Грани первобытного искусства

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Начать формирование теоретических знаний и практических навыков «вхождения» в культуру первобытного общества у учащихся через групповые формы деятельности на уроке. Задачи урока • Формирование представлений о понятии «первобытная культура». • Расширение лексики учащихся в пределах темы урока. • Познакомить учащихся со спецификой текстов культуры первобытного общества, через работу с наскальными рисунками, скульптурой и архитектурой. • Научить работать в группах, вербализовывать свои ощущения, эмоции, чувства. • Учить участвовать в дискуссиях, отстаивать и объяснять свою точку зрения. Оборудование: • карточки с изображением тотемных животных (бизона, оленя, мамонта, быка); • многогранники по количеству групп; • карточки формата А3 с изображением контуров тотемных животных – 10 штук, изображения могут повторяться; • мелки, по количеству столов; • карандашный клей, по количеству столов; • конверты с изображением силуэтов тотемных животных, по количеству столов.
Иконка файла материала Грани первобытного искусства.doc
Грани первобытного искусства Цель урока: Начать формирование теоретических знаний и практических навыков  «вхождения» в культуру первобытного общества у учащихся через групповые формы  деятельности на уроке. Задачи урока  Формирование представлений о понятии «первобытная культура».  Расширение лексики учащихся в пределах темы урока.  Познакомить учащихся со спецификой текстов культуры первобытного общества,  через работу с наскальными рисунками, скульптурой и архитектурой.  Научить работать в группах, вербализовывать свои ощущения, эмоции, чувства.  Учить участвовать в дискуссиях, отстаивать и объяснять свою точку зрения. Оборудование:       карточки с изображением тотемных животных (бизона, оленя, мамонта, быка); многогранники по количеству групп; карточки формата А3 с изображением контуров тотемных животных – 10 штук,  изображения могут повторяться; мелки, по количеству столов; карандашный клей, по количеству столов; конверты с изображением силуэтов тотемных животных, по количеству столов. Ход урока I – Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами разделимся на племенные группы, для этого  каждый из вас получил (вытащил) карточку с изображением животного и займет место в  соответствии с изображением этого животного на столе. /На столе выставлена карточка с изображением тотемного животного и многогранники, а на  доске выведен слайд с темой урока.  – Тему сегодняшнего урока вы видите на экране. – Вас объединили животные, являющиеся тотемами вашего племени. II III – Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой,  Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его.Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылен, Упал и, умирая шевелится, И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком легким, тонкою резьбой.  («Первые рисунки» В. Берестов) /Чтение стихотворения сопровождается иллюстративным рядом: слайды № 2­10/ IV Сейчас мы с вами совершим путешествие в мир пещер. /Изображение слайда 11 – вход в  пещеру/t/p> – На стенах нашей пещеры изображены животные. Два – три человека от племени подходят  к понравившимся животным и, используя мелки, лежащие на столе, его раскрашивают. / Все  изображения размещены на стенах на разной высоте и с разной степенью доступности/ – Оставшиеся соплеменники из предлагаемых изображений в конвертах составляют коллаж  первобытных сцен / на столах в конвертах лежат вырезанные силуэты животных, из которых  на листах формата А3 учащиеся составляют «пещерные рисунки»/ – Вы работаете в течении 5 минут. – Время вашего задания вышло. Давайте посмотрим, что у вас получилось. а) – Сначала нам объяснят свои наскальные рисунки участники ­ художники, которые  занимались раскрашиванием животных. – Передайте ощущения, которые у вас возникли во время работы? – Что вы чувствовали? – Скажите, почему вы выбрали именно эти цвета для изображения животных? (Первобытный человек использовал естественные цвета, природные, которые он мог  получить из сока растений, порошка растертых камней – это коричневый, красноватый,  черный. Такие цвета как зеленый и желтый тоже могли присутствовать на рисунках, но со  временем они поблекли или совсем исчезли, поэтому до нас дошли только те цвета, которые  мы видим. – Постарайтесь объяснить, почему из всего количества изображений вами были выбраны  именно эти. (Рисунки, расположенные на большой высоте или внизу стены, разукрашивать было  сложнее, их выбирали меньше. Ребята могут сделать вывод о том, что первобытный человек  обладал хорошими физическими качествами. А также мы можем высказать предположение,  что изображение в труднодоступном месте объясняется еще и мистическим значением  рисунка. Первобытные люди изображали животных, которые были тотемными животными, к  ним относились с боязнью, так как тотем мог либо помочь, либо принести беду.) б) – Теперь давайте рассмотрим, какие рисунки у нас сделали ребята, составляющие  коллаж. – Опишите сюжет, который у вас получился./Обсуждение каждого рисунка: его сюжет, если  есть; объяснение выбора животных и т.д. Учитель наводящими вопросами помогает  сформулировать ответы учащимся./ – Что общего между рисунками на стене и вашими работами?– Вы правы у первобытных людей стали появляться рисунки. И если мы внимательно  рассмотрим их, то увидим, что всем рисункам присуща хаотичность расположения  изображений и точность в воспроизведении животного. – Как вы думаете, какой вид искусства стал зарождаться в этот период? (живопись). V – Смотря на изображение настенных росписей, мы ими не перестаем восхищаться, насколько четко художник передал красоту тела животного. А как же ими воспринималась красота  человеческого тела. / слайд 12/ Перед вами изображения первобытной женщины, или как прозвали их археологии  "палеолитические Венеры". – Скажите на чем в данной скульптуре останавливается ваш взгляд? (бедра, грудь) – Правильно ли с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела? – Что хотел этим показать первобытный человек? Почему он выделил именно эти части  тела? (Женское детородное начало имело для человека в тот исторический этап большое  значение: природа была к нему очень сурова, многих ее законов человек не знал, а  следовательно, надо было вымолить помощь и заручиться поддержкой у нее. Стали  появляться богини плодородия амулеты для привлечения удачи, они имели магическое  значение.) – Можем ли мы сказать, что это портрет какой – либо женщины? – Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин?  (Большинство скульптурок обладают общими чертами. Они решены обобщенно: руки едва  намечены, черт лица нет совсем) – Что для первобытного человека являлось идеалом красоты? – Поменялись ли идеалы красоты в наше время, по сравнению с первобытными людьми… А сейчас мы предлагаем немножко отдохнуть с пользой. Послушайте песню, написанную на  стихотворение Усачева о первобытной жизни. /Во время прослушивания идет  иллюстративный ряд /слайд 13/ VI VII – Перед вами на столах стоят многогранники. Придумайте условные символы к видам  искусства, о которых мы успели поговорить, нарисуйте их на дополнительных гранях  многогранника и приклейте их к поверхностям многогранника. Вам на эту работу отводится 3 минуты. – Возьмите в руки многогранники. Сколько граней вы заполнили? Какие виды искусства  изображают ваши символы. / Происходит озвучивание каждой группой ваших символов/. Выводы: VIII – На сегодняшнем уроке мы познакомились с некоторыми видами искусства, зародившимися  в первобытном обществе: живопись, скульптура, религия и услышали об еще одном виде  искусства – архитектуре, с которым мы познакомимся на следующем уроке.

Посмотрите также