Презентация к докладу по теме: "Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"
Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом
на уроках в начальной школе
Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и
понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано.
Я. Б. Княжнин
В ФГОС НОО одним из требований к образовательному процессу в формировании
УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
Умение работать с текстом – самый главный интегративный продукт, основа
интеллектуальных умений человека.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в
первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение
читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании
общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения
рассматривания книги и активного слушания.
Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести
существенный вклад в процесс формирования основ читательской
самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит
становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее
благоприятный период для формирования читательской компетентности.
Читательская компетентность – это особая форма личностного образования,
отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе
изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в
обществе.
Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного
отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять,
сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося
осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в
целом.
Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную
школу (общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте
второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том
числе на электронных носителях).
А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:
правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научнопопулярный
текст (независимо от скорости);
выделять главную мысль текста;
описывать устно объект наблюдения и т.д.
Все эти умения и есть «площадка» для чтения в целях самообразования. В связи с
этим изменяются требования к обучающим эффективному чтению, то есть к
учителям, в первую очередь – учителям начальных классов.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
до чтения текста,
во время чтения текста,
после чтения текста.
Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.
Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения.
Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее
составляющие;
собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла
информации.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных
для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.
Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом,
таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания
текста, размышление о читаемом, отношение к нему.
Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих:
предтекстовую, текстовую, послетекстовую.
Стратегии предтекстовой деятельности
Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения;
ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами,
используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста
и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к
чтению.Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось
одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю
понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап
предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие
наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
«Мозговой штурм».
«Глоссарий».
«Ориентиры предвосхищения».
«Батарея вопросов».
«Предваряющие вопросы».
«Рассечение вопроса».
«Алфавит за круглым столом»
«Соревнуемся с писателем».
«Мозговой штурм»
Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих
отношение к теме текста.
Ход работы:
Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас
по поводу заявленной темы?
Учитель записывает все называемые ассоциации.
Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при
«Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
«Рассечение вопроса»
Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на
основе его заглавия.
Ход работы:
Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы
думаете, пойдет речь в тексте?
«Соревнуемся с писателем»
Цель – мотивировать человека на прочтение книги.
Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один
ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
Стратегии текстовой деятельностиЦель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов
чтения: выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее
подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во
время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является
остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных
и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить
дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым
работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее
эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной
форме, с руководствами по чтению.
Стратегии
1 «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
2 «Чтение про себя с вопросами».
3 «Чтение про себя с остановками».
4 «Чтение про себя с пометками».
5 «Чтение в парах – обобщение в парах».
«Чтение в кружок»
Ход работы:
1 Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с
пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить,
понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы
передаем следующему чтецу.
2 Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его
ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более
усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Ход работы:
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться
вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз
содержания последующего отрывка.«Чтение в парах – обобщение в парах».
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса,
задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик
поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде
одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по
существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Чтение про себя с пометками»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию,
формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по
следующему алгоритму:
V Знакомая информация
+ Новая информация
Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует
активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию,
формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.
Стратегии послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в
самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более
масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением,
углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской
интерпретации авторским смыслом.
Стратегии послетекстовой деятельности:
1. «Отношение между вопросом и ответом»
2. «Вопросы после текста»
3. «Таймаут»
4. «Проверочный лист».
«Отношение между вопросом и ответом»Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он
может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1,
чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста,
если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать,
соединяя их.
Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя
то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель
интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста
и читатель ищет его в своих знаниях.
Тайм – аут
Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и
группе
Прочитайте самостоятельно про себя 1й абзац. Дальше работайте в парах.
Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в
правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после
завершения работы с текстом.
Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали
из текста.
Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно
завоёвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений.
Для диагностики читательских умений, как правило, предлагаются информационные
блоки и задания к ним. Задания по работе с текстами ориентированы на проверку
трёх групп умений:
общая ориентация в тексте;
глубокое понимание текста;
применение информации из текста в учебнопрактических задачах.
Тесты по диагностике читательских умений
Пример 1. Общая ориентация в тексте
Расцвет шиповника
Шиповник, наверное, с весны ещё пробрался по стволу к молодой осинке, и
вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она
вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы,
басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и мёду
домой захватить.
О каких растениях рассказывает писатель? Подчеркни одной чертой их
названия.
О каких насекомых идёт речь в тексте? Подчеркни их названия двумя чертами.
В каком важном событии принимают участие и те и другие? Закрась нужное
слово жёлтым цветом.
Разгадай секрет: какой подарок сделал осинке шиповник? Подчеркни слова,
которые об этом говорят, волнистой линией.
Закрась голубым цветом все слова и выражения, которые рассказывают о
растениях и насекомых как людях.
Пример 2. Оцените достоверность информации
Используя книгу «Живая природа Ненецкого автономного округа», найди в ней
описание куропатки.
Куропатки зимой белые, под цвет снега, летом меняют белые одежды на
пёстренькие, под цвет мхов и лишайников. Живут на земле, умеют быстро
бегать и хорошо прятаться. Куропатки взлетают над землёй только в случае
крайней опасности. Летом питаются разными растениями. Зимой наступают
сложные времена: чтобы выжить, надо отыскать почки, ветки кустарников и
кустарничков. (Текст из книги)
1. Куропатки зимой белые, летом меняют белые одежды на пёстренькие.
2. Живут и кормятся куропатки в основном на земле, взлетают только в
крайнем случае.
3. Летом куропатки питаются в основном насекомыми, зимой почками и
ветками кустарников.
4. Гнездо куропатки устраивают в конце апреля — начале мая, а в середине июня
у них уже появляются птенцы.
Прочитай информацию о куропатке в книге и текст, который приведён ниже и
выполни задания.
Задание 1. Какая ошибка в описании признаков куропатки допущена в этом тексте?
Запиши номер предложения, в котором содержится неверная информация о
куропатке.
Задание 2. Какие сведения о куропатке, приведённые в тексте, ты не смог проверить
при помощи книги.
Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у
учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и
являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного,
развивающего обучения.Данный подход «учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать,
организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и
воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя"
Наша задача капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.