Выбор основных направлений развития дошкольной организации обусловлен их актуальностью. Концепция как общий образ детского сада будущего возникла при анализе социального заказа, существующей ситуации в обществе ХМАО-Югры и заключается в определении факторов и направлений развития, которые на сегодняшний момент имеются, и дальнейшей их модернизации (совершенствования). Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам дошкольников, открытые ко всему новому педагоги - ключевая особенность детского сада будущего.статья
Характеристика Программы развития
детского сада
заведующий Тарасова Анна Петровна
Вашему вниманию представляются материалы Программы развития детский сад
общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательноречевому развитию детей
Выбор основных направлений развития дошкольной организации обусловлен их
актуальностью. Концепция как общий образ детского сада будущего возникла при
анализе социального заказа, существующей ситуации в обществе ХМАОЮгры и
заключается в определении факторов и направлений развития, которые на сегодняшний
момент имеются, и дальнейшей их модернизации (совершенствования). Чуткие,
внимательные и восприимчивые к интересам дошкольников, открытые ко всему новому
педагоги ключевая особенность детского сада будущего.
Нормативную базу для разработки программы развития дошкольной организации
составили нормативноправовые акты федерального, регионального и районного
масштаба, которые представлены на слайдах, позвольте их не озвучивать. При
подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи,
имеющиеся в реализуемых образовательных программах.
За период 20112016 годов детский сад достиг значительных позитивных результатов
своего развития.
Деятельность дошкольной образовательной организации строится на основе
принципов:
демократизации управления и взаимоотношений педагогического и детского
коллективов;
гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию
образовательного процесса;
общедоступности;
открытости, приоритета общечеловеческих ценностей.
Дошкольная образовательная организация реализует гарантированное
государством право на получение бесплатного дошкольного образования не ниже
государственного образовательного стандарта, достаточного для продолжения
дальнейшего обучения в других учебных заведениях. Высокий уровень организации
деятельности ДОУ способствовал повышению познавательной и творческой активности
как воспитанников, так и педагогов, что подтверждается стабильно положительной
динамикой освоения детьми основной образовательной программы дошкольного
образования, позитивной динамикой участия воспитанников в конкурсах, олимпиадах,
фестивалях, увеличением доли педагогов, имеющих и распространяющих передовойпедагогический опыт на научнопрактических конференциях, в публикациях научно
методических изданий.
Благодаря благоприятному материальнотехническому развитию ДОУ, возросло
количество педагогов, применяющих в образовательной деятельности современные
технологии и средства.
Процент педагогов, применяющих при проведении занятий, мероприятий
информационные технологии, увеличился с 74 до 93 %.
В сравнении с 2011 годом значительно улучшилось оснащение групповых
помещений. На сегодняшний день в детском саду успешно используются 5
интерактивных досок, 8 видеопроекторов, медиатеки. Значительно повысился уровень
обеспечения безопасности за счёт установленных видеонаблюдения и домофонов.
Детский сад в будущем это современная инфраструктура. Дошкольная организация
должна стать детским садом мечты – с уютными помещениями, интерьером, вкусной и
здоровой пищей, медиатекой и высокотехнологичным учебным оборудованием,
широкополосным Интернетом, грамотными дидактическими и интерактивными
пособиями, современными развивающими игрушками, условиями для познания, занятий
спортом, эстетического и творческого развития детей.
Новый детский сад «Белочка»– это открытая образовательная среда. Любой
родитель должен иметь возможность узнать о жизни ДОУ, группы и ребёнка
посредством интернетсайта.
В Концепции развития ДОУ выделяется Модель педагога будущего
с профессиональной конкуренцией как одной из движущих идей развития личности, с
высоким уровнем культуры здоровья, прогнозирующего результаты собственной
деятельности, продвигающего уникальные педагогические идеи и получающего
инновационные педагогические результаты.
В Модели выпускника основополагающими выделяются всесторонняя развитость,
культурный кругозор и широта мышления, патриотизм, умение жить в условиях
информационных технологий, уважительное отношение к национальным культурам
народов России, коммуникативная культура.
Проблемы, которые имеются на пути реализации новой Программы развития,
можно увидеть на слайдах. Позвольте на них не останавливаться, а перейти к
изложению содержания концепции развития детского сада.
В настоящее время происходит становление новой системы образования,
ориентированной на демократические ценности гражданского общества. Путем простой
передачи даже самых современных знаний, умений и навыков невозможно
сформировать социально ответственную, активную, творческую личность, гражданина и
патриота, творческую личность. Данная направленность развития образованияпредполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной
позиции как воспитанника, так и сотрудников детского сада в педагогическом
процессе, использование активных и интерактивных форм обучения в соответствии с
индивидуальными образовательными потребностями дошкольников.
Реализация указанной тенденции во многом зависит от способности воспитателя
развивать собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов
образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Обучение может быть успешно тогда, когда оно строится на методах и формах,
активизирующих деятельность самого обучаемого, и служит развитию его
субъектности.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в
дальнейшем деятельность дошкольной организации, это:
осознание идей гуманизации, понимаемых как процесс изменения типа
образования;
доверие и уважение друг к другу детей, педагогов, родителей (законных
представителей), гостей и помощников ДОО;
стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов
педагогического процесса;
стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и
коллектива педагогов;
атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию детей и
сотрудников ДОО;
безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников
детского сада;
стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника ДОО.
Целью дальнейшего развития должен стать организованный переход,
эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения ФГОС на основе
развития образовательной среды и участников образовательного процесса.
Тактика решения поставленных задач – создание проектов по каждому
направлению развития и наполнение их содержательной деятельностью. По каждому
направлению создание проблемных творческих групп, ответственных за реализацию
проектов. Функцию общей координации реализации Программы выполняет
родительский комитет (Совет родителей) и администрация образовательной
организации.
Результатом реализации программы развития должно стать:
1. Повышение качества образования.2. Создание банка данных достижений воспитанников и педагогов.
3. Распространение инновационных педагогических технологий на весь коллектив.
4. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности ДОО,
совершенствование используемых методов обучения и воспитания будут
способствовать развитию у дошкольников мотивации к развитию, обучению и
получению высокого уровня знаний,
формированию базовых ключевых
компетентностей.
5. Разработка целевых программ ДОО поможет привлечь внимание к основным
проблемам, требующим первостепенного решения.
6. Совершенствование условий для медикопсихологического сопровождения детей
будет способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников,
формированию у них потребности в здоровом образе жизни.
7. Рост профессионального мастерства педагогов в конечном итоге приведёт к
способствующей
созданию оптимальной модели дошкольной организации,
максимальному раскрытию потенциала педагогов и детей.
Критериями эффективности реализации Программы развития являются:
социальнопедагогические (соответствие нормативным требованиям);
образовательные (достижение высокого качества образования и овладение
гуманистическими ценностями);
психологопедагогические (эмоциональная комфортность участников
образовательного процесса, личностный рост);
согласованность направлений развития ДОО с Приоритетами развития образования
России, ХМАО и района;
реализация ФГОС, рост личностных достижений всех субъектов образовательного
процесса;
рост материальнотехнического и ресурсного обеспечения образовательной
системы;
влияние образовательной системы детского сада на развитие образовательного
пространства района.