Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50» г.Чита
Групповая работа на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы: Семёнова Инна Владимировна
Высшая категория
2022 г.
Как воспитать у школьников познавательный интерес? Как писал немецкий педагог Гербард: «…плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.» В основу системы моей работы заложены следующие идеи и научный опыт В.В.Гузеева «Интегральная образовательная технология»
Интегральная технология сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Слагаемыми этой технологии являются: профили и уровни, на работу с которыми рассчитана данная технология; специфическая организация управления деятельностью различных групп учеников; развивающий эффект на основе положительной обратной связи и применения метода проектов. Основной единицей учебного процесса интегрального типа служит не отдельный урок, а целый блок уроков по теме.
Мною в работе из интегральной технологии В.В.Гузеева были использованы следующие элементы:
Общие правила таковы:
Форма организации урока имеет нелинейную структуру. Такой удобной формой является семинар- практикум. Есть три основных способа взаимодействия учащихся друг с другом в учении:
- они могут состязаться , чтобы увидеть , кто «лучший».
- они могут работать индивидуально, чтобы достичь цели.
- они могут работать совместно, отмечая успехи друг друга,
поддерживая друг друга, помогая.
Во время групповой работы учитель по очереди присоединяется к каждой группе. Выполняя функцию консультанта.
Типология групп
Н – ученики , не достигшие минимального уровня
М—минимальный уровень
О—общий уровень
П—продвинутый уровень
Для выстраивания типологии групп на системной основе комбинируем всеми возможными способами эти уровни.
НМП НМ ГРУППЫ- ПОДДЕРЖКИ из числа продвинутых учащихся.
НМО МОП
НОП
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 4-5 человек и чтобы отделить одну группу от другой. Каждая группа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное). Руководитель группы проверяет теоретические знания по пройденной теме и выполнение практических заданий.
Инструкция учителю
Вы должны следить за соблюдением следующих условий:
Каждый должен иметь возможность высказываться.
Каждый должен говорить по очереди.
Установите продолжительность выступлений и не давайте превышать регламент.
Следите за тем, чтобы учащиеся не отклонялись от темы и не теряли из виду
обсуждаемую проблему.
Направляйте беседу в положительное русло.
Функции учителя
Контролирует ход работы в группах
Отвечает на вопросы
Регулирует споры
Помогает отдельным учащимся
Следит за адекватностью поведения в группах
Технологический процесс групповой работы
1.Деление на группы.
2.Инструктаж о последовательности работы.
3.Раздача дидактического материала по группам.
4.Распределение ролей в группе.
5.Работа в группе.
Инструкция учащимся
Подумайте, что лично вы, участвуя в совместной работе, можете сделать, чтобы
прийти к какому-то решению.
Слушайте внимательно и дайте каждому высказаться.
Постарайтесь установить связь между тем, что хотите сказать вы, и тем, что
сказали другие. Когда придет ваша очередь, начните с краткого резюме того, что
сказал предыдущий оратор.
Постарайтесь установить отличия между фактами и вашим мнением.
Сконцентрируйтесь на проблеме и на необходимости найти решение.
Групповая работа применяется при проведении зачётов. При проведении зачёта с помощью консультантов разбивается класс на несколько групп, по 5-6 учеников в каждой. Опрос в каждой группе ведётся консультантом под моим руководством, при этом работа каждого ученика оценивается по трём параметрам: а) состояние рабочей тетради; б) знание вопросов теории; в) умение решать лингвистические задачи. Итоговую оценку ставлю сама, но обсуждаю её с консультантом. Опрос консультантов ведётся на уроках до проведения зачёта, тем самым учащимся показываются образцы лучших ответов.
Работа над грамматическими нормами в 9 классе
Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.
Ответы.
Исправьте ошибки в употреблении словосочетаний.
Ответы.
Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
Ответы.
Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.
Ответы.
Внесите стилистическую правку в предложения с однородными членами.
Ответы.
КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ
… (1)
Однажды (ф,в)сё про(я,е)снилось лоси прих..дили сюда пож..вать яблоки. (2)
П..ляна уп..рает(?)ся в броше(н,нн)ый сад заполонё(н,нн)ый рыж..м бур(ь,ъ)яном.
(3) Неизвестно кто и когда забыл этот сад. (4) Д..ревья в нём выр..дились и
плоды д..ют только р..стущие от к..рней ветки. (5) Охотников до кислых яблок в
л..су кажется не было но однажды пр..сев на краю сада я услышал как яблоки
п..хрустывали на чьих(то) зубах. (6) Я пр..поднялся и увид..л один лось
зад..рая голову мя(?)кой губой захватывал яблоки другой соб..рал яблоки
л..жащие на з..мле.
Задание.
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
2. Обозначьте грамматические основы предложения № 6 (в тексте), укажите их количество.
3. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.
4. Из предложений 5 — 6 выпишите слова, в которых правописание гласной в корне зависит от суффикса.
5. Из предложений 4 — 6 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
Правильно организованная работа в группах помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку обучающихся, а главное – учит работе в команде, общению в учебной деятельности.
Литература
1) "Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.
2) Воронцов А.Б.. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000
3) Воронцов А.Б.. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000
4) Воронцов А.Б.. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998
5) ГиниятуллинаА.А. Опыт организации групповой работы на уроках / А.А. Гиниятуллина// Начальная школа.- 2004.- №1.- С.15-17
6) Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа.- 1999.-№ 10
7) Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе//Химия в школе.
8) Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
9) Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
10) Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
11) Ефимова И.Г. Организация групповой работы (материал из сайта заведующей кафедры начального обучения гимназии №2 г. Новосибирск)
12) Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.
13) Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М. Просвещение, 1996, - 17 с. 14) Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.
15) Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 — 73.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.