Гармония природы и человека
Оценка 4.8

Гармония природы и человека

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—8 кл
15.04.2018
Гармония природы и человека
Данная методическая разработка урока может быть полезна как учителям изобразительного искусства, искусства и МХК, так и классным руководителям при подготовке и проведении урока,внеурочного мероприятия или классногочаса, посвященного творчеству замечательного художника Аркадия Александровича Пластова. Материала разработки могут быть полезны в плане реализации регионального компонента в образовании.
Гармония природы и человека.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Ульяновска «Средняя школа № 75»

 

 

Методическая разработка урока по теме:

« Гармония природы и человека»

 

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Arkady_Aleksandrovich_Plastov_(1).jpg

 

Автор : Шамсутдинов Рамиль Фарукович,

 учитель изобразительного искусства

Тема урока: « Гармония природы и человека»

Цель урока: расширение знаний учащихся о пейзаже, творчестве Аркадия Александровича Пластова.

Задачи:

Обучающие:

-сформировать собственное представление о творчестве А.А.Пластова

-обучить приёмам анализа творческого пути  и произведений известных советских и российских художников;

-научить найти точки соприкосновения между историей и искусством.

Развивающие:

-развивать познавательную деятельность учащихся;

-развивать умение «слушать» и «слышать»- воспринимать и анализировать информацию;

-развивать кругозор, способствовать творческому развитию.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь к родному краю, через анализ произведений, воспевших красоту русской природы;

-содействовать духовно-нравственному становлению учащихся через восприятие и воздействие произведений искусства.

Оборудование:

- компьютер;

-экран;

-мультимедийный проектор;

-мультимедийная презентация о творчестве А.Пластова.

Тип урока: комбинированный.

 

 

План урока:

1.     Приветствие учащихся.

2.     Самостоятельное формулирование учащимися цели

 и задач урока.

3.     Повторение основных понятий «пейзаж», виды пейзажей, основные этапы работы над пейзажем.

4.     Просмотр презентации, посвященной творчеству АА.Пластова.

5.     Анализ известных произведений А.Пластова.

6.     Рефлексия.

7.     Оценка работы учащихся на уроке.

8.     Подведение итогов урока.

-Какие виды и жанры изобразительного искусства вы  знаете?

-Что они отражают?

-Что означает слово «пейзаж»?

-Какие виды пейзажей вам известно?

-Кого из художников, воспевших красоту родного края, вы можете назвать?

Вид села Прислониха  Карсунского  района Ульяновской области.

Родился А.А.Пластов 31 января 1893 года в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Название такое – Прислониха - она получила ,видимо от того, что издали кажется будто дома её прислонились и к лесу и холму. Здесь в Прислонихе  жили и прадеды и деды Аркадия Пластова, здесь прошли его детство, юность , весь жизненный путь. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой и хотели, чтобы Аркадий пошел по их стопам. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное  училище, затем он перешел в семинарию. Впоследствии художник вспоминал об этом периоде, как о тоскливом ужасе.

Страсть к живописи , к рисованию не заглохла в нём в эти годы, наоборот, влечение разгорались с новой силой, и он отдался ему всецело. Пластову повезло: в семинарии в тот период ввели новый предмет-рисование. Педагогом оказался молодой художник Д. И. Архангельский.

«И должен ни единой долькой

Не отступиться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца».

Борис Пастернак

 Эти строки Б.Пастернака как нельзя лучше подходят к портрету Д. И. Архангельского, написанного его учеником-А.Пластовым.

 

http://museum.ru/imgB.asp?48721

Портрет  Д. И. Архангельского.(1895-1980).Конец 30-х-начало 1940 г.

Он сумел и развить, и направить недюжинные способности юноши. Он научил его видеть и понимать истинное искусство, познакомил с творчеством передвижников, творчеством таких замечательных художников, как Суриков, Нестеров, Васнецов, Репин, приобщил к миру прекрасного.

Летом 1912 года двенадцати лет от роду Пластов впервые едет в Москву и попадает в Третьяковскую галерею. Здесь он встречается с подлинниками картин. Это производит на него ошеломляющее впечатление. Живопись великих мастеров потрясает его тонкую впечатлительную натуру, и он решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но из-за слабой подготовки не смог выдержать вступительные экзамены и стал посещать вольнослушателем занятия в Строгановском училище по классу скульптуры и прикладного искусства.

Позже уже поступил в Московское училище ваяния и зодчества, но остался на скульптурном отделении.

Великая Октябрьская социалистическая революция застала Пластова на третьем курсе. Развернувшиеся события отодвинули учебные заботы. Начинающий художник вернулся в родную Прислониху. Как самый грамотный из односельчан, он сразу был избран в сельсовет, в комитет бедноты, участвовал в организации помощи голодающим. Пластов получил земельный надел и до 1925 года крестьянствовал, делая одновременно впрок этюды, эскизы, мечтая о цикле картин на темы деревенской жизни. Все эти заготовки погибли в 1931 году во время пожара, но несчастье не сломило художника, он нашел в себе силы по-настоящему засесть за картину.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/105/183/105183606_Plastov_Arkadiy_Aleksandrovich_Fashist_proletel__1942g_.jpg«Фашист пролетел» 1942 г.

Великая Отечественная война внесла новые мотивы в творчество художника. Вместе со всем народом он глубоко переживал  потрясения войны, горе и страдания людей.

- Какое событие отражено на картине?

-Что помогает понять трагичность произошедшего?

-Какими средствами художник показывает жестокость, бесчеловечность войны?

Событие, запечатлённое на картине происходит вдали от войны, в глубоком тылу, где жизнь протекала мирно и тихо. Фашистский стервятник случайно залетел в этот край и по-варварски обстрелял из пулемёта пасущееся стадо и беззащитного маленького пастушонка. Свершилась трагедия, ненужная жестокость.

Картина построена так, что она активно воздействует и на чувства и мысли зрителей. Осенний тёплый день. Увядающая природа полна лирики и грусти. Голубое безоблачное небо  далеко раскинувшиеся поля и мирно пасущееся стадо… Всё говорит о том, что военных действий поблизости нет. И только на переднем плане-уткнувшийся лицом в землю погибший мальчик, рядом с ним воющая собака. А вдали на небосклоне-улетающий фашистский самолёт. Так неожиданно и страшно предстаёт перед нами образ войны и фашизма .

http://poznaemvmeste.ru/images/sampledata/151.jpg

«Жатва»,1945 г.

-О чём эта картина?

-Каков сюжет?

 -О чём хотел рассказать нам художник этой картиной?

Правильно. Эта картина рассказывает нам о мирной жизни, о повседневном событии в жизни крестьян села. Но это событие у Пластова – это повествование о трудностях, выпавших на долю детей и стариков в годы военного лихолетья. На войне сражались их старшие братья, отцы, а дети и пожилые люди обеспечивали фронт хлебом. Так, художник ненавязчиво показывает роль «детей войны» в общей победе нашего народа над фашизмом.

http://images.vfl.ru/ii/1410282132/481b998b/6280538.jpg

«Сенокос»,1945 г.

Картина написана в 1945 году. Первое мирное лето. Теплое летнее утро. Молодой парень, женщина и двое стариков заняты сенокосом.

-Почему художник изобразил именно подростка, женщину и  стариков? Ответ понятен - хоть и война и закончилась, но еще не вернулись с войны их сыновья, мужья и отцы. Вот почему вышли с косами в поле именно они. Картина поражает нас ярким колоритом: многоцветьем полевых трав, белизной стволов берёз, синевой дальнего леса.

-О чём хочет нам рассказать всем этим художник?

Совершенно правильно, о наступлении мира, о радости людей  к возврату к мирной созидательной жизни после долгих 4-х лет войны.

Это настроение передал сам художник: «Я когда писал эту картину, все думал: «ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся - смерть кончилась, началась жизнь».

Народ высоко оценил талант великого и талантливого художника.

В 1946 году Аркадию Пластову за эти картины была присуждена Государственная премия. Если «Жатва» отразила трудную жизнь нашего народа в период жестокой битвы с фашизмом, то «Сенокос» открывает мир добра, торжества жизни.

 

«Юность. Утро». 1954 г.

-Чему посвящена данная картина, какова цветовая палитра?

Краски природы, изображенной в этом произведении, служат главным средством для создания образа юности.

Ранним летом среди цветущей травы и зеленеющих хлебов лежит на земле подросток, обогреваемый лучами знойного летнего солнца. Нам передаётся состояние мальчика, полного радостных  предчувствий и веры в светлое будущее. Он как бы слился с такой же свежей и молодой природой. Мир, окружающий его, прекрасен. Вдыхая полной грудью ароматы цветов, юноша ощущает ослепительную зелень трав, , яркость горящих жёлтых цветов, голубизну безоблачного мирного неба и тепло ласкового летнего солнца.

Для этой картины наиболее точное описание не найти, чем стихи Сергея Городецкого.

«Я лежу на лугу.

В небесах ни гугу.

Вдаль плывут облака,

Как немая река.

А в траве, на земле,

На цветке, на стебле —

Всюду пенье и свист,

И живет всякий лист».

 С. Городецкий .

Пластов – писал реалистичные пейзажи. Он жил и любовался красотой родной земли, как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры.

Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд . Для А.А. Пластова - крестьяне, труд односельчан дороже всего , это его воплощенная гармония природы и человека.

Память о художнике, воспевшем красоту своей земли увековечена в Прислонихе - создан музей художника, в г. Ульяновске музей современного искусства носит имя художника, один из бульваров в центре г. Ульяновска носит его имя.

Памятник А.А. Пластову, знаменитому на весь мир художнику был торжественно открыт в городе 31 января 2003 года на бульваре Пластова в сердце Ульяновска. Работа была выполнена скульптором А.А. Бучуковым.

Бульвар А.А. Пластова является своеобразным продолжением бульвара, располагающегося на ул. Гончарова. Бульвар А.А. Пластова – место Ульяновска с богатым историческим прошлым. Ранее, в начале ХХ столетия, бульвар был разбит на несколько парковых зон, носящих символические названия – «Вера», «Надежда», «Любовь». И только в конце 80-ых он стал носить имя великого художника. И вот, спустя немного более 20 лет, на бульваре открыли памятник А.А. Пластову, который и по сей день украшает центральную часть города Ульяновска.

Памятник А.А. Пластову в Ульяновске был изготовлен в соответствии со всеми традициями реализма, максимально точно отражая все черты именитого живописца. И как всякого художника, его  просто невозможно представить без мольберта и кисти.

Памятник А.А. Пластову расположен в весьма оживленной части Ульяновска. Поэтому каждый может оценить полноту и яркость культурного наследия ульяновского края!

http://foretime.ru/wp-content/uploads/2011/07/plastov-ulyanovsk01.jpg

Памятник А.А.Пластову, на бульваре ,носящем его имя, г.Ульяновск.

https://www.rutraveller.ru/icache/place/2/045/053/204553_603x354.jpg

Памятник А.Пластову в Прислонихе.

Памятник советскому живописцу, народному художнику СССР Аркадию Пластову, одним из авторов которого стал его внук, открылся в сентябре 2011 года в селе Прислониха Ульяновской области, на родине художника. Аркадий Пластов изображен сидящим у мольберта с палитрой и кистью, в простой крестьянской одежде - кепке, фуфайке, сапогах - как он обычно работал. Бронзовый памятник установлен возле музея-усадьбы Пластова напротив сельской церкви. Монумент выполнил молодой скульптор, студент третьего курса Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Александр Свиязов в соавторстве с внуком Пластова художником Николаем Пластовым. Свиязов является выпускником школы искусств в селе Карсун .

В 1988 году в селе Прислониха Карсунского района был открыт мемориально-документальный музей А.А. Пластова. Этому предшествовали долгие годы изысканий, научных исследований, размышлений, каким должен быть музей, и перспективы развития музея, усадьбы природоохранных зон архитектурно-ландшафтного заповедника.

Рефлексия:

- Сегодня я узнал….

- Мне удалось…..

- Я постараюсь…

Использованная литература:

1. Дедюхин В. А. «Краски Прислонихи: Очерк о художнике Аркадии Александровиче Пластове». Саратов, 1970.

2. Жукова А. С. «Пластов из Прислонихи: Документально-художественная повесть». М., 1982.

3. Костин В. М. «Аркадий Александрович Пластов». М., 1956.

4. Кузнецова С. Н. «Аркадий Пластов». Л., 1974.

5. Е.В.Можуховская. «Земля и люди», Ленинград, «Художник РСФСР» 1982,с.12 -14

 6.Назарова К.Н. «Аркадий Александрович Пластов».

Интернет-источники:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Arkady_Aleksandrovich_Plastov_(1).jpg

http://ulmus-art.ru/img/prislon4s.jpg

http://mkrf.ru/upload/iblock/e87/e8791e3bd2f4172e8911bff3b9332216.jpg

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=fa9ee63f58ed608&mb=imgdb_preview_671

 http://poznaemvmeste.ru/images/sampledata/151.jpg

http://images.vfl.ru/ii/1410282132/481b998b/6280538.jpg

http://opisanie-kartin.com/uploads17/image075.jpg

http://foretime.ru/wp-content/uploads/2011/07/plastov-ulyanovsk01.jpg

https://www.rutraveller.ru/icache/place/2/045/053/204553_603x354.jpg

https://rutraveller.ru/icache/place/2/045/054/204554_603x354.jpg

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г

Тема урока: « Гармония природы и человека»

Тема урока: « Гармония природы и человека»

План урока: 1. Приветствие учащихся

План урока: 1. Приветствие учащихся

Страсть к живописи , к рисованию не заглохла в нём в эти годы, наоборот, влечение разгорались с новой силой, и он отдался ему всецело

Страсть к живописи , к рисованию не заглохла в нём в эти годы, наоборот, влечение разгорались с новой силой, и он отдался ему всецело

Суриков, Нестеров, Васнецов, Репин, приобщил к миру прекрасного

Суриков, Нестеров, Васнецов, Репин, приобщил к миру прекрасного

Великая Отечественная война внесла новые мотивы в творчество художника

Великая Отечественная война внесла новые мотивы в творчество художника

Каков сюжет ? -О чём хотел рассказать нам художник этой картиной?

Каков сюжет ? -О чём хотел рассказать нам художник этой картиной?

Это настроение передал сам художник: «Я когда писал эту картину, все думал: «ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся - смерть кончилась, началась жизнь»

Это настроение передал сам художник: «Я когда писал эту картину, все думал: «ну теперь радуйся, брат, каждому листочку, радуйся - смерть кончилась, началась жизнь»

Для этой картины наиболее точное описание не найти, чем стихи

Для этой картины наиболее точное описание не найти, чем стихи

Бульвар А.А. Пластова является своеобразным продолжением бульвара, располагающегося на ул

Бульвар А.А. Пластова является своеобразным продолжением бульвара, располагающегося на ул

Памятник А.Пластову в Прислонихе

Памятник А.Пластову в Прислонихе

В 1988 году в селе Прислониха

В 1988 году в селе Прислониха

http://foretime.ru/wp-content/uploads/2011/07/plastov-ulyanovsk01.jpg https://www.rutraveller.ru/icache/place/2/045/053/204553_603x354.jpg https://rutraveller.ru/icache/place/2/045/054/204554_603x354.jpg

http://foretime.ru/wp-content/uploads/2011/07/plastov-ulyanovsk01.jpg https://www.rutraveller.ru/icache/place/2/045/053/204553_603x354.jpg https://rutraveller.ru/icache/place/2/045/054/204554_603x354.jpg
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018