Тема урока: Главные вопросы экономики ( 1 урок= 45 минут)
Практико-ориентированная модель
Цель: формирование у школьников модели экономического поведения в различных жизненных ситуациях.
Задача: реализуется на практике, акцент делается на социальный опыт школьника
Цель урока
Обучающая ( познавательная)- сформулировать основные вопросы экономики и познакомить учащихся с ними, а также выяснить способы их решения в различных экономических системах.
Развивающая – обогащать словарный запас учащихся; развивать способность к проблемному мышлению;
Воспитательная - воспитание экономической культуры; формирование работать в группе;
Ожидаемые результаты урока:
Предметные: освоение ключевыми понятиями ( спрос, предложение); описывать и иллюстрировать примерами основные вопросы экономики – что, для кого и как производить?
Метапредметные: осуществление учебной деятельности с педагогом и сверстниками; осуществление поиска нужной информации; выстраивание логической цепочки
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; осознание экономической идентичности в обществе
Тип урока: урок изложения нового материала
Тема урока: Главные вопросы экономики ( 1 урок= 45 минут)
Практико-ориентированная модель
Цель: формирование у школьников модели экономического поведения в различных
жизненных ситуациях.
Задача: реализуется на практике, акцент делается на социальный опыт школьника
Цель урока
Обучающая ( познавательная)- сформулировать основные вопросы экономики и
познакомить учащихся с ними, а также выяснить способы их решения в различных
экономических системах.
Развивающая – обогащать словарный запас учащихся; развивать способность к
проблемному мышлению;
Воспитательная - воспитание экономической культуры; формирование работать в
группе;
Ожидаемые результаты урока:
Предметные: освоение ключевыми понятиями ( спрос, предложение); описывать и
иллюстрировать примерами основные вопросы экономики – что, для кого и как производить?
Метапредметные: осуществление учебной деятельности с педагогом и сверстниками;
осуществление поиска нужной информации; выстраивание логической цепочки
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению; осознание экономической идентичности в обществе
Тип урока: урок изложения нового материала
Форма урока: школьная лекция с элементами эвристической беседы; обучение в
сотрудничестве
Средства обучения:
Обществознание (АШУ) 8 класс: учебник для ОУ/ Л.Н.Боголюбов и др. М.: Просвещение
2010
Обществознание поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей / Л.Н.Боголюбов и
др. М.: Просвещение, 2010
Мультимедийная аппаратура: Тематическая презентация
Конструкт урокаВремя,
мин
Элты метод.
Содержание этапов занятия
структуры
Действия
учителя
Действия
учащихся
Планирование
действий пед.
оценки
2
минут
ы
I
Организационны
й момент
3
минут
ы
II
Опрос д/з
10
минут
III
Актуализация
опорных знаний
15
минут
IV
Новый материал:
1) Главные
вопросы
экономик
и
Учащиеся
должны встать,
приветствуя
учителя
Устно,
фронтально
отвечают на
вопросы
Оценивание
учащихся,
участвующих в
обсуждении
В группах
обсуждают
решение и
приводят его
Оценивание
учащихся,
вовлеченных в
работу
Делают вывод о
решающем
значении трех
вопросов
экономики
Наблюдение за
учащимися
Записывают
тему урока в
тетрадь,
перерисовываю
т схему
Успокоить
учащихся, чтобы
можно было
приступить к
проведению
урока;
поздороваться с
учащимися;
Вопрос об
опорных
понятиях
прошлой темы:
экономика,
потребности,
ресурсы, блага,
ограниченность
ресурсов
Предлагает
развить
проблемную
ситуацию: «Вы –
предпринимате
ль, которому
нужно
вложить деньги
в производство
товаров и услуг»
Учитель
приводит свой
пример и наводит
на тему урока
( Приложение 1)
Объясняет схему
Что
производить?
вопросы
2Приложение 1
Производство- это процесс создания товаров или услуг для удовлетворения
потребностей человека. Если говорить ненаучным языком, то производство- это то,
что мы с вами делаем, чтобы удовлетворить свои желания. Попробуем охарактеризовать
систему производства, учитывая, что качественные характеристики этого понятия неизменны.
Характеристика системы производства начинается с вопроса «как производить?», то есть того,
каким образом и для кого производятся товары и услуги. Вторым важным критерием характеристики
производства является количество произведенных товаров и услуг, а также количество людей,
задействованных при изготовлении данного товара или услуги. Интенсификация труда,
производительность труда – это очень важные экономические показатели. Также необходимо
рассматривать масштабы производства, ведь производить тот или иной товар или услуг можно по
разному. В мире имеет место маленькое, даже домашнее производство, которое, например, очень
популярно в Великобритании, где вообще любят так называемый handmade, вещи, сделанные своими
руками: на рынке предлагают домашний шоколад, конфеты, варенье и прочие товары. Однако может
существовать и производство, которое охватывает всю страну, то есть оно поставляет товар для
очень большого круга потребителей.
А какое производство открыли Вы, например в городе Екатеринбург? Какой район
выбрали бы? Почему?
Приложение 2
Главной экономической проблемой человечества является безграничность
человеческих потребностей и ограниченность экономических ресурсов относительно
этих потребностей. Это заставляет людей делать выбор, сопоставляя ценность
выбираемых благ и ту цену выбора, которую приходится платить. Проблемы, которые
возникают в связи с этим, человечество решает в сфере экономики с помощью трех
главных вопросов:
1. Что надо производить, то есть, какие товары, и услуги должны быть
предложены потребителям?
2. Как производить, то есть, какой из способов изготовления следует
применить?
3. Как распределять, т.е. для кого следует эти товары и услуги производить,
кто может претендовать на их получение в свою собственность?
Казалось бы, при имеющихся условиях и ограничениях, найти наиболее
рациональное решение невозможно, но человечество вынуждено каким-то образом
организовать свою хозяйственную деятельность, т.е. создать определенную систему
Экономическая система- это способ организации общества для решения
главных экономических вопросов, стоящих перед ним.
3В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа
собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа
экономических систем:
1. традиционная
2. рыночная (капитализм)
3. командная (социализм)
4. смешанная.
Приложение 3
Типы
экономических
систем
Традиционная
(группа 1)
Основные характерные черты
1.коллективная собственность (земля и капитал – основные факторы
производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)
2. главный мотив к производству – удовлетворение собственных
потребностей (не на продажу), т.е. преобладает натуральное
хозяйство (фермерство, подсобное хозяйство и др.)
3. экономический порядок – экономические проблемы решаются в
соответствии с обычаями
4.принцип распределения ресурсов и материальных благ – добавочный
продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть
распределяется согласно обычаям.
5.развитие экономики – использование экстенсивной технологий в
производстве, при которых используются простейшие орудия труда и
ручной труд.
Командная
(централизованн
ая)
Группа 2
1.государственная собственность на все материальные ресурсы и
предприятия.
2.главный мотив к производству – выполнение плана.
3.власть производителя.
4.принцип коллективизма в общественных отношениях.
5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.
6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.
7.экономический порядок – введение жестких административных и
уголовно-правовых мер.
4Рыночная
(капиталистическ
ая)
8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.
1.различные виды собственности (включая частную собственность).
2.главный мотив к производству – получение прибыли.
Группа 3
3.власть потребителя.
4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.
5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.
6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения,
производства и сбыта.
7.личный интерес – главный мотив экономического поведения.
8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.
Смешанная
1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.
Группа 4
2.участие государства в экономике ограничено (заключается в
распределении централизованных экономических ресурсов для
компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).
3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на
социальную поддержку.
4.экономический порядок – главные экономические вопросы решаются
рынками.
5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.
6.главный мотив к производству – личный интерес и получение прибыли.
7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных
ресурсов.
8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).
5