Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русский язык
5 кл—11 кл
12.03.2019
Данная статья представляет собой описание собственного педагогического опыта использования грамматических и компетентностных задач при подготовке учащихся 5-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ. Задачи были разработаны учителем совместно с учащимися. Эти задачи позволяют систематизировать учебный материал по всем разделам школьной программы "Русский язык",
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы с обучающимися.doc
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы с
обучающимися на уроке русского языка
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями
своей
мысли, а не
памятью.
Л.Н.Толстой.
Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в
изменяющемся мире, изменять этот мир, вносить в него чтото новое, кто
способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний,
навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное
решение. Интерес к изучению русского языка нужно поддерживать
средствами самого языка
Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни
учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить
собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из
существенных факторов необходимости Единого государственного экзамена
обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в
школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и важность
подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже
отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная
проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной
программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку это не одно и то же!
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания
ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в
школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и
пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и
изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том,
что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что
уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет
возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть както
научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов
касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках
русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы). Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику,
которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой
алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
Первый шаг.
Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее
сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах
и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная
систематизация материала способствует максимальной наглядности,
обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно
взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы
развивают аналитические способности учащихся и активизируют их
зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в
расширенном и углубленном виде.
Теория фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем
необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций,
семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и
повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная
работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому
при повторении той или иной темы я предлагаю учащимся ресурсную базу, где
можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой
параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по
предложенной теме, сайты,ЭОР и т.д.) Тем более, что у каждого из
обучающихся есть тетрадь справочник, в котором с 5 класса накапливается
теоретический материал по всем темам и разделам, остается только все
привести в систему.
Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач»(задания 124).
Мы называем задания 124 задачами. Поэтому выстраиваем
последовательность действий при выборе ответа в этих заданиях. Здесь
важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать,
рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять
закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ. Но
к задачам мы еще вернемся.
Третий шаг. Слушаем друг друга. Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга.
Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной
деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии
оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в
том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою
работу.
Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем и типовые тестовые задания из открытого банка
данных ЕГЭ, и подбираем задания самостоятельно. Они позволяют детально
проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание
надо решить по алгоритму многократно, только тогда появится уверенность и
четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать
вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный
ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к
следующему заданию».
Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы
детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную
картотеку ошибок.
Уроки русского языка в 1011классах должны носить обобщающий характер.
Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы
помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная
«разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над
произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и
словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и
синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических
ошибок.
Именно здесь очень уместны так называемые грамматические,
лингвистические и компетентностные задачи. Что это? Когда на уроке
русского языка звучит слово задача, сначала это вызывает удивление, потом
появляется интерес, потом – желание обязательно решить и получить
результат.
Слайд №3.Давайте рассмотрим лингвистические задачи. Первые
лингвистические задачи появились во второй половине прошлого столетия.
Причем, это действительно задачи, а не упражнения. Их нужно решать.
Решение задач включает: (слайд №4)
анализ внутрипредметных связей рассуждения, доказательства, вывод
поэтапный самоконтроль, проверка решения.
Слайд №5.При этом реализуются следующие педагогические задачи:
развивать навыки и умения работы со словами , выявлять их значение ,
искать нужные понятия , определять орфограммы ;
активно пополнять лексический запас школьников ;
повышать уровень речевой культуры :
вырабатывать навыки и потребность пользоваться различными
словарями ;
работать над осознанием учащимися грамматического строя языка,
выявлением его структуры, раскрытием внутренней логики предмета.
Благодаря такому подходу перед учащимися раскрываются взаимосвязи
языковых явлений, так как подобные задачи аккумулируют и синтезируют
знания, полученные учащимися при изучении всех разделов школьного
курса(морфемики и словообразования, морфологии, орфографии, лексики,
синтаксиса) . А учитель получает возможность за короткий промежуток
времени на уроке проверить прочность и осознанность этих знаний.(примеры
лингвистических задач).Слайды № 617.
Но я больше люблю задачи грамматические и компетентностные.
Грамматические задачи непосредственно связаны с разделами грамматики.
Решение данных задач позволяет учащемуся совершенствовать умения
обобщать языковые явления, понять их сущность, чего нельзя добиться
зубрежкой, формальным запоминанием. Самые первые задачи, которые мы
начинаем решать в 5 классе, это «Собери слово», когда школьникам
предлагается составить слово, взяв указанные морфемы из других слов.
Например :
из слова привезти взять приставку
из слова школьница взять корень
из слова прелестный взять суффикс
из слова огромный окончание. Получаем слово пришкольный. Постепенно задание осложняется решением орфографических задач.
из слова распилить взять приставку
из слова заговорил корень
из слова носить суффикс
из слова возить окончание
из слова возвратный суффикс. Получаем слово разговориться.
При составлении данного слова учащиеся должны опереться на
орфографические правила: правописание разделительного твердого знака,
приставок на –з,с, чередующихся гласных в корне слова
Решение других задач может быть связано с лексикой и морфологией. Потом
подключаются задачи, связанные с синтаксисом. С каждым классом условия
задач усложняются. (слайды № 1819)
Учащиеся сами составляют подобные задачи, с удовольствием предлагают их
для решения своим одноклассникам. Грамматические задачи уместны на
любом этапе уроке, иногда они помогают сформулировать тему урока,
активизировать учащихся при актуализации знаний, на этапе закрепления и
обобщения. (слайд № 2022).
В старших классах каждое занятие завершается итоговыми заданиями
исследовательского, творческого характера. Среди них выделены задания,
максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям, выполнение
которых требует не только предметных, но и общеучебных умений. Это и есть
компетентностные задачи.(слайд « 2329)
Таким образом, изучение русского языка становится для учащихся не
скучной необходимостью, а вполне мотивированным и интересным процессом.
Грамматические задачи позволяют нам вместе с ребятами наблюдать,
исследовать, сравнивать, "открывать" законы языка, выводить общие
закономерности. Процесс обучения и подготовки к ЕГЭ стал у нас
творческим.
Римская пословица гласит: «Не для школы, а для жизни мы учимся» Школа – это кладовая сокровищ, за наличие которых в кладовой отвечает
учитель.
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Грамматические и компетентностные задачи как одна из форм работы на уроке русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.