Формы размножения организмов. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение

  • docx
  • 15.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие 9.docx

Тема: Формы размножения организмов. Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение

Цели:

методическая – продемонстрировать возможности использования современных развивающих методик;

образовательнаярасширить представления о размножении и оплодотворении как необходимом условии возникновении нового организма половым путем; объяснить биологическое значение процесса оплодотворения;

развивающаянаучить обучающихся формулировать выводы; развивать мышление студента, его речь.

воспитательная формировать мировоззренческие представления о проявлении заботы о потомстве у разных животных; сохранении многообразия живых организмов на планете.

Задачи: сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами.

             - развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства;

             - убедить обучающихся в реальности микромира и возможности его познания

                - осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Вид занятия: объяснение с демонстрацией наглядных пособий (информационный).

Тип занятия: усвоение новых знаний и формирование умений и навыков студентов.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемное обучение

Формы организации учебной деятельности студентов: индивидуальная, фронтальная.

Междисциплинарные связи:

обеспечивающие – цитология, физиология, анатомия.

обеспечиваемые – экология, общая биология.

Дидактическое обеспечение занятия: таблицы, схемы.

Ход занятия

1.      Организационная часть                                                                                              2 мин.

1.1.Взаимное приветствие преподавателя и студентов

1.2. Проверка присутствия студентов и их готовности к занятию

2.      Актуализация знаний                                                                                              10 мин.

1)      Один студент работает с аппликацией «Мейоз», его задача расположить по порядку стадии мейоза в определенной последовательности, кратко охарактеризовать их. 

2)      Беседа  

А) Охарактеризуйте понятия: мейоз, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, конъюгация.

Б) Сравните митоз и мейоз, выделите черты сходства и различия

В) Какое значение имеет независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении?

Г) В чем заключается биологическое значение мейоза?

3.      Мотивация учебной деятельности                                                                           8 мин.

4.      4.1 Основная часть (объявление темы, проблемы занятия)                                   40 мин.

1)      Половое размножение

2)      Бесполое размножение

3)      Партеногенез

4)      Гаметогенез

5)      Сперматогенез

6)      Оогенез

7)      Строение половых клеток

8)      Оплодотворение

4.2 Учебно-дискуссионная часть

Работа с тестом

1. Половой способ размножения встречается у:

А) растений

Б) всех живых организмов

В) многоклеточных живых организмов.

2. К гермафродитам относятся:

А) дождевой червь

Б) амеба

В) заяц-беляк.

3. Наружное оплодотворение происходит у:

А) птиц, млекопитающих

Б) рыб, земноводных

В) пресмыкающихся.

4. Где происходит оплодотворение икры у земноводных:

А) в воде

Б) на суше

В) как в воде, так и на суше

5. Матка – это:

А) специальный орган размножения

Б) орган дыхания

В) орган выделения

6. Для сперматозоидов не характерно наличие:

А) Запаса питательных веществ

Б) Митохондрий

В) Гаплоидного ядра

7. Женская гамета образуется:

А) Спорангиях

Б) Яичниках

В) Семенниках

8. В результате оплодотворения образуется:

А) Гамета

Б) Яйцеклетка

В) Зигота

Вопросы для самоконтроля

(работа в парах)

1.      Какие процессы происходят при оплодотворении?

2.      Как называется клетка, образующаяся в результате слияния двух гамет? Какой набор хромосом она имеет?

3.      Сравните два способа оплодотворения: наружное и внутреннее. Какой из них обеспечивает большую вероятность появления и сохранения потомства?

5.      В чем сущность партеногенеза? Какое значение это имеет для организмов? Почему партеногенез считают разновидностью полового размножения?

6.      Как называется бесполое размножение амебы?

7.      Как называется деление, при котором происходит множественное деление ядра и образуется несколько особей (у трипаносом, малярийного плазмодия)?

8.      Как осуществляется бесполое размножение папоротников и мхов?

9.      Как осуществляется бесполое размножение гидры, дрожжей?

10.  Как осуществляется бесполое размножение человека?

11.  Что характерно для генотипов дочерних особей, по сравнению с материнской, при бесполом размножении?

12.  Что характерно для генотипов дочерних особей, по сравнению с родительскими, при половом размножении?

13.  Какое размножение дает преимущество при изменении среды обитания?

14.  Как называется размножение, при котором развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки?

15.  Сравните конъюгацию и оплодотворение. В чем сходство и отличие этих процессов?

Рефлексия

Вы сегодня узнали что-то новое?

Тогда, скажите, в чем по вашему заключается смысл биологического размножения организмов?

Какое размножение по вашему мнению наиболее важное?

(Предполагаемый ответ:

Сущность полового размножения: объединение наследственного материала обоих родителей. Преимущества и значение для эволюции жизни на Земле: увеличение генетического разнообразия представителей вида. Повышение выживаемости вида в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.)

4.3  Решение проблемы занятия                                                                                 10 мин

Подумайте

1.      Для большинства наземных позвоночных (рептилий, птиц, млекопитающих) характерно внутреннее оплодотворение. В чём преимущество внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным? Какие механизмы обеспечивают выживание потомства при наружном оплодотворении?

2.      Яйцеклетки многих животных поверх плазматической мембраны покрыты довольно толстой и прозрачный вителиновой оболочкой. Она отделена от плазматической мембраны пространством, заполненным жидкостью, выполняет защитную роль. Прежде чем произойдёт слияние ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки, он должен преодолеть этот барьер. Объясните, как это происходит. Какие структуры сперматозоида этому способствуют?

Используя буквы алфавита, составь слова по теме:

А, Р, М,О,З,И,Е,Е,Н, Ж ,Н, А,А, Г,Е,Т,М, О,О,П,Л,Д,Р,Е,Е,Н, О,ИТ,В,О.
(РАЗМНОЖЕНИЕ, ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ГАМЕТА)

5. Заключительная часть. Подведение итогов занятия (замечания по усвоению студентами материала темы; акцентирование внимания на основные понятия темы, выводы по изучению темы)                                                                                          15 мин

Комментирование и оценивания работы студентов (оценка умений и знаний, творческого, исследовательского подхода при подготовке к занятию)

Рефлексия: самоанализ работы на занятии

Обсуждение процесса и итогов работы, личностных достижений:

·         что нового, полезного узнали на уроке?

·         с каким настроением работали, довольны ли собой?

·         насколько комфортно работалось в группе?

·         в чём были затруднения? как смогли их преодолеть?

·         как оцениваете свою работу?

·         произнесите друг другу комплимент.

6.      Домашнее задание                                                                                                    5 мин

Изучить лекционный материал