Цели:
1. Ознакомить учащихся с основными оболочками Земли.
2. Ознакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе.
3. Научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
Оборудование: рисунки животных, плакат «Где обитают живые организмы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Окружающий мир (3й класс)
Урок 5.
Глава II. ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ
Тема: Где обитают живые организмы
Цели:
1. Ознакомить учащихся с основными оболочками Земли.
2. Ознакомить с понятием «биосфера» и распространением живых организмов в природе.
3. Научить приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.
Оборудование: рисунки животных, плакат «Где обитают живые организмы» из комплекта «Наглядные материалы по
окружающему миру для 3го класса».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
3 3
– Давайте с вами вспомним признаки живых организмов. (Живые организмы
могут расти, дышать, питаться, размножаться, умирать.)
– Могу ли я утверждать, что все живые организмы обитают на поверхности
Земли?
Дети высказывают свои мнения. Возможно, будут предположения, что
живые организмы обитают повсюду. Например, высоко в небе можно
встретить и птиц, и насекомых, и даже семена растений. А крот живёт под
землей.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2013. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
– Так какая же у нас возникает проблема? (Где обитают живые организмы?)
– Давайте составим план урока.
План (примерный) 3
1.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
1 4 3 4 3
Работа в учебнике.
– А вы сами как думаете? Посмотрите на наши иллюстрации.
Видят изображения рыбы, бегемота, ласточки, крота, комара и др.
животных.
– Давайте определим для каждого животного среду его обитания. (Я думаю, что
рыба живёт в воде.)
– Кто знает, как понаучному называется водная оболочка Земли? (Гидросфера.)
– Верно.
– Каких ещё животных можно отнести к гидросфере? (Тритон.)
– А куда нам поместить бегемота? (Бегемоту нужны вода и земля. Его надо
поместить между двух сред.)
– Может быть, ктото знает, как понаучному называется каменная оболочка
Земли?
– Она называется литосфера.
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные
УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои
мысли в устной форме.
4. Умение работать в
паре и в группах.
Личностные
результаты
© ООО «Баласс», 2013– Кого ещё можно поместить в литосферу? (Червяка, крота.)
– А куда нам отнести остальных животных?
– Понаучному воздушная оболочка Земли называется…
– Верно.
– А куда мы поместим комара? (На границе всех сред. Комар летает в воздухе,
откладывает личинки в воде, а питается кровью животных на земле.)
– Итак, вы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы:
1) либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере;
2) на пересечении двух сред;
3) на пересечении трёх сред.
– Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы можем это сделать?
– Как разумнее поступить именно сейчас?
– Работать будем в группе. Каждая группа получит текст об одном из животных,
изображённых на наших иллюстрациях.
Найдите в тексте факты,
подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы.
Работают в группах.
– Расскажите о своём исследовании классу. Заслушаем первую группу.
– Мы прочитали текст о бегемоте. Мы узнали, что бегемоты могут не только
плавать, но и бродить по дну. Ещё они в воде размножаются. Дышат бегемоты
воздухом. А выходят на сушу, чтобы поесть и позагорать. Мы сделали вывод, что
для жизни бегемоту нужна и земля, и вода, и воздух.
Скрещивают круги. Помещают в центр бегемота.
– Посмотрите на оболочки Земли. Как нам показать, что бегемоту нужны все три
среды обитания?
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
© ООО «Баласс», 2013– Что вам теперь напоминает эта диаграмма? (Пересечение множеств.)
– Аналогично проводится работа с остальными группами.
– Сделайте вывод, где же обитает большинство живых организмов?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
2 1
Работа в учебнике.
– Ответьте на вопросы на с. 25.
– Выполни любые два задания из рабочей тетради.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Чтение текста темы 5. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из
предложенных учителем.
– Где особенно много встречается живых организмов? Где образуется биосфера?
ТОУУ
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
© ООО «Баласс», 2013