"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"
Оценка 5

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

Оценка 5
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
25.06.2018
"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"
Презентация к докладу по теме: "Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"
Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом.docx
Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано. Я. Б. Княжнин В ФГОС НОО одним из требований к образовательному процессу в формировании  УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; работа с текстом: преобразование и интерпретация информации; работа с текстом: оценка информации. Умение работать с текстом – самый главный интегративный продукт, основа  интеллектуальных умений человека. Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в  первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение  читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании  общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения­ рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести  существенный вклад в процесс формирования основ читательской  самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит  становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее  благоприятный период для формирования читательской компетентности.  Читательская компетентность – это особая форма личностного образования,  отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе  изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в  обществе. Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного  отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять,  сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося  осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в  целом. Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную  школу (общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте  второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для: ­ самостоятельного чтения книг; ­ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; ­ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; ­ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том  числе на электронных носителях). А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь: ­ правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно­популярный  текст (независимо от скорости); ­ выделять главную мысль текста; ­ описывать устно объект наблюдения и т.д. Все эти умения и есть «площадка» для чтения в целях самообразования. В связи с  этим изменяются требования к обучающим эффективному чтению, то есть к  учителям, в первую очередь – учителям начальных классов. Работа с любым текстом предполагает три этапа:    до чтения текста, во время чтения текста, после чтения текста. Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения.  Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков: ­ различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; ­ распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее  составляющие; ­ собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла  информации. Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных  для достижения цели – полноценного освоения содержания текста. Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом,  таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания  текста, размышление о читаемом, отношение к нему. Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих:  предтекстовую, текстовую, послетекстовую. Стратегии предтекстовой деятельности Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения;  ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами,  используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к  чтению. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю  понимания прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап  предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие  наиболее продуктивные предтекстовые стратегии: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «Мозговой штурм». «Глоссарий». «Ориентиры предвосхищения». «Батарея вопросов». «Предваряющие вопросы». «Рассечение вопроса». «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся с писателем». «Мозговой штурм» Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих  отношение к теме текста. Ход работы: ­ Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас  по поводу заявленной темы? Учитель записывает все называемые ассоциации. ­ Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при  «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. «Рассечение вопроса» Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на  основе его заглавия. Ход работы: ­ Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы  думаете, пойдет речь в тексте? «Соревнуемся с писателем» Цель – мотивировать человека на прочтение книги. ­ Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один  ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. Стратегии текстовой деятельности Цель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов  чтения: выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее  подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во  время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.  Основным принципом стратегий этого этапа, этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных  и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым  работает читатель, тем большая помощь учителя ему необходима. Поэтому наиболее эффективными будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной  форме, с руководствами по чтению. Стратегии 1 «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). 2 «Чтение про себя с вопросами». 3 «Чтение про себя с остановками». 4 «Чтение про себя с пометками». 5 «Чтение в парах – обобщение в парах». «Чтение в кружок» Ход работы: 1 Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с  пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить,  понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы  передаем следующему чтецу. 2 Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его  ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. «Чтение про себя с вопросами» Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более  усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором». «Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Ход работы: ­ Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться  вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз  содержания последующего отрывка. «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса,  задавать проблемные вопросы. 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик  поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде  одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по  существу. Далее происходит смена ролей. 3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.  «Чтение про себя с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию,  формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по  следующему алгоритму: V Знакомая информация + Новая информация ­­ Я думал (думала) иначе ?      Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует  активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию,  формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать. Стратегии послетекстовой деятельности Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в  самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более  масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением,  углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской  интерпретации авторским смыслом. Стратегии послетекстовой деятельности: 1. «Отношение между вопросом и ответом» 2. «Вопросы после текста» 3. «Тайм­аут» 4. «Проверочный лист». «Отношение между вопросом и ответом» Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он  может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1,  чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста,  если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать,  соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя  то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель  интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста  и читатель ищет его в своих знаниях. Тайм – аут Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и  группе ­ Прочитайте самостоятельно про себя 1­й абзац. Дальше работайте в парах. ­ Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в  правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после  завершения работы с текстом. ­ Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали  из текста. Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно  завоёвывает ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений. Для диагностики читательских умений, как правило, предлагаются информационные блоки и задания к ним. Задания по работе с текстами ориентированы на проверку  трёх групп умений: ­ общая ориентация в тексте; ­ глубокое понимание текста; ­ применение информации из текста в учебно­практических задачах. Тесты по диагностике читательских умений Пример 1. Общая ориентация в тексте Расцвет шиповника Шиповник, наверное, с весны ещё пробрался по стволу к молодой осинке, и  вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она  вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы,  басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и мёду  домой захватить.      О каких растениях рассказывает писатель? Подчеркни одной чертой их  названия. О каких насекомых идёт речь в тексте? Подчеркни их названия двумя чертами. В каком важном событии принимают участие и те и другие? Закрась нужное  слово жёлтым цветом. Разгадай секрет: какой подарок сделал осинке шиповник? Подчеркни слова,  которые об этом говорят, волнистой линией. Закрась голубым цветом все слова и выражения, которые рассказывают о  растениях и насекомых как людях. Пример 2. Оцените достоверность информации Используя книгу «Живая природа Ненецкого автономного округа», найди в ней  описание куропатки. Куропатки зимой белые, под цвет снега, летом меняют белые одежды на  пёстренькие, под цвет мхов и лишайников. Живут на земле, умеют быстро  бегать и хорошо прятаться. Куропатки взлетают над землёй только в случае  крайней опасности. Летом питаются разными растениями. Зимой наступают  сложные времена: чтобы выжить, надо отыскать почки, ветки кустарников и  кустарничков. (Текст из книги) 1. Куропатки зимой белые, летом меняют белые одежды на пёстренькие. 2. Живут и кормятся куропатки в основном на земле, взлетают только в  крайнем случае. 3. Летом куропатки питаются в основном насекомыми, зимой почками и  ветками кустарников. 4. Гнездо куропатки устраивают в конце апреля — начале мая, а в середине июня у них уже появляются птенцы. Прочитай информацию о куропатке в книге и текст, который приведён ниже и  выполни задания. Задание 1. Какая ошибка в описании признаков куропатки допущена в этом тексте?  Запиши номер предложения, в котором содержится неверная информация о  куропатке. Задание 2. Какие сведения о куропатке, приведённые в тексте, ты не смог проверить  при помощи книги. Все представленные стратегии обучения чтению формируют смысловое чтение у  учащихся и формируют систему универсальных учебных умений, которые и  являются основой интеграции всех предметов, а в конечном итоге непрерывного,  развивающего обучения. Данный подход «учит анализировать, фокусировать, выбирать, отбирать,  организовывать, интегрировать читаемый материал и тем самым формирует и  воспитывает независимо мыслящего чтеца и читателя" Наша задача ­ капля за каплей собрать все стратегии и научить учащихся учиться.

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"

"Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках в начальной школе"
Скачать файл