Материал представлен на тему: Формирование социально-перцептивной стороны общения дошкольников в ДОУ средствами игровых технологий. В нем идет описание общения детей со сверстниками и взрослыми и как игровые технологии влияют на социально-перцептивную сторону общения дошкольников, так как игра является ведущим видом деятельности.
Формирование социальноперцептивной стороны общения
дошкольников в ДОУ средствами игровых технологий
Проблема общения детей дошкольного возраста всегда вызывает особый
интерес у различных исследователей.
Актуальность проблемы общения дошкольников еще больше возрастает
в связи с тем, что дошкольный период сензитивен для формирования у
ребенка коллективистических качеств, гуманного отношения к окружающим
его сверстников, умения взаимодействовать с ними.
К проблеме общения детей дошкольного возраста обращались многие
отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,
А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С.
Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.
Маслов, А. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др.
Андреева Г.М. утверждала, что общение – это сложный процесс
взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а
также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение
характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека
процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и
невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
М.С.Каган рассматривает общение, как форму деятельности,
осуществляемую между людьми как равными партнерами и приводящая к
возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в
общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как
двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
А.А. Леонтьевым общение понимается как процесс установления и
поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми илииными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между
собою в психологическом отношении.
М.И. Лисина даёт определение, что общение это взаимодействие 2х и
более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью
налаживания отношений и достижение общего результата.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения
и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это
необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной
личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Я.Л. Коломинский отмечает, что дошкольный возраст сензитивен для
образования добрых чувств к другим людям. В обществе именно сверстников
наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и
понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе
формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие,
стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить
радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество,
обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.
Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом,
оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного
взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом
возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью.
Нарушение общения оказывает неблагоприятное воздействие в целом на
психическое развитие ребенка.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей.
Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и
другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него
будут контакты со сверстниками.Социальноперцептивная сторона общения – это одна из основ
формирования навыков общения дошкольников, и лучше всего это
происходит с помощью игровых технологий.
В основе игровых технологий заложена игра, которая является ведущим
видом деятельности детей, в которой отражаются различные стороны жизни,
особенности взаимоотношений взрослых, уточняются знания об окружающей
действительности. Игра есть, своего рода, средство познания ребенком
действительности.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает
существенным признаком — четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно
познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при
помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство
побуждения, стимулирования к активной деятельности.
Главная цель игровой технологии создание полноценной
мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в
зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и
уровня развития детей.
Игровые технологии занимают важное место в образовательно
воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию
познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и выполняют
ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики
материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые
умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся,
развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра один из
приёмов преодоления пассивности детей.Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятым
позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с
окружающими людьми. Ребёнок продвигается в развитии речевого общения и
общения посредством выразительных движений, действий, отражающих
эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. И
здесь важная роль отводится игровым технологиям, эффективное применение
которых позволяет направить общение детей в нужное русло.
Игровые технологии занимают важное место в образовательно
воспитательном процессе дошкольников, так как не только способствуют
раскрытию познавательных интересов и активизации деятельности детей, но и
решают ряд задач, в числе которых: правильно организованная с учётом
специфики материала игра тренирует память, помогает детям выработать
речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность
дошкольников, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра один из приёмов преодоления пассивности детей.
Таким образом, применение игровых технологий в формировании
социальноперцептивной стороны общения дошкольников, позволяет сделать
вывод о том, что игра является мощным средством воспитания дошкольников,
в том числе социально – перцептивной стороны общения дошкольника,
который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает
окружающий мир, выстраивает взаимоотношения друг с другом, адекватно
воспринимает своих сверстников.