Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Оценка 5
Научно-исследовательская работа +2
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
28.02.2019
Статья посвящена исследованию гендерных особенностей отношения младших школьников к родителям. Исследование показало, что мальчики и девочки относятся к родителям одинаково хорошо, но оценивают семейную ситуацию по-разному: девочки – благоприятно, мальчики – враждебно и тревожно. Статья полезна как специалистам, так и родителям
гендер.doc
1
Баранова.А.А
Под рук. Т.В.Архиреевой
Статья посвящена исследованию гендерных особенностей отношения
младших школьников к родителям. Исследование показало, что мальчики и
девочки относятся к родителям одинаково хорошо, но оценивают семейную
ситуацию поразному: девочки – благоприятно, мальчики – враждебно и
тревожно.
The article devoted to investigates gender – specific attitudes of younger
schoolboys to parents. Study showed that boys and girls belong to good parents,
but evaluated family situation differently: girls – positive, boys – hostile and
anxious.
Гендерные особенности отношения младших школьников к
родителям.
Детско – родительские отношения это система межличностных
установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по
возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок родители») и сверху
вниз (диада «родители ребенок»), определяемых совместной
деятельностью и общением между членами семейной группы [1 с.97]
В современных семьях взаимоотношения между детьми и их родителями
осложнены рядом проблем. На то, как ребенок относится к родителям,
влияет социум и его окружение. Психологи утверждают, что отношение к
родителям зависит от пола ребенка. Так, И.С.Кон писал, что в любом
человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя поразному; от
разнополых детей ожидают разного поведения и поразному обращаются с
ними. [2]
Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение
соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого 2
пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию и
соревновательность,
а девочек за послушание и заботливость.
Воспитание и обращение к ребенку в семье влияет на то, как он будет
относиться к родителям.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт,
делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и т.д. Будучи её
членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями,
которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное
влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным,
открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лживым.
Проблематику детскородительских отношений и их влияние на развитие
ребенка неоднократно рассматривалась в работах отечественных и
зарубежных психологов и психотерапевтов (К.Роджерс, Д.Винникотт,
М.Кляйн, Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М.Буянов, 3.Матейчек,
Г.Хоментаускас, А.Фромм, и др.).
При этом актуальность и значимость проблемы детскородительских
отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития
психологической науки и практики.
Цель данного исследования – изучить особенности отношения
мальчиков и девочек 910 лет к своим родителям, выявить их различия..
В данном исследовании принимали участие дети младшего школьного
возраста 910 лет, обучающиеся в МАОУ СОШ п.Любытино. Всего
испытуемых 20 человека ( 10 девочек, 10 мальчиков)
Отношение детей к родителям изучалось по следующим методикам:
1.« Кинетический рисунок семьи» Р. Бэкса, С. Кауфмана
2.«Опросник отношений к близким людям для детей 8 — 12 лет» ( М.Линч, 3
Д.Чиккетти)
1)« Кинетический рисунок семьи» Р. Бэкса, С. Кауфмана
Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана
дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает
выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка,
показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди
них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок
является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие
своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять
семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает
настоящее и прошлое, но также направлен на будущее.
При качественной обработке методики КРС основное внимание
обращается на следующие аспекты:
1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и
нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на
рисунке);
2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле
рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ
процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы,
эмоциональные реакции во время рисования).
3)Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов семьи,
вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реакции во
время рисования).
При количественной обработке учитываются 5 симптомокомплексов:
1)благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность; 4
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности в семейной ситуации;
5) враждебность в семейной ситуации.
В каждый симптомокомплекс входит то 8 до 10 симптомов.
Данная методика показала, что различия в семьях, где воспитываются
мальчики, и в семьях, где воспитываются девочки, проявляются в том, что
семейная ситуация девочками чаще оценивается как благоприятная, в то
время как мальчики чаще оценивают семейную ситуацию как тревожную
или враждебную. По таким показателям, как возникновение чувства
неполноценности в семейной ситуации, а также восприятие семейной
ситуации как конфликтной, гендерных различий не выявлено.
Опросник отношений ( М. Линч, Д. Чиккетти) предназначен для
изучения отношений с близкими людьми детей 812 лет. Опросник
имеет 2 шкалы: 1)Поиск психологической близости. Шкала позволяет
измерить, в какой степени дети желают иметь более близкие отношения с
каким — либо человеком. 2)Характер эмоциональных отношений. Эта
шкала помогает определить положительные или отрицательные эмоции
чаще испытывает ребенок, находясь рядом с тем или иным человеком.
Опросник позволяет определить пять типов отношений ребенка с
другими людьми:
дезинтегрированный, спутанный.
оптимальный,
адекватный,
депривированный,
В целом из 20 человек только у 4 отношения к родителям адекватного
или оптимального типа. У 14 детей отношения к родителям спутанного
типа. У 2 человек тип отношений дезинтегрированный и депривированный в
отношении к отцу.
Результаты данного проведенного мною опросника сходятся с 5
результатами ранее проделанного исследования Т.В.Архиреевой. В её
исследовании отношения ребенка к матери на выборке 210 человек в
возрасте 7 12 лет оказалось, что преобладает смешанный тип отношений.
В данном исследовании выяснилось, что смешанный тип отношений также
преобладает над всеми остальными.
Выявление различий в отношениях мальчиков и девочек к матери и
отцу осуществлялось с помощью критерия МаннаУитни. Были получены
следующие результаты.
U критерий Манна — Уитни
Перем.
Uэмп
Уровень значимости (девочки)
Уровень
значимости(мальчики)
48.50000
Поиск
психол.близости
Эмоциональное
отношение
В отношение к матери у мальчиков и девочек различий не выявлено.
29.0000
0.94
0,94
0.12
0,1
U критерий Манна — Уитни
Перем.
Uэмп
Уровень значимости (девочки)
Уровень
значимости(мальчики)
0.94
48.50000
Поиск
психол.близости
Эмоциональное
отношение
В отношении к отцу различий не выявлено.
Большинство детей относятся к матери и к отцу в одинаковой
39.50000
0.94
0.45
0.44
степени. Им не хватает психологической близости, но в то же время
относятся к ним эмоционально положительно. И лишь изредка у детей
отношение к матери оказывается более позитивным, чем к отцу. По 6
результатам данной методики выяснилось, что гендерных различий в
отношении к матери и отцу у детей не выявлено.
Итак, результаты свидетельствуют, что в оценке общей семейной
ситуации у детей есть различия, но личное отношение к родителям у
мальчиков и девочек не отличается. Возможно, это связано с возрастными
особенностями детей, все же у детей младшего школьного возраста чувства
к родителям мало чем отличаются. Но полученные результаты могут быть
объяснены, тем, что, что выборка недостаточная, для того чтобы получить
достоверные результаты.
Детско – родительские отношения – это система межличностных
определяемых совместной
ориентаций,
ожиданий,
установок,
деятельностью и общением между членами семейной группы.
Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками пола.
Parent – child relationships is a system of interpersonal attitudes,
orientations,
communication between members of the family group.
expectations,
defined by collaborative activities and
Gender peculiarities – peculiarities associated with gender signs
1. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология
семейных отношений с основами семейного консультирования. М.:
Академия, 2005. – 156с. 2. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
7
Баранова Анастасия Андреевна НовГУ ИНПО ППФ гр.8562 з.о –
социальная психология развития
Baranova.anastasiya01@yandex.ru
Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.