Технологическая карта урока к параграфу 21
|
Предмет |
География |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Класс |
5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
УМК |
• Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. • Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. ( DVD) • Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В. • Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В. • «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е. • Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К. • Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тип урока |
урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тема урока |
Горные породы и минералы, полезные ископаемые |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Цель урока |
Организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Задачи урока (планируемые результаты) |
· формирование представлений о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении , организация усвоения основных понятий по данной теме (предметный результат); · развитие умения работать в команде, формировать умение объяснять способы образования горных пород и минералов при работе с текстом учебника (метапредметный результат); · формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физической географии, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Методы обучения |
проблемный, эвристический. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Индивидуальная, групповая, в парах |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Средства обучения |
доска, проектор, ноутбук, инструкция «Описание горных пород», коллекция горных пород и минералов
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осущест-вляемые учебные действия |
Формиру-емые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. |
|
|
|
|
организация своего рабочего места.
|
Самоконтроль готовности к уроку
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока |
Звучит мелодия Э. Грига «В пещере горного короля». Какие хитрые секреты Таят обычные предметы: Блестят в солонке минералы! Снежинки - это же кристаллы! Фольга, скрывавшая конфету-Металл такой же, как в ракетах. Таит его простая глина Сестра сапфира и рубина! А коль споткнешься ты о камень, Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природа Тебе подсунула породу. -Как вы думаете, о каких богатствах и секретах сегодня пойдёт речь? -Как думаете, какую тему мы сегодня будем изучать? -С чем мы сегодня познакомимся? |
выделяют и формулируют познавательную цель
|
Формулиро- вать познавательную цель |
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
|
Выражать свои мысли |
Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.
|
умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний |
- Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными? - Где еще можно встретить горные породы? Сколько минералов может входить в состав горных пород? - Что мы знаем о горных породах? -Какие горные породы вы знаете? -Что такое полезные ископаемые? -Для чего людям полезные ископаемые?
|
ориентируются в своей системе знаний. |
Подбор нужной информации |
доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта. |
умение выражать свои мысли |
оценка — выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; ставят учебные цели и задачи урока; |
умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний |
1. В начальной школе вы уже знакомились с горными породами и минералами. Чем горная порода отличается от минерала? (если затрудняетесь, обратитесь к учебнику, с.71.) - Сформируем представление о происхождении и видах горных пород, пользуясь текстом учебника на стр.71. Задание: Пользуясь схемой «Виды горных пород» с.71 и текстом учебника с. 72 составьте рассказ о происхождении и видах горных пород»: 1 ряд – магматические 2 ряд – осадочные 3 ряд – метаморфические Отчет каждой группы учащихся, сопровождающийся слайдами 2. Фронтальная беседа: - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? - А из чего делают автомобили, самолёты? - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей) - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми. - А почему они полезные? (Ответы детей) Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы. - Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? - К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива. - А какое значение имеет топливо? - При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа. - Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды. - Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? - Молодцы. Перейдём к третьей группе. - Как вы думаете, почему они называются строительными? - Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь). По ходу беседы уч-ся заполняют таблицу:
3. Выполнение практической работы. - Сейчас мы отправимся в научную лабораторию по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2 . Определить цвет, прозрачность. 3. Твёрдость. 4. Блеск. 5. Где можно использовать, применить. На столах лежат образцы полезного ископаемого и план его описания: Задание: Заполнить таблицу, пользуясь коллекцией горных пород и минералов.
Самостоятельное применение знаний
|
работают с текстом учебника, осуществляютпоиск нужной информации из учебного текста и схемы,
извлекают необходимую информацию из прослушанного текста; строят логические рассуждения
самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
|
структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Поиск и анализ информации
|
сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.
вступают в диалог, приводят аргументы
выражают свои мысли полно и точно; работают в парах.
|
умение выражать свои мысли
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.
|
Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно.
отвечают на поставленные вопросы
выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
Выполнять задания в соответствии с поставленной целью
отвечают на поставленные вопросы
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания |
1.1.Заполнение таблицы в соответствии с происхождением горных пород. Задание: распределить предложенные горные породы в соответствии с происхождением в 3 колонки: Магматические осадочные метаморфические Горные породы: гнейс, мрамор, известняки, глинистые сланцы, мел, песчаник, каменный уголь, торф, поваренная соль, каменная соль, глина, песок, галька, пемза, щебень, гранит.
|
анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод |
анализировать, сравнивать и обобщать факты |
управляют поведением, формируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
управление поведением, контроль, коррекция, оценка действий; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
|
контроль, оценка, коррекция знаний.
|
Объективно оценивать свои знания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление |
Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд. По горизонтали: 1. Он очень прочен и упруг, 3. Этот мастер белый-белый 4. Он очень нужен детворе, 5. На кухне у мамы помощник отличный. 6. Без нее не побежит 8. Она варились долго По вертикали: 1. Если встретишь на дороге, 2. Покрывают им дороги, 7. Росли на болоте растения 9. Он чёрный, блестящий, |
анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод |
анализировать, сравнивать и обобщать факты |
Высказывают своё предположение |
Умение ысказывать своё предположение |
коррекция знаний.
|
коррекция знаний.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание |
Параграф 21, задание №8 найдите в интернете информацию о горных породах своей местности, опишите, как люди их используют. |
|
|
|
|
соотносят то, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно. |
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Итог урока |
1. Тестирование: 2. 1.Установите соответствие:
3. 2.Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
1. 3. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:
Обсуждение и выставление оценок
|
Сопоставляют , оценивают варианты ответов |
Сопоставлять , оценивать |
Принимают решение при выборе варианта ответа |
управление поведением |
контроль, анализ ответа учащегося.
|
самоанализ, самооценка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия |
Под музыку: А сейчас заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились с заданиями? Где вы испытали затруднение? Учитель предлагает закончить мысль: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я был удивлен… Сегодня на уроке я открыл для себя… Сегодня на уроке я пришел к выводу… Сегодня на уроке я не понял…
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
|
Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.
|
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.