ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс географии материков и стран – один из самых интересных в школьной географии. Богатое содержание курса географии материков и стран предоставляет учителю большие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на уроке, в выборе методов и средств обучения, а также в выборе современной технологии.
Предлагаемый урок по теме Германия спланирован в технологии критического мышления через чтение и письмо. Цель данной технологии - научить такой работе с текстом, в процессе которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось собственное аналитическое суждение. В структуре урока выделяется три стадии: вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
На стадии вызова из памяти учеников «вызываются», актуализируются, имеющиеся знания и представления об изучаемом. Поскольку при этом сочетается индивидуальная работа, работа в парах, группах. Роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес.
На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией, происходит ее систематизация. Происходит формирование собственной позиции. Применяется прием «Паук».
На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
Следуя инструкциям учителя, учащиеся заполняют таблицу (Лист Знаний), а также составляют клайстер, восстанавливают логическую цепочку, после использования приема «Паучок», отвечая устно у доски. Предлагаемые методические приемы определены с учетом возрастных особенностей учащихся. Тема урока соответствует программе для изучения материала учащимися 9-х классов. Для полной характеристики Германии материал в учебнике объемный, однако не достаточно, для характеристики экономико - географического положения, для характеристики хозяйства и хозяйственной деятельности населения, поэтому использовался дополнительный материал. Выбранный материал и приемы работы соответствуют уровню подготовки учеников, средний балл успеваемости данного класса по географии - 8.66. В связи с системным изучением темы Германия, и уровнем подготовки данного класса домашнее задание не предусматривается.
Данная технология является важной для здоровьесбережения, поскольку предусматривает разные виды учебной деятельности, активизирует инициативу, позволяет каждому учащемуся стать активным участником учебного процесса. Ребенок чувствует себя в камфорной обстановке, так как ему предоставляется выбор в заданиях, выбор общения и этим он пополняет багаж своих знаний. Работа в группах и в паре дает возможность раскрыть и проявить себя в той или иной деятельности. Эта технология позволяет каждому учащемуся уйти с урока с высокой отметкой знаний.
Германия
урок-презентация с использованием технологии
развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель: обеспечить и проконтролировать степень усвоения знаний по теме «Германия» с комплексным применением практических умений и навыков
Задачи:
Образовательные:
· расширить знания о государстве Германия при изучении ЭГП, природных условий и ресурсов, населения (размещение, численность, этнический состав), хозяйство и его развитие;
Развивающие:
· создать условия для самостоятельной работы с материалом учебника, картами атласа, контурными картами, дополнительными источниками информации, творческого воображения, познавательной коллективной мыследеятельности;
· развитие интереса к познанию нового, активизация мышления, формирования культуры устной и письменной речи учащихся;
Воспитательные:
· содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи и сотрудничества путем проверки знаний, взаимоконтроля при работе в парах, группах, сохранению принципа здоровьесбережения
Оборудование: политическая карта Германии, «Хозяйство государства Германия»; дополнительная литература «Материки и страны», раздаточный материал: карточки, схемы-конспекты, алгоритм описания материка, презентация «Города Германии», мультимедийный материал, «рождественская елка», лист Знаний, лист Успеха, контурная карта
Опорные знания: Политическая карта Европы, климатические пояса, рельеф, алгоритм описания страны.
Ожидаемый результат:
- умение описывать государство по плану;
- вести следственно-сравнительный анализ хозяйственной деятельности населения и развития хозяйства от природных условий и географического положения по таблицам и диаграммам
Тип урока: изучение новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы и приемы: индивидуальная, фронтальная, групповая работы,
УМШ - учебно-мозговой штурм, ЗХУ – графический
прием (знаю, хочу знать, узнал)
Каналы общения: ученик-учитель, ученик - литературные источники, учитель-ученик
Ход работы
I.Актуально – мотивационный этап. 1. Релаксация: приветствие, психологический тренинг:
|
Методические рекомендации Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока
|
||||||
II. Операционно – исполнительный этап. - Проверяем знания:
|
Данный прием используется для проверки предыдущего материала, который необходим при изучении новой темы |
||||||
Задание по вариантам А и Б А. Приложение 2 Тест – практикум «Найди меня», задание выполняется в контурной карте Тест-соответствие «Политическая карта», задание выполняется в тетради Б. Приложение 2а Задание 2. Государства по форме правления, задание выполняется в тетради. Отметки заносятся в Лист Успеха Приложение 1 |
Цель: проверить качество усвоения предыдущего материала и сформированности ОУУН по вариантам и фронтально, путем взаимопроверки по ключу.
|
||||||
Стадия Вызов
|
Цель: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изуче-нию темы Вопросы классу: - Что Вам известно об этой стране из уроков истории, лите-ратуры, географии? - В каком городе и стране ро-дился Людвиг -ван-Бетховен |
||||||
Просмотр презентации «Города Германии». Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока
Задачи: Составить характеристику ЭГП государства Германия Описать природные условия и ресурсы Узнать о населении, его численности, эт-ническом составе, размещении, урбани-зации Развитие хозяйства государства Германия |
Цель: создание условий для формирования цели урока и озвучивания задач по изучению новой темы.Данный прием позволит подвести учащихся к формулировке цели урока. Демонстрация с помощью мультимедийной презентации ипозволит рационально распределить время этапов уро-ка. Учащиеся озвучивают записи (2-3 чел.) |
||||||
Заполняется лист Знаний Лист Знаний заполняет учащийся сам, затем с соседом по парте обсуждает, и предлагают другим, повернувшись, сравнивают свои знания в группе. Далее идет заполнение второй колонки Хочу знать. Принцип работы тот же. (происходит обмен информацией, записывается в лист « Знаний» одно слово - существительное). Затем работают в паре, и дополняют лист «Знаний». Для контроля учитель использует демонстрационные карты. Приложение Лист «Знаний» Приложение 3
|
|
||||||
Стадия Осмысления
|
Предусматривает активную работу с материалом учебника и дополни-тельными источниками, планом темы |
||||||
Работа в группах. Группы создаются самостоятельно учащимися и выбирают задания из предложенных учителем Приложение 4, работают по методу «Паучок» |
Группы создаются на основе интерактивной методики «Четыре угла». Для этого приема использованы папки с заданиями разного цвета Цель: создание благоприятной атмосферы, организация комму-никации, развитие положитель-ной познавательной мотивации у учащихся. Данный метод позво-ляет собрать и систематизиро-вать материал в каждой группе |
||||||
Физкультминутка «Комплимент» Учащиеся группы, передавая предмет, говорят друг другу комплимент
|
Так как учащиеся были включены в различные виды работы, был осуществлен переход для создания группы, требуется движение рук и положительный настрой для рабо-ты в группе, для этого использует-ся интерактивный прием «Комплимент» |
||||||
Постановка проблемы: Что способствовало успешному экономическому развитию страны.
|
Метод постановки проблемы позволяет учащимся развивать свое индивидуальное сознание, мышле-ние, творческое воображение че-рез организацию смыслотворчества и мыследеятельности Цель: систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно - следственных связей. |
||||||
Ответ учащихся- составление Клайстера схемы отраслевого хозяй-ства.Устный ответ у доски представи-теля от группы Отметки заносятся в Лист Успеха Клайстер Разнообразие природных условий и ресурсов, культура нации, соседствующее положение с высо-коразвитыми странами способст-вовало высокому экономическому развитию страны. Отметки заносятся в Лист Успеха |
Цель: определить умение ана-лизировать и систематизировать материал при ответе на поставлен-ные вопросы, развитие монологи-ческой речи , проверить навыки работы с контурной картой и составления Клайстера |
||||||
Стадия Рефлексия 1.В листе Знаний заполняется третья колонка «Узнал»
2.Составление Синквейна
3.Тест-закрепление Приложение
Отметки заносятся в Лист Успеха |
Данный прием на стадии рефлек-сии позволяет учащимся система-тизировать новые понятия, а учите-лю корректировать свою деятель-ность. Этот методический прием позво-ляет каждому ученику выразить свое отношение к изучаемому материалу Цель: определить степень усво-ения материала при изучении те-мы Германия, для определения домашнего задания
|
||||||
III. Релаксация
IY.Подведение итогов. Выставление отметок в дневник |
При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся Отметки высокого уровня получили 86, 3%. Все учащиеся справились с заданиями и поставленными целями. Домашнее задание не было задано. |
Приложение 1
ЛИСТ УСПЕХА
№ задания |
Вид задания |
Количество баллов |
1. |
Тест-проверка |
|
2. |
Устные ответы |
|
3. |
Работа в группе |
|
4. |
Тест-закрепление |
|
Итог
Приложение 2
Тест – соответствие «Политическая карта»
1. Андорра а. Амстердам
2. Беларусь б. Берлин
3. Венгрия в. Рейкьявик
4. Германия г. Люксембург
5. Дания д. Париж
6. Исландия е.Минск
7. Люксембург ж. Сан-Марино
8. Сан-Марино з. Копенгаген
9. Нидерланды и. Андорра
10. Франция к. Будапешт
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
и |
е |
к |
б |
з |
в |
г |
ж |
а |
д |
Тест – практикум «Найди меня»
1.Беларусь. 2. Германия. 3. Франция. 4.Испания. 5.Великобритания 6. Норвегия. 7. Дания . 8. Польша. 9. Чехия. 10. Украина
Задание контурной карты
Приложение 3
Тест «Государство по форме правления»
1. Королевство 1. Норвегия, 2. Люксембург, 3. Монако
2. Герцогство 4. Оман, 5. Германия, 6. Ватикан
3. Княжество 7. Бельгия, 8. Андорра, 9. Бруней
4. Султанство 10. Украина
5. Республика
Приложение 4
Группа 1
1.Дайте полную характеристику ЭГП страны, пользуясь дополнительными источниками, материалом учебника стр.196-197
2.Заполните контурную карту стр. задание ЭГП
3.Соберите Клайстер
Группа 2
1.Опишите природные условия и ресурсы Германии, пользуясь дополнительными источника стр.197 - 199
2. Заполните контурную карту стр. задание Полезные ископаемые
3.Соберите Клайстер
Группа 3
1.Укажите численность населения, размещение, этнический состав. Почему Германия высокоурбанизированная страна? Стр.199 – 201учебника и дополнительная литература
2. Заполните контурную карту стр. задание Города- мегаполисы, агломерации
3. Соберите Клайстер
Группа 4
1. Дайте общую характеристику хозяйства, на основании полученных знаний стр.201 -2005
2. Заполните контурную карту стр. задание Крупные центры машиностроения. Составить схему «Машиностроение Германии»
3. Соберите Клайстер
Тест- закрепление «Германия на карте мира» Приложение 5
1.В политико – территориальном отношении Германия состоит из
А. 16 земель
Б. 17 земель
В. 16 земель и одной автономии
2. По этническому составу ,немцев проживает на территории Германии
А.90%
Б. 95%
В. 80%
3.Германия страна
А. высокоурбанизированная
Б. аграрно – индустриальная
В. Индустриальная
4.Электроэнергетика Германии представлена из
А. ТЭСи атомной энергетики
Б. ГЭС и ветровой энергии
В. Все перечисленное
5.В сельском хозяйстве Германии используется
А.60% земель
Б. 50% земель
В.70% земель
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.