Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии
Оценка 4.9

Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии

Оценка 4.9
Лекции
docx
Междисциплинарный 3
25.10.2022
Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии
Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии
Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии.docx

 

 

 

 

 

«Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Широва Е.В., учитель истории и обществознания

 

 

 

 

Тьютор помогает подростку находить эффективные способы и формы своего образования и, прежде всего, самообразования; видеть и формулировать проблемы; задавать грамотные вопросы; осмысливать, осуществлять рефлексию полученного опыта, его успешности или ограниченности, неуспешности.

Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие.

Русскоязычная Википедия называет следующие типы вопросов: открытый, закрытый, полузакрытый, разъясняющий, контрольный, косвенный, пробный и др. Различные техники задавания вопросов можно освоить при помощи популярной литературы и адаптировать к задачам работы тьютора.

Технологии и методики, которые тьютор использует в своей профессиональной деятельности с подростками, – это также технологии открытого образования, которые обеспечивают работу на различных предметах, на различных возрастах, вне рамок образовательного учреждения, – «Кейс–стади» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов), «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов–подростков.

Как показывают исследования, в целом при выборе и построении форм образовательной деятельности учеников в основной школе важны:

• сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета»;

• специальная организация рефлексивной деятельности, экспертиз, консультаций;

• предоставление времени и места для отдыха, неформального общения, релаксации;

• возможность выбора обучающимися и преподавателями конкретных форм и способов образовательной и иной деятельности при наличии общих рамок (показаний, требований, ограничений).

Соответствующие особенности имеют отбор и организация образовательного содержания:

• использование различных видов материалов, с которыми работают ученики (задачи, описание жизненно–проблемных ситуаций, алгоритмы, черновики, эскизы, художественные, аналитические и критические тексты и т.д.), – это помогает активизировать интеллектуальную и творческую деятельность;

• включение нескольких стратегий построения образовательного содержания (стратегия усложнения, стратегия программированного обучения, стратегия формирования индивидуального стиля, стратегия свободного выбора образовательного содержания);

• использование правил ситуативного и «островного» (экземплярного) отбора содержания.

При взаимодействии педагогов и учащихся необходимо обеспечить:

• открытую разработку критериев оценки успешности, предоставление оценки там, где возможно, в развернутой словесной форме;

• оптимизацию межличностного общения, профилактику и разрешение конфликтных ситуаций (через выработку и принятие общих норм взаимодействия, введение традиций и ритуалов; обеспечение возможности получить моральную поддержку со стороны других участников образовательного процесса);

• поддержку духа коллективной (групповой, командной) сплоченности и коллективного самоопределения, в противоположность конформности, корпоративности и формализму.

М.Ю. Жилиной был проведен небольшой эксперимент со студентами четвертого курса математического факультета Московского педагогического государственного университета. Студентам было предложено разработать образовательную форму – ученическую олимпиаду, – направленную на развитие творческих возможностей и индивидуальности школьников. В результате мозгового штурма три группы студентов предложили три абсолютно разных модели такой олимпиады.

Какие элементы организации образовательного процесса были воспроизведены в этих моделях? (Цифрой обозначено число моделей, где применялся тот или иной элемент. – Прим.ред.):

– командная работа, командный зачет (3);

– взаимопомощь и взаимовыручка (3);

– возможности для участников выбора и самоопределения (3);

– разновозрастное сотрудничество (3);

– выполнение обучающимися «учительских» функций (участие в

разработке заданий, проверке работ, организации мероприятии, установлении дисциплины) (3);

– открытый характер оценки достижений, результатов (3);

– выход участников образовательного процесса в авторскую позицию (3);

– включение дополнительных групп участников (например, родителей, студентов–практикантов) (2);

– обмен функциями между группами участников («День самоуправления» как итоговое мероприятие развернутого во времени интеллектуально–творческого состязания), расширение привычного перечня функций, кроме выполнения учащимися учительских функций, (2);

– методы и формы взаимодействия, помимо групповой и командной

работы: диалог, беседа, дискуссия (2); игра (2); разработка творческого проекта и его публичная защита (1); спортивные состязания (1); творческий конкурс (1).

Полученные результаты говорят о характере образовательного процесса, востребованного самими учащимися. Перечисленные приемы его организации должны учитываться и тьютором при построении индивидуальной и групповой работы с тьюторантами.

В целом к особенностям взаимодействия субъектов системы тьюторского сопровождения, разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий относятся принципы субъектсубъектного взаимодействия (диалог, договорные отношения, право на собственное мнение и уважения иной точки зрения, компромиссные решения конфликтов), а также свобода выбора субъектов взаимодействия, паритетность участников учебно–воспитательного процесса с учетом социокультурных норм общения, открытость, признание уникальности «Я» и «Другого», творческая активность, равнозначность основного и дополнительного образования для формирования «образа Я» ребенка.

Среди основных результатов, получаемых сегодня в различных тьюторских практиках к концу основной школы можно выделить:

• учебное и раннее профессиональное самоопределение;

• умение делать простой и сложный выбор;

• оформление собственных интересов;

• понимание и сознательное подчинение норме;

• опыт строительства и реализации новых норм;

• опыт работы с ресурсами различного типа;

• опыт самопрезентации в различных сообществах;

• опыт работы в команде;

• умение анализировать и корректировать собственную деятельность;

• опыт самооценки;

• опыт строительства собственной индивидуальной образовательной траектории;

• проектные и исследовательские компетентности.

В заключение отметим, что важными, но наименее проработанными аспектами деятельности тьютора в основной школе являются взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (учителями–предметниками, родителям, администрацией школы) относительно вопросов построения и реализации ИОП тьюторанта, а также участие в работе педагогического коллектива по проектированию образовательной среды и принципов основной школы, коллективных и групповых образовательных событий.

Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний.  Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

·         Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) – индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов,  связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

·         Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог – тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].

·         Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.  Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний.

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

    Тренинг

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же, как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. 

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

  Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

     Образовательное событие

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Методы тьюторского сопровождения:

– методы практикоориентированной деятельности

– методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

– проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

– психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

– методы активного обучения,

– методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

 – методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно–воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

 – «Кейс–обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

– «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

– «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов–подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

•               проектной технологии;

•               технологии работы с портфолио;

•               технологии группового и индивидуального консультирования;

•               тренинговой технологии;

•               технологии профильных и профессиональных проб;

•               активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

•               информационных технологий.

 

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении

 

Типовые задачи

Действия тьютора

 

Знакомство (вхождение в деятельность)

·        Определение целей и задач совместной деятельности.

·        Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

·        Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·        Разработка стратегии работы группы на презентацию.

·        Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.

·        Определение собственной роли и позиции в группе.

·        Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

·        Определение учебного потенциала группы.

·        Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

·        Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

Размораживание (проблематизация)

·        Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

·        Включение обучающихся в активную работу.

·        Создание мотивации.

·        Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

·        Поддержка мотивации.

·        Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

·        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·        Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

·        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий,

·        позволяющих активизировать обучающихся.

·        Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

·        Объяснение сложных вопросов, концепций,

·        Системное представление концепций курса,

·        Выделение главных идей в теме, курсе,

·        Организация работы обучающихся с кейс–стади.

·        Объяснение концепций курса.

·        Демонстрация связи курса с реальной практикой

·        обучающихся.

·        Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

·        видеть и формулировать проблему.

·        Представление более полного и более широкого, чем

·        в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

·        Подготовка и чтение мини–лекций.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

·        Работа с проблемами, предложенными группой.

·        Оформление опыта обучающихся.

·        Обзор материалов всего курса.

·        Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

·        идей, адекватных изучаемым материалам.

·        Оценка адекватности применения концепций.

Организация  групповой и индивидуальной

 

·        Организация групповой работы,

·        Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

·        Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

·        Организация межгруппового взаимодействия.

·        Выбор адекватных методов обучения.

·        Организация дискуссии.

·        Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

·        Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

·        Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

·        Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

·        Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

·        Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

 

·        Определение сильных и слабых сторон в деятельности

·        обучающихся.

·        Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

·        диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

·        Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

·        Организация обратной связи.

·        Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

·        Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

·        Проведение рефлексии собственной деятельности.

·        Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

·        Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

·        Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

·        Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

·        Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

·        Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

             

 Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

·               диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

·               осуществление целеполагания;

·               мотивация и вовлечение обучающихся;

·               управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

·               коррекция деятельности обучающихся;

·               контроль выполнения заданий;

·               рефлексия деятельности (своей и обучающихся).


 

Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии»

Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии»

Тьютор помогает подростку находить эффективные способы и формы своего образования и, прежде всего, самообразования; видеть и формулировать проблемы; задавать грамотные вопросы; осмысливать, осуществлять рефлексию полученного…

Тьютор помогает подростку находить эффективные способы и формы своего образования и, прежде всего, самообразования; видеть и формулировать проблемы; задавать грамотные вопросы; осмысливать, осуществлять рефлексию полученного…

Как показывают исследования, в целом при выборе и построении форм образовательной деятельности учеников в основной школе важны: • сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности и…

Как показывают исследования, в целом при выборе и построении форм образовательной деятельности учеников в основной школе важны: • сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности и…

М.Ю. Жилиной был проведен небольшой эксперимент со студентами четвертого курса математического факультета

М.Ю. Жилиной был проведен небольшой эксперимент со студентами четвертого курса математического факультета

Полученные результаты говорят о характере образовательного процесса, востребованного самими учащимися

Полученные результаты говорят о характере образовательного процесса, востребованного самими учащимися

В заключение отметим, что важными, но наименее проработанными аспектами деятельности тьютора в основной школе являются взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (учителями–предметниками, родителям, администрацией школы)…

В заключение отметим, что важными, но наименее проработанными аспектами деятельности тьютора в основной школе являются взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (учителями–предметниками, родителям, администрацией школы)…

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний

Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике

Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования

Типовые задачи Действия тьютора

Типовые задачи Действия тьютора

Включение обучающихся в активную работу

Включение обучающихся в активную работу

Демонстрация связи курса с реальной практикой · обучающихся

Демонстрация связи курса с реальной практикой · обучающихся

Обучение обучающихся практическому применению работы концепций

Обучение обучающихся практическому применению работы концепций

Организация обратной связи и рефлексии ·

Организация обратной связи и рефлексии ·

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2022