Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Оценка 4.6

Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русский язык
5 кл—11 кл
12.03.2019
Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы  на уроке русского языка
Данная статья представляет собой описание собственного педагогического опыта использования грамматических и компетентностных задач при подготовке учащихся 5-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ. Задачи были разработаны учителем совместно с учащимися. Эти задачи позволяют систематизировать учебный материал по всем разделам школьной программы "Русский язык",
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы с обучающимися.doc
Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы с обучающимися на уроке русского языка Знание только тогда становится знанием,                                                                                   когда оно приобретено усилиями своей                                                                                                              мысли, а не памятью.    Л.Н.Толстой. Лишь   тот   человек   может   успешно   жить   и   полноценно   действовать   в изменяющемся  мире, изменять  этот мир, вносить в него что­то новое, кто способен   самостоятельно   выйти   за   пределы   стандартного   набора   знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.   Интерес   к   изучению   русского   языка   нужно   поддерживать средствами самого языка Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни  учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить  собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из  существенных факторов необходимости Единого государственного экзамена­ обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в  школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и важность  подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже  отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная  проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной  программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку ­ это не одно и то же! Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания  ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в  школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и  пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и  изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том,  что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет  возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как­то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов  касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках  русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы). Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику,  которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.  Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой  алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов: Первый шаг.  Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее  сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная  систематизация материала способствует максимальной наглядности,  обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно  взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы  развивают аналитические способности учащихся и активизируют их  зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в  расширенном и углубленном виде.         Теория ­ фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем  необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций,  семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и  повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная  работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю учащимся ресурсную базу, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой  параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по  предложенной теме, сайты,ЭОР и т.д.) Тем более, что у каждого из  обучающихся есть тетрадь­ справочник, в котором с 5 класса накапливается  теоретический  материал по всем темам и разделам, остается только все  привести в систему. Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач»(задания 1­24).            Мы называем задания 1­24 задачами. Поэтому выстраиваем  последовательность действий при выборе ответа в этих заданиях. Здесь  важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать,  рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять  закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ. Но  к задачам мы еще вернемся. Третий шаг. Слушаем друг друга. Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга.  Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной  деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии  оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в  том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою  работу. Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.           Для тренировки берем и типовые тестовые задания из открытого банка  данных ЕГЭ, и подбираем задания самостоятельно. Они позволяют детально  проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание  надо решить по алгоритму многократно, только тогда появится уверенность и  четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать  вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».         Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы  детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную  картотеку ошибок. Уроки  русского языка в 10­11классах должны носить обобщающий характер.  Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы  помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная  «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над  произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и  словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и  синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических  ошибок. Именно здесь очень уместны так называемые грамматические,  лингвистические и компетентностные задачи. Что это? Когда на уроке  русского языка звучит слово задача, сначала это вызывает удивление, потом  появляется интерес, потом – желание обязательно  решить и получить  результат.  Слайд №3.Давайте рассмотрим лингвистические задачи. Первые  лингвистические задачи появились во второй половине прошлого столетия.  Причем, это действительно задачи, а не упражнения. Их нужно решать.  Решение задач включает: (слайд №4) ­ анализ внутрипредметных связей ­рассуждения, доказательства, вывод ­поэтапный самоконтроль, проверка решения. Слайд №5.При этом реализуются следующие педагогические задачи:  развивать навыки и умения работы со словами , выявлять их значение ,  искать нужные понятия , определять орфограммы ;  активно пополнять лексический запас школьников ;  повышать уровень речевой культуры :  вырабатывать навыки  и потребность пользоваться различными  словарями ;   работать над осознанием учащимися грамматического строя языка,  выявлением его структуры, раскрытием внутренней логики предмета. Благодаря такому подходу перед учащимися раскрываются взаимосвязи   языковых явлений, так как подобные задачи аккумулируют и синтезируют  знания, полученные учащимися при изучении всех разделов школьного  курса(морфемики и словообразования, морфологии, орфографии, лексики,  синтаксиса) . А учитель получает возможность за короткий промежуток  времени на уроке  проверить прочность и осознанность этих знаний.(примеры  лингвистических задач).Слайды № 6­17. Но я больше люблю задачи грамматические и компетентностные.  Грамматические задачи  непосредственно связаны с разделами грамматики.  Решение данных задач позволяет  учащемуся   совершенствовать умения  обобщать языковые явления, понять их сущность, чего нельзя добиться  зубрежкой, формальным запоминанием. Самые первые задачи, которые мы  начинаем решать в 5 классе, это «Собери слово», когда школьникам  предлагается составить слово, взяв указанные морфемы из других слов.  Например : ­ из слова привезти взять приставку ­ из слова школьница взять корень ­ из слова прелестный взять суффикс ­ из слова огромный окончание.  Получаем слово пришкольный. Постепенно задание осложняется решением орфографических задач. ­ из слова распилить взять приставку ­ из слова заговорил корень ­ из слова носить суффикс  ­ из слова возить окончание ­ из слова возвратный суффикс. Получаем слово  разговориться.  При составлении данного слова учащиеся должны опереться на  орфографические правила: правописание разделительного твердого знака,  приставок на –з,­с, чередующихся гласных  в корне слова Решение других задач может быть связано с лексикой и морфологией. Потом  подключаются задачи, связанные с синтаксисом. С каждым классом условия  задач усложняются. (слайды № 18­19)  Учащиеся сами составляют подобные задачи, с удовольствием предлагают их для решения своим одноклассникам. Грамматические задачи уместны на  любом этапе уроке, иногда они помогают сформулировать тему урока,  активизировать учащихся при актуализации знаний, на этапе закрепления и  обобщения. (слайд № 20­22).  В старших классах каждое занятие завершается итоговыми заданиями  исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания,  максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение  которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Это и есть компетентностные задачи.(слайд « 23­29) Таким образом, изучение русского языка становится  для учащихся не  скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом. Грамматические задачи позволяют нам вместе с ребятами наблюдать,  исследовать, сравнивать, "открывать" законы языка, выводить общие  закономерности. Процесс обучения  и подготовки к ЕГЭ стал у нас  творческим. Римская пословица  гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся» Школа – это кладовая сокровищ, за наличие которых в кладовой отвечает  учитель.

Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы  на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы  на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы  на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы  на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы  на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка

Грамматические и компетентностные  задачи как одна из форм работы  на уроке русского языка