Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Оценка 4.8

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Оценка 4.8
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
10.02.2018
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля!Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля!
доклад.docx
«Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» Педагог­психолог МБОУ СОШ №19 Калугина Елена Александровна Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом. В   последнее   время   всё   чаще   и   чаще   по   телевидению   говорят:   требуется помощь   детям,   нуждающихся   в   дорогостоящем   лечении   и   лекарственных препаратах. И каждый из нас никогда не проходил мимо чьей­ то беды,  хоть один раз помог (будь это СМС по телефону, или того, кого знаешь). Конечно, мы не говорим о неизлечимых болезнях, а то, что касается детей, которым ещё можно помочь и что­либо изменить – это наша с вами задача. Ведь многое в наших руках. Практически   во   всех   регионах   России   в   среднем   по   стране   более   35% дошкольников,   60%   школьников   имеют   хронические   заболевания   и нуждаются   в   стационарном   лечении.   Лидирующее   положение   занимают болезни опорно­двигательного аппарата – 60­70%, причина – слабое развитие мышечного аппарата. В школу поступают практически здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник. Школа.   Радостный,   прекрасный   мир,   в   котором   ребенок   получает   знания, формируется   и   совершенствуется,   он   вступает   в   этот   мир   совсем   еще маленьким   несмышленышем   и   выходит   личностью,   готовой   начать самостоятельную жизнь. Воспитание личности, наверное, это и есть основная задача   школы,   и   под   таким   углом   мы   привыкли   рассматривать   ребенка, сидящего за партой ни много ни мало, а целых 11 лет! А ведь за эти годы ребенок не только формируется как личность. В его организме происходят важнейшие изменения. Ученые бы сказали: “Развивается как биологический организм ”. Поэтому одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших порог школы и попавших в руки учителей. Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми,   становятся   дети.   Значительное   количество   детей   имеют выраженные   нарушения   психического   и   психологического   статуса.   Это выражается   в   нарушении   поведения:   реакции   ухода,   тревога,   агрессия, правонарушения.   У   детей   раннего   возраста   наблюдается   социально­ педагогическая   запущенность,   умственная   отсталость.   Очень   высок травматизм в быту и на дорогах. Учитывая   сложившуюся   ситуацию,   одной   из   приоритетных   задач   учебно­ воспитательного   процесса   является   сбережение   и   укрепление   здоровья учащихся. Основными   критериями   здоровьесберегающих   свойств   педагогической технологии являются: 1.   успешность   учения   (уровень   развития   мыслительных   операций,   темп развития   познавательных   процессов:   памяти,   внимания,   восприятия   и мышления). 2. показатели здоровья (частота заболеваний, уровень физической культуры). 3.   социальная   адаптивность   (динамика   самооценки,   сформированность социальных   установок,   степень   социальной   адаптации,   уровень   развития коммуникативных качеств). Если   забота   о   здоровье   является   одним   из   приоритетов   работы   всего педагогического   коллектива   и   происходит   на   профессиональной   основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики. Если эти вопросы игнорируются, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, если не организована целенаправленная работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных факторов окружающей среды, то разрушающий   здоровье   “эффект”,   причём   для   всех   субъектов образовательного процесса неизбежен. Здоровьесберегающая   педагогика,   главная   отличительная   особенность которой   –   приоритет   здоровья   среди   других   направлений   воспитательной работы   школы.   Она   включает   последовательное   формирование   в   школе здоровьесберегающего   образовательного   пространства   с   обязательным использованием   всеми   педагогами   здоровьесберегающих   технологий,  чтобы полученное учащимися образование происходило без ущерба для здоровья. Воспитание   культуры   здоровья,   под   которой   мы   понимаем   не   только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. Состояние   здоровья   подрастающего   поколения   –   важный   показатель благополучия общества и государства. Что такое здоровье? На бытовом уровне понятием “здоровья” обозначают не только отсутствие болезни – смысл этого слова во многом перекликается с представлением  о силе, о способности приспособиться к разным условиям жизни и ситуациям. Согласно   официальному   определению   Всемирной   организации здравоохранения,   здоровье   –   это   физическое,   психическое   и   социальное благополучие. Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За последние 10 лет   число   здоровых   девушек   выпускниц   уменьшилось   более   чем   в   3   раза. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооружённых   силах,   а   те,   которые   призваны   годными,   редко   отличаются хорошим здоровьем. Задача школы – подготовить учащихся к дальнейшей, успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику высокий уровень   реального   здоровья,   сформировать   культуру   здоровья,   умения заботиться и бережно относиться к своему здоровью и к здоровью других людей. В нашей школе проводятся мероприятия по защите здоровья учащихся: 1.Информационно – просветительская работа с учащимися – повышение их уровня грамотности в вопросах здоровья. 2.“Наращивание” защитных ресурсов организма, позволяющих противостоять внешним факторам воздействия (проветривание классных комнат, грамотное озеленение территории, создание на каждом этаже зимних садов). 3.Гигиенические   факторы:   шум,   освещённость,   воздушная   среда,   размер   и дизайн   помещений,   используемые   стройматериалы,   мебель   (размер, размещение),   пищеблок   (качество   пищи,   организация   питания),   качество питьевой воды, в классах установлены кулеры с питьевой водой.  4.Учебно­организационные факторы (зависящие от администрации школы):  Объём   учебной   нагрузки,   её   соответствие   возрастным   и индивидуальным возможностям школьника  Расписание   уроков,   распределение   нагрузки   по   дням,   неделям,   в учебном году  Организационно­педагогические условия проведения урока (плотность,   проведение   учебной   деятельности, видов чередование физкультминуток)    Объём физической нагрузки по дням, за неделю, за месяц.  Особенности устава школы и норм школьной жизни  Психологический климат пед.коллектива. 5.Психолого­педагогические   факторы   (зависящие   в   большей   степени   от учителя)  Психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок  Стиль педагогического общения учителя с учащимися  Характер проведения опросов, проблема оценок  Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам  Соответствие   используемых   методик   и   технологий   обучения возрастным и функциональным возможностям школьников  Личностные, психологические особенности учителя, его характера  Состояние здоровья учителя, его образ жизни  Способность к психоэмоциональным переключениям  Инновационная деятельность учителя  Подготовленность   учителя   по   вопросам   здоровьесберегающих образовательных технологий Это   те   направления,   работая   по   которым   можно   и   нужно   превратить “здоровьеразрушающую” в “здоровьесберегающую”. образования систему     общего     В режим работы школы включен комплекс оздоровительных мероприятий:  для   снятия   напряжения   и   выполнения   здоровьесберегающей составляющей проводятся динамические паузы: упражнения для глаз, опорно­двигательного аппарата, кистей рук, дыхательная гимнастика.  подвижные игры на переменах: «Золотые ворота», «Воробьи и вороны», «Кочки», «Белки, шишки, орехи», «Топотушки», «Автомобили», «День и ночь», «Карусель», «Летает, не летает».  классные часы: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Доктор Айболит», «Лесная аптека»; «Школа здоровья».  общешкольные спортивные соревнования, дни здоровья, беседы врача (уроки здоровья).  оформлены стенды: «Поговорим о здоровье», «Поговорим о правильном питании», «Я за здоровый образ жизни». Человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.  У   нас   в   школе   организовано   горячее   питание.   По   мнению   специалистов, современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Так же в школе проводились следующие мероприятия:  классные часы: «Лакомств много, а здоровье одно», «Здоровое питание – залог здоровья», «Ягоды, овощи и фрукты – витаминные продукты», «что надо есть, если хочешь стать сильнее».  внеклассные   мероприятия:   «Путешествие   по   планете   правильного питания», Беседа на тему «Что зубы не болели», игровое мероприятия «Умеем   ли   мы   правильно   питаться»,   «Азбука   здорового   питания», «Пирамида здорового питания», «Химия и питание или что мы едим?».  Изучение   общественного   мнения   об   эффективности   программы «Разговор   о   правильном   питании»:   анкетирование   учащихся   и родителей. Так же в школе реализуется программа «Школьное молоко». Суть   программы   ­   регулярное   обеспечение   детей   в   образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом   рисков. Главная задача Программы ­ укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. санитарно­гигиенических полное     исключение   В   рамках   программы   «Школьное   молоко»   предполагается   решение   этой проблемы как введением молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника, так и путем обогащения молока полезными веществами. Дети начальных классов получают молоко в тетрапакетах по 0,2 мл. Дети с удовольствием употребляют молоко, с нетерпением ждут следующего дня, утверждают, что молоко очень вкусное. Кроме того, мы проводим мероприятия, на которых обсуждаем с учащимися вопросы   о   пищевой   ценности   молока:   «Путешествие   в   Буренкино   коровье государство», «Пейте дети молоко, будете здоровы!», «Вкусное молоко» Сохранение   здоровья   ребёнка,   его   социальная   адаптация   является   делом актуальным   и   сложным.   Надо   широко   использовать   здоровьесберегающие технологии   для   того,   чтобы   учителя,   дети   и   родители   жили   в   состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того чтобы ученик   школы   был   здоров   и   социально   адаптирован,   сохранив любознательность и доверие для дальнейшего обучения. Конечная   цель   разумного   воспитания   детей   заключается   в   постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры   в   сознательное   стремление     идеалам   добра   и   правды   и,   наконец, постепенное   образование   твердой   и   свободной   воли,   поэтому   духовно­ нравственное воспитание в настоящее время является актуальным в нашей школе. κ Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля!

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2018