о
В о п р о с
м о т и в а ц и и
е с т ь
у ч е н и я
о
в о п р о с
п р о ц е с с е
с а м о г о
у ч е н и я .
П . Я .
Г а л ь п е р и н
не от меня;
они будут
открывать это новое
сами.
«Мои ученики
будут узнавать новое
Моя главная задача –
помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И.Г.Песталоцци
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин
Учебная мотивация — необходимое
условие дальнейшего успешного
обучения. Одной из задач, которые
должны решаться в начальной
школе, является создание условий
для формирования положительной
учебной мотивации и дальнейшего
её развития у младших школьников.
Мотивы учения
младших школьников
Непосредственнопобуждающие
(яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку,
заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием)
Учебно познавательные
(интерес к знаниям, любознательность)
Перспективнопобуждающие
(ответственность, стремление хорошо
окончить школу, хорошо работать)
Развитие учебной мотивации — это процесс
длительный, кропотливый и целенаправленный.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у
младших школьников формируется через проведение
уроковпутешествий, уроковигр, уроковвикторин,
уроковисследований, уроковвстреч, сюжетных
уроков, уроков защиты творческих заданий, через
привлечение сказочных персонажей, игровую
деятельность, внеклассную работу и использование
различных приёмов. Своевременное чередование и
применение на разных этапах урока разнообразных
форм и приёмов формирования мотивации укрепляет
желание детей овладевать знаниями.
Начало урока
Объяснение нового
материала
Закрепление,
тренировка, отработка
умений
•Интеллектуальная
разминка
•Прогнозирование
•«Данетка»
•Удивляй !
•Отсроченная отгадка
•Игра «Наоборот»
•Театрализация
•Привлекательная цель
•Удивляй !
•Вопрос к тексту
•Лови ошибку
•Театрализация
•Проблемные ситуации
•Цепочка
•Игра тренинг
•Веселые
соревнования
•«Данетка»
•Фантастическая
добавка
•Творческие
задания
Конец урока
Домашние задания
Повторение
Отсроченная загадка
•Три уровня домашнего
задания
Необычная обычность
Творчество работает на
будущее
•«Данетка »
•Цепочка
•Проблемные ситуации
•Творческие задания
Игра «Наоборот».
ЙЫРБАРХ КОНЕПО.
Приём «Фантастическая добавка»
Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует
работу ума, как удивительное.
Данетки: 1. В корзинке было шесть яблок, а в комнате —
шесть девочек. Каждая взяла по яблоку, но одно яблоко
осталось в корзинке. Почему?
2. Однажды мужчина и его сестра ходили по магазинам. Вдруг
мужчина сказал: «Вон тот парень мой племянник. «Верно, —
ответила сестра. — но мне он не племянник». Как же так?
(Мальчик был сыном женщины и, следовательно,
племянником ее брата).
3. Гренландия огромный остров, покрытый снегом и льдом.
Почему человек, открывший этот остров, назвал его
Гренландией, т. е. Зеленой страной? (Гренландию открыл
примерно в 982 г. скандинавский ярл Эрик Рыжий. Он
стремился побудить людей селиться там и поэтому назвал
страну Гренландией, так как это название могло привлечь их
(на англ. языке greenland — «зеленая земля»). Это один из
ранних примеров сознательной дезинформации).
Интеллектуальная разминка:– Сегодня мы будем
читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он
празднует свой день рождения 18 ноября, и именно с этого
времени ему можно писать письма. Его дом находится в
Великом Устюге.
– Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?
– Какие дети могут быть у Деда Мороза?
Приём «Удивляй». В юговосточной Азии на острове Шри
Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных
листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним
таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки.
Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Путешествие в прошлое
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и
удерживает интерес в течение длительного отрезка
времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная
отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце
урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на
следующем уроке мы познакомимся с частью слова,
которая помогает образовывать новые слова.
При сообщении темы урока и его цели использую приём
«Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких
произведений и определите жанр произведения, с которым
будем работать на уроке.
«У страха глаза
велики»
«Морозко»
«Курочка Ряба»
игровых
Формированию учебной мотивации способствует умелое
использование
элементов
занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов
формирования мотивации к обучению в 12 классах является игра.
При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной
деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
ситуаций
и
других
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна
даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой,
необычной, познавательной и запоминающейся.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть,
разгадывать загадки,
раскрывать тайны.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны.
Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная
работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать
большое количество однообразных упражнений, нужно
включить их в игровую оболочку, в которой эти действия
выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях
использую приём «Привлекательная цель».
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться,
выполняя по очереди действия в соответствии с определённым
правилом, когда всякое последующее действие зависит от
предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников
можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки,
и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных
персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного
интереса к предмету обеспечивается через содержание и
формулировку заданий, форму подачи материала.
«Расставь числа в порядке возрастания, подставь вместо чисел
соответствующие буквы и ты узнаешь тему урока»
46
32
89
37 84 48
61 25
75 94
64
20
57
а
о
р
щ
у
д ф л
г
ы
и
п
ь
20,25,32,37,46,48,57
61,64,75,84,89,94
За время работы заметила, что больший интерес
школьники проявляют к той информации, которая
помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому
обучение обязательно нужно связывать с
практическими потребностями ученика. Введение в
теорию осуществляю через практическую задачу,
полезность решения которой очевидна ученикам:
найти площадь класса, средний возраст членов
семьи.
Тема «Термометр»
Проблемные вопросы
Почему термометр иногда называют термоизмеритель или
градусник?
Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным
термометром?
В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Проблемная задача
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха
+5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный
термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут,
она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости
показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного
выше, чем было на самом деле?
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик
реализует свой потенциал, получает реальные результаты
своего труда. Для этого используются творческие задания:
составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение
сказок, издание книжек.