"Городецкая роспись"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа Пояснительная записка. Введение. “Городецкая роспись” включена в адаптированную учебную программу по ИЗО в 7 классе ГБОУ ЦЛПиДО “Наш дом”. В основе данной программы – учебный материал для коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, Просвещение 2006 г. План и структура работы Городецкой росписи разработаны с учетом особенностей интеллектуального, физического развития детей, их эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности детей с ОВЗ, опыт обучения этому предмету. На занятиях применяется дифференцированный подход к обучению детей – с учетом их возможностей в связи с тяжестью и глубиной дефекта.
Иконка файла материала Городецкая роспись.doc
Авторская программа "Городецкая роспись"  Пояснительная записка. Введение. “Городецкая роспись” включена в адаптированную учебную программу по ИЗО в 7 классе ГБОУ ЦЛПиДО  “Наш дом”. В основе данной программы – учебный материал для коррекционных образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М.Бгажноковой, Москва, Просвещение 2006 г. План и структура работы Городецкой росписи разработаны с учетом особенностей интеллектуального,  физического развития детей, их эмоционально­волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования  изобразительной деятельности детей с ОВЗ, опыт обучения этому предмету. На занятиях применяется  дифференцированный подход к обучению детей – с учетом их возможностей в связи с тяжестью и глубиной  дефекта. Актуальность. Неотъемлемой частью любой культуры являются народные художественные промыслы, которые  подразумевают творческую деятельность по созданию художественных изделий, в основе которых заложены  традиции ручного труда. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Для детей с  ОВЗ приобщение к такому жанру русского творчества имеет большое значение для их общего развития. Они  должны не только знать о таком виде прикладного искусства как Городецкая роспись, но и уметь отличать его  от других народных промыслов. Занятия по Городецкой росписи увлекательны, интересны и доступны пониманию детям, поэтому они  включены в программу по ИЗО 7­го класса. На уроках по Городецкой росписи дети знакомятся с одним из народных промыслов, узнают какие сюжетные  мотивы, животный мир, цветочные орнаменты использовались при написании картин.  На практике, каждый ученик расписывает деревянную разделочную доску с изображением птицы и цветочных  орнаментов.  На занятиях применяются следующие методы: – словесные, наглядные, практические (наблюдение, демонстрация изобразительных действий с кистью и  красками, показ отдельных этапов рисования и др.); – сравнения; – “подвижной аппликации” – выбор вариантов цветов для решения живописной задачи. Приемы: – совместные действия учителя и учащихся; – занимательные упражнения; – увлекательное рисование по одному из мотивов народных промыслов. Городецкая роспись включает в себя несколько этапов: 1. Ознакомление с Городецкой росписью.  Название “Городецкая Роспись” пошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в  нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Город был основан еще в 1152 году Юрием Долгоруким.  Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, цветочные узоры) выполняется свободным  мазком с черной и белой графической обводкой. Для изделий используется древесина из окружающих город  лесов.Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях,  расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного  живописного стиля. 2. Ознакомление с мотивами Городецкой росписи. Наиболее распространенными мотивами являются:  – цветы (розы, купавки с симметричными листьями); – “Древо жизни” – традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам “древа”, могут быть  изображены кони или птицы; – всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи. Существует три вида композиции в Городецкой росписи: – цветочная роспись; – цветочная роспись с включением мотива “конь” и “птица”; – сюжетная роспись. 3. Общее ознакомление с техникой выполнения росписи. 4. Выполнение росписи на деревянной основе (разделочная доска) – грунтовка с помощью  разбавленного клея ПВА. 5. Обводка рисунка тонкими линиями карандашом по заранее приготовленному шаблону. 6. Раскрашивание композиции гуашью – “замалевок”. 7. Раскрашивание композиции гуашью – “оттеневка”. 8. Раскрашивание композиции гуашью – “разживка”. 9. Нанесение черной и белой краской штрихов и точек – “оживка”. 10. Покрытие доски бесцветным лаком. 11. Демонстрация изделий (на ярмарке, участие в выставках и др.). На рисование “Городецкой росписи” выделено 11 часов, из которых: – знакомство с Городецкой росписью – 1 ч.; – знакомство с мотивами росписи – 3 ч.; – грунтование поверхности доски – 1 ч.; – нанесение рисунка карандашом – 1 ч.; – разукрашивание рисунка – 5 ч. Цель занятий: приобщение учащихся к народно­прикладному творчеству. Задачи занятий: Коррекционно­развивающие: – развитие зрительно­пространственной координации; – развитие мелкой и крупной моторики руки; – развитие внимания; – развитие речи; – развитие мышления, памяти, воображения. Обучающие: – обучение работе с клеем ПВА; – ознакомление с Городецкой росписью; – обучение работе с шаблоном;– ознакомление с такими понятиями в росписи как “замалевок”, “оттеневка”, “разживка”, “оживка” и  применение их на практике; – ознакомление с основными цветами палитры; – обучение технике рисования Городецкой росписи. Воспитательные задачи: – воспитание целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и  самоконтроля, аккуратности; – воспитание эстетических чувств, понимания красоты окр. действительности; – воспитание умения работать коллективно. К концу обучения курса ученики должны знать: – основные мотивы Городецкой росписи; – основные цвета в палитре. Ученики должны уметь: – грунтовать поверхность разделочной доски (наносить кисточкой разбавленный клей); – обводить рисунок по шаблону карандашом; – правильно использовать цветовую гамму в палитре (сравнивать цвета в палитре с готовым изображением); – разукрашивать рисунок с частичной помощью педагога; – работать коллективно, не мешать друг другу на уроке.

Посмотрите также