Главные вопросы экономики

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Главные вопросы экономики ( 1 урок= 45 минут) Практико-ориентированная модель Цель: формирование у школьников модели экономического поведения в различных жизненных ситуациях. Задача: реализуется на практике, акцент делается на социальный опыт школьника Цель урока Обучающая ( познавательная)- сформулировать основные вопросы экономики и познакомить учащихся с ними, а также выяснить способы их решения в различных экономических системах. Развивающая – обогащать словарный запас учащихся; развивать способность к проблемному мышлению; Воспитательная - воспитание экономической культуры; формирование работать в группе; Ожидаемые результаты урока: Предметные: освоение ключевыми понятиями ( спрос, предложение); описывать и иллюстрировать примерами основные вопросы экономики – что, для кого и как производить? Метапредметные: осуществление учебной деятельности с педагогом и сверстниками; осуществление поиска нужной информации; выстраивание логической цепочки Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; осознание экономической идентичности в обществе Тип урока: урок изложения нового материала
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Главные вопросы экономики ( 1 урок= 45 минут) Практико-ориентированная модель Цель: формирование у школьников модели экономического поведения в различных жизненных ситуациях. Задача: реализуется на практике, акцент делается на социальный опыт школьника Цель урока Обучающая ( познавательная)- сформулировать основные вопросы экономики и познакомить учащихся с ними, а также выяснить способы их решения в различных экономических системах. Развивающая – обогащать словарный запас учащихся; развивать способность к проблемному мышлению; Воспитательная - воспитание экономической культуры; формирование работать в группе; Ожидаемые результаты урока: Предметные: освоение ключевыми понятиями ( спрос, предложение); описывать и  иллюстрировать примерами основные вопросы экономики – что, для кого и как производить? Метапредметные: осуществление учебной деятельности с педагогом и сверстниками;  осуществление поиска нужной информации; выстраивание логической цепочки Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному  самоопределению; осознание экономической идентичности в обществе Тип урока: урок изложения нового материала Форма урока: школьная лекция с элементами эвристической беседы; обучение в сотрудничестве Средства обучения:   Обществознание (АШУ) 8 класс: учебник для ОУ/  Л.Н.Боголюбов и др. ­ М.: Просвещение  2010  Обществознание поурочные разработки. 8 класс: пособие  для  учителей /  Л.Н.Боголюбов и  др. ­ М.: Просвещение, 2010  Мультимедийная аппаратура: Тематическая презентация  Конструкт урокаВремя, мин Эл­ты метод.  Содержание этапов занятия структуры Действия  учителя Действия  учащихся Планирование  действий пед.  оценки 2  минут ы I Организационны й момент 3  минут ы II Опрос д/з 10  минут III Актуализация  опорных знаний  15  минут IV Новый материал: 1) Главные  вопросы  экономик и Учащиеся  должны встать,  приветствуя  учителя Устно,  фронтально  отвечают на  вопросы Оценивание  учащихся,  участвующих в  обсуждении  В группах  обсуждают  решение и  приводят его  Оценивание  учащихся,  вовлеченных в  работу Делают вывод о решающем  значении трех  вопросов  экономики Наблюдение за  учащимися Записывают  тему урока в  тетрадь,  перерисовываю т схему Успокоить  учащихся, чтобы  можно было  приступить к  проведению  урока;  поздороваться с  учащимися;  Вопрос об  опорных  понятиях  прошлой темы:  экономика,  потребности,  ресурсы, блага,  ограниченность  ресурсов Предлагает  развить  проблемную  ситуацию: «Вы –  предпринимате ль, которому  нужно  вложить деньги в производство  товаров и услуг» Учитель  приводит свой  пример и наводит на тему урока  ( Приложение 1) Объясняет схему Что производить? вопросы     2Приложение 1 Производство- это процесс создания товаров или услуг для удовлетворения потребностей человека. Если говорить ненаучным языком, то производство- это то, что мы с вами делаем, чтобы удовлетворить свои желания. Попробуем охарактеризовать систему   производства,   учитывая,   что   качественные   характеристики   этого   понятия   неизменны. Характеристика   системы  производства  начинается   с  вопроса «как   производить?»,  то  есть   того, каким образом и для кого производятся товары и услуги. Вторым важным критерием характеристики производства   является количество произведенных   товаров   и   услуг,   а   также   количество   людей, задействованных   при   изготовлении   данного   товара   или   услуги.   Интенсификация   труда, производительность   труда   – это   очень   важные   экономические   показатели.   Также   необходимо рассматривать масштабы производства, ведь производить тот или иной товар или услуг можно по­ разному. В мире имеет место маленькое, даже домашнее производство, которое, например, очень популярно в Великобритании, где вообще любят так называемый hand­made, вещи, сделанные своими руками: на рынке предлагают домашний шоколад, конфеты, варенье и прочие товары. Однако может существовать и производство, которое охватывает всю страну, то есть оно поставляет товар для очень большого круга потребителей. А какое производство открыли Вы, например в городе Екатеринбург? Какой район выбрали бы? Почему? Приложение 2 Главной экономической проблемой человечества является безграничность человеческих потребностей и ограниченность экономических ресурсов относительно этих потребностей. Это заставляет людей делать выбор, сопоставляя ценность выбираемых благ и ту цену выбора, которую приходится платить. Проблемы, которые возникают в связи с этим, человечество решает в сфере экономики с помощью трех главных вопросов: 1. Что надо производить, то есть, какие товары, и услуги должны быть предложены потребителям? 2. Как производить, то есть, какой из способов изготовления следует применить? 3. Как распределять, т.е. для кого следует эти товары и услуги производить, кто может претендовать на их получение в свою собственность? Казалось бы, при имеющихся условиях и ограничениях, найти наиболее рациональное решение невозможно, но человечество вынуждено каким-то образом организовать свою хозяйственную деятельность, т.е. создать определенную систему Экономическая система- это способ организации общества для решения главных экономических вопросов, стоящих перед ним. 3В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем: 1. традиционная 2. рыночная (капитализм) 3. командная (социализм) 4. смешанная. Приложение 3 Типы экономических систем Традиционная (группа 1) Основные характерные черты 1.коллективная собственность (земля и капитал – основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании) 2. главный мотив к производству – удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает натуральное хозяйство (фермерство, подсобное хозяйство и др.) 3. экономический порядок – экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями 4.принцип распределения ресурсов и материальных благ – добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям. 5.развитие экономики – использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд. Командная (централизованн ая) Группа 2 1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия. 2.главный мотив к производству – выполнение плана. 3.власть производителя. 4.принцип коллективизма в общественных отношениях. 5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства. 6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ. 7.экономический порядок – введение жестких административных и уголовно-правовых мер. 4Рыночная (капиталистическ ая) 8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата. 1.различные виды собственности (включая частную собственность). 2.главный мотив к производству – получение прибыли. Группа 3 3.власть потребителя. 4.принцип индивидуализма в общественных отношениях. 5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена. 6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта. 7.личный интерес – главный мотив экономического поведения. 8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции. Смешанная 1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов. Группа 4 2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов). 3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку. 4.экономический порядок – главные экономические вопросы решаются рынками. 5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ. 6.главный мотив к производству – личный интерес и получение прибыли. 7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов. 8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу). 5