Цель урока: Начать формирование теоретических знаний и практических навыков «вхождения» в культуру первобытного общества у учащихся через групповые формы деятельности на уроке.
Задачи урока
• Формирование представлений о понятии «первобытная культура».
• Расширение лексики учащихся в пределах темы урока.
• Познакомить учащихся со спецификой текстов культуры первобытного общества, через работу с наскальными рисунками, скульптурой и архитектурой.
• Научить работать в группах, вербализовывать свои ощущения, эмоции, чувства.
• Учить участвовать в дискуссиях, отстаивать и объяснять свою точку зрения.
Оборудование:
• карточки с изображением тотемных животных (бизона, оленя, мамонта, быка);
• многогранники по количеству групп;
• карточки формата А3 с изображением контуров тотемных животных – 10 штук, изображения могут повторяться;
• мелки, по количеству столов;
• карандашный клей, по количеству столов;
• конверты с изображением силуэтов тотемных животных, по количеству столов.
Грани первобытного искусства
Цель урока: Начать формирование теоретических знаний и практических навыков
«вхождения» в культуру первобытного общества у учащихся через групповые формы
деятельности на уроке.
Задачи урока
Формирование представлений о понятии «первобытная культура».
Расширение лексики учащихся в пределах темы урока.
Познакомить учащихся со спецификой текстов культуры первобытного общества,
через работу с наскальными рисунками, скульптурой и архитектурой.
Научить работать в группах, вербализовывать свои ощущения, эмоции, чувства.
Учить участвовать в дискуссиях, отстаивать и объяснять свою точку зрения.
Оборудование:
карточки с изображением тотемных животных (бизона, оленя, мамонта, быка);
многогранники по количеству групп;
карточки формата А3 с изображением контуров тотемных животных – 10 штук,
изображения могут повторяться;
мелки, по количеству столов;
карандашный клей, по количеству столов;
конверты с изображением силуэтов тотемных животных, по количеству столов.
Ход урока
I
– Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами разделимся на племенные группы, для этого
каждый из вас получил (вытащил) карточку с изображением животного и займет место в
соответствии с изображением этого животного на столе.
/На столе выставлена карточка с изображением тотемного животного и многогранники, а на
доске выведен слайд с темой урока.
– Тему сегодняшнего урока вы видите на экране.
– Вас объединили животные, являющиеся тотемами вашего племени.
II
III
– Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая шевелится,
И кровь глотает раненный бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.
(«Первые рисунки» В. Берестов)
/Чтение стихотворения сопровождается иллюстративным рядом: слайды № 210/
IV
Сейчас мы с вами совершим путешествие в мир пещер. /Изображение слайда 11 – вход в
пещеру/t/p>
– На стенах нашей пещеры изображены животные. Два – три человека от племени подходят
к понравившимся животным и, используя мелки, лежащие на столе, его раскрашивают. / Все
изображения размещены на стенах на разной высоте и с разной степенью доступности/
– Оставшиеся соплеменники из предлагаемых изображений в конвертах составляют коллаж
первобытных сцен / на столах в конвертах лежат вырезанные силуэты животных, из которых
на листах формата А3 учащиеся составляют «пещерные рисунки»/
– Вы работаете в течении 5 минут.
– Время вашего задания вышло. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
а) – Сначала нам объяснят свои наскальные рисунки участники художники, которые
занимались раскрашиванием животных.
– Передайте ощущения, которые у вас возникли во время работы?
– Что вы чувствовали?
– Скажите, почему вы выбрали именно эти цвета для изображения животных?
(Первобытный человек использовал естественные цвета, природные, которые он мог
получить из сока растений, порошка растертых камней – это коричневый, красноватый,
черный. Такие цвета как зеленый и желтый тоже могли присутствовать на рисунках, но со
временем они поблекли или совсем исчезли, поэтому до нас дошли только те цвета, которые
мы видим.
– Постарайтесь объяснить, почему из всего количества изображений вами были выбраны
именно эти.
(Рисунки, расположенные на большой высоте или внизу стены, разукрашивать было
сложнее, их выбирали меньше. Ребята могут сделать вывод о том, что первобытный человек
обладал хорошими физическими качествами. А также мы можем высказать предположение,
что изображение в труднодоступном месте объясняется еще и мистическим значением
рисунка. Первобытные люди изображали животных, которые были тотемными животными, к
ним относились с боязнью, так как тотем мог либо помочь, либо принести беду.)
б) – Теперь давайте рассмотрим, какие рисунки у нас сделали ребята, составляющие
коллаж.
– Опишите сюжет, который у вас получился./Обсуждение каждого рисунка: его сюжет, если
есть; объяснение выбора животных и т.д. Учитель наводящими вопросами помогает
сформулировать ответы учащимся./
– Что общего между рисунками на стене и вашими работами?– Вы правы у первобытных людей стали появляться рисунки. И если мы внимательно
рассмотрим их, то увидим, что всем рисункам присуща хаотичность расположения
изображений и точность в воспроизведении животного.
– Как вы думаете, какой вид искусства стал зарождаться в этот период? (живопись).
V
– Смотря на изображение настенных росписей, мы ими не перестаем восхищаться, насколько
четко художник передал красоту тела животного. А как же ими воспринималась красота
человеческого тела. / слайд 12/
Перед вами изображения первобытной женщины, или как прозвали их археологии
"палеолитические Венеры".
– Скажите на чем в данной скульптуре останавливается ваш взгляд? (бедра, грудь)
– Правильно ли с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела?
– Что хотел этим показать первобытный человек? Почему он выделил именно эти части
тела? (Женское детородное начало имело для человека в тот исторический этап большое
значение: природа была к нему очень сурова, многих ее законов человек не знал, а
следовательно, надо было вымолить помощь и заручиться поддержкой у нее. Стали
появляться богини плодородия амулеты для привлечения удачи, они имели магическое
значение.)
– Можем ли мы сказать, что это портрет какой – либо женщины?
– Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин?
(Большинство скульптурок обладают общими чертами. Они решены обобщенно: руки едва
намечены, черт лица нет совсем)
– Что для первобытного человека являлось идеалом красоты?
– Поменялись ли идеалы красоты в наше время, по сравнению с первобытными людьми…
А сейчас мы предлагаем немножко отдохнуть с пользой. Послушайте песню, написанную на
стихотворение Усачева о первобытной жизни. /Во время прослушивания идет
иллюстративный ряд /слайд 13/
VI
VII
– Перед вами на столах стоят многогранники. Придумайте условные символы к видам
искусства, о которых мы успели поговорить, нарисуйте их на дополнительных гранях
многогранника и приклейте их к поверхностям многогранника. Вам на эту работу отводится 3
минуты.
– Возьмите в руки многогранники. Сколько граней вы заполнили? Какие виды искусства
изображают ваши символы. / Происходит озвучивание каждой группой ваших символов/.
Выводы:
VIII
– На сегодняшнем уроке мы познакомились с некоторыми видами искусства, зародившимися
в первобытном обществе: живопись, скульптура, религия и услышали об еще одном виде
искусства – архитектуре, с которым мы познакомимся на следующем уроке.