“Греческая керамика”

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Греческая керамика.5-й класс Урок адресован в первую очередь учителям ИЗО, как пример коллективной работы на уроках изобразительного искусства. Урок разработан по программе Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”. Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Акцент делается на технику росписи керамических ваз (чернофигурную и краснофигурную). Форма урока: коллективная работа. Тема урока : “Греческая керамика”
Иконка файла материала Греческая керамика.doc
Греческая керамика.5­й класс Урок адресован в первую очередь учителям ИЗО, как пример коллективной работы на  уроках изобразительного искусства. Урок разработан по программе Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и  художественный труд”. Пятый класс (или первый год средней школы) посвящён группе  декоративных искусств, здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству  наивно­декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой  атмосферы, органичной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в  современной жизни. Акцент делается на технику росписи керамических ваз (чернофигурную и краснофигурную). Форма урока: коллективная работа. Тема урока : “Греческая керамика” Цели: а/ сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и  краснофигурных), их форме, декоре; б/ воспитывать нравственно­эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры; в/ формировать навыки работы в технике чернофигурной и краснофигурной росписи. Класс: 5. Тип урока: урок­путешествие. Методы: объяснительно­иллюстративный, репродуктивный. Оборудование и материалы (СЛАЙД №3)  Силуэты форм греческой керамики.  Иллюстрированный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных  греческих ваз.  Музыкальный ряд – “Сиртаки”     и литературный ряд: стихи О.Тарутина из книги “Что я  видел в Эрмитаже”.  Расписные сосуды в технике краснофигурной росписи и чернофигурной росписи.  Пошаговое выполнение росписи сосуда. Ход урока 1. Организационная часть – 1 ­ 2 мин. Проверка готовности класса к уроку и эмоционального настроения учащихся. 2. Подготовка к усвоению нового материала – 3­4 мин. Звучит музыка “Сиртаки”. Появляются девушки в белых одеждах с расписными вазами в  руках .Пританцовывая кружат по классу, демонстрируя сосуды ученикам. Расставляют их на  видном месте. Учитель: Ребята! Посмотрев танец прекрасных девушек, мы даже не заметили как оказались  в Древней Греции. Ещё звучит танцевальная музыка . Обращают наше внимание сосуды, которые оставили танцовщицы. Конечно же – это  античные вазы!Прекрасные эти античные вазы Понравились нам почему­то не сразу. “Подумаешь, вазы! ”­ подумали мы. Другим были заняты наши умы. Сначала на них мы взглянули, скучая, Потом мы к одной пригляделись случайно, Потом загляделись... И, может быть, час Никак не могли оторваться от ваз. ...То вазы – гиганты, То карлики вазы, И каждая ваза ­ с рисунком рассказом! 3. Объяснение нового материала – 10 – 12 мин Слова “сосуды”, “посуда” на латинском – “вазы”. В Древней Греции они изготовлялись из  обожженной глины. (СЛАЙД № 4 ) Вазопись – роспись керамических (от греческого “керамос” ­ глина ) сосудов. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения (СЛАЙД №5 ) Амфоры (остродонные сосуды) для хранения оливкового масла и вина. Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не  пили). Килики – изящные вазы для пития. Гидрии – сосуды для наливания воды. Лекифы – сосуды для хранения оливкового масла и благовоний , которые прикреплялись к  поясу. В росписи ваз различается несколько видов техники с использованием специального  состава, так называемого “черного лака”. Если же фон был черным , а изображения имели цвет обожженной глины (красновато­ коричневый) – такую роспись называли краснофигурной. (СЛАЙД № 6 ) Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет  обожженной глины. (СЛАЙД № 7 ) Сюжетами для росписей служили легенды и мифы . сцены повседневной жизни школьные  уроки , соревнования атлетов. Вазы украшались ленточными орнаментами, меандром. Расписные вазы были любимыми греками и известны далеко за пределами Греции. Время, к сожалению, не щадило античные вазы – многие из них разбились. Но благодаря  кропотливому труду археологов некоторые из них удалось склеить , и по сей день они  радуют своими формами и блеском лака. (СЛАЙД № 8 ) 4. Практическая работа – 20 – 25 мин. Учитель. Представьте себя мастерами художественной керамики Древней Греции. Живём мы с вами в районе Керамика, так назывался один из районов Афин, где жили и трудились  мастера керамики. Наша задача расписать вазу и выставить её “на продажу”.Сначала выберем форму для будущей вазы. Затем решим, для чего она могла бы служить, и в соответствии с этим выберем сюжет для её украшения. Определяем технику росписи вазы (чернофигурная или краснофигурная роспись). Демонстрирую последовательность работы (СЛАЙД №9) В ходе выполнения задания оказываю индивидуальную помощь учащимся .Напоминаю об  использовании подобранного материала по теме урока. (СЛАЙДЫ № 10 ­11) 5. Заключительная часть урока­ 1­ 2 мин. Экспресс­выставка “Витрина керамической мастерской” с защитой работ. Ребята называют  вазу, её назначение, объясняют выбранный сюжет и технику росписи.

Посмотрите также