Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—9 кл
15.05.2018
Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы
Сегодня важно разрабатывать и применять результативные образовательные практики, которые направлены на развитие у учащихся компетенций и умений человека 21 века: умения выстраивать коммуникацию, сотрудничать, ориентироваться в мире информации, критически мыслить, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, учиться и переучиваться. В то же время педагог не должен забывать и о формировании предметных компетенций учащихся. Связующим звеном является работа учителя по формированию терминологической грамотности учащихся. ЦЕЛЬ: овладение разными типами языкового выражения для более чёткого и ясного понимания научной терминологии, как общенаучной, так и специальной. ЗАДАЧИ: 1. Узнать значение термина. Разобраться в его форме и содержании. 2. Уточнить произношение и правописание термина. 3. Научиться переосмысливать термины в текстах разных стилей и учебных предметов. Работа с терминами - это важные условия формирования орфографической грамотности учащихся, овладение ими умениями чтения и анализа произведений различных стилей, а значит, залог успешной сдачи единого государственного экзамена.
курсы СТАТЬЯ- Работа с терминами.docx
Дорошенко Е.Ф., учитель русского языка и литературы  МАОУ с  углубленным изучением математики и английского языка  «Школа дизайна «Точка» г. Перми Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы Сегодня важно разрабатывать и применять результативные образовательные практики, которые   направлены   на развитие у учащихся компетенций и умений человека   21   века: умения   выстраивать   коммуникацию,   сотрудничать, ориентироваться в мире информации,  критически мыслить, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, учиться и переучиваться. В то же время педагог не   должен   забывать   и   о   формировании   предметных   компетенций   учащихся. Связующим                  звеном       является     работа учителя   по    формированию терминологической   грамотности   учащихся.  Думаю,   что   нет   преподавателя, который бы не сталкивался на уроках, учебных семинарах, на индивидуальных или групповых занятиях с проблемой терминологической безграмотности учащихся, с затруднениями в  определении  тех или иных научных терминов, в  понимании  их сущности, а также в свободном использовании терминологии в учебной и научно­ исследовательской деятельности. Чтобы благополучно миновать рифы ЕГЭ или ОГЭ,   сдающий   экзамен   точно   также,   если   не   больше,   заинтересован   в   точном понимании того или иного термина, иначе, например, поиски в тексте метафоры или   эпитета,   анафоры   или   эпифоры   будут   безрезультатными.   На   групповых   и индивидуальных занятиях при подготовке к экзамену я не раз сталкивалась с этой проблемой. Дети (подчас и взрослые) часто путают понятия, не зная значения слов­ терминов. Путают  ЭТИКУ  с ЭСТЕТИКОЙ, БАЗУ с  БАЗИСОМ,  ПСИХИКУ  с ПСИХОЛОГИЕЙ,   КАНОН   с   КАНУНОМ.     Чтобы   восстановить   в   памяти учащихся языковую картину мира, приходилось снова и снова расшифровывать такие ключевые понятия, как «язык» и «речь», «фонема» и «фонетика», «слово» и «словосочетание»,     «морфема»   и   «морфемика»,   «лексика»   и   «фразеология», «синтаксис» и «пунктуация», «предложение», «фраза», «высказывание», «текст». Знать терминологию изучаемого предмета, уметь пользоваться ею, нуждаться в ней при объяснении простых  и сложных вопросов – вот  чему мы должны научить, прежде чем пускаться в его глубины. 1 Термины,   или   шире   –   терминология   –   идеальные   типы   языкового выражения.  В них нуждается каждый, кто пытается овладеть научным знанием. Отсюда – нужда в овладении научным стилем речи. Любой учебник написан в научном   или   научно­публицистическом   стиле.  Термины – специальные  слова или словосочетания, точно обозначающие понятия в той или иной области науки. При этом в разных отраслях науки – своя терминология. Чем больше мы употребляем слов­терминов, тем скорее убеждаемся в том, что в научном стиле общеупотребительные слова используются в их прямом значении. Сразу   оговорюсь:   всё,   о   чём   мы   сейчас   поговорим,   касается   не   только занятий по русскому языку и литературе. Цель современного образования стала соотноситься   с   формированием   ключевых   компетенций   (в   данном   случае   – коммуникативной   и   языковой).   А   разве   в   них   не     заинтересованы   учителя математики, физики, химии и др.? Разве не с определения основных терминов мы начинаем   раскрывать   тему?   Даже   если   урок   (занятие   групповое   или индивидуальное) посвящён отработке практических навыков, то начинать сразу с практики   нецелесообразно.   Иначе   ученик   приспособится   к   чужому   алгоритму, будет надеяться на так называемый, очень популярный в его среде «метод тыка» и на «авось попаду». Конечно, времени на отработку терминологии у нас всегда не хватает. Но если я пренебрегу этим отрезком учебного времени, потом  потеряю больше. Итак,   что   бы   я   порекомендовала   вам,   уважаемые   коллеги,   на   этапе отработки   терминологии?   Хочу   представить   вам   технологию   формирования терминологической грамотности учащихся «4 шага» ШАГ   1.     Прежде   всего   внимательно   отнестись   к   терминам,   которые понадобятся при изучении (или повторении) темы. У каждого термина, как и у каждого слова, есть  форма и содержание,  то есть оболочка   и суть. Конечно, содержание важнее. Но что мы воспринимаем сначала?  Форму. Например, слово длинное   или   короткое:  «троп»  (средство   выразительности   в   художественном тексте) – «метафоризация» (способность художественного текста воздействовать  «Число»  ­ на   наше   образное   мышление   при   помощи   переноса   признака). «дифференциальное   исчисление»   «квантовый генератор»  (физика).  «Ген»  ­  «генетическая модификация»  (биология) и т.д. Иногда привлекает внимание состав слова­термина: аббревиация, адъективация, сублимация, генотип, матанализ, эссе, синекдоха, парцелляция и т.д. (математика).  «Квант»  ­ 2 ШАГ 2. Переварив форму, пускаемся в глубины содержания термина. Чаще всего термины ­ это заимствованные слова, что объясняется их общемировым и общеязыковым значением. Простой пример. «ОРФОГРАФИЯ». Греческие корни ortho’s – правильный и gra’pho – пишу обычно известны учащимся, поэтому они, легко складывая их, образуют слово­термин «правописание». По аналогии можно определить   и   значение   терминов   «ОРФОГРАММА»   (где  gramma  –   письмо)   – написание, соответствующее правилам орфографии, «ОРФОЭПИЯ» (где  e’pos  – речь)  –  правильная   речь,  отсюда   – «нормы   произношения».  Если   обратиться   к Словарю В.И. Даля, то можно узнать, что, например,  термин ПРИЧАСТИЕ – «это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного».  А ДЕЕПРИЧАСТИЕ, имея   сильную   глагольность,   обозначает   добавочное   действие,   оно   чрезвычайно «дееспособно».   С   этой   «вивисекции»   слова­термина   часто   просто   необходимо начинать  (или заканчивать) тему.   ШАГ 3.  Уточнив значение и происхождение слова­термина, необходимо, на мой взгляд, усвоить его  произношение и правописание. Так, надо предлагать учащимся   только   литературную   норму.   Например,   не   только   выяснить   смысл слова­термина, но и попросить произнести и записать (термин ИДЕНТИЧНОСТЬ (тождественность)   ­не   «иНдентичность»).   Или:   трудный   для   произношения   и написания термин АББРЕВИАТУРА (от итальянского abbreviatura – cокращение). Произносить   и   записывать   полезно   математические   термины:   АСИММЕТРИЯ, ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ   ИСЧИСЛЕНИЕ,   даже   такое   распространённое   слово, как УРАВНЕНИЕ и ЕДИНИЦА. То же относится и к физике, химии, биологии, информатике. Записывая термины на занятиях по русскому языку и литературе, я не   раз   убеждалась   в   том,   что   такие   слова,   как   СУФФИКС,   ФРАЗЕОЛОГИЯ, ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ,   АЛЛИТЕРАЦИЯ,   АССОНАНС,     ЭЛЛИПСИС   ученики стараются или сокращать до неузнаваемости, или избегать в письменной речи. А термины биологические, общественно­политические, а неологизмы компьютерной эпохи!   Проведите   словарный   терминологический   диктант   из   10­15   слов   –   и убедитесь сами. ШАГ 4. Есть ещё один способ добиться точного понимания терминологии. Это переосмысление научных терминов в текстах разных стилей. Чаще всего помогает сочетание научного стиля и слов так называемой нейтральной лексики. Пример: ФИЛОЛОГИЯ – «любовь к слову», АДЪЕКТИВАЦИЯ – «переход слов других частей речи в прилагательные» (от причастий­ «рубленый», «крашеный»), СУБСТАНТИВАЦИЯ – «переход других частей речи в разряд существительных» («столовая», «учащиеся», «пленный» «первое» и т.д.). Кроме того, очень часто 3 термин   иноязычного   происхождения   может   быть   заменён   исконно   русскими словами.   МЕТАФОРА   –   уподобление   («вся   соль   анекдота»),   МЕТОНИМИЯ   – перенос («читаю Пушкина»), АЛЛЕГОГРЯ – иносказание (« и волки сыты, и овцы целы»), ИРОНИЯ – переименование по прямой противоположности  сказанному («Отколе, умная, бредёшь ты голова?»), ГИПЕРБОЛА – преувеличение («тысячу раз   тебе   говорил»),   ЛИТОТА   –   преуменьшение   («   мужичок   с   ноготок»), ПЕРИФРАЗА (или ПЕРИФРАЗ) – замена названия описанием («рыжая плутовка», автор «Героя нашего времени») и т.д. К счастью, в русском языке сохранились чисто «русские» термины: ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ, ГЛАГОЛ,  ЛИЧНЫЕ и БЕЗЛИЧНЫЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ,   УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ,     ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ,   СРАВНЕНИЕ   и   т.д.   Математики переосмысливают русское слово ПРЯМАЯ, используют русский суффикс «дцать» = «десять» (ОДИННАДЦАТЬ, ДВЕНАДЦАТЬ и т.д.,) слова ДЮЖИНА, ОСЬ и т.д. Биологи,   химики   и   физики   переосмыслили   слово   КЛЕТКА;   как   русское, переосмыслено слово ПРИРОДА, словосочетание ВСЁ ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ НА ЗЕМЛЕ,   понятен   ученикам   термин   НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ,   ИЗМЕНЧИВОСТЬ ВИДОВ, КРОВООБРАЩЕНИЕ и т.д.   СОГЛАСОВАНИЕ,                 НА   ЗАНЯТИЯХ   ПО   ЛИТЕРАТУРЕ   изучение   терминологии   имеет специфику,   хотя   общий   подход   сохраняется.   Надо   ли   углубляться   в литературоведческую терминологию? Надо. Конечно, в том объёме, который не перекрывает сам процесс изучения литературного произведения, не заслоняет наслаждение художественным словом. Я уверена, что овладение литературными (литературоведческими)   терминами   способствует   не   только   изучению произведения,   но   и   осознанию   его   как   произведения   искусства,   умению интерпретировать, проникать в глубину сознания читателя. Более того, знание литературных   терминов   развивает   и   обогащает   устную   и   письменную   речь учащихся, воспитывает эстетический вкус, избавляет от поверхностного чтения.   они   узнают, В   5­6   классе,   думаю,   дети   уже   более   осознанно   изучают   литературное произведение. Они знакомятся с такими терминами, как ФОЛЬКЛОР, СКАЗКА НАРОДНАЯ и СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ, СКАЗ, ЛЕТОПИСЬ, РОДЫ И ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ,   что   есть   удивительные   СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ   ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ   (эпитет,   метафора,   гипербола, сравнение, и др.). Они знакомятся с различными жанрами литературы (РАССКАЗ, ПОВЕСТЬ,   ПЬЕСА),   с   такими   понятиями,   как   РИТМ,   РИФМА,   СПОСОБЫ РИФМОВКИ,   Они   выделяют   картины   ПЕЙЗАЖА,   начинают   знакомиться   с СЮЖЕТОМ, КОМПОЗИЦИЕЙ, ИДЕЕЙ произведения, с СИСТЕМОЙ ГЕРОЕВ и 4 т.д.   Невозможен   диалог   с   учениками   на   уроке   литературы   без   знания   этих терминов! Работая в старших классах, я постоянно опираюсь на термины, связанные с названиями литературных направлений (КЛАССИЦИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ,   РЕАЛИЗМ   и   т.д.)   Программа     в   9   классе   предполагает систематизацию   литературного   процесса   от   «Слова   о   полку   Игореве»   до подробного   изучения   эпохи   расцвета   русской   литературы  XIX  –XX  веков. Появляются   термины   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ   ТИП,   ПРОТОТИП,   углубляются понятия СЮЖЕТ, ФАБУЛА, СОЦИАЛЬНО­ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА, РОМАН­ ЭПОПЕЯ,   НОВЕЛЛА,   получают   более   широкое   освещение   все   средства художественной выразительности текста. Как сделать изучение произведения глубоким, но не заумным, как приблизить читателей к сложному миру великих русских писателей, не разрушив впечатление от прочитанного, сопереживая героям, но при этом помнить, что это не просто чтение,   а   осмысление?   Тут   снова   не   обойтись   без   терминологии.   Но   как   это осуществить? Попробуем воспользоваться простыми способами. Запишите на листочке одним­двумя   словами – терминами ответы на мои простые вопросы:  ­   Как   называются   художественные   образные   определения,   используемые     в произведениях   русского   фольклора,   например,   в   сказках?   Например,   «добр молодец» «красна девица», «тёмна ноченька»? (Постоянные эпитеты). ­ Как называют стихотворение  исторического содержания с острым, напряжённым сюжетом? (Баллада). ­ Цепь событий, о которых повествуется в сюжете, называется… (Фабула). ­ Способ развёртывания фабулы, последовательность в изображении событий, ряд картин в произведении – это… (Сюжет).  Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма). ­ Если в произведении главным является изображение чувств человека, то это… (Лирика). ­ А если действия героев? Конфликт? (Драма). 5 ­ А события?  (Эпос).  Вопрос можно усложнить: ­ Как называется род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе, а его специфику составляет сюжетность, конфликтность и членение на эпизоды?   Это… (Драма).  Можно пойти обратным путём и предложить учащимся оттолкнуться от термина, продолжив высказывание: Рассказ – это… Повесть – это… Роман – это… Лирический герой – это…  и т.д. Развивая творческое воображение, можно предложить  нарисовать термин, составить его схему, кроссворд. Можно   воспользоваться   методом  цитирования.  Изучая   лирическое произведение   и   средства   художественной   выразительности,   зачитываем поэтические строчки и просим учащихся назвать этот троп или фигуру речи. Вот строки   поэта   А.   Майкова:   «Уходи,   зима  седая…»   (Эпитет).   «Золото,   золото падает   с   неба…»   (Метафора).   «Мы   стояли,   точно   в   клетке   золотой…» (Сравнение).  А вот пример из стихов К. Симонова:   Жди, меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди. Жди, когда снега метут, жди, когда жара…  Это же золотая россыпь поэтических тропов и фигур речи! Чтобы   показать   учащимся  способы   рифмовки  и   назвать   их,   можно предложить составить четверостишие по опорным словам: ………сияет                         ……….пушистый ……….селом                       ………..кружится 6 ……….сверкает                  …………тихо  ……….огоньком                 …………ложится Ещё вариант. Предложите задания (в группе или индивидуально): *   Выписать   из   произведения   известные   средства   выразительности   и   дать   им название. * Установить соответствие (произведение и его жанр). *  Составить клише для анализа стихотворного и эпического текста. * Создать опорную схему анализа стихотворного или эпического текстов. (Каждое задание предъявить в форме презентации). Эти   и   подобные   простые   задания   помогут   учащемуся,   постигая терминологию,  самостоятельно разобраться в структуре произведения, его форме и содержании. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ПРИ РАБОТЕ С ТЕРМИНАМИ Одной из практик деятельностного и творческого характера, направленной на улучшение качества чтения и письма и  развитие метапредметных УУД, является  ИНСТРУКТИВНОЙ   КАРТЫ   ТЕРМИНОВ. составление   обучающимися   (Идея Курышевой Л.П., учителя русского языка МОУ «СОШ с углублённым изучением отдельных предметов № 8», Вологодская обл.) 1. Карта представления – опорная запись, дающая представление о термине как   понятии   и   слове,   история   его   введения,   значение,   происхождение   и образование, анализ морфемной структуры, фиксация в словарях. 2. Карта   наблюдения  –   запись,   требующая   объяснения,   наводящая   на раздумье о новом термине со всеми его значениями. 3. Карта ­ задание  – материалы для освоения термина, норм произношения, употребления. 4. Карта  –  образец   –  тексты   с   различными   вариантами   использования термина. 5. Карта­проект  –   творческое   групповое   или   индивидуальное   задание, иллюстрирующее уровень освоения терминологии по изучаемой теме.                  Инструктивная   карта   –   один   из   эффективных   способов   работы   с терминологией.   С   одной   стороны,   учащиеся   усваивают   систему   терминов   по 7 данному предмету, а с другой – знакомятся с общенаучными и специфическими терминами. При этом овладевают научным стилем, т.к. термины – идеальные типы языкового выражения. Данная КАРТА может быть составлена как индивидуально, так и в группе. Предполагаемые результаты: 1. Уточнение значения научных терминов, усвоение  их формы и содержания. 2. Правильное произношение и правописание слов­терминов. 3. Понимание, переосмысление терминов в текстах разных стилей. 4. Совершенствование научного стиля речи, сознательное его употребление. ОПИСАНИЕ КАРТЫ: КАРТА   ПРЕДСТАВЛЕНИЯ   –   опорная   запись,   дающая   представление   о термине как понятии и слове, история его введения, значение, образование, анализ морфемной структуры, фиксация в словарях. КАРТА   НАБЛЮДЕНИЯ   –   запись,   требующая   объяснения,   наводящая   на раздумье о новом (старом) термине на основании имеющихся знаний. Как итог записи – вывод об области применения и функциях данного термина. КАРТА   произношения, употребление в речи. КАРТА   –   ОБРАЗЕЦ   –   тексты   с   различными   вариантами   использования термина. КАРТА – ПРОЕКТ – творческий продукт самих учащихся, иллюстрирующий уровень освоения терминологии по изучаемой теме.     ­   ЗАДАНИЕ   –   материалы   для   освоения   термина,   норм Подводя   итог   сказанному,   хочу   ещё   раз   сформулировать   цели   и   задачи изучения терминологии. ЦЕЛЬ: овладение разными типами языкового выражения для более чёткого и ясного понимания научной терминологии,  как общенаучной, так и специальной. ЗАДАЧИ: 1. Узнать значение термина. Разобраться в его форме и содержании. 2. Уточнить  произношение и правописание термина. 3. Научиться переосмысливать термины в текстах разных стилей и учебных предметов. 8 Итак,  использование технологии «4 шага», а также  инструктивной карты  по работе   с   терминами   ­   это    важные   условия   формирования орфографической грамотности   учащихся,   овладение   ими     умениями   чтения   и анализа произведений различных стилей, а значит, залог успешной сдачи единого государственного экзамена.   Спасибо  за сотрудничество! ЛИТЕРАТУРА:  Курышева Л.П. Инструктивная карта как один из эффективных способов работы с   терминологией   на   уроках   русского   языка.   ­   Открытый   класс.   Сетевые образовательные сообщества. www   .  openclass      .  ru   /  node  194797 Голуб И. Б. Стилистика русского языка.­ М., 2001 Даниленко В.П.  Русская терминология. Опыт лингвистического описания. – М., 1972 9

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование терминологической  грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018