Образовательная программа «ФУТБОЛ» относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Уровень освоения программы общекультурный. Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за выполнением домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные и физические нагрузки. Данная ситуация ведет к дефициту двигательной активности детей, которая с поступлением их в школу снижается наполовину. Вследствие острого дефицита физической активности, у большинства школьников наблюдаются ухудшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниямОбразовательная программа «ФУТБОЛ» относится к программам физкультурно-спортивной направленности. Уровень освоения программы общекультурный. Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за выполнением домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные и физические нагрузки. Данная ситуация ведет к дефициту двигательной активности детей, которая с поступлением их в школу снижается наполовину. Вследствие острого дефицита физической активности, у большинства школьников наблюдаются ухудшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям
Пояснительная записка.
Образовательная программа «ФУТБОЛ» относится к программам
физкультурноспортивной направленности.
Уровень освоения программы
общекультурный. Современному школьнику, проводящему основную часть дня на
уроках в школе и за выполнением домашних заданий, приходится выдерживать
большие умственные и физические нагрузки. Данная ситуация ведет к дефициту
двигательной активности детей, которая с поступлением их в школу снижается
наполовину. Вследствие острого дефицита физической активности, у большинства
школьников наблюдаются ухудшение деятельности сердечнососудистой и
снижение
дыхательной систем,
сопротивляемости к различным заболеваниям. В условиях недостатка двигательной
нарушение обмена веществ,
зрения,
активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация
дополнительной физкультурнооздоровительной работы в школе, в том числе и во
Ведь именно систематические занятия физическими
внеурочное время.
упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего
организма школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и
навыки. В ряду наиболее эффективных средств физкультурнооздоровительной
работы со школьниками во внеурочное время футбол занимает одно из ведущих
мест, что обусловлено вопервых – ее неприхотливостью (играть можно на любой
болееменее ровной площадке), вовторых – экономичностью и доступностью (не
требуется дорогостоящий инвентарь, достаточно мяча и простой спортивной
формы). Также футбол обладает рядом интереснейших особенностей: высокая
эмоциональность, постоянная динамика изменения игровой ситуации, высокая
степень контактной борьбы, зрелищность для болельщиков и др.
Основой для создания данной программы явились социальноэкономические
потребности современного общества в здоровом, воспитанном и активном
подрастающем поколении. Футбол, являясь одной из старейших и самых популярных
спортивных игр в мире, как раз и является наиболее комплексным и универсальным
1средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка. Программа имеет
модифицированный вид.
Актуальность программы определяется ее острой востребованностью в
современных условиях, т.к. большинство существующих программ в основном
направлены на реализацию в спортивных школах и имеют профессиональный
характер, однако в рамках ОДОД таких программ недостаточно.
В числе
первостепенных задач, стоящих сегодня перед педагогами, родителями и всей
общественностью, это необходимость создания таких условий, при которых
школьники различного возраста смогли бы регулярно заниматься физическими
упражнениями во внеурочное время; условий, способствующих повышению
двигательной активности школьников, укреплению их здоровья, улучшению
физической подготовленности, а следовательно, и подготовки подрастающего
поколения к будущей военной и профессиональной деятельности. Одним из
серьезных шагов на пути решения данной задачи, является создание учебно
методических комплексов и программ, в которых на сегодняшний день существует
острая потребность, т.к. большинство существующих программ в основном
направлены на реализацию в спортивных школах и имеют профессиональный
характер, однако в рамках ОДОД таких программ недостаточно.
Педагогическая целесообразность программы определяется одной из
ведущих позиций футбола среди других спортивных игр, занятия которым оказывают
комплексное влияние на становление личности ребенка в целом и развитие его общих
и специальных способностей, а также как прекрасного средства формирования
положительной мотивации, интересов и эмоций учеников. Поэтому обучение
игровому материалу содействует решению главной задачи – привлечение
занимающихся к самостоятельным занятиям физической культурой в целом и
спортивными играми в частности. определяется одной из ведущих позиций футбола
среди других спортивных игр, занятия которым оказывают комплексное влияние на
становление личности ребенка в целом и развитие его общих и специальных
способностей, а также как прекрасного средства формирования положительной
2мотивации, интересов и эмоций учеников. Поэтому обучение игровому материалу
содействует решению главной задачи – привлечение занимающихся к
самостоятельным занятиям физической культурой в целом и спортивными играми в
частности.
Цель программы – овладение основами техникотактических приемов игры в
футбол.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи программы:
1) Оздоровительные – гармоничное физическое развитие школьников, воспитание
и развитие двигательных способностей (быстроты, ловкости, силы и
выносливости),
укрепление здоровья
повышение работоспособности,
занимающихся и профилактика различных заболеваний;
2) Воспитательные – воспитание потребности в самостоятельных занятиях
физическими упражнениями, воспитание нравственных и волевых качеств
характера (смелость, настойчивость, упорство, терпение, воля и др.), также
воспитание позитивных межличностных отношений между игроками в команде
(поддержка, взаимовыручка, уважение, толерантность и др.);
3) Образовательные – обучение жизненно важным двигательным умениям и
навыкам, овладение основами технических элементов и тактических приемов
игры в футбол, приобретение необходимых знаний в области физической
культуры, по истории развития футбола в России и за рубежом, по вопросам
техники и тактики игры, а также изучение правил игры в футбол и порядок
проведения соревнований.
Вышеуказанные задачи решаются на основе главных дидактических
принципов:
доступности заложен в содержании и методике работы, ориентированной
на детей конкретного возраста с учётом возрастных особенностей;
активности – предполагает активное участие во всех играх, соревнованиях,
активную работу над собой;
3 сознательности – предполагает осознанное отношение к занятиям
футболом, способствующему оздоровлению организма в целом;
последовательности – основанном на построении учебного процесса от
простого к сложному в соответствии с возрастными и физическими
возможностями ребёнка;
постепенности предполагает постепенное увеличение физической
нагрузки на ребёнка;
и т.д., а также с использованием индивидуально – дифференцированного
подхода, учитывающего особенности каждого ребенка в отдельности.
Тренировочные занятия традиционно состоят из трех частей: вводной,
основной и заключительной.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для детей разного возраста: одна группа
формируется из детей 7 – 8 лет, вторая группа формируется для детей 11 – 12 лет.
Формирование групп происходит на свободной основе по желанию. Возрастные
особенности детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход
к ребёнку, через различный подход к физическому развитию обучающихся. К
занятиям могут быть допущены дети, не имеющие противопоказаний по состоянию
здоровья, при наличии медицинского заключения.
Срок реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения в количестве 144 часов. Освоив
базовый курс ребёнок может и в дальнейшем посещать объединение.
Формы организации познавательной деятельности детей:
Фронтальная – наиболее часто используется в водной и заключительной и
реже – в основной части при выполнении несложных двигательных действий
передача мяча при построении
(общеразвивающие упражнения,
занимающихся в шеренги). В этом случае преподаватель имеет возможность
контролировать действия всех занимающихся.
4 Поточная – при поточном способе занимающиеся выполняют упражнения
поочередно, применяется, когда необходимо обеспечить контроль за
действиями каждого из них.
Групповая – каждая группа выполняет отдельные задания; педагог
одновременно осуществляет контроль за деятельностью всех групп,
находясь при этом с группой, получившей самое сложное задание.
Индивидуальная – применяется в целях устранения имеющихся недостатков
или для углубления освоения учебного материала в работе со способными
детьми.
«Круговая тренировка» один из наиболее эффективных способов
организации деятельности юных футболистов на занятии, обеспечивающим
высокую общую и моторную плотность. В «круговую тренировку» могут
включаться упражнения, направленные на развитие специальных умений и
навыков.
Режим занятий.
1 группа (78 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа.
2 группа(1112 лет) – 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу первого года обучения, занимающиеся должны:
овладеть основами технических и тактических приемов игры в футбол,
должны демонстрировать в игре и в специальных упражнениях высокий
уровень владения техникотактическими элементами игры,
должны показывать оптимальные результаты в тестировании двигательных
способностей, соответствующие их возрастным нормам.
Занятия футболом должны оказать благоприятное влияние на характер
учащихся, изменить в положительную сторону их отношение к себе и к
окружающим, а также улучшить их дисциплину и поведение.
Способами проверки знаний и умений являются:
текущий контроль умений и навыков,
5 промежуточный тематический контроль умений и навыков,
итоговый контроль умений и навыков.
Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и
скорость овладения техникотактическими элементами игры в футбол, уровень
развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным
занятиям, дисциплина и поведение на тренировках, а также умение применять
приобретенные умения и навыки в соревновательных условиях.
Формы подведения итогов реализации программы.
Организация внутришкольных турниров, участие в районных соревнованиях и
товарищеских матчах, проведение тестирования уровня физических качеств и
специальных умений и навыков, педагогическое наблюдение и анализ документации.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ФУТБОЛУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
I группа
II группа
№
Наименование темы
(7 – 8 лет)
об
щее
тео
рия
пра
кти
1. Вводное занятие
Техника безопасности и правила
поведения.
2. Теоретическая подготовка:
2
8
2
6
Вопросы гигиены и влияния занятий на
организм.
Основы знаний: история
развития футбола в России и за рубежом,
правила игры и основы судейства,
порядок проведения соревнований по
футболу.
(11 12 лет)
об
щее
тео
рия
пра
кти
ка
ка
2
2
2
10
8
2
63. Физическая подготовка:
3.1.Общая физическая подготовка –
упражнения на все группы мышц и на
развитие всех физических качеств.
40
4
36
26
2
24
3.2.Специальная
физическая
26
4
22
36
4
32
подготовка – упражнения на развитие
специальной выносливости, быстроты,
координации движений и скоростно
силовых качеств.
4. Техникотактическая подготовка:
4.1.Техническая подготовка – виды
передвижений футболиста.
4.2.Тактическая подготовка – тактика
игры в
защите и нападении
38
20
(индивидуальные,
командные
действия);
групповые
и
функции
защитника, полузащитника, нападающего
и вратаря.
5. Сдача контрольных нормативов и участие
8
в различных турнирах.
6. Заключительное занятие.
Всего:
2
144
6
4
2
2
32
26
16
32
6
10
2
144
2
4
2
2
24
28
8
Содержание изучаемого курса:
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях
футболом ( 2 раза в год). Знакомство с группой. Введение в программу.
2.Теоретическая подготовка Знакомство с историей развития футбола в
России и за рубежом; изучение правил игры в футбол и основ судейства; изучение
гимнастической и футбольной терминологии; анализ выступления российских
7футбольных команд в различных турнирах; изучение вопросов влияния занятий
физической культурой и футболом на организм спортсменов; и др.
3.Физическая подготовка:
3.1общая физическая подготовка (ОФП) – выполнение различных комплексов
ОРУ (общеразвивающих упражнений) на все группы мышц; упражнения из других
видов спорта на развитие всех физических качеств с целью гармонического развития
занимающихся (гимнастика, легкая атлетика, тяжелая атлетика, баскетбол, волейбол,
лыжный спорт, плавание и др.).
Практическая работа:
Выполнение упражнений, направленных на развитие всех групп мышц:
упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, оказывающие общее
воздействие на организм занимающихся. Постепенное повышение нагрузки на детей,
с учётом возрастных особенностей и подготовленности воспитанников. В группе
малышей нагрузка носит умеренный характер. На занятиях в группе 11 – 12 летних
ребят повышенные нагрузки не применяются длительное время.
3.2 специальная физическая подготовка (СФП) – упражнения на развитие
мышечных групп пояса нижних конечностей (стопы, колени, бедра), а также мышц
плечевого пояса и шеи; упражнения на развитие специальных физических качеств
необходимых для футболиста: специальная (скоростная) выносливость, быстрота,
координация движений (ловкость) и скоростносиловая подготовка; специальные и
подготовительные упражнения: разновидности «челночного» бега, бег с ускорениями
до 100м., многоскоки, прыжки с места и с разбега, интервальный и переменный бег, и
др.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости
и гибкости. В группе детей 7 8 летних специальной физической подготовке уделено
меньше времени, чтобы не вызвать переутомление у детей. Упражнения на развитие
общей выносливости, специальной выносливости, прыжковой выносливости; развитие
8общей и специальной ловкости; развитие активной, пассивной и специальной
гибкости; стретчинг; упражнения на расслабление.
4.Техникотактическая подготовка:
4.1 Техническая подготовка. Изучение основных технических элементов игры в
футбол: разновидности передвижений, стойки (вратаря, защитника, нападающего),
разновидности остановок и изменения направления движения, ведение мяча (внешней
и внутренней стороной стопы, подошвой; правой и левой ногой и др.), передачи
(нижняя, средняя и верхняя; различными частями стопы и тела), прием мяча (ногой,
грудью, головой), разновидности ударов мячом по воротам, финты (обманные
действия с мячом и без), техника стандартов (вбрасывание, ввод мяча в игру,
угловые, штрафные, пенальти и т.п.), игра вратаря.
Практическая работа:
Техника игры без мяча – выполнение технических приёмов, подвижные игры,
игровые упражнения. Техника игры с мячом – разновидности остановок и изменения
направления движения, ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы,
подошвой, правой и левой ногой, удары по мячу подъёмом, серединой подъёма,
внутренней частью подъёма, внешней частью подъёма, носком, пяткой и др. Передачи
– нижняя, средняя и верхняя, различными частями стопы и тела. Приём мяча – ногой,
грудью, головой. Разновидности ударов мячом по воротам, финты – обманные
действия с мячом и без мяча. Техника стандартов – вбрасывание, ввод мяча в игру,
угловые, штрафные, пенальти и т.п. Игра вратаря – ловля катящихся и низколетящих
на вратаря мячей, ловля полувысоких мячей, высоколетящих мячей; отбивание
катящихся и низколетящих в стороне от вратаря мячей, вбрасывание мяча изза
плеча, одной рукой сбоку, снизу; выбивание мяча ногой с рук.
4.2 Тактическая подготовка Тактика игры в защите и нападении
(индивидуальные, групповые и командные тактические действия: стенка, отрыв,
искусственный офсайд, страховка, перехват, стандарты, прессинг и др.), изучение
функций защитника, полузащитника, нападающего и вратаря.
Практическая работа:
9Действия команды, поиск и создание игрового пространства как для себя так и
для команды различными тактическими приёмами: «стенка»,«открывание»,
«отвлечение соперников», создание численного преимущества в отдельных зонах
игрового поля, искусственный офсайд, страховка, перехват, стандарты, прессинг.
Тактика обороны: групповые действия в обороне, разбор игроков, подстраховка,
переключение, групповой отбор, концентрированная оборона, рассредоточенная
оборона, прессинг, персональная система обороны, зонная система обороны,
комбинированная система обороны. Тактика игры защитника, полузащитника,
нападающего.
5.Сдача контрольных нормативов и участие в различных турнирах:
регулярный прием нормативов по физической и техникотактической подготовки с
целью изучения динамики развития физических качеств и освоения технических и
тактических приемов в течение учебного года; участие в районных, городских
турнирах товарищеского и официального характера.
Практическая работа:
Сдача нормативов по физической и техникотактической подготовке: сдача
контрольных нормативов по физической подготовке (отжимания, «челночный» бег,
«пресс», бег на 60м., бег на 500м., прыжки с места и др.) и по технической
подготовке (жонглирование мячом, обводка стоек на время, удары мячом по воротам
на точность и др.).
Участие в районных, городских турнирах товарищеского и официального
характера.
6.Заключительное занятие. Подведение итогов, вручение грамот и
благодарностей воспитанникам. Проведение открытого занятия для всех желающих
детей и родителей.
1011МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФУТБОЛ»
12Тема
Форма
занятий
Методы, приемы
Дидактический
материал
Вводное занятие:
вопросы техники
безопасности, виды
травм, правила
поведения на занятиях
по футболу
теоретическая
Словесный,
наглядный
История развития
2
футбола в России и за
теоретическая
рубежом
Словесный,
наглядный
Правила игры, основы
судейства
Функции и игровое
амплуа футболистов
теоретическая
теоретическое
Плакаты с
разметкой
площадки, плакаты
с видами травм
Фотографии
известных
футболистов,
видеоматериалы с
матчами.
Плакаты с жестами
футбольных
арбитров
Техническое
оснащение
занятий
Формы
подведения
итогов
Опрос,
тестирование
мультимедиа
Опрос,
тестирование
№
1
3
4
5
6
Общая физическая
подготовка
практическая
индивидуальный;
Специальная
физическая подготовка
практическая
Словесный,
наглядный
Словесный,
наглядный
Практические:
фронтальный,
групповой,
Прием
физическое
упражнение
Практические:
индивидуальный,
групповой, в
парах;
Прием
физическое
упражнение
Словесный,
видеоматериалы
мультимедиа
Карточки с
практическими
заданиями
(круговая
тренировка)
Карточки с
практическими
заданиями
(круговая
тренировка)
Спортивный
инвентарь
(гимнастические
маты, скакалки,
набивные мячи,
гимнастические
скамейки и др.)
Спортивный
инвентарь
(гимнастические
маты, скакалки,
набивные мячи,
гимнастические
скамейки и др.)
Опрос,
тестирование
Опрос,
тестирование
Прием
контрольных
упражнений
Прием
специальных
контрольных
упражнений
13Список литературы для педагога:
1. Андреев С.Н. Минифутбол. М.:Физкультура и спорт, 1978.
2. Андреев С.Н. Играйте в минифутбол. М.:Советский спорт, 1989.
3. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. М.:Просвещение, 1989.
4. Андреев С.Н., Левин В.С. Минифутбол, Подготовка юных футболистов в
спортивных школах и любительских командах. Липецк: ГУ РОГ «Липецкая
газета», 2004.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям, М.:Физкультура и спорт, 1985.
6. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев:
Олимпийская литература, 2002.
7. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.:
ВЛАДОСПРЕСС. 2003.
8. Спортивные игры, Техника, тактика обучения: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов/ под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. М.:
АКАДЕМИЯ, 2001.
Список литературы для детей
1. Андреев С.Н. Играйте в минифутбол. М.: Советский спорт, 1989.
2. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. М.: Просвещение, 1989.
14