В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что. По данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40 %- хронические заболевания. Потеем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз- возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза- патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 4 раза -психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа-интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и готовим выпускников, ориентированных наВ соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем более важно, что. По данным Министерства здравоохранения России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40 %- хронические заболевания. Потеем же данным, среди школьников за период обучения в 5 раз- возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза- патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 4 раза -психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школа-интернат является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и готовим выпускников, ориентированных на
Формирование здоровьесберегающей
и социально и социальноадаптированной
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников
отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Это тем
более важно, что. По данным Министерства здравоохранения России, лишь
14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения,
3540 % хронические заболевания. Потеем же данным, среди школьников за
период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений зрения, в 3 раза
патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 4 раза
психические расстройства. Забота о сохранении здоровья воспитанников
стала предметом особого внимания нашего коллектива. Школаинтернат
является негосударственным учреждением, и мы выполняем заказ открытого
акционерного общества «Российские железные дороги» и готовим
выпускников, ориентированных на железнодорожные профессии. Компания
нуждается в молодых работниках инициативных, с высоким уровнем
профессионализма, повышенной адаптивностью к новым и изменяющимся
условиям труда, ответственных за результаты своей работы в компаниях и
самое главное з д о р о в ы х!
В школе были проведены исследования с целью, выявления реального
уровня развития готовности педагогического коллектива к осуществлению
здоровьесбережения в образовательном процессе, которые показали
достаточную готовность педагогов в рассмотрении аспекте.
Здоровье понятие комплексное. Оно зависит от социально экономического
положения детей, экологической обстановки в местах их проживания,
качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с
детьми медиков и педагогов, функционирования системы здоровья,
психологического климата в семье и школе. А ведь в школе интернате
ребенок проводит примерно 185 дней в году. В связи с вышеизложенным нами
была определена проблема школы: «Личностногуманистическое
образование и воспитание учащихся со здоровьесберегающим
сопровождением, ориентированное на железнодорожную
направленность выпускника», целью которой было проектирование
образовательного пространства, обеспечивающего развитие всех сфер
личности ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно
нравственной, социальной в соответствии с его природными задатками,
интересами и желаниями, его индивидуальным темпом в развитии, сохраняя
при этом физическое и психическое здоровье.
Следует подчеркнуть, что для создания здоровьесберегающей среды в
условиях школыинтерната мы детально проанализировали факторы, которые
могут оказывать прямое влияние на здоровье воспитанников.
Все эти факторы мы разделили на 3 категории: Все эндогенные факторы, то есть неизбежные с ними необходимо
считаться, нет способов их изменить;
корректируемые действие которых можно в некоторых случаях
корректировать;
устранимые негативное влияние которых можно снизить,
нейтрализовать, исключить.
Все внутришкольные факторы, относящиеся к корректируемым и
устранимым, мы учитывали при организации воспитательнообразовательного
процесса, то есть именно на них направлены наибольшие усилия работников
школы.
При создании условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья
мы определили концептуальную основу изучения физического, психического,
социального, духовноличностного здоровья человека.
В обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
для соматического, т.е. телесного и физического «я могу»;
для психического « я хочу»;
для нравственного –« я должен».
Педагог школыинтерната ориентирован, прежде всего, на сохранение и
укрепление психосоматического и духовнонравственного здоровья.
Модель управления школой «Здоровье и развитие»
Для создания здоровьесберегающей среды на научной основе каждый из
субъектов здоровьесберегающей деятельности выполняет свои функции,воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер
воздействия субъектов различен, и только их совместная деятельность может
обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.
Школаинтернат работает в режиме шестидневной рабочей недели.
Каждый учительпредметник ознакомлен с функциями по
психомоторных способностей школьников на своем уроке.
развитию
Формы организации физической культуры.
Урок
Утренняя зарядка
Самостоятельные занятия
Индивидуальные занятия с учащимися
Физкультминутка
Физкультпаузы
Подвижная перемена
Спортивный час
Спортивная секция
Спортивные соревнования по отдельным видам
Спортивный праздник
Туристические слеты
День здоровья
Педагогический коллектив школыинтерната разработал цикл
тематических дней здоровья.
Формы проведения дней здоровья
1. Военные сборы (для старших классов).
2. Смотры по ГО и военной подготовке.
3. Брейнринг «Мое здоровье в моих руках».
4. Поле чудес по теме: «Здоровая молодежьэто модно!»
5. Предметные эстафеты.
6. Спортивные эстафеты.
7. Ярмарка подвижных игр.
8. Лотмарафоны.
9. Первенство подвижных игр «Снайпер», «Лапта».волейбол,
баскетбол, футбол, спортивное ориентированное.
10.Пожарные учения.
11.Папа, мама и я – спортивная семья.
12. Лыжные гонки
13.Поезд здоровья .
14
Дни здоровья и многие другие.Занятия физической культурой – 2 часа в неделю, проходят в спортивном
зале, на улице (весна, осень, зима) в соответствии с погодными
особенностями и экологической обстановкой (легкая атлетика, лыжная
подготовка, коньки, спортивные игры). Ребята начальных классов ведут
дневники спортивных достижений, получают знания по физической культуре,
для каждого воспитанника – индивидуальное. В школе введены Олимпийские
четверти, по итогам которых награждаются витаминными призами отдельные
класса, у которых по физической культуре максимальное количество оценок
«5».
Воспитанники школыинтерната занимаются в спортивных секциях,
которые способствуют их самореализации. Работают секции баскетбола,
тенниса, волейбола, спортивного ориентирования и др.
Мы считаем, что достаточно высока роль здоровьесберегающих подходов,
способствующих развитию школыинтерната как системы, способной готовить
профессиональные кадры в области железных дорог. Анализ заболеваемости
показывает, что улучшаются показатели здоровья воспитанников.
Совершенно очевидно, что практическая реализация здоровьесберегающих и
здоровьесозидающих программ способствует формированию
образовательного пространства, что возможно только при условии
использования современных информационных технологий, средств и методов
сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья
учащихся и педагогов.
В процессе поиска оптимальных путей формирования здоровья и развития
личности мы пришли к выводу, что только знание типологии ребенка и
определяет соответствие его индивидуальных особенностей выбору
профессии.