Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Барабинского района Новосибирской области
«Центр дополнительного образования детей»
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:
«РЕСУРСЫ, РАБОТА, РЕЗУЛЬТАТЫ»
Авторский коллектив:
Лысенко Наталья Васильевна, методист;
Заиченко Анна Александровна, педагог-психолог;
Степанова Татьяна Александровна, старший методист;
Григорьева Инна Владимировна, педагог ДО
г. Барабинск, 2023
Пояснительная записка
В настоящее время система образования ориентирует нас не столько на получение академических знаний обучающимися, сколько на овладение ими жизненными навыками. Приоритетной задачей образовательных учреждений становится формирование и отработка навыков применения знаний в бытовых жизненных ситуациях.
Содержание материала отражает практические наработки педагогического коллектива Центра, позволяющие не только актуализировать теоретические знания по функциональной грамотности, но и демонстрирует результативность практической деятельности с обучающимися, педагогами и родителями.
При разработке программного материала для обучающихся, методического материала для педагогов и родителей, мы ориентируемся на создание условий, способствующих формированию и развитию ключевых компетенций. Наша профессиональная позиция основана на развитии навыков и их дальнейшее применение в жизни вне зависимости от выбора профессиональной деятельности, бытовой ситуации и т.д.
Функциональная
грамотность в дополнительном образовании:
РЕСУРСЫ
План мероприятий отдела спорта и технического творчества
(ОСИТТ) МБОУДО ЦДОД
Ноябрь 2021 года
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Методическое объединение |
|||
1. |
|
|
|
|
МО отдела спорта и технического творчества «Развитие функциональной грамотности обучающихся в объединениях дополнительного образования детей» Выступление педагогов по направлениям -Читательская грамотность; -Математическая грамотность; -Естественнонаучная грамотность; -Креативное мышление и инновационное мышление; |
15.02.22 г. 10.00 |
Лысенко Н.В. Педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели |
План мероприятий МБОУДО ЦДОД
Февраль 2022 года
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Методический совет |
|||
1 |
Возможности системы дополнительного образования в вопросах формирования функциональной грамотности |
23.11.2021 10.00 |
Зам. директора по УВР Зам. директора по МР Методисты Педагог-психолог |
План мероприятий по организации деятельности
Муниципального опорного центра дополнительного образования детей
Барабинского района на 2022 год
№ п/п |
Мероприятия |
Результат |
Сроки |
Ответственные |
1. Мероприятия по формированию системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из других сфер, студентов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ |
||||
|
Районный семинар для педагогов дополнительного образования и классных руководителей «Функциональная грамотность в современном дополнительном образовании» |
Обеспечение развития профессионального мастерства педагогических работников |
Февраль |
Руководитель МОЦ, Методист МОЦ, Методисты МБОУДО ЦДОД
|
|
Семинар для педагогов дополнительного образования и завучей по воспитательной работе «Трансформация дополнительного образования на территории Барабинского района» |
Обеспечение развития профессионального мастерства педагогических работников УДО. |
Октябрь |
Руководитель МОЦ, Методист МОЦ, МБОУДО ЦДОД, МБУ ДО «ДЮСШ Локомотив»
|
Функциональная
грамотность в дополнительном образовании:
РАБОТА
v Методический семинар отделов МБОУДО ЦДОД
«Развитие функциональной грамотности обучающихся творческих объединений»
По различным понятиям и в различных источниках обозначено по-разному:
Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любым предметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами, в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также дополнительного образования. В функциональную грамотность входят: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и креативное мышление.
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации.
2. Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. (Например: при изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее).
3. Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
4. Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.
Физкультурно-спортивное направление
Как развивать функциональную грамотность на занятиях в спортивных объединениях? Ведь наше направление в корне отличается от других направлений дополнительного образования. Главная задача физкультурно-спортивного направления – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. На каждом занятии обучающиеся должны почерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый педагог в процессе занятия дает объяснение по теме. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце занятия. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.
Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело нас на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний обучающихся на занятиях и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а также открытые задания, где обучающийся сам вписывает ответ и т.п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Процесс физического воспитания обучающихся может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Техническое направление
Основные формы функциональной грамотности технического направления — это компьютерная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, бытовая грамотность, общая грамотность, грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии, способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения, способность учиться на протяжении всей жизни.
Многие люди думают, что занятия по техническому направлению, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.
Задача таких занятий в том, чтобы научить обучающихся смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.
Занятия по программам технической направленности помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:
– человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
– умеющего нести ответственность за принятые решения;
– способного быть ответственным за себя и своих близких;
– умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
– обладающего различными компетенциями в разных областях;
– умеющего нестандартно решать задачи;
– легко адаптирующегося в социуме;
– умеющего искать общие решения и компромиссы;
– хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющего современными информационными технологиями.
Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности; ЗD технологии — развитие пространственного мышления и интерес к инновациям; профориентация обучающихся на работу в различных сферах производства. Обучение в творческом объединении «VR» направлено на формирование у обучающихся навыков работы с устройствами виртуальной реальности, а также создание мультимедийного контента для данных устройств. Виртуальная реальность — это искусственный мир, созданный техническими средствами, взаимодействующий с человеком через его органы чувств. Использование виртуальной реальности охватывает собой целый ряд задач при создании реалистичных тренажёров для подготовки специалистов в областях, где тренировки на реальных объектах связаны с неоправданно большими рисками, либо требуют значительных финансовых затрат. Так, например, технологии виртуальной реальности незаменимы при подготовке пилотов и других узконаправленных специалистов.
Естественнонаучное направление
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Рассмотрим некоторые особенности формирования естественнонаучной грамотности. Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить следующие:
- понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;
- умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;
- умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.
Для формирования данных умений и видов деятельности реализуются программы естественнонаучного направления.
С 1 сентября 2021 года работает творческое объединение естественнонаучной направленности «Микромир», где обучающиеся учатся работать со световыми и цифровыми микроскопами, исследовать живые объекты. Микробиология - наука в составе биологии, занимающаяся изучением жизнедеятельности микроорганизмов, их применения в практической жизни человека в разных областях и сферах, а также влияния микроорганизмов друг на друга, на окружающую среду и живые организмы.
Обучающиеся получают знания по экспериментальной деятельности и у них будут сформированы умения проведения лабораторных опытов, анализа полученных данных.
Модель выпускников-обучающихся по программе «Микромир» - это
будущие специалисты в различных сферах биологии, химии, экологии. Выпускники
смогут презентовать свои проекты, исследовательские работы на конкурсах
различного уровня и, возможно, в будущем выберут такую профессию.
Программа «Экотурист» создает условия для развития ребенка, вводит подрастающее поколение в социальную среду. В походах моделируются жизненные ситуации и создаются условия для закаливания таких морально-волевых качеств, как человечность, скромность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, товарищество, ответственность, трудолюбие и многое другое.
Достаточный уровень сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся творческих объединений – важный социально значимый результат образования, который лежит в основе формирования научного мировоззрения личности.
v Грантовая деятельность
Финансовая грамотность. Как школьному музею заработать на развитие
Аннотация
Сегодня школьный музей выходит на современный уровень, прогрессирует, набирает силу. Дети, идут в музей только по мере необходимости – при написании исследовательских работ, участии в конкурсах и т.п. Но хочется, чтобы контакты с обучающимися были частыми, чтобы в музей шли, потому что там интересно, полезно, современно.
Как сделать так, чтобы музейные ценности прочно вошли в школьную жизнь? Чтобы духовные ценности прошлого и настоящего всегда жили рядом с людьми? Это требует огромных усилий, в том числе привлечения внимания общественности к школьным музеям. А руководители таких музеев ищут ответ на вопрос: как обеспечивать финансирование, которое в настоящее время, к сожалению, практически отсутствует, чтобы создать уникальное образовательное пространство, привлечь детскую аудиторию, небезразличную к истории семьи, города, края, страны.
В данном материале представлены практические рекомендации по получению дополнительного финансирования на развитие школьного музея через участие в конкурсе среди ресурсных центров муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на реализацию программ деятельности, направленных на развитие общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций. Сотрудничество с общественной организацией – путь к гранту. Готовые проекты – шаг к действию!
1. Пояснительная записка
Школьный музей. Это понятие вернулось в образовательное пространство. Почему вернулось? Да потому что это не что-то выдуманное, новое, а, хорошо забытое старое. Но его роль изменилась. Сегодня школьный музей – это культурно-образовательная среда, особая образовательная платформа, в рамках которой обучающиеся занимаются поиском, систематизацией и осмыслением новой информации. Изменяется роль обучающегося в музейной сфере. Из посетителя он превращается в непосредственного участника, исследователя, партнера. Музейное пространство становится не только местом приобретения новых знаний, но, прежде всего, пространством детского исследования, игры, творчества, новых идей. Но чтобы сделать работу в музее более интересной и привлекательной для современного ученика, необходимо современное оборудование. А где взять средства на приобретение, развитие школьного музея?
В Письме Министерства просвещения России от 09.07.2020 N 06-735 «О направлении методических рекомендаций о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами» сказано:
- Структурное подразделение образовательной организации, обеспечивающее осуществление образовательной деятельности и выполняющее учебно-воспитательные функции музейными средствами (далее - Школьный музей), осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и уставом образовательной организации.
- Финансирование и материально-техническое обеспечение производится за счет бюджетных средств, полученных в том числе в рамках государственного (муниципального) задания и внебюджетных источников.
Музей имеет ограниченные финансовые возможности — не являясь структурным подразделением МБОУДО ЦДОД Барабинского района, он не имеет отдельного бюджета, в муниципальном задании деньги на развитие музея, оплату труда руководителя музея не закладываются. Совет руководителя образовательной организации: «Ищите спонсоров». Чаще в этой роли выступают частные предприниматели, реже – организации. Но они не видят выгоды в этом для себя.
Администрация предложила принять участие в конкурсе социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО). Термин «социально ориентированной некоммерческой организации» был введен Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Актив нашего музея «Факел» решил принять участие в конкурсе среди ресурсных центров муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на реализацию программ деятельности, направленных на развитие общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций. Но по условиям конкурса принимать участие в нем могут только общественные организации. Практически в каждом населенном пункте созданы такие организации. Они могут быть детские, молодежные, инвалидов, ветеранские.
На территории нашего района в качестве юридического лица 31 августа 2018 года зарегистрирована Местная детская общественная организация по поддержке самореализации детей Барабинского района Новосибирской области «Детско-юношеский центр «Старт» (сокращенное наименование МДОО ДЮЦ «СТАРТ»).
Цель Организации:
- создание новых возможностей для самореализации детей;
- улучшение и распространение образовательных и воспитательных практик для школ и учителей, а также выстраивание системы выявления и работы с молодыми лидерами;
- оказание всесторонней помощи и поддержки в развитии социальных инициатив, действующих в интересах детей и общества.
Видами деятельности Организации являются:
- разработка предложений по разрешению актуальных проблем детской самореализации, по вопросам взаимодействия образовательных и общественных организаций, органов местной власти с общественными организациями, с целью создания возможностей для самореализации детей;
- подготовка методических и информационных материалов в помощь детским объединениям и организациям в области самореализации детей;
- проведение воспитательной работы по формированию здорового образа жизни, организация физкультурно-спортивного досуга среди подросткового поколения;
- ведение работы по социализации, развитию творческих способностей, профориентации подрастающего поколения.
Членами Организации могут быть граждане, от 8 до 18 лет, ведущие обучение в общеобразовательной школе, а также юридические лица, общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей Организации в соответствии с нормами устава Организации оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов Организации в целях обеспечения их равноправия как членов Организации.
Членство в Организации является добровольным. Прием физического лица в члены Организации производится Правлением Организации на основании личного письменного заявления (с согласия его законных представителей для несовершеннолетних лиц), а юридические лица дополнительно представляют копию протокола, заверенную уполномоченным органом юридического лица, подтверждающего принятие решения о вступлении в члены Организации. Члены Организации получают удостоверение установленного образца, подтверждающее их членство в Организации.
И мы заключили договор о сотрудничестве со «Стартом». Обучающиеся творческого объединения «Музееведение» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей» (МБОУДО ЦДОД Барабинского района) стали членами МДОО ДЮЦ «СТАРТ».
Именно членство в Местной детской общественной организации позволяет нам принимать активное участие в конкурсе среди ресурсных центров муниципальных районов и городских округов для предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на реализацию программ деятельности, направленных на развитие общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В течение двух лет активисты «Старта», обучающиеся творческого объединения «Музееведение» под моим непосредственным руководством, дважды были победителями конкурса на предоставление субсидий для СО НКО. Несмотря на то, что это нелегкая борьба, учитывая высокий уровень конкуренции, наш музей дважды одержал победу в конкурсе и получил субсидии на развитие музея «Факел».
2. Методические рекомендации для руководителей музеев и музейных педагогов. Проект «Музей дополнительного образования: создаем историю вместе»
1. Основная идея. У каждого на жизненном пути встречается талантливый педагог, способный увлечь за собой. Но со временем из памяти человека стираются события, забываются люди и даты. И только документы, фотографии, экспозиции, воспоминания могут сохранить в памяти поколений прошлое.
В рамках реализации проекта планируется собрать информацию о педагогическом сообществе дополнительного образования Барабинского района. Собранные документы пополнят коллекцию музея, конкретизируют историю развития дополнительного образования города и района, послужат материалом для проведения экскурсий, уроков Трудовой Славы, встреч поколений. Данный материал будет способствовать развитию образовательно-воспитательного потенциала, повышению престижа профессии педагога и мотивации учащихся к её выбору.
Целевая аудитория проекта: обучающиеся 1-11 классов, педагоги дополнительного образования, руководитель музея, педагог-организатор, родители.
Ожидаемые результаты. В результате реализации проекта появится новый формат музейно-педагогической коммуникации, связанный с живым общением учащихся с педагогами и содействующий сохранению педагогических традиций в дополнительном образовании. Увеличится музейный фонд, появятся новые тематические экспозиции, вырастет число посетителей музея.
2. Обоснование социальной значимости проекта. Проект необходим для сохранения истории возникновения и развития дополнительного образования на территории Барабинского района, вовлечения в активную поисковую деятельность учащихся, родителей, педагогов. Содержание планируемых мероприятий способствует формированию социально-значимых ориентиров и ценностей.
Проблема: Во-первых, не организована системная деятельность по сохранению материалов об истории и развитии дополнительного образования Барабинского района. А ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми подвигами прославили имя родного края, будет содействовать формированию и развитию у учащихся чувства гордости за педагогов района.
Во-вторых, чтобы сделать работу в музее более интересной и привлекательной для современного ученика, необходимо современное оборудование.
3. Цель проекта: обновление фондов музея Центра дополнительного образования детей Барабинского района и проведение мероприятий на базе музея.
Задачи:
· поиск, выявление и сбор информации о развитии системы дополнительного образования города и района через изучение архивных документов, воспоминаний педагогов, ветеранов и выпускников прошлых лет;
· создание тематической экспозиции «Сердце отдаю детям»;
· организация и проведение тематических мероприятий для учащихся образовательных учреждений (экскурсий, уроков Трудовой Славы, встреч поколений)
· расширение информационного пространства о деятельности музея «ЦДОД» через экскурсии, СМИ, сеть Интернет.
4. План основных мероприятий
Наименование мероприятия программы, участники |
Место и дата проведения мероприятия |
Ожидаемый результат |
Работа организационной группы по реализации проекта «Музей дополнительного образования: создаем историю вместе»
|
Музей МБОУДО ЦДОД
|
Создание поисковой группы музея. Установление контакта с краеведческим музеем, архивом города. Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея. Работа творческого объединения «Музееведение»: оформление интерьера музея, обновление экспозиций |
Создание фото-, видеоматериалов проекта |
Музей МБОУДО ЦДОД
|
Фильм, созданный в ходе реализации проекта. Подборка и выставка фотоматериалов |
Торжественное мероприятие, посвященное открытию экспозиций музея
|
Музей МБОУДО ЦДОД
|
Экскурсия по музею для педагогов МБОУДО ЦДОД. Круглый стол «Славим Родину трудом» (29 педагогов: - имеющих звание «Почётный работник РФ»; - награжденных Грамотой Министерства образования РФ и НСО; - занесённых в Книгу Почёта Барабинского района; - участников конкурса «Сердце отдаю детям»). Презентация стенда «Сердце отдаю детям» |
Экскурсии по музею для учащихся Барабинского района |
Музей МБОУДО ЦДОД
|
14 экскурсий по 15-20 человек. Общий охват учащихся 280 чел |
Торжественное мероприятие «Учитель – это не профессия, а призвание» |
Музей МБОУДО ЦДОД
|
Коммуникационная площадка «Связующая нить времён» (20 педагогов, трудовой стаж которых 10 и более лет). Приветственное слово начальника Управления образования администрации Барабинского района. Выступление родителей учащихся «Я занимался в …» |
5. Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта:
· появится новый формат музейно-педагогической коммуникации, связанный с живым общением учащихся с педагогами и содействующий сохранению педагогических традиций в дополнительном образовании: интервьюирование, оформление воспоминаний, создание аудиотеки;
· добавится новый стенд «Сердце отдаю детям»;
· обновится экспозиция «История развития дополнительного образования Барабинского района»;
· материальная база музея пополнится принтером, стеллажами, канцелярскими принадлежностями.
Число посетителей музея к окончанию проекта достигнет 500 человек в год.
6. Информационное сопровождение программы
В ходе реализации проекта «Музей дополнительного образования: создаем историю вместе»:
- план мероприятий будет размещен на сайте МБОУДО ЦДОД;
- рекламная кампания будет запущена в сети Интернет с размещением информации на сайтах социальных партнеров: администрация Барабинского района, еженедельные издания «Аспект» и «Барабинский вестник», сайты ОУ, «Видео новости из Барабинска»;
- проводимые мероприятия будут освещаться в СМИ, соцсетях.
Результаты реализации проекта
Описание проведенных в соответствии с календарным планом мероприятий с указанием достигнутых количественных и качественных показателей
Наименование мероприятия программы, участники |
Место и дата проведения мероприятия |
Достижение ожидаемого результата |
Работа организационной группы по реализации проекта «Музей дополнительного образования: создаем историю вместе»
|
Музей МБОУДО ЦДОД
|
Создана поисковая группа музея. Установлен контакт с краеведческим музеем, архивами. Собраны материалы, реставрированы экспонаты. Создан совет и актив музея. Учащиеся творческого объединения «Музееведение» оформлен интерьер музея, обновлены экспозиции. Привлечено 4 специалиста |
Создание фото-, видеоматериалов проекта |
Музей ЦДОД
|
В ходе реализации проекта создан видеофильм, собраны фотоматериалы. Привлечен фотограф, видеооператор. |
Торжественное мероприятие, посвященное открытию экспозиций музея Трудовой Славы
|
Музей МБОУДО ЦДОД
|
Проведена экскурсия по музею для педагогов МБОУДО ЦДОД. В мероприятии приняли участие 45 человек, из них 29 педагогов, имеющих звание «Почётный работник РФ»; награжденных Грамотой Министерства образования РФ и НСО; имя которых занесено в Книгу Почёта Барабинского района; участников конкурса «Сердце отдаю детям». Приобретен и открыт в торжественной обстановке стенд «Сердце отдаю детям». К работе было привлечено 4 специалиста |
Экскурсии по музею для учащихся Барабинского района |
Музей МБОУДО ЦДОД
|
В музее Центра проведено 14 экскурсий с общим охватом учащихся 280 человек. К проведению экскурсий привлечено 2 специалиста |
Торжественное мероприятие «Учитель – это не профессия, а призвание» |
Музей МБОУДО ЦДОД
|
На торжественном мероприятии «Учитель – это не профессия, а призвание» присутствовало 48 человек. В коммуникационной площадке «Связующая нить времён» приняли участие 20 педагогов, трудовой стаж которых 10 и более лет, и 5 ветеранов педагогического труда. Начальник Управления образования администрации Барабинского района тепло приветствовала участников, поблагодарила за долголетний добросовестный труд и вручила сувениры. Выступили родители учащихся, которые в школьные годы посещали кружки, секции в учреждении дополнительного образования. |
На средства выигранного гранта реализован проект «Музей дополнительного образования: создаём историю вместе», в ходе его проведения:
· появился новый формат музейно-педагогической коммуникации, связанный с живым общением учащихся с педагогами и содействующий сохранению педагогических традиций в дополнительном образовании: интервьюирование, оформление воспоминаний, создание аудиотеки;
· добавился новый стенд «Сердце отдаю детям»;
· обновился раздел «История развития дополнительного образования Барабинского района»;
· пополнилась материальная база музея принтером, стеллажами, канцелярскими принадлежностями;
· проведено торжественное мероприятие, посвященное открытию стенда «Сердце отдаю детям», в котором приняли участие 45 человек (среди них педагоги, имеющие звание «Почётный работник РФ»; награжденные Грамотой Министерства образования РФ и НСО; занесённые в Книгу Почёта Барабинского района; участники конкурса «Сердце отдаю детям»). На торжественном мероприятии «Учитель – это не профессия, а призвание» присутствовало 48 человек (13 из них ветераны педагогического труда);
· приняли участие 20 педагогов и 5 ветеранов педагогического труда в коммуникационной площадке «Связующая нить времён»;
· проведено 14 экскурсий по 15-20 человек с общим охватом 280 учащихся.
Число посетителей музея увеличилось со 150 до 500 человек в год. В «Книге отзывов» оставлены слова благодарности за такую важную работу. Родители с учащимися, перешагнув порог Центра, заходят в музей, приносят свои воспоминания, предметы, пополняя фонд музея.
2.2. Проект «Сохраним историю для потомков»
1. Краткая аннотация деятельности некоммерческой организации в рамках программы (проекта), описывающая основную идею и конкретные действия по реализации программы (проекта) (без обоснования актуальности и социальной значимости), целевую аудиторию, наиболее значимые ожидаемые результаты.
Музей Центра «ДОД» открыт в октябре 2017 года. Это единственный музей дополнительного образования детей в Барабинском районе. Для сохранения истории развития дополнительного образования города и района, пополнения фондов музея, проведения экскурсий, уроков Мужества и Трудовой Славы, встреч поколений, сделать работу в музее более интересной и привлекательной для современного ученика, необходимо оборудование, соответствующее требованиям времени.
У нас имеется Доска почета педагогов и появилась идея создания Доски почета обучающихся, что позволит информировать учащихся, педагогов, родителей о результатах и достижениях обучающихся «ЦДОД» в разных видах деятельности и создании ситуации успеха.
Целевая аудитория проекта: обучающиеся 1-11 классов, педагоги и ветераны дополнительного образования, руководитель музея, педагог-организатор, родители.
Ожидаемые результаты. Развитие музея дополнительного образования будет способствовать повышению образовательно-воспитательного потенциала, престижа профессии педагога допобразования и мотивации учащихся к её выбору, сохранению педагогических традиций в дополнительном образовании. Музейный фонд пополнится стендом (Доска почета обучающихся), появятся новые тематические экспозиции, будет проведено 14 экскурсий, соответственно вырастет число посетителей музея, мобильные выставки будут организованы в 9 школах города и района.
2. Обоснование социальной значимости программы (проекта), выявляющее и формулирующее социально значимые проблемы, на решение или сглаживание которых направлена программа (проект), опирающееся на статистическую информацию, а также другие необходимые данные, способные подтвердить актуальность реализации программы (проекта).
Наш музей является центром краеведческой работы и местом проведения районных краеведческих конференций, конкурсов исследовательских работ обучающихся, семинаров для руководителей музеев образовательных организаций района. Но имеющаяся материально-техническая база музея сегодня не соответствует целевой аудитории.
Кроме того, не организована системная деятельность по сохранению материалов об истории и развитии дополнительного образования Барабинского района. А ознакомление подрастающего поколения с исторической и современной информацией о людях, которые высокими достижениями в спорте, науке, культуре, трудовыми подвигами прославили имя родного края, будет содействовать формированию и развитию у учащихся чувства гордости за педагогов района.
В прошлом году на базе музея в творческом объединении «Музееведение» занималось 15 детей, в этом году количество обучающихся увеличилось до 24 человек, что показывает повышение интереса среди обучающихся к музейной работе, краеведению.
Считаем, что приобретение аппаратуры позволит нам воспитать исследователей, патриотов своей малой родины, которые будут чтить нашу историю и помнить педагогов дополнительного образования.
3. Цель (цели) и задачи программы (проекта).
Цель проекта: расширение фондов музея Центра дополнительного образования детей и проведение мероприятий на базе музея.
Задачи:
· создать фото-, видеоматериалы о развитии системы дополнительного образования города и района через изучение архивных документов, воспоминаний педагогов, ветеранов и выпускников прошлых лет;
· открыть Доску почета обучающихся;
· организовать мобильные выставки «Педагоги дополнительного образования – ветераны Великой Отечественной войны» для учащихся образовательных учреждений;
· расширить информационное пространство о деятельности музея «ЦДОД» через экскурсии, СМИ, сеть Интернет.
4. План основных мероприятий
Наименование мероприятия программы (проекта), участники |
Место и дата проведения мероприятия |
Ожидаемый результат |
Создание организационного комитета (разработка эскизов, положения о Доске почета обучающихся) |
МБОУДО ЦДОД |
В оргкомитет войдут руководитель музея, Совет и актив музея, администрация МБОУДО ЦДОД. Оргкомитет организует подготовку мероприятий в рамках субсидии. |
Создание фото-, видеоматериалов в ходе реализации программы |
Музей МБОУДО ЦДОД
|
Электронный фотоальбом, созданный в ходе реализации проекта. Выставка фотоматериалов. |
Торжественное открытие Доски почета обучающихся |
Музей МБОУДО ЦДОД
|
В мероприятии примут участие 20 обучающихся, занесенных на Доску почета, родители, 5 педагогов-ветеранов «ЦДОД». |
Проведение экскурсий для обучающихся, педагогов, ветеранов педагогического труда, родителей и гостей |
МБОУДО ЦДОД |
Будут проведены 14 экскурсий по 15-20 человек. Общий охват учащихся не менее 280 человек. Также в экскурсиях примут участие не менее 10 педагогов, 5 ветеранов педагогического труда, родители и гости. |
Мобильные выставки «Педагоги дополнительного образования – ветераны Великой Отечественной войны» |
Образовательные организации Барабинского района
|
Экспозиция с охватом не менее 200 обучающихся и педагогов школ района. Мероприятия проведут актив музея (5 чел.), специалисты «ЦДОД». |
5. Ожидаемые конечные количественные и качественные результаты реализации программы (проекта), описывающие изменение ситуации по отношению к началу реализации программы (проекта).
По итогам реализации субсидии:
· материальная база музея Центра дополнительного образования детей Барабинского района пополнится оргтехникой, что позволит расширить музейное пространство, привлечь новых зрителей;
· будет установлена Доска почета обучающихся с целью поощрения обучающихся Центра, добившихся высоких результатов в спорте, творческой деятельности, общественной жизни, в социально-значимых делах, улучшения качества выставочного пространства;
· мобильные выставки «Педагоги дополнительного образования – ветераны Великой Отечественной войны» посетят не менее 200 обучающихся и педагогов школ района, которые узнают о педагогах-героях;
· будет проведено 14 экскурсий для обучающихся, педагогов, ветеранов педагогического труда, родителей и гостей, которые узнают историю развития допобразования, талантливых педагогов и наставников, а дети станут обучающимися Центра.
В реализации программы «Сохраним историю для потомков» будут задействованы 2 экскурсовода, видеооператор, 24 учащихся творческого объединения «Музееведение», руководитель музея Центра, Совет и актив музея, председатель МДОО ДЮЦ «Старт».
Число посетителей музея увеличится и достигнет 550 человек в год.
6. Информационное сопровождение программы (проекта).
В рамках реализации субсидии будет размещена информация на странице Местной детской общественной организации по поддержке самореализации детей Барабинского района Новосибирской области «Детско-юношеский центр «Старт» (http://cdobar.edusite.ru/p590aa1.html), вконтакте https://vk.com/clubcdodbar.
Так же мероприятия будут освещены в местных СМИ: газета «Барабинский вестник», газета «Аспект», сайт Администрации Барабинского района, сайт МБОУДО ЦДОД.
Результаты реализации проекта
Описание проведенных в соответствии с календарным планом мероприятий с указанием достигнутых количественных и качественных показателей
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения мероприятия |
Ожидаемый результат |
Создание организационного комитета по реализации проекта (разработка эскизов, положения о Доске почета обучающихся) |
|
Сформирован оргкомитет по реализации проекта в который вошли руководитель музея, Совет и актив музея, администрация МКОУДО ЦДОД Барабинского района. Оргкомитет организовал подготовку мероприятий в рамках субсидии. |
Создание фото-, видеоматериалов в ходе реализации программы |
|
Создан электронный фотоальбом. Организована выставка фотоматериалов. |
Торжественное открытие Доски почета обучающихся Центра дополнительного образования детей Барабинского района |
|
В мероприятии приняли участие 20 обучающихся, занесенных на Доску почета, родители, 5 педагогов-ветеранов «ЦДОД» Барабинского района. |
Проведение экскурсий в музее для обучающихся и педагогов Центра дополнительного образования детей Барабинского района, ветеранов педагогического труда, родителей и гостей |
|
Проведены 14 экскурсий по 15-20 человек. Общий охват учащихся не менее 280 человек. В экскурсиях приняли участие не менее 10 педагогов, 5 ветеранов педагогического труда, родители и гости. |
Мобильные выставки «Педагоги дополнительного образования – ветераны Великой Отечественной войны» |
|
Создана экспозиция, которую посетили 200 обучающихся и педагогов школ района. Мероприятия провели актив музея (5 чел.), специалисты «ЦДОД» Барабинского района. |
В рамках реализации проекта:
· материальная база музея Центра дополнительного образования детей Барабинского района пополнилась оргтехникой: ноутбук, жесткий диск, проектор, пульт для презентаций, брошюратор, демосистема настольная, проекционный столик, подставки настольные для презентаций, канцелярские товары;
· установлена Доска почета обучающихся с целью поощрения обучающихся Центра, добившихся высоких результатов в спорте, творческой деятельности, общественной жизни, в социально-значимых делах, улучшения качества выставочного пространства;
· проведены мобильные выставки «Педагоги дополнительного образования – ветераны Великой Отечественной войны»;
· проведено 14 экскурсий для обучающихся, педагогов, ветеранов педагогического труда, родителей и гостей, которые узнали историю развития дополнительного образования, талантливых педагогов и наставников.
Число посетителей музея увеличилось до 550 человек в год.
Количество внебюджетных финансовых средств, привлеченных в ходе реализации проекта 40000 рублей.
Наши партнеры: Администрация Барабинского района, образовательные организации Барабинского района, МКУК «Барабинский краеведческий музей», отдел архивной службы администрации Барабинского района.
Ссылка на сайт и страницы о деятельности музея МБОУДО ЦДОД в социальных сетях: на странице Местной детской общественной организации по поддержке самореализации детей Барабинского района Новосибирской области «Детско-юношеский центр «Старт»:
http://cdobar.edusite.ru/p590aa1.html
Газета «Аспект» г. Барабинска и Куйбышева: http://8plus1.ru/grant-na-razvitie-muzeya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-poluchili-barabincy.xtml
Администрация Барабинского района: http://admbaraba.nso.ru/news/2058
Группа «В Контакте» МБОУДО ЦДОД https://vk.com/clubcdodbar: https://vk.com/clubcdodbar?w=wall-68329808_993,
https://vk.com/album-68329808_261180916.
3. Заключение
Полученная финансовая поддержка позволила приобрести необходимое оборудование, способствовала развитию выставочного пространства музея. Сегодня музей «Факел» является центром краеведческой работы и местом проведения районных краеведческих конференций, конкурсов исследовательских работ учащихся, семинаров для руководителей музеев образовательных организаций района. Активисты музея являются победителями конкурсов областного и всероссийского уровней, дипломантами Историко-образовательного хакатона по Сибирскому федеральному округу в рамках Первого Всероссийского форума школьных музеев.
Сохранение наследия дополнительного образования Барабинского района и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности! Школьные музеи просто необходимы для нашей жизни, так как нельзя терять нить, которая связывает поколения.
Считаю, что представленные готовые проекты послужат руководителям музеев и музейным педагогам основой для написания собственных программ, участию в конкурсе СО НКО, и соответственно получению дополнительного финансирования на развитие школьного музея.
4. Литература
1. Федеральный закон от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
2. Письмо Министерства просвещения России от 09.07.2020 г. № 06-735 «О направлении методических рекомендаций о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами»
3. Интернет-ресурсы https://vkr.pspu.ru/uploads/7511/vkr.pdf дата обращения к ресурсу 24.01.2022 г.
v Программное обеспечение
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» имеет
социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы «Финансовая грамотность» заключается в том, что необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке и благодаря этому получают первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. «Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии. Изучение финансовой грамотности обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.
Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.
Отличительные особенности программы, новизна:
Основные идеи программы, отличающие ее от существующих программ в том, что она построена на основе финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности дошкольников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде.
Адресат программы
Программа адресована детям 5-7 лет.
Анкета для родителей
«Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамотности и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
вывод: данные диаграммы подтверждают заинтересованность родителей в реализации образовательной программы по финансовой грамотности (67% указывают на необходимость проведения занятий и 33% относятся к этому положительно)
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
вывод: 100% родителей отметили старший школьный возраст.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
вывод: 100% родителей отметили, что дети проявляют живой интерес к изучению финансовой грамотности.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
вывод: 100% родителей отметили, что обсуждают со своим ребенком изученные темы по финансовой грамотности. Инициативу разговора проявляют сами воспитанники ШРР «Филиппок».
5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относиться к вещам и предметам;
е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
вывод: данные диаграммы указывают на проявление познавательной активности у воспитанников. Родители отмечают интерес детей к финансовой грамотности, указывая на увеличение количества вопросов (70%), на активное употребление тематических слов (60%), в творческих заданиях проявляют свои знания (75%) и стали бережнее относиться к некоторым вещам (55%) и участвуют в планировании бюджета и совершают совместные покупки (75%).
6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
вывод: 100% родителей заявили о своей готовности участвовать в программе по финансовой грамотности. Подтверждают свою заинтересованность в участии тематических мероприятий (родительские собрания, консультации и т.д.)
Конспект открытого занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
«Путешествие в страну Финансов»
Цель: знакомство воспитанников с экономическим понятием «деньги».
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с деньгами, их предназначением;
- дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны. Какого достоинства бывают деньги, и какие (бумажные купюры, железные монеты);
- учить обращаться с деньгами;
- продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, на бумаге.
Развивающие:
-способствовать развитию интересов детей, их воображения и творческой активности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, прививать доброжелательное отношение к окружающим;
- воспитывать желание заниматься, получать новые знания;
Материалы и оборудование:
Видео. Кошелек. Монеты, банкноты. Схема кругооборота денег. Материалы, инструменты и приспособления для творчества детей.
Ход занятия:
Педагог: Добрый день, я
рада приветствовать вас и сегодня хочу пригласить вас в увлекательное
путешествие по стране Финансов.
Вы готовы отправиться в путешествие? А как мы будем путешествовать? На чем можно отправиться в путешествие? Ответы детей.
Правильно. А давайте вспомним, как путешествовали сказочные герои, какие средства у них были? Ответы детей.
Ребята, а сейчас есть какие-то современные, может быть даже фантастические способы перемещения? Ответы детей
Я знаю еще один увлекательный способ, думаю, он вам понравится, мы пройдём через волшебный «портал». (Под музыку дети проходят через арку, украшенную монетами, бумажными деньгами и др. предметами, встают полукругом).
Какой необычный портал, ребята вы знаете, что это такое?
Ответы детей
А почему здесь ракушки, мех, брусочки? Ответы детей. Наверное, все эти предметы как-то взаимосвязаны, каждый из них имеет какую-то ценность.
Правильно/оказывается, ребята, это все - деньги. Когда-то давным-давно во времена первобытного человека денег не было, в них не нуждались. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Со временем люди научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и стали обмениваться предметами. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи и т.д. Но обменивать товары было очень сложно и не всегда удобно. Поэтому люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для такого обмена – так появились первые деньги. Одними из первых денег стали раковины. Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги, но сначала это были не монеты, а бруски, кольца, прутики, слитки. И лишь спустя много лет появились монеты.
Сундучок с монетами
Педагог: Что это такое? Правильно, монеты.
Педагог: Ребята, для чего
нужны людям деньги? (Предполагаемые ответы детей: покупать продукты, одежду,
обувь, платить за проезд в автобусе и метро, за билеты в кинотеатр или музей).
Педагог: Правильно! Деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги используются, чтобы оценить труд человека. Деньги люди получают за выполненную работу. За деньги можно купить разные вещи, и они имеют разную ценность.
Педагог достает монеты. Дети рассматривают монеты.
Педагог: Какой бывает монета?
Если дети не называют все признаки монет, то педагог помогает им.
Педагог: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства. Педагог достаёт банкноты.
Кошелек
Педагог: Как можно назвать эти деньги? Какие они? Это банкноты – бумажные деньги. Металлические – монеты бумажные – банкноты.
Можно продемонстрировать шуршание банкнотой.
Педагог: Банкноты так же, как монеты бывают разные и имеют разную ценность. Кто может назвать, какие банкноты бывают?
Дети называют банкноты, педагог демонстрирует их детям.
Педагог: Ребята, скажите за деньги все можно купить или нет? (Ответы детей). Давайте поиграем в игру «Что можно и нельзя купить за деньги».
Игра «Что можно и нельзя купить за деньги». На столе лежат разные картинки, дети выбирают, раскладывают в корзинку то, что можно купить, а на сердце то, что купить нельзя. Педагог проверяет и вместе с детьми комментирует ответ.
Педагог: Молодцы, ребята! Вы все хорошо отвечали.
Физминутка
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7 раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку, то правую, то левую ножку).
Педагог: А кто из вас знает, как называются деньги нашей страны? (Ответы детей). Правильно, у нас рубли и копейки. Но в мире существует много стран, и в каждой стране деньги разные.
Карта (работа с указание различных стран и валют)
А может кто-то из вас знает название денег в других странах? Вот если бы мы сейчас с вами оказались в Америке, какие деньги нам бы понадобились? А в если мы будем путешествовать по европейским странам, например, Германия, Италия, то нам понадобятся какие деньги? правильно, евро, а в Японии деньги называются…иены.
Педагог: Существует очень
много разных названий денег, поэтому деньги других стран мы называем валюта.
Валютой мы можем расплачиваться только в других странах, а в нашей стране мы
получаем и тратим только рубли и копейки.
Педагог: Ребята, кто
знает, где ваши родители носят деньги монеты и банкноты? (в кошельке).
Верно! Эти деньги есть в наличии, и называются они «наличные деньги».
Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на
пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки
у родителей? Расскажите, что вы знаете о них? Как надо пользоваться пластиковой
картой? (Ответы детей).
Педагог: А вообще, откуда
берутся деньги у родителей? Давайте сейчас рассмотрим схему кругооборота денег.
Деньги печатаются на монетном дворе, потом они поступают в банк, из банка на
работу, где работают ваши родители, там им платят зарплату, это доход, а потом
ее тратят в магазине - это расход, а из магазина деньги снова поступают в банк.
А дома где можно хранить деньги? (Ответы детей).
Педагог: Давайте поиграем в игру «Бюджет семьи».
Посмотрите, на экране большой кошелек - это бюджет семьи. В семье бабушка, дедушка, мама, папа, два сына - Глеб и Сергей, две сестры Таня и Аня. Сейчас я буду вам называть что сделает один из членов семьи, а вы называть ответ. Если ответ правильный, то в кошелек будет добавляться или убавляться монета. В итоге мы узнаем, что стало с бюджетом семьи. И так начнем? Папа и мама получили зарплату это? (Ответ детей - Доход) - Верно! Посмотрите, как монетки переместились в кошелек. Бабушка собралась поехать в гости. Что будет с бюджетом? (Ответы детей - деньги пойдут на расходы для поездки) - Верно! У старшего брата Глеба порвались кроссовки, нужно срочно купить. Что произойдет с бюджетом? – (Ответ детей - монетки из кошелька убавятся) Правильно. Ваня, Таня получила стипендию за учебу - это? (Ответ ребенка – доход, монетки прибавятся). Дедушка выиграл большую сумму денег в лотерею, что произойдет? (Ответ ребенка – монетки прибавятся).
Ребята, посмотрите, бюджет семьи то пополняется, то убавляется и это доказывает, финансовый бюджет нужно планировать: доход, расход, подсчитывают итог - оставшуюся сумму денег.
Подведение итогов.
Педагог: Ребята,
предлагаю сформулировать правила обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой.
6. Бережно относиться к деньгам.
Обратная связь
v Выступление на XXI съезде работников образования Новосибирской области
Каждый этап развития и модернизации системы образования ознаменован новыми концептуальными подходами развития и воспитания детей. Для совершенствования системы образования в России и создания условий для конкурентоспособности обучающихся в мировом пространстве, безусловно, мы опираемся на данные, полученные в рамках практик международных исследований: качества чтения и понимания текста (PIRLS), качества математического и естественнонаучного образования, оценка образовательных достижений учащихся (PISA). Формирование функциональной грамотности у обучающихся находится в прямой зависимости от качества (ресурсности) психологического сопровождения. Предлагаю уточнить смысловую нагрузку понятия функциональная грамотность:
- готовность взаимодействовать с окружающим миром;
- готовность решать учебные и практические задачи;
- способность строить отношения, владение рефлексивными умениями.
В вопросе формирования функциональной грамотности необходимо сделать акцент на овладении обучающимися восьмью навыками.
Позвольте напомнить их:
1. критическое мышление;
2. креативность;
3. исследование и изучение;
4. саморегуляция, инициативность и настойчивость;
5. использование информации;
6. системное мышление;
7. коммуникация;
8. рефлексия.
Проработкой представленных навыков в различных жизненных ситуациях занимаются сами обучающиеся, родители, педагогические работники и специалисты сопровождения. Так, в образовательных организациях Барабинского района в формате системности для обучающихся проводятся практические и тренинговые занятия, тематические групповые и массовые мероприятия, организуются совместные мероприятия с родителями и организовано сопровождение педагогических работников.
На наш взгляд, в вопросе ресурсности психологического сопровождения обучающихся при формировании функциональной грамотности продуктивным способом является рассмотрение типовой жизненной ситуации и методическое обоснование представленного кейса.
Мы предлагаем для рассмотрения 2 ситуации социального взаимодействия и общения, произошедшие в образовательных организациях нашего района. Данные ситуации не единичны (в масштабах Новосибирской области) и поиск адекватного и комфортного выхода для ребенка (из представленных обстоятельств) - практикоориентированная цель моего выступления.
Ситуация №1
Осман, 9л. (папа - чеченец, мама - русская) Обучается в школе с 1 класса, в классе есть друзья. По характеру мальчик вспыльчивый, агрессивный все проблемы решает кулаками. В семье воспитывается жестко со стороны папы, у мамы попустительская форма воспитания. Папа учит и прививает традиции своего народа.
На уроках в школе мальчик ведет себя вызывающе, от его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене.
Из-за такого поведения дети стали его специально провоцировать и обзывать, что бы он вспылил и сорвал урок.
Навыки, которые необходимы для разрешения сложившейся конфликтной ситуации:
ü саморегуляция
ü коммуникация
ü рефлексия
Для разрешения возникшей конфликтной ситуации необходимо проводить мероприятия со всеми взаимодействующими участниками. Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, и психолог организует системную работу:
Ø с обучающимся в формате консультирования; проведения диагностической работы; индивидуальных практических занятий, направленных на овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; проведения совместных занятий с одноклассниками с целью развития навыков конструктивного общения.
Ø с родителями проводится консультирование по вопросам создания в семье комфортного развивающего пространства, рассматриваются позиции толерантного отношения к носителям других культур и формирование навыков бесконфликтного общения;
Ø с одноклассниками организуются тематические беседы, раскрывающие индивидуальные особенности каждого из нас; отрабатываются навыки комфортного социального взаимодействия;
Ø с педагогами проводится групповое консультирование по вопросу адекватного реагирования на возникновение конфликтных ситуаций в классе. Непосредственно классным руководителем планируются регулярные мероприятия в формате классных часов и внеклассных тематических мероприятий.
Таким образом, проявление грамотной профессиональной позиции со стороны психолога и педагогов, в том числе классного руководителя, а также проявление одноклассниками доброжелательного поддерживающего отношения и соответствующее реалиям жизни поведение и настрой родителей позволяют создать комфортное образовательное и социальное пространство для обучающегося.
Рассматриваемый нами следующий кейс по своему содержанию тоже представляет собой характерную и типичную ситуацию в школе.
Ситуация №2
Дарья, 13 лет
Агрессивно реагирует на замечания учителя. Как-то опоздала на занятие в рамках дополнительного образования – учитель сделала замечание. Даша выказала неудовольствие, а вечером учителю написала СМС с нецензурными словами.
Далее последовало разбирательство у директора в присутствии папы девочки.
Так же девочка может обзывать одноклассников, позволяет «шалости» - одноклассники стараются не вступать с ней в контакт.
При беседе с психологом сказала, что ей проще сдерживать раздражение и злость, но в последствие находит способ реагировать агрессивно на ситуацию.
Родители в случае конфликта с младшим братом, просят Дашу уйти к себе в комнату. Мы убеждены, что для достижения максимально положительного эффекта разрешения возникающих конфликтных ситуаций необходимо развитие у обучающейся следующих навыков:
ü саморегуляция
ü использование информации
ü коммуникация
ü рефлексия
Куратором (медиатором) для всех участников конфликта выступает специалист службы сопровождения – школьный психолог.
Безусловно, что максимально положительно будет решена данная проблема только в случае конструктивного взаимодействия всех ее участников. Для достижения планируемых результатов и возможности корректирования траектории сопровождения участников ситуации необходимо разработать маршрут сопровождения либо технологическую карту:
Ø с обучающейся организуются индивидуальные консультации, ориентированные на изучение собственных особенностей; практические занятия, позволяющие отработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций; социальным педагогом разъясняются позиции, являющиеся результатом нарушения социальных норм.
Ø с родителями в формате консультирования обсуждается информация об оказании поддержки ребенка, проговаривании чувств и эмоций и их адекватное проявление по отношению к другим участникам (одноклассники, педагоги, члены семьи).
Ø с педагогами проводятся консультации, позволяющие отработать навык профессионально грамотного реагирования на вызывающее поведение обучающейся. Классным руководителем (возможно с привлечением социального педагога) разрабатывается серия тематических мероприятий, направленных на команды образование и включение ребенка в деятельность классного коллектива.
Сейчас вашему вниманию были предложены две ситуации социального взаимодействия, являющиеся по своему содержанию универсальными (имеют место быть во многих образовательных учреждениях). Ресурсность психолого-педагогического сопровождения заключается в решении обычных жизненных ситуаций в школе. Повседневная работа педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса создает достаточные условия для развития базовых навыков 21 века: коммуникативные, рефлексивные, регулятивные, познавательные и креативные. Проявление грамотной профессиональной позиции, организация сопровождения и создание комфортного пространства в образовательном учреждении – все это не исключает наличие конфликтных ситуаций, но позволяет обучающимся находить конструктивный выход из сложных жизненных ситуаций.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.