ФУТБОЛ»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательная программа «ФУТБОЛ» относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Уровень освоения программы общекультурный. Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за выполнением домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные и физические нагрузки. Данная ситуация ведет к дефициту двигательной активности детей, которая с поступлением их в школу снижается наполовину. Вследствие острого дефицита физической активности, у большинства школьников наблюдаются ухудшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниямОбразовательная программа «ФУТБОЛ» относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Уровень освоения программы общекультурный. Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за выполнением домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные и физические нагрузки. Данная ситуация ведет к дефициту двигательной активности детей, которая с поступлением их в школу снижается наполовину. Вследствие острого дефицита физической активности, у большинства школьников наблюдаются ухудшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям
Иконка файла материала programma_po_futbolu_dlya_odod-napalkov.doc
Пояснительная записка.     Образовательная   программа   «ФУТБОЛ»   относится   к   программам физкультурно­спортивной   направленности.  Уровень   освоения  программы общекультурный.  Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках   в   школе   и   за   выполнением   домашних   заданий,   приходится   выдерживать большие   умственные   и   физические   нагрузки.   Данная   ситуация   ведет   к   дефициту двигательной   активности   детей,   которая   с   поступлением   их   в   школу   снижается наполовину. Вследствие острого дефицита физической активности, у большинства школьников   наблюдаются   ухудшение   деятельности   сердечно­сосудистой   и   снижение дыхательной   систем, сопротивляемости к различным заболеваниям. В условиях недостатка двигательной   нарушение   обмена   веществ,   зрения, активности   учащихся   важнейшую   роль   играет   эффективная   организация дополнительной физкультурно­оздоровительной работы в школе, в том числе и во   Ведь   именно   систематические   занятия   физическими внеурочное   время. упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма   школьников,   формируют   у   них   разнообразные   двигательные   умения   и навыки.   В   ряду   наиболее   эффективных   средств   физкультурно­оздоровительной работы   со   школьниками   во   внеурочное   время   футбол   занимает   одно   из   ведущих мест, что обусловлено во­первых – ее неприхотливостью (играть можно на любой более­менее   ровной   площадке),  во­вторых  –  экономичностью   и  доступностью   (не требуется   дорогостоящий   инвентарь,   достаточно   мяча   и   простой   спортивной формы).   Также   футбол   обладает   рядом   интереснейших   особенностей:   высокая эмоциональность,   постоянная   динамика   изменения   игровой   ситуации,   высокая степень контактной борьбы, зрелищность для болельщиков  и др.   Основой для создания данной программы явились социально­экономические потребности   современного   общества   в   здоровом,   воспитанном   и   активном подрастающем поколении. Футбол, являясь одной из старейших и самых популярных спортивных игр в мире, как раз и является наиболее комплексным и универсальным 1средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка. Программа имеет модифицированный вид.   Актуальность   программы  определяется   ее   острой   востребованностью   в современных   условиях,   т.к.   большинство   существующих   программ   в   основном направлены   на   реализацию   в   спортивных   школах   и   имеют   профессиональный характер,   однако   в   рамках   ОДОД   таких   программ   недостаточно.    В   числе первостепенных   задач,   стоящих   сегодня   перед   педагогами,   родителями   и   всей общественностью,   это   необходимость   создания   таких   условий,   при   которых школьники   различного   возраста   смогли   бы   регулярно   заниматься   физическими упражнениями   во   внеурочное   время;   условий,   способствующих   повышению двигательной   активности   школьников,   укреплению   их   здоровья,   улучшению физической   подготовленности,   а   следовательно,   и   подготовки   подрастающего поколения   к   будущей   военной   и   профессиональной   деятельности.   Одним   из серьезных   шагов   на   пути   решения   данной   задачи,   является   создание   учебно­ методических комплексов и программ, в которых на сегодняшний день существует острая   потребность,   т.к.   большинство   существующих   программ   в   основном направлены   на   реализацию   в   спортивных   школах   и   имеют   профессиональный характер, однако в рамках ОДОД таких программ недостаточно.   Педагогическая   целесообразность   программы  определяется   одной   из ведущих позиций футбола среди других спортивных игр, занятия которым оказывают комплексное влияние на становление личности ребенка в целом и развитие его общих и   специальных   способностей,   а   также   как   прекрасного   средства   формирования положительной   мотивации,   интересов   и   эмоций   учеников.   Поэтому   обучение игровому   материалу   содействует   решению   главной   задачи   –   привлечение занимающихся   к   самостоятельным   занятиям   физической   культурой   в   целом   и спортивными играми в частности. определяется одной из ведущих позиций футбола среди других спортивных игр, занятия которым оказывают комплексное влияние на становление   личности   ребенка   в   целом   и   развитие   его   общих   и   специальных способностей,   а   также   как   прекрасного   средства   формирования   положительной 2мотивации, интересов и эмоций учеников. Поэтому обучение игровому материалу содействует   решению   главной   задачи   –   привлечение   занимающихся   к самостоятельным занятиям физической культурой в целом и спортивными играми в частности. Цель программы – овладение основами технико­тактических приемов игры в футбол. Для реализации цели были поставлены следующие задачи программы: 1) Оздоровительные – гармоничное физическое развитие школьников, воспитание и   развитие   двигательных   способностей   (быстроты,   ловкости,   силы   и выносливости),   укрепление   здоровья   повышение   работоспособности, занимающихся и профилактика различных заболеваний; 2) Воспитательные  –   воспитание   потребности   в   самостоятельных   занятиях физическими   упражнениями,   воспитание   нравственных   и   волевых   качеств характера   (смелость,   настойчивость,   упорство,   терпение,   воля   и   др.),   также воспитание позитивных межличностных отношений между игроками в команде (поддержка, взаимовыручка, уважение, толерантность и др.);  3) Образовательные  –   обучение   жизненно   важным   двигательным   умениям   и навыкам,   овладение   основами   технических   элементов   и   тактических   приемов игры   в   футбол,   приобретение   необходимых   знаний   в   области   физической культуры, по истории развития футбола в России и за рубежом, по вопросам техники и тактики игры, а также изучение правил игры в футбол и порядок проведения соревнований. Вышеуказанные   задачи   решаются   на   основе  главных   дидактических принципов:  доступности ­ заложен в содержании и методике работы, ориентированной на детей конкретного возраста с учётом возрастных особенностей;  активности – предполагает активное участие во всех играх, соревнованиях, активную работу над собой; 3 сознательности   –   предполагает   осознанное   отношение   к   занятиям футболом, способствующему оздоровлению организма в целом;    последовательности  –  основанном   на   построении   учебного   процесса   от простого   к   сложному   в   соответствии   с   возрастными   и   физическими возможностями ребёнка;    постепенности   ­   предполагает   постепенное   увеличение   физической нагрузки на ребёнка;    и т.д., а также с использованием индивидуально – дифференцированного подхода,   учитывающего   особенности   каждого   ребенка   в   отдельности. Тренировочные   занятия   традиционно   состоят   из   трех   частей:   вводной, основной и заключительной. Возраст учащихся, участвующих в реализации программы. Программа   предназначена   для   детей   разного   возраста:   одна   группа формируется из детей 7 – 8 лет, вторая группа формируется для детей 11 – 12 лет. Формирование   групп   происходит   на   свободной   основе   по   желанию.   Возрастные особенности детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к   ребёнку,   через   различный   подход   к   физическому   развитию   обучающихся.   К занятиям могут быть допущены дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинского заключения. Срок реализации образовательной программы. Программа   рассчитана   на   1   год   обучения   в   количестве   144   часов.   Освоив базовый курс ребёнок может и в дальнейшем посещать объединение. Формы организации познавательной деятельности детей: ­ Фронтальная – наиболее часто используется в водной и заключительной и реже – в основной части при выполнении несложных двигательных действий   передача   мяча   при   построении (общеразвивающие   упражнения, занимающихся в шеренги). В этом случае преподаватель имеет возможность контролировать действия всех занимающихся. 4­ Поточная – при поточном способе занимающиеся   выполняют упражнения поочередно,   применяется,   когда   необходимо   обеспечить   контроль   за действиями каждого из них.  ­ Групповая   –   каждая   группа   выполняет   отдельные   задания;   педагог одновременно   осуществляет   контроль   за   деятельностью   всех   групп, находясь при этом с группой, получившей самое сложное задание. ­ Индивидуальная – применяется в целях устранения имеющихся недостатков или для углубления освоения учебного материала в работе со способными детьми. ­ «Круговая   тренировка»   ­   один   из   наиболее   эффективных   способов организации деятельности юных футболистов на занятии, обеспечивающим высокую общую и моторную плотность. В «круговую тренировку» могут включаться упражнения, направленные на развитие специальных умений и навыков. Режим занятий. 1 группа (7­8 лет) – 2 раза  в неделю по 2 часа. 2 группа(11­12 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа. Ожидаемые результаты и способы их проверки.  К концу первого года обучения, занимающиеся должны:  овладеть основами технических и тактических приемов игры в футбол,  должны   демонстрировать   в   игре   и  в  специальных   упражнениях   высокий уровень владения технико­тактическими элементами игры,  должны показывать оптимальные результаты в тестировании двигательных способностей, соответствующие их возрастным нормам.    Занятия футболом должны оказать благоприятное влияние на характер учащихся, изменить  в положительную сторону их отношение к себе и к окружающим, а также улучшить их дисциплину и поведение. Способами проверки знаний и умений являются: ­ текущий контроль умений и навыков, 5­ промежуточный тематический контроль умений и навыков, ­ итоговый контроль умений и навыков. Основными  критериями   оценки   работы  учащихся   являются   качество   и скорость   овладения   технико­тактическими   элементами   игры   в   футбол,   уровень развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям,   дисциплина   и   поведение   на   тренировках,   а   также   умение   применять приобретенные умения и навыки в соревновательных условиях. Формы подведения итогов реализации программы.  Организация внутришкольных турниров, участие в районных соревнованиях и товарищеских   матчах,   проведение   тестирования   уровня   физических   качеств   и специальных умений и навыков, педагогическое наблюдение и анализ документации.   УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ФУТБОЛУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД I группа  II группа  № Наименование темы    (7 – 8 лет) об щее тео рия пра кти 1. Вводное занятие Техника   безопасности   и   правила поведения. 2. Теоретическая подготовка:  2 8 2 6   Вопросы гигиены и влияния занятий на организм.   Основы   знаний:   история развития футбола в России и за рубежом, правила   игры   и   основы   судейства, порядок   проведения   соревнований   по футболу. (11 ­12 лет) об щее тео рия пра кти ка ­ ка ­ 2   2 2 10   8 2 63. Физическая подготовка: 3.1.Общая   физическая   подготовка  – упражнения   на   все   группы   мышц   и   на развитие всех физических качеств. 40 4 36 26 2 24 3.2.Специальная   физическая 26 4 22 36 4 32 подготовка  –   упражнения   на   развитие специальной   выносливости,   быстроты, координации   движений   и   скоростно­ силовых качеств.      4. Технико­тактическая  подготовка: 4.1.Техническая   подготовка  –   виды передвижений футболиста. 4.2.Тактическая   подготовка  –   тактика игры   в   защите   и   нападении 38 20 (индивидуальные, командные   действия);   групповые   и   функции защитника, полузащитника, нападающего и вратаря. 5. Сдача контрольных нормативов и участие 8 в различных турнирах. 6. Заключительное занятие. Всего: 2 144 6 4 2 2 32 26 16 32 6 ­ 10 2 144 2 4 2 2 24 28 8 ­ Содержание изучаемого курса: 1.Вводное   занятие.  Инструктаж   по   технике   безопасности   на   занятиях футболом ( 2 раза в год). Знакомство с группой.  Введение в программу. 2.Теоретическая   подготовка  Знакомство   с   историей   развития   футбола   в России и за рубежом; изучение правил игры в футбол и основ судейства; изучение гимнастической   и   футбольной   терминологии;   анализ   выступления   российских 7футбольных   команд   в   различных   турнирах;   изучение   вопросов   влияния   занятий физической культурой и футболом на организм спортсменов; и др. 3.Физическая подготовка:  3.1общая физическая подготовка (ОФП) – выполнение различных комплексов ОРУ (общеразвивающих упражнений) на все группы мышц; упражнения из других видов спорта на развитие всех физических качеств с целью гармонического развития занимающихся (гимнастика, легкая атлетика, тяжелая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжный спорт, плавание и др.). Практическая работа:   Выполнение   упражнений,   направленных   на   развитие   всех   групп   мышц: упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. Постепенное повышение нагрузки на детей, с   учётом   возрастных   особенностей   и   подготовленности   воспитанников.   В   группе малышей нагрузка носит умеренный характер. На занятиях в группе 11 – 12 летних ребят повышенные нагрузки  не применяются длительное время. 3.2   специальная   физическая   подготовка   (СФП)   –   упражнения   на   развитие мышечных групп пояса нижних конечностей (стопы, колени, бедра), а также мышц плечевого пояса и шеи; упражнения на развитие специальных физических качеств необходимых   для   футболиста:   специальная   (скоростная)   выносливость,  быстрота, координация движений (ловкость) и скоростно­силовая подготовка; специальные и подготовительные упражнения: разновидности «челночного» бега, бег с ускорениями до 100м., многоскоки, прыжки с места и с разбега, интервальный и переменный бег, и др. Практическая работа: Выполнение упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. В группе детей 7 ­8 летних специальной физической подготовке уделено меньше времени, чтобы не вызвать переутомление у детей. Упражнения на развитие общей выносливости, специальной выносливости, прыжковой выносливости; развитие 8общей   и   специальной   ловкости;   развитие   активной,   пассивной   и   специальной гибкости; стретчинг; упражнения на расслабление. 4.Технико­тактическая подготовка: 4.1 Техническая подготовка. Изучение основных технических элементов игры в футбол: разновидности  передвижений, стойки (вратаря, защитника, нападающего), разновидности остановок и изменения направления движения, ведение мяча (внешней и  внутренней   стороной   стопы,  подошвой;   правой   и   левой   ногой   и   др.),  передачи (нижняя, средняя и верхняя; различными частями стопы и тела), прием мяча (ногой, грудью,   головой),   разновидности   ударов   мячом   по   воротам,   финты   (обманные действия   с   мячом   и   без),   техника   стандартов   (вбрасывание,   ввод   мяча   в   игру, угловые, штрафные, пенальти и т.п.), игра вратаря. Практическая работа: Техника игры без мяча – выполнение технических приёмов, подвижные игры, игровые упражнения. Техника игры с мячом – разновидности остановок и изменения направления   движения,   ведение   мяча   внешней   и   внутренней   стороной   стопы, подошвой,   правой   и   левой   ногой,   удары   по   мячу   подъёмом,   серединой   подъёма, внутренней частью подъёма, внешней частью подъёма, носком, пяткой и др. Передачи – нижняя, средняя и верхняя, различными частями стопы и тела. Приём мяча – ногой, грудью,   головой.   Разновидности   ударов   мячом   по   воротам,   финты   –   обманные действия с мячом и без мяча. Техника стандартов – вбрасывание, ввод мяча в игру, угловые, штрафные, пенальти и т.п. Игра вратаря – ловля катящихся и низколетящих на   вратаря   мячей,   ловля   полувысоких   мячей,   высоколетящих   мячей;   отбивание катящихся   и   низколетящих   в   стороне   от   вратаря   мячей,   вбрасывание   мяча   из­за плеча, одной рукой сбоку, снизу; выбивание мяча ногой с рук. 4.2   Тактическая   подготовка   Тактика   игры   в   защите   и   нападении (индивидуальные,   групповые   и   командные   тактические   действия:   стенка,   отрыв, искусственный офсайд, страховка, перехват, стандарты, прессинг и др.), изучение функций защитника, полузащитника, нападающего и вратаря.  Практическая работа: 9Действия команды, поиск и создание игрового пространства как для себя так и для   команды   различными   тактическими   приёмами:   «стенка»,«открывание», «отвлечение   соперников»,   создание   численного   преимущества   в   отдельных   зонах игрового   поля,   искусственный   офсайд,   страховка,   перехват,   стандарты,  прессинг. Тактика   обороны:   групповые   действия   в   обороне,   разбор   игроков,   подстраховка, переключение,   групповой   отбор,   концентрированная   оборона,   рассредоточенная оборона,   прессинг,   персональная   система   обороны,   зонная   система   обороны, комбинированная   система   обороны.   Тактика   игры   защитника,   полузащитника, нападающего. 5.Сдача   контрольных   нормативов   и   участие   в   различных   турнирах: регулярный прием нормативов по физической и технико­тактической подготовки с целью изучения динамики развития физических качеств и освоения технических и тактических   приемов   в   течение   учебного   года;   участие   в   районных,   городских турнирах товарищеского и официального характера.  Практическая работа: Сдача   нормативов   по   физической   и   технико­тактической   подготовке:   сдача контрольных нормативов по физической подготовке (отжимания, «челночный» бег, «пресс»,   бег   на   60м.,   бег   на   500м.,   прыжки   с   места   и   др.)   и   по   технической подготовке (жонглирование мячом, обводка стоек на время, удары мячом по воротам на точность и др.). Участие   в   районных,   городских   турнирах   товарищеского   и   официального характера. 6.Заключительное   занятие.   Подведение   итогов,   вручение   грамот   и благодарностей воспитанникам. Проведение открытого занятия для всех желающих детей и родителей. 1011МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФУТБОЛ» 12Тема Форма занятий Методы, приемы Дидактический материал Вводное занятие: вопросы техники безопасности, виды травм, правила поведения на занятиях по футболу теоретическая Словесный, наглядный История развития 2 футбола в России и за теоретическая рубежом Словесный, наглядный Правила игры, основы судейства Функции и игровое амплуа футболистов теоретическая теоретическое Плакаты с разметкой площадки, плакаты с видами травм Фотографии известных футболистов, видеоматериалы с матчами. Плакаты с жестами футбольных арбитров Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов ­­­­ Опрос, тестирование мультимедиа Опрос, тестирование № 1 3 4 5 6 Общая физическая подготовка практическая индивидуальный; Специальная физическая подготовка практическая Словесный, наглядный Словесный, наглядный Практические: фронтальный, групповой, Прием ­физическое упражнение Практические: индивидуальный, групповой, в парах; Прием ­физическое упражнение Словесный, ­­­­­ видеоматериалы мультимедиа Карточки с практическими заданиями (круговая тренировка) Карточки с практическими заданиями (круговая тренировка) Спортивный инвентарь (гимнастические маты, скакалки, набивные мячи, гимнастические скамейки и др.) Спортивный инвентарь (гимнастические маты, скакалки, набивные мячи, гимнастические скамейки и др.) Опрос, тестирование Опрос, тестирование Прием контрольных упражнений Прием специальных контрольных упражнений 13Список литературы для педагога: 1. Андреев С.Н. Мини­футбол. М.:Физкультура и спорт, 1978. 2. Андреев С.Н. Играйте в мини­футбол. М.:Советский спорт, 1989. 3. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. М.:Просвещение, 1989. 4. Андреев   С.Н.,   Левин   В.С.   Мини­футбол,   Подготовка   юных   футболистов   в спортивных школах и любительских командах. Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. 5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям, М.:Физкультура и спорт, 1985. 6. Волков   Л.В.   Теория   и   методика   детского   и   юношеского   спорта.   Киев: Олимпийская литература, 2002. 7. Назаренко   Л.Д.   Оздоровительные   основы   физических   упражнений.   М.: ВЛАДОС­ПРЕСС. 2003. 8. Спортивные игры, Техника, тактика обучения: Учебное пособие для студентов педагогических   вузов/   под   редакцией   Ю.Д.Железняка,   Ю.М.Портнова.   М.: АКАДЕМИЯ, 2001. Список литературы для детей 1. Андреев С.Н. Играйте в мини­футбол. М.: Советский спорт, 1989. 2. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. М.: Просвещение, 1989. 14