Урок алгебры в 9 классе.
Учитель Козлова Нина Анатольевна
Тема: «Формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии»
Цели:
1) познакомить обучающихся с формулами суммы n первых членов арифметической прогрессии, учить применять их для решения задач;
2) способствовать воспитанию коммуникативной и информационной культуры обучающихся;
3) способствовать интеллектуальному, эмоциональному и личностному развитию, активизации самостоятельной деятельности.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
1) - Запишите, начиная с числа 5, первые 20 членов последовательности всех натуральных чисел, каждый член которой на 7 больше предыдущего.
– Прочитайте получившийся ряд чисел.
– Как называется такая последовательность чисел?
2) – Сформулируйте вопросы по теме «Арифметическая прогрессия», позволяющие проверить степень усвоения этой темы любым учеником класса. (Одни дети формулируют вопросы, другие дают на них ответы).
Например, могут быть заданы такие вопросы:
- Что называется арифметической прогрессией?
- Каким образом она может быть задана?
- Как называется число, показывающее, на сколько каждый член арифметической прогрессии больше или меньше предыдущего?
- По какой формуле можно вычислить n – ный член арифметической прогрессии?
- Как находится разность арифметической прогрессии?
II. «Открытие» темы урока.
1) – С какими заданиями по теме «Арифметическая прогрессия» вы сталкивались при подготовке к ОГЭ?
2) - Действительно, ряд заданий предусматривает нахождение суммы определённого количества членов арифметической прогрессии. Найдите сумму записанных вами в предыдущем задании членов последовательности (через некоторое время осуществляется проверка).
- Легко было выполнить это задание?
- А есть уверенность в том, что вы правильно выполните такое задание, если чисел будет не 20, а, например, 60?
- Как вы думаете, есть ли более лёгкий способ выполнять такие задания? (Использование формул)
- Постарайтесь сформулировать тему
нашего урока! («Формулы для нахождения суммы n
первых членов арифметической прогрессии»)
III. Изучение нового материала.
1) Знакомство с формулами (открывается слайд презентации).
Выясняется, когда удобно использовать каждую из этих формул.
2) Выполнение заданий на нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии.
№ п/п |
|
d |
n |
|
S |
1 |
10 |
2 |
4 |
|
|
2 |
5 |
-3 |
8 |
|
|
3 |
|
-1 |
3 |
12 |
|
4 |
-3 |
|
10 |
|
15 |
5 |
2 |
2,4 |
|
26 |
|
6 |
|
|
12 |
3 |
22,8 |
3) Работа в парах.
Обучающимся на каждую парту раздаётся конверт с карточками. Работая парами, необходимо установить соответствие между карточками в конверте.
= 4 |
= |
= |
- 2 |
3 |
- 14 |
- 35 |
d = - 3 |
= |
= |
27 |
10 |
22 |
91 |
Проверка выполненной работы.
IV. Релаксация.
- Чему вы сегодня научились на уроке?
- Где это можно применять?
- Что больше всего понравилось?
V. Домашнее задание: из вариантов ОГЭ выбрать 5 заданий на нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии и выполнить их.
VI.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.