Авторская программа
Пояснительная записка.
Введение.
“Городецкая роспись” включена в адаптированную учебную программу по ИЗО в 7 классе ГБОУ ЦЛПиДО “Наш дом”. В основе данной программы – учебный материал для коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, Просвещение 2006 г.
План и структура работы Городецкой росписи разработаны с учетом особенностей интеллектуального, физического развития детей, их эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности детей с ОВЗ, опыт обучения этому предмету. На занятиях применяется дифференцированный подход к обучению детей – с учетом их возможностей в связи с тяжестью и глубиной дефекта.
Авторская программа "Городецкая роспись"
Пояснительная записка.
Введение.
“Городецкая роспись” включена в адаптированную учебную программу по ИЗО в 7 классе ГБОУ ЦЛПиДО
“Наш дом”. В основе данной программы – учебный материал для коррекционных образовательных учреждений
8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, Просвещение 2006 г.
План и структура работы Городецкой росписи разработаны с учетом особенностей интеллектуального,
физического развития детей, их эмоциональноволевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования
изобразительной деятельности детей с ОВЗ, опыт обучения этому предмету. На занятиях применяется
дифференцированный подход к обучению детей – с учетом их возможностей в связи с тяжестью и глубиной
дефекта.
Актуальность.
Неотъемлемой частью любой культуры являются народные художественные промыслы, которые
подразумевают творческую деятельность по созданию художественных изделий, в основе которых заложены
традиции ручного труда. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Для детей с
ОВЗ приобщение к такому жанру русского творчества имеет большое значение для их общего развития. Они
должны не только знать о таком виде прикладного искусства как Городецкая роспись, но и уметь отличать его
от других народных промыслов.
Занятия по Городецкой росписи увлекательны, интересны и доступны пониманию детям, поэтому они
включены в программу по ИЗО 7го класса.
На уроках по Городецкой росписи дети знакомятся с одним из народных промыслов, узнают какие сюжетные
мотивы, животный мир, цветочные орнаменты использовались при написании картин.
На практике, каждый ученик расписывает деревянную разделочную доску с изображением птицы и цветочных
орнаментов.
На занятиях применяются следующие методы:
– словесные, наглядные, практические (наблюдение, демонстрация изобразительных действий с кистью и
красками, показ отдельных этапов рисования и др.);
– сравнения;
– “подвижной аппликации” – выбор вариантов цветов для решения живописной задачи.
Приемы:
– совместные действия учителя и учащихся;
– занимательные упражнения;
– увлекательное рисование по одному из мотивов народных промыслов.
Городецкая роспись включает в себя несколько этапов:
1. Ознакомление с Городецкой росписью.
Название “Городецкая Роспись” пошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в
нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Город был основан еще в 1152 году Юрием Долгоруким.
Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры) выполняется свободным
мазком с черной и белой графической обводкой. Для изделий используется древесина из окружающих город
лесов.Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях,
расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного
живописного стиля.
2. Ознакомление с мотивами Городецкой росписи.
Наиболее распространенными мотивами являются:
– цветы (розы, купавки с симметричными листьями);
– “Древо жизни” – традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам “древа”, могут быть
изображены кони или птицы;
– всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
– цветочная роспись;
– цветочная роспись с включением мотива “конь” и “птица”;
– сюжетная роспись.
3. Общее ознакомление с техникой выполнения росписи.
4. Выполнение росписи на деревянной основе (разделочная доска) – грунтовка с помощью
разбавленного клея ПВА.
5. Обводка рисунка тонкими линиями карандашом по заранее приготовленному шаблону.
6. Раскрашивание композиции гуашью – “замалевок”.
7. Раскрашивание композиции гуашью – “оттеневка”.
8. Раскрашивание композиции гуашью – “разживка”.
9. Нанесение черной и белой краской штрихов и точек – “оживка”.
10. Покрытие доски бесцветным лаком.
11. Демонстрация изделий (на ярмарке, участие в выставках и др.).
На рисование “Городецкой росписи” выделено 11 часов, из которых:
– знакомство с Городецкой росписью – 1 ч.;
– знакомство с мотивами росписи – 3 ч.;
– грунтование поверхности доски – 1 ч.;
– нанесение рисунка карандашом – 1 ч.;
– разукрашивание рисунка – 5 ч.
Цель занятий: приобщение учащихся к народноприкладному творчеству.
Задачи занятий:
Коррекционноразвивающие:
– развитие зрительнопространственной координации;
– развитие мелкой и крупной моторики руки;
– развитие внимания;
– развитие речи;
– развитие мышления, памяти, воображения.
Обучающие:
– обучение работе с клеем ПВА;
– ознакомление с Городецкой росписью;
– обучение работе с шаблоном;– ознакомление с такими понятиями в росписи как “замалевок”, “оттеневка”, “разживка”, “оживка” и
применение их на практике;
– ознакомление с основными цветами палитры;
– обучение технике рисования Городецкой росписи.
Воспитательные задачи:
– воспитание целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и
самоконтроля, аккуратности;
– воспитание эстетических чувств, понимания красоты окр. действительности;
– воспитание умения работать коллективно.
К концу обучения курса ученики должны знать:
– основные мотивы Городецкой росписи;
– основные цвета в палитре.
Ученики должны уметь:
– грунтовать поверхность разделочной доски (наносить кисточкой разбавленный клей);
– обводить рисунок по шаблону карандашом;
– правильно использовать цветовую гамму в палитре (сравнивать цвета в палитре с готовым изображением);
– разукрашивать рисунок с частичной помощью педагога;
– работать коллективно, не мешать друг другу на уроке.