Формы индивидуального и совместного конструирования
Оценка 4.7

Формы индивидуального и совместного конструирования

Оценка 4.7
Лекции
docx
другое
03.10.2020
Формы индивидуального и совместного конструирования
Цели: o Создать условия для развития конструктивных умений; o Развивать конструктивное мышление; o Формировать предпосылки творчества; o Создание условий для сотрудничества в совместной и индивидуальной деятельности
доклад на рмо.docx

Тема: «Формы индивидуального и совместного конструирования».

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение отдается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становление личности ребенка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности -  вот главные задачи которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей. 
Конструирование в детском саду было всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному.

В связи с этим определяется цель работы.

Цели:

o   Создать условия для развития конструктивных умений;

o   Развивать конструктивное мышление;

o   Формировать предпосылки творчества;

o   Создание условий для сотрудничества в совместной и индивидуальной деятельности.

Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:

Задачи:

На занятиях по конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 

Основной формой организации работы с детьми являются занятия в группе. Большое внимание уделяется индивидуальной образовательной деятельности, так как не все дети одинаково восприимчивы, не все одинаково усваивают приемы работы, не все одинаково умеют пользоваться своими умениями. Такие дети требуют особого внимания .Малоактивным детям сначала предлагают работу полегче. Затем подключают к коллективному труду, чтобы они осознавали себя равноправными участниками, получали от своей деятельности удовлетворение. Хорошими приёмами являются положительная оценка работы малоактивного ребёнка, подчёркивание его успеха, выражение надежды, что скоро он научится делать игрушки ещё лучше. Для развития самооценки и самоконтроля ребёнку можно предложить сделать игрушку для игры в"магазин". Тогда он на деле убеждается, нравится ли его поделка, "покупают" ли её сверстники, старшему дошкольнику приходится сравнивать её с работой товарищей, находить причины неудач, искать способы их устранения. Важно поощрять, приветствовать стремление детей работать вместе, самостоятельно делать что-то. С целью заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик, побудить к конструктивной деятельности в процессе занятия используем конструирование по замыслу. Это доставляет детям много радости, сопровождается богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они гордятся результатами своей работы. Конструирование по замыслу хорошо там, что ребенок выбирает ту тему, которая ему наиболее знакома и которая его больше всего интересует в данный момент.

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам. Еще А. С Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками - материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».В процессе конструктивной деятельности ребенок ощущает себя созида­телем, перевоплощается в конструктора, инженера, рабочего. Конструктивная деятельность тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, но эта связь имеет особенности. В процессе конструирования предлагаю добиваться точности изображения, сходства с настоящими предметами, помогаю осваивать что-то новое, сложное, планировать свою деятельность, комбинировать детали, сравнивать, делать умозаключения и т. д., то в сюжетно-ролевой игре на первый план выдвигается сюжет игры, постройка должна соответствовать ее развитию; поэтому она может быть условной, а строительный материал помогает развертыванию игры. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Дети учатся выражать свое мнение, отстаивать точку зрения.

Я стремлюсь расширять представления детей о различных архитектурных сооружениях, о видах транспорта: провожу экскурсии, наблюдения,  рассматривание иллюстраций,  чтение художественных произведений. Чаще предлагаю детям задания, которые разви­вали бы у них умение предвидеть, решить, придумать, домыслить. Нельзя недооценивать роль индивидуального конструирования; поэтому есть уголок конструирования, где ребенок может, не отвлекаясь, сосре­доточенно и самостоятельно поработать. Нужно детям подробно рассказывать о способах сооружения построек, приучать к более точному и обобщенному анализу конструкций. Все вышесказанное делает рассмотрение темы «Конструирование в детском саду» актуальным.  С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребёнок, использую различные формы организации обучения

Формы конструирования

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства. При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.

Конструирование по образцу:

Конструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., и, как правило, способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Использование образцов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций. Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, рекомендуется применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки; определенную конструкцию из строительного материала: в ней отсутствуют некоторые необходимые детали, которые следует заменить имеющимися а также предлагаю детям задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора.

Таким образом, в основе конструирования по образцу лежит подражательная деятельность, при этом данная форма является важным обучающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

http://s54.radikal.ru/i143/1306/65/a71095be515b.jpg                    

 

Конструирование по модели:

 Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

И, как показало исследование А. Р.Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Однако, на мой взгляд, такой анализ обеспечивает поиск, направленный на передачу только внешнего сходства с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функционального назначения как отдельных частей, так и конструкции в целом, поскольку структурные составляющие от ребенка скрыты.

Для наиболее эффективного использования моделей в конструировании, как оказалось, следует предложить детям сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта, выраженного в модели. На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначения и т.п.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте (например, у всех конструкций грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса и др., которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения). Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, оказывает положительное влияние не только на развитие конструирования как деятельности, но и на развитие аналитического и образного мышления детей.

Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

http://dob.1september.ru/2008/17/13.gif

 

 

 

Конструирование по условиям.

Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами — на основе установления такой зависимости — определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т.е. ставить перед собой задачу.

Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Для этого дети должны иметь:

 обобщенные представления о конструируемых объектах;

 умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др.

Этот опыт формируется в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Данная форма традиционно относится к конструированию из строительного материала.

При этом она может успешно использоваться и в других его видах (конструирование из деталей конструкторов, из природного материала и др.).

http://romanbook.ru/img/c/?src=9857712&i=36&ext=jpg

 

Конструирование по простейшим чертежам

и наглядным схемам.

 Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

http://uchebana5.ru/images/1014/2026380/m68132b2f.png

Конструирование по замыслу.

В сравнении с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать.

Создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы.

Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям.

Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения не боясь ошибок ).

 

Конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.

Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

 

                                                  Вывод

Конструирование в жизни детей дошкольного возраста  играет следующие роль:         развивает  познавательные и творческие способности; развивает художественные спо­собности; развивает собственно конструк­тивные способности, технические умения, навыки работы с деталя­ми конструктора.  

При организации оптимальной среды для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек — вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых   конструкторов  для   детей   старшего  дошкольного   возраста.

Кроме этого, необходимо помнить, что для конструктивной деятельности детей необходимы различ­ные дополнительные материалы и игрушки.

Кроме специальных занятий, дети дошкольного возраста занимаются конструированием также и в свободное время. В свободное время дети строят комплексные постройки и коллективные, договариваясь, кто какую часть конструкции будет делать. Темы могут быть самые разнообразные: улица города с жилыми домами, кино­театром, магазинами, скверами и др.; зоопарк; железная дорога с вокзалом и поездами и др.

Вне занятия у детей закрепляют приобретенные навыки по ручному труду, на их основе формируют новые. Практикуется как индивидуальный ручной труд детей, так и коллективный. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Акиньшина, С. Примерные занятия по конструированию из строительного материала / С. Акиньшина // Дошк. воспитание. – 1988. – № 8. – С. 35 – 36.

2.     Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспит. дет. сада / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

3.     Лиштван, З.В. Конструирование / Э.В. Лиштван. – М., 1981. – 232 с.

4.     Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование / Л. Парамонова  // Дошк. воспитание. – 2005. – № 2. – С. 92 – 102.

5.     Урадовских, Г. Художественное конструирование из деталей конструктора / Г. Урадовских // Дошк. воспитание. – 2005. – № 2. – С. 15 – 22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Формы индивидуального и совместного конструирования»

Тема: «Формы индивидуального и совместного конструирования»

Основной формой организации работы с детьми являются занятия в группе

Основной формой организации работы с детьми являются занятия в группе

Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять

Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять

Конструирование по образцу: Конструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и…

Конструирование по образцу: Конструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и…

Конструирование по модели:

Конструирование по модели:

Конструирование по условиям.

Конструирование по условиям.

Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам

Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам

Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются…

Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2020