Фрагменты уроков по теме «Решение уравнений» в 6 классе.
Основы работы с уравнениями закладываются, объясняются на простых математических объектах, пока предмет еще не разделен на алгебру и геометрию. Именно в этом возрасте ребенку отводится время на формирование представление о том, как изучаемый объект устроен и как он используется в реальных ситуациях. Исключение этого важного этапа математической подготовки в большинстве случаев оказывается впоследствии невосполнимым. Даже опытный учитель, работая с учеником старших классов, не сможет в полной мере компенсировать недостаток внимания к уравнениям в младших классах. Можно только дать представление о методах решения или натаскать на заучивание определенных алгоритмов.
В данной статье рассматриваются фрагменты уроков, которые позволят заинтересовать детей к изучению темы и понять принципы решения различных уравнений.
Очень важным этапом урока является мотивация к изучению темы. И в этом плане большой интерес вызывают исторические задачи, задачи в литературе, в стихах, задачи, имеющие практическое применение.
Мотивация к учебной деятельности.
Задача 1. Античные ученые часто составляли задачи в стихотворной форме. Вот пример – древнеиндийская задача:
«Есть кадамба-цветок.
На один лепесток
Пчелок пятая часть опустилась.
Рядом тут же росла
Вся в цвету сименгда,
И на ней третья часть поместилась.
Разность их ты найди,
Ее трижды сложи,
На кутай этих пчел посади.
Лишь одна не нашла
Себе места нигде,
Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветом наслаждалась.
Назови теперь мне, подсчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось?»
При решении составляется уравнение: .
(Ответ: 15 пчел)
Задача 2. Известный ученый Диофант жил в III веке, остальные известные факты его биографии описаны в таком стихотворении – загадке.
Говорят, что оно выгравировано на его надгробии [4]:
«Путник! Здесь прах погребен Диофанта,
И числа поведать могут, о чудо, сколь долг был век его жизни.
Часть шестую его представляло счастливое детство. Двенадцатая часть протекла еще жизни – Пухом покрылся тогда подбородок.
Седьмую в бездетном браке провел Диофант.
Прошло пятилетье.
Он был осчастливлен рожденьем прекрасного первенца сына, Коему рок половину лишь жизни счастливой и светлой Дал на земле по сравненью с отцом.
И в печали глубокой старец земного удела конец воспринял, Переживши года четыре с тех пор, как сына лишился.
Скажи, скольких лет жизни достигнув, Смерть воспринял Диофант?»
В решении составляется такое уравнение: .
(Ответ: 84 года)
Задача 3. Древний кирпич, называвшийся плинфа, имел совсем не такие размеры, как современный. Ширина плинфы составляет 0,75 от ее длины. Высота – на 26,5 см меньше ширины. Вычислите размеры плинфы, если известно, что ее длина и высота в сумме равны 43,5 см [3].
Составляем уравнение: .
(Ответ: длина - 40 см, ширина - 30 см, высота - 13,5 см)
Формирование навыка решения уравнений, в которых переменная находится в обеих частях
Решим задачу. Задача 1. Сейчас отцу 34 года, а сыну 11 лет. Через сколько лет возраст отца будет в 2 раза больше возраста сына?
Решение: Пусть через лет отец будет в два раза старше сына.
Сейчас Будет через x лет
Отец 34
Сын 11
Составим уравнение:
Решаем уравнение:
;
– Что мы получили? Что не так в этом уравнении?
(Неизвестные находятся в обеих частях равенства)
– Получаем, что неизвестное находится в обеих частях уравнения. Как же быть в таком случае?
(Ученики предлагают варианты решения)
– Чтобы решить такое уравнение, воспользуемся следующим правилом:
«Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части в другую, изменив при этом его знак».
Т.е. нам надо сделать так, чтобы все неизвестные слагаемые были в одной части, а известные – в другой.
Для удобства поменяем выражения местами.
Приведем подобные слагаемые.
.
Ответ: 12
Далее предлагается самостоятельно решить следующую задачу, рассуждая на каждом этапе.
Задача 2. На первой стоянке в 4 раза меньше автомашин, чем на второй. После того как на первую приехали 35 автомашин, а со второй уехали 25 автомашин, автомашин на стоянках стало поровну. Сколько автомашин было на каждой стоянке первоначально [1].
Решение:
Первоначально Стало
Первая стоянка
Вторая стоянка
Составим уравнение:
Решаем уравнение:
Ответ: на первой стоянке было 20 машин, на второй – 80.
Устная работа.
Задача 3. Аня получила на уроке оценку. В качестве ответа, на вопрос Сони об отметке, она использовала задачу. Если к полученной оценке прибавить 27 и полученную сумму разделить на 4, то получится 8. Найдите ошибки, которые допустила в решении Соня, и помогите ей узнать, какую оценку получила Аня.
Решение Сони: обозначим за оценку, которую получила Аня на уроке.
Составим и решим уравнение по условию задачи.
Получилось, что на уроке Аня получила оценку «59».
Правильное решение: ошибка возникла при решении самого уравнения. Соня забыла поменять знак на противоположный при перенесении слагаемого 27.
Следовательно, Аня на уроке получила оценку «5».
Ответ: оценка «5».
Чтобы интереснее и легче было запомнить правило переноса слагаемых, можно использовать такое выражение: «При переезде через государственную границу человек меняет свой паспорт, а слагаемое меняет свой знак».
После того, как обучающиеся усвоили правило переноса слагаемых, можно усложнить уравнения, добавив в него скобки, а также дроби.
Задание по парам. Решите уравнения, используя ход решения на карточках [1, 2].
Описание хода решения |
Решение |
Раскроем скобки |
|
Соберем слагаемые с x в одной части уравнения, остальные – в другой |
|
Приведем подобные члены |
|
Разделим обе части уравнения на коэффициент при x |
|
Вариант 1. №1.
|
Вариант 2. №1.
|
Вариант 3.
|
Вариант 4.
|
Рефлексия.
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Список литературы:
1. Выговская В.В. Поурочные разработки по математике. 6 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2014. – 496 с.
2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 6 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 6 класс». ФГОС – 16-е изд., М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 205 с.
3. Крижановский А.Ф. Математические кружки. 5–7 классы. –
М.:ИЛЕКСА, 2016. – 320 с.
4. http://library.narfu.ru/rus/TRResources/VirtualExhibitions/Pages/2016
0315_matematika_i_literatura.aspx Математика в литературе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.