Групповые формы работы на уроках русского языка
Оценка 4.8

Групповые формы работы на уроках русского языка

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
5 кл—9 кл
24.10.2022
Групповые формы работы на уроках русского языка
Групповые формы работы на уроках русского языка.
Групповые формы работы на уроках русского языка.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50» г.Чита

 

 

 

 

 

Групповая работа на уроках русского языка

 

 

 

Учитель русского языка и литературы: Семёнова Инна Владимировна

Высшая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

Как воспитать у школьников познавательный интерес? Как писал немецкий педагог Гербард: «…плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» В основу системы моей работы заложены следующие  идеи и научный опыт В.В.Гузеева «Интегральная образовательная технология»

Интегральная технология сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

Слагаемыми этой технологии являются: профили и уровни, на работу с которыми рассчитана данная технология; специфическая организация управления деятельностью различных групп учеников; развивающий эффект на основе положительной обратной связи и применения метода проектов. Основной единицей учебного процесса интегрального типа служит не отдельный урок, а целый блок уроков по теме.

Мною в работе  из интегральной технологии В.В.Гузеева были использованы следующие элементы:

  • система мониторинга учащихся;
  • домашнее задание.

Общие правила таковы:

  • Проверяем то, чему учили. Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого он уже работал. Это значит, что имея единицу за общий уровень, ученик не обязательно получит следующий срез продвинутого уровня. Если он еще не работал с заданиями этого уровня, то в очередном срезе он участвовать просто не будет. Отчасти это отражает второе правило.
  • Никто не становится хуже. Это значит, что, показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже никогда не получит задания более низкого уровня на уроках, а на срезе - только следующего, более высокого уровня. В частности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блока уроков в срезах не участвует.

Форма организации урока имеет нелинейную структуру. Такой удобной формой является семинар- практикум. Есть три основных способа взаимодействия учащихся друг с другом в учении:

- они могут состязаться , чтобы увидеть , кто «лучший».

- они могут работать индивидуально, чтобы достичь цели.

- они могут работать совместно, отмечая успехи друг друга,

 поддерживая друг друга, помогая.

Во время групповой работы учитель по очереди присоединяется к каждой группе. Выполняя функцию консультанта.

Типология групп

Н – ученики , не достигшие минимального уровня

М—минимальный уровень

О—общий уровень

П—продвинутый уровень

 

Для выстраивания типологии групп на системной основе комбинируем всеми возможными способами эти уровни.

НМП     НМ     ГРУППЫ- ПОДДЕРЖКИ из числа продвинутых учащихся.

НМО     МОП

НОП

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 4-5 человек и чтобы отделить одну группу от другой. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Руководитель группы проверяет теоретические знания по пройденной теме и выполнение практических заданий

 

 

Инструкция учителю

Вы должны следить за соблюдением следующих условий:

 Каждый должен иметь возможность высказываться.

 Каждый должен говорить по очереди.

 Установите продолжительность выступлений и не давайте превышать регламент.

 Следите за тем, чтобы учащиеся не отклонялись от темы и не теряли из виду

обсуждаемую проблему.

 Направляйте беседу в положительное русло.

Функции учителя

 Контролирует ход работы в группах

 Отвечает на вопросы

 Регулирует споры

 Помогает отдельным учащимся

 Следит за адекватностью поведения в группах

 

Технологический процесс групповой работы

1.Деление на группы.

2.Инструктаж о последовательности работы.

3.Раздача дидактического материала по группам.

4.Распределение ролей в группе.

5.Работа в группе.

 

Инструкция учащимся

 Подумайте, что лично вы, участвуя в совместной работе, можете сделать, чтобы

прийти к какому-то решению.

 Слушайте внимательно и дайте каждому высказаться.

 Постарайтесь установить связь между тем, что хотите сказать вы, и тем, что

сказали другие. Когда придет ваша очередь, начните с краткого резюме того, что

сказал предыдущий оратор.

 Постарайтесь установить отличия между фактами и вашим мнением.

 Сконцентрируйтесь на проблеме и на необходимости найти решение.

 

 

Групповая работа применяется при проведении зачётов. При проведении зачёта с помощью консультантов разбивается класс на несколько групп, по 5-6 учеников в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого ученика оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать лингвистические задачи. Итоговую оценку ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Опрос консультантов ведётся на уроках до проведения зачёта, тем самым учащимся показываются образцы лучших ответов.

 

Работа над грамматическими нормами в 9 классе

Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

  • Группа №1. Большинство картин художников - передвижников был.. воспринят.. как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.
  • Группа №2. Часть студентов уже сдал.. экзамены по специальности.
  • Группа №3. Двадцать человек стоял.. в стороне.
  • Группа №4. Множество темноватых туч расползал..сь по небу.
  • Группа №5. Десять студентов окончил.. институт с отличием.

Ответы.

  • Большинство картин художников - передвижников было воспринято как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.
  • Часть студентов уже сдала экзамены по специальности.
  • Двадцать человек стояли в стороне.
  • Множество темноватых туч расползалось по небу.
  • Десять студентов окончили институт с отличием.

Исправьте ошибки в употреблении словосочетаний.

  • Группа №1. Отчитаться в получении аванса.
  • Группа №2. Отзыв на статью.
  • Группа №3. Уделять внимание на каждую мелочь.
  • Группа №4. Превосходство новой техники перед старой.
  • Группа №5. Примириться пред неумолимой судьбой.

Ответы.

  • Отчитаться (о чём?) о получении аванса.
  • Отзыв (о чём?) о статье.
  • Уделять внимание (чему?) каждой мелочи.
  • Превосходство новой техники (над чем?) над старой.
  • Примириться (с чем?) с неумолимой судьбой.

Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

  • Группа №1. Об этом мы познакомим вас позже.
  • Группа №2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.
  • Группа №3. Решительность парламента свелась лишь в предоставлении полномочий.
  • Группа №4. Вчера брат приехал с Москвы.
  • Группа №5. По окончанию переговоров представители сторон подписали совместное заявление.

Ответы.

  • С этим мы познакомим вас позже.
  • Докладчик подчеркнул необходимость строительства.
  • Решительность парламента свелась лишь к предоставлению полномочий.
  • Вчера брат приехал из Москвы.
  • По окончании переговоров представители сторон подписали совместное заявление.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

  • Группа №1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.
  • Группа №2. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.
  • Группа №3. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам.
  • Группа №4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.
  • Группа №5. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность.

Ответы.

  • Объяснение этих явлений можно найти, взяв в качестве иллюстрации последние события.
  • После двух месяцев работы у него возникли осложнения с начальником цеха.
  • Приняв смену, диспетчер направляет дежурных водителей по объектам.
  • Торговый зал был очищен от людей из-за опасений, что рухнет потолок.
  • Изучая процесс разгосударствления, можно обнаружить определённую закономерность.

Внесите стилистическую правку в предложения с однородными членами.

  • Группа №1. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.
  • Группа №2. ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин).
  • Группа №3. В работу нужно включить как можно больше людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля.
  • Группа №4. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.
  • Группа №5. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели.

Ответы.

  • Магазину требуются продавцы овощей: картофеля и др.
  • ООО Севастопольский приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и рабочих (мужчин и женщин).
  • В работу нужно включить как можно больше людей, которые управлялись бы с уборкой картофеля; необходимо использовать лошадей для облегчения труда работников.
  • Рабочие завода поддерживают кандидатуры, выдвинутые участниками митинга, и голосуют за них.
  • Автобус имеет высокие подножки, у него низкие динамические показатели.

КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ

… (1) Однажды (ф,в)сё про(я,е)снилось лоси прих..дили сюда пож..вать яблоки. (2) П..ляна уп..рает(?)ся в броше(н,нн)ый сад заполонё(н,нн)ый рыж..м бур(ь,ъ)яном. (3) Неизвестно кто и когда забыл этот сад. (4) Д..ревья в нём выр..дились и плоды д..ют только р..стущие от к..рней ветки. (5) Охотников до кислых яблок в л..су кажется не было но однажды пр..сев на краю сада я услышал как яблоки п..хрустывали на чьих(то) зубах. (6) Я пр..поднялся и увид..л один лось зад..рая голову мя(?)кой губой захватывал яблоки другой соб..рал яблоки л..жащие на з..мле.
      

Задание.

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.

2. Обозначьте грамматические основы предложения № 6 (в тексте), укажите их количество.

3. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.

4. Из предложений 5 — 6 выпишите слова, в которых правописание гласной в корне зависит от суффикса.

5. Из предложений 4 — 6 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

Правильно организованная работа в группах помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное – учит работе в команде, общению в учебной деятельности.

 

 

 

 

Литература

 1) "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.

2) Воронцов А.Б.. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

3) Воронцов А.Б.. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000

 4) Воронцов А.Б.. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998

5) ГиниятуллинаА.А. Опыт организации групповой работы на уроках / А.А. Гиниятуллина// Начальная школа.- 2004.- №1.- С.15-17

6) Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа.- 1999.-№ 10

7) Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе//Химия в школе.

8) Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.

9) Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.

 10) Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

 11) Ефимова И.Г. Организация групповой работы (материал из сайта заведующей кафедры начального обучения гимназии №2 г. Новосибирск)

12) Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.

 13) Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М. Просвещение, 1996, - 17 с. 14) Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.

15) Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 — 73.


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50» г

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №50» г

Как воспитать у школьников познавательный интерес?

Как воспитать у школьников познавательный интерес?

Во время групповой работы учитель по очереди присоединяется к каждой группе

Во время групповой работы учитель по очереди присоединяется к каждой группе

Функции учителя  Контролирует ход работы в группах 

Функции учителя  Контролирует ход работы в группах 

Группа №2. Часть студентов уже сдал

Группа №2. Часть студентов уже сдал

Решительность парламента свелась лишь к предоставлению полномочий

Решительность парламента свелась лишь к предоставлению полномочий

Магазину требуются продавцы овощей: картофеля и др

Магазину требуются продавцы овощей: картофеля и др

Литература 1) "Педагогика"

Литература 1) "Педагогика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022