Гений и злодейство- две вещи несовместимые
Оценка 4.8

Гений и злодейство- две вещи несовместимые

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл—10 кл
19.12.2020
Гений и злодейство- две вещи несовместимые
Познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С.Пушкина; проанализировать произведение из цикла «Маленькие трагедии» - «Моцарт и Сальери»
Моцарт и Сальери.doc

Тема. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» «Гений и злодейство – две вещи несовместимые». (Трагедия «Моцарт и Сальери»)

Цель урока.

Познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.С.Пушкина; проанализировать произведение из цикла «Маленькие трагедии» - «Моцарт и Сальери»

Задачи.

1.Сопоставить судьбы великих людей, проследить, как судьба самого автора

отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери»;

2.Раскрыть в ходе художественного анализа текста главную идею трагедии;

3. Продолжить работу по развитию речевых навыков и навыков выразительного чтения.

 

 

Ход урока

 Звучит «Реквием» Моцарта.      

         Тревожная музыка. Не правда ли? Такой была жизнь двух великих людей, о которых мы будем говорить сегодня, - В.А.Моцарта и А.С.Пушкина. Поэтому не случайно музыкальным эпиграфом к уроку явилось произведение австрийского композитора Моцарта «Реквием». 

         Что объединяет этих людей? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нем настоящее и будущее? Что заставило Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: «Нет правды на земле. / Но правды нет – и выше. Для меня / Так это ясно, как простая гамма» ?

         На эти и на другие вопросы нам предстоит ответить.

         Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества поэта , о чём сам он скажет по возвращению в Москву Плетнёву: «Скажу тебе ( за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз  сюда: две последние главы «Онегина»,8-ю,9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)…Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно «Скупой рыцарь», « Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё…»

         Для того, чтобы вникнуть в идейный замысел «Маленьких трагедий», углубимся и в историю создания, и в композицию, сюжет, и в характеристику образов, а также проследим, как судьба самого автора отразилась в трагедии «Моцарт и Сальери».

 II.Сообщение учащегося — "Замысел трагедий и история их создания" .

Из четырех "Маленьких трагедий", написанных в Болдине осенью 1830 года, три ("Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость"), восходят к 1826 году — периоду Михай­ловской ссылки; и только четвертая ("Пир во время чумы") была задумана и написана в Болдинскую осень.

Замысел "Маленьких трагедий", связанный с периодом Ми­хайловской ссылки, видоизменялся, приобретая новые очер­тания к 1830 году.

23 октября Пушкин закончил первую из "Маленьких траге­дий" "Скупой рыцарь".

26 октября — завершение работы над "Моцартом и Салье­ри" (по первоначальному замыслу — "Зависть"). Внешним толчком к появлению замысла этого произведения, по-видимо­му, был распространившийся слух о том, что Сальери явился виновником преждевременной смерти Моцарта. По мне­нию В. Г. Белинского, здесь ставилась проблема зависти, но рассматривался и "вопрос о сущности и взаимных отношениях таланта и гения".

Можно предположить, что в "Моцарте и Сальери" нашли отражение личная судьба Пушкина и его взаимоотношения с обществом на рубеже 1830-х годов.

 

III.Выборочное чтение и анализ трагедии «Моцарт и Сальери»

Пушкин соединяет произведения в целое – цикл и даёт общее название – «Маленькие трагедии».

А почему именно цикл?

 Цикл – это жанровое образование, состоящее из произведений, объединенных общими чертами. «Маленькие трагедии» сходны по организации художественного материала: композиции и сюжетике, образной системе (небольшое количество  действующих лиц), - а также по идейно-тематическим признакам (например, цель каждой из трагедий –развенчать какое-либо отрицательное качество)  ( Понятие в тетрадь)

         По мнению Белинского, в трагедии ставится проблема зависти, но рассматривается и «вопрос о сущности и взаимных отношениях «таланта и гения». Трудно не согласиться с этим, да, одной из сокровенных тайн является тайна гениальности. Кто такой гений?

         -Человек, обладающий способностью к высшему творчеству.(Понятие в тетрадь)

         Чтобы понять смысл пьесы, мы должны обратиться к некоторым фактам жизни Моцарта.

Сообщение учащегося о В.А.Моцарте

Моцарт. Наверное, нет имени, которое было бы столь почитаемо музыкантами и любителями музыки. Образ Моцарта-композитора как будто соткан из парадоксов, не всегда вмещающихся в рамки обыденного человеческого сознания. За неполных 36 лет им написано более 600 произведений во всех музыкальных жанрах, причем в каждом созданы шедевры. Музыка Моцарта восхищает дилетанта и знатока, его мелодии в равной степени просты и изысканны.

Одаренность Моцарта — "от Бога", феноменальна, она ярко проявилась уже в раннем детстве.   О сыне скрипача и капельмейстера из провинциального австрийского городка Зальцбурга рассказывали, что он с трех лет начал импровизировать на клавесине, самоучкой освоил скрипку, а в четыре уже сочинял музыку, причем не просто подбирая по слуху, а записывая партитуру голосов разных инструментов. Рука юного композитора не поспевала за музыкальной фантазией, на лист то и дело падали кляксы, которые приходилось слизывать языком. 

Поездки по странам Европы принесли славу вундеркинду из Зальцбурга.   К  пятнадцати  годам Моцарт  —   автор многих произведений для различных инструментов. Однако слава Мо­царта-ребенка не стала,    гарантией  последующего   прочного жизненного положения. Юношеские годы были тревожными. Унизительная   зависимость  от  зальцбургского  архиепископа, безуспешные  попытки  устроиться  в других  городах  допол­нились личными переживаниями — потерей горячо любимой матери, первой безответной влюбленностью.

С годами росло мастерство, выковывался характер. Двадцатипятилетний Моцарт демонстративно рвет с опостылевшей службой у архиепископа и становится первым в истории музыки свободным художником. Мещанин по рождению, он обладал обостренным чувством собственного достоинства. "Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином графе", — писал Моцарт отцу.

Путь его лежит в Вену. Здесь были написаны шедевры: оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Так поступают все женщины", "Волшебная флейта", симфонические и камерные произведения.

В последние годы композитор испытывал материальные трудности. Моцарта похоронили в общей могиле, след которой ныне утерян. Обряд был более чем скромен, хотя и соответст­вовал" общественному статусу" композитора, не имевшего вы­соких чинов и бывшего на грани нищеты.

Учитель.

Судьба замечательного композитора заинтересовала Пушкина и легла в основу трагедии. С каких слов начинается трагедия?

- 1-ая сцена открывается монологом Сальери. (Чтение монолога)

Учитель: В трагедии сталкиваются антагонисты. Для Сальери Моцарт – враг, для Моцарта Сальери – друг. Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?

          Сальери                                            Моцарт

неустанно трудиться,                        всё даётся очень легко,

слава добыта трудом,                        это дар от Бога.

Музыка – ремесло                            «Гуляка праздный»,

Ремесленник                                      «безумец»

 (Оформление тетрадей: выводы)                          

Учитель.

Согласны ли вы с мнением Сальери?

Что гнетет сердце Сальери?

-Уже в первом монологе Сальери признаётся самому себе: «А ныне - сам скажу –я ныне завистник».

Инсценировка (Диалог из 1-ой сцены со слепым скрипачом или фрагмент из фильма)

         …Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь, я знаю, я.

 

Учитель.

Сальери признает гениальность Моцарта, тем не менее задумывается и совершает преступление. Почему?

 Учитель.

«Гений и злодейство – две вещи несовместные…Когда звучат эти слова?

-Сначала их произносит Моцарт, а потом, в финале, Сальери. 

  Учитель.

Почему эти слова звучат дважды?

-В этих словах главная мысль произведения.

Учитель.

 Моцарт чувствует в себе гения?

Предчувствует, «может быть…Но божество моё проголодалось»

(Гениальность не мешает оставаться человеком!

Простота! Близость к людям!

Любит жизнь! 

 Учитель.

 Да, Моцарт чувствует в себе гения, предчувствует он и близкий конец. В разговоре он спрашивает о Бомарше, правда ли, что тот кого-то отравил? И сам себе отвечает, что «он же гений, как ты и я. А гений и злодейство – две вещи несовместные».

           В этот момент Сальери бросает яд в стакан Моцарта. (Звучит «Реквием») Когда после последних аккордов великий композитор произносит: «Прощай же!» - Сальери остаётся один…В чём признаётся?

(Звучит отрывок из текста)

-Признаётся самому себе (хотя и не хочет этому верить!), что он не гений!

 Кто же рассудит композиторов?

-Время.

 4.Итоги.

 Теперь проведём параллели между судьбами  двух великих людей – Моцарта и Сальери. В чём проявляется их гениальность?

Моцарт                  Пушкин

       Рано начали писать 

музыку   

музыкальные произведения

Стихи

 литературные произведения

                             всех жанров

Оба прошли тернистый путь: испытали периоды безденежья, зависть, враждебное отношение к себе.

Короткой была их жизнь. (Моцарт прожил 36 лет, Пушкин – 37)

 За небольшой период времени создали огромное количество шедевров, обоим присуще обострённое чувство собственного достоинства.

         Моцарт писал отцу: «Сердце облагораживает человека, и хоть я не граф, но чести во мне, может быть, больше, чем в ином  графе».

А вспомните пламенные строки Пушкина:

 

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы!

Мой друг! Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

 

Так интересно переплетаются судьбы двух великих людей, живших в разные эпохи.

Пушкин пишет о человеке, судьба которого – это как бы его судьба. «Моцарт и Сальери» - своеобразный реквием Пушкина самому себе.              

¦ Подводя итоги, подумаем над вопросом: что заставило поэта вложить в уста одного из героев фразу: "...Нет правды ни земле..."?

Как было сказано, судьба персонажей — это и судьба самого поэта. Она у Пушкина была необычайно сложной: ему пришлось испытать зависть и клевету, сплетни, а также нехватку денежных средств.   Персонажи "Маленьких трагедий" страдают от того же. Вот почему приведенная фраза воспринимается как приговор "ужасному веку" и "ужасным сердцам".

5.Задание на дом: написать сочинение на одну из тем: "Моцарт и Сальери в одноименной трагедии А. С. Пушкина", "Трагическое в пьесе "Моцарт и Сальери" Пушкина", "Верно ли, что "гений и злодейство — две вещи несовместные»?»


Тема. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»

Тема. А.С. Пушкин «Маленькие трагедии» «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»

Пушкин закончил первую из "Маленьких траге­дий" "Скупой рыцарь"

Пушкин закончил первую из "Маленьких траге­дий" "Скупой рыцарь"

Поездки по странам Европы принесли славу вундеркинду из

Поездки по странам Европы принесли славу вундеркинду из

Учитель . Сальери признает гениальность

Учитель . Сальери признает гениальность

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы!

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2020