок. Сколько лодок осталось в море?
Учащимся предлагается решить задачу по плану:
Найди, сколько лодок вернулось. Найди, сколько лодок осталось в море.
Запиши решение выражением.
Вспомни, как можно вычесть сумму из числа (можно вычесть первое
слагаемое, затем – второе; или вычесть второе слагаемое, а затем первое),
и запиши полученное выражение.
Объясни каждое выполняемое действие (что находим первым действием,
что – вторым).
Предложенные варианты заданий к задачам нацеливают ученика на
осознанный контроль своих действий,
анализ их содержания,
последовательности, правильности и соответствия заданным схемам и
образцам действий.
Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых
дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах
учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и
целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает
положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков,
предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и
самостоятельность мышления учащихся. Уровень сформированности навыков
самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения
программного материала, так и развитие способности к саморегуляции.
Перспектива дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске
более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на
различных этапах обучения решению задач, при самостоятельном составлении
задач и при решении задач различными способами
Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников с ОВЗ решению текстовых задач
Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников с ОВЗ решению текстовых задач
Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников с ОВЗ решению текстовых задач
Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников с ОВЗ решению текстовых задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.