Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.
Оценка 5

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +2
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
28.02.2019
Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.
Статья посвящена исследованию гендерных особенностей отношения младших школьников к родителям. Исследование показало, что мальчики и девочки относятся к родителям одинаково хорошо, но оценивают семейную ситуацию по-разному: девочки – благоприятно, мальчики – враждебно и тревожно. Статья полезна как специалистам, так и родителям
гендер.doc
1 Баранова.А.А Под рук. Т.В.Архиреевой Статья посвящена исследованию гендерных особенностей отношения младших школьников к родителям. Исследование показало, что мальчики и девочки относятся к родителям одинаково хорошо, но оценивают семейную ситуацию по­разному: девочки – благоприятно, мальчики – враждебно и тревожно.   The article devoted to investigates gender – specific attitudes of younger schoolboys to parents. Study showed that boys and girls belong to good parents, but evaluated family situation differently: girls – positive, boys – hostile and anxious. Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям. Детско   –   родительские   отношения   ­   это   система   межличностных установок,   ориентаций,   ожиданий   в   вертикальном   направлении   по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок ­ родители») и сверху вниз   (диада   «родители   ­   ребенок»),   определяемых   совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [1 с.97]      В современных семьях взаимоотношения между детьми и их родителями осложнены   рядом   проблем.  На   то,  как   ребенок   относится   к   родителям, влияет социум и его окружение.   Психологи утверждают, что отношение к родителям зависит от пола ребенка.  Так,       И.С.Кон писал, что в любом человеческом   обществе   мальчики   и   девочки   ведут   себя   по­разному;   от разнополых детей ожидают разного поведения и по­разному обращаются с ними. [2] Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого 2 пола.   Отсюда   вытекает,   что   мальчиков   поощряют   за   энергию   и соревновательность,   а   девочек   за   послушание   и   заботливость. Воспитание и обращение к  ребенку  в семье влияет на то, как он будет относиться к родителям.          Для маленького ребёнка семья – это  целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и т.д. Будучи её членом,   ребёнок   вступает   в   определённые   отношения   с   родителями, которые   могут   оказывать   на   него   как   положительное,  так   и   негативное влияние.   Вследствие   этого   ребёнок   растёт   либо   доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лживым.      Проблематику детско­родительских отношений  и их влияние на развитие ребенка   неоднократно   рассматривалась   в   работах   отечественных   и зарубежных   психологов   и   психотерапевтов   (К.Роджерс,   Д.Винникотт, М.Кляйн,   Эйдемиллер,   Ю.   Гиппенрейтер,   М.Буянов,   3.Матейчек, Г.Хоментаускас, А.Фромм, и др.).      При   этом   актуальность и  значимость   проблемы   детско­родительских отношений   остается   неизменно   острой   на   протяжении   всего   развития психологической науки и практики.                Цель данного   исследования – изучить особенности   отношения мальчиков и девочек  9­10 лет к своим родителям, выявить их различия..         В данном исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста   9­10   лет,   обучающиеся   в   МАОУ   СОШ   п.Любытино.   Всего испытуемых 20 человека ( 10 девочек, 10 мальчиков)             Отношение детей к родителям изучалось по  следующим методикам: 1.« Кинетический рисунок семьи» Р. Бэкса, С. Кауфмана 2.«Опросник отношений к близким людям для детей 8 — 12 лет» ( М.Линч, 3 Д.Чиккетти)        1)« Кинетический рисунок семьи» Р. Бэкса, С. Кауфмана              Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить   взаимоотношения   в   семье,   вызывающие   тревогу   у   ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.  Используя   тест   КРС,   следует   иметь   в   виду,   что   каждый   рисунок является   творческой   деятельностью,   не   только   отражающей   восприятие своей   семьи,   но   и   позволяющей   ребенку   анализировать,   переосмыслять семейные   отношения.   Поэтому   рисунок   семьи   не   только   отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее.                При качественной обработке методики   КРС основное внимание обращается   на   следующие   аспекты:                                                            1)   анализ   структуры   рисунка   семьи   (сравнение   состава   реальной   и нарисованной   семьи,   расположение   и   взаимодействие   членов   семьи   на рисунке);  2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса   рисования   (последовательность   рисунка,   комментарий,   паузы, эмоциональные реакции во время рисования).  3)Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов семьи, вербальные   комментарии   и   реплики,   паузы,   эмоциональные   реакции   во время рисования).         При количественной обработке учитываются 5 симптомокомплексов: 1)благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 4 3) конфликтность в семье; 4) чувство неполноценности в семейной ситуации; 5) враждебность в семейной ситуации.        В каждый симптомокомплекс входит то 8 до 10 симптомов.       Данная методика показала, что различия в семьях, где воспитываются мальчики, и в семьях, где воспитываются девочки, проявляются в том, что семейная ситуация девочками чаще оценивается как благоприятная, в то время как мальчики чаще оценивают семейную ситуацию как тревожную или       враждебную.   По   таким   показателям,   как   возникновение   чувства неполноценности   в   семейной   ситуации,   а   также     восприятие     семейной ситуации  как конфликтной,  гендерных различий  не выявлено.                     Опросник отношений ( М. Линч, Д. Чиккетти) предназначен для изучения отношений с близкими людьми детей 8­12 лет.             Опросник имеет   2   шкалы:   1)Поиск   психологической   близости.   Шкала   позволяет измерить, в какой степени дети желают иметь более близкие отношения с каким — либо человеком.     2)Характер эмоциональных отношений. Эта шкала   помогает   определить   положительные   или   отрицательные   эмоции чаще испытывает ребенок, находясь рядом с тем или иным человеком.                Опросник позволяет определить пять типов отношений ребенка с другими   людьми: дезинтегрированный, спутанный.   оптимальный,   адекватный,   депривированный,         В целом из 20 человек только у 4 отношения к родителям адекватного или оптимального типа. У 14 детей отношения к родителям спутанного типа. У 2 человек тип отношений дезинтегрированный и депривированный в отношении к отцу.                  Результаты   данного   проведенного   мною   опросника   сходятся   с 5 результатами     ранее   проделанного   исследования   Т.В.Архиреевой.   В   её исследовании   отношения   ребенка   к   матери   на   выборке   210   человек   в возрасте 7­ 12 лет  оказалось, что преобладает смешанный тип отношений. В данном  исследовании выяснилось, что смешанный тип отношений также преобладает над всеми остальными. Выявление различий в отношениях мальчиков и девочек  к матери и отцу осуществлялось с помощью критерия Манна­Уитни. Были получены следующие результаты. U критерий Манна — Уитни Перем. Uэмп Уровень значимости (девочки) Уровень значимости(мальчики) 48.50000 Поиск психол.близости Эмоциональное отношение         В отношение к матери у мальчиков и девочек различий не выявлено. 29.0000 0.94 0,94 0.12 0,1 U критерий Манна — Уитни Перем. Uэмп Уровень значимости (девочки) Уровень значимости(мальчики) 0.94 48.50000 Поиск психол.близости Эмоциональное отношение          В отношении к отцу различий не выявлено.                  Большинство детей относятся к матери и к отцу в одинаковой 39.50000 0.94 0.45 0.44 степени.   Им   не   хватает   психологической   близости,   но   в   то   же   время относятся к ним эмоционально ­ положительно. И лишь изредка у детей отношение   к   матери   оказывается   более   позитивным,     чем   к   отцу.   По 6 результатам   данной   методики   выяснилось,   что   гендерных   различий     в отношении к матери и отцу у детей не выявлено.             Итак, результаты свидетельствуют, что   в оценке общей семейной ситуации   у   детей   есть   различия,   но     личное   отношение   к   родителям   у мальчиков и девочек не отличается. Возможно,  это связано с возрастными особенностями детей, все же у детей младшего школьного возраста чувства к родителям мало чем отличаются.  Но полученные результаты могут быть объяснены, тем, что, что выборка недостаточная, для того чтобы получить достоверные результаты.           Детско   –   родительские   отношения   –  это   система   межличностных   определяемых   совместной   ориентаций,   ожиданий, установок, деятельностью и общением между членами семейной группы. Гендерные особенности – особенности, связанные с признаками пола.                    Parent – child relationships  is a system of interpersonal attitudes, orientations, communication between members of the family group.   expectations,   defined   by   collaborative   activities   and          Gender peculiarities – peculiarities associated with gender signs 1.   Артамонова   Е.И.,   Екжанова   Е.В.,   Зырянова   Е.В.   Психология семейных   отношений   с   основами   семейного   консультирования.   ­   М.: Академия, 2005. – 156с. 2. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 7 Баранова   Анастасия   Андреевна   НовГУ   ИНПО   ППФ   гр.8562   з.о   – социальная психология развития  Baranova.anastasiya01@yandex.ru

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения младших школьников к родителям.

Гендерные особенности отношения  младших школьников к родителям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019