Хореографический коллектив в системе общего и дополнительного образования
Оценка 4.9

Хореографический коллектив в системе общего и дополнительного образования

Оценка 4.9
Научные работы
docx
искусство
СCУЗ, ВУЗ
29.04.2020
Хореографический коллектив в системе общего и дополнительного образования
В статье рассматривается направленность деятельности детского хореографического коллектива в системе общего и дополнительного образования, его роль и значение в воспитании детей, их социализации и самореализации
Хореография и хореографический коллектив в системе дополнительного образования детей.docx

Леонтьева Ирина Александровна

Хореографический коллектив в системе общего и дополнительного образования

 

Аннотация: В статье рассматривается направленность деятельности детского хореографического коллектива в системе общего и дополнительного образования, его роль и значение в воспитании детей, их социализации и самореализации.

Ключевые слова: Хореография, детский хореографический коллектив, дополнительное образование, творческая самореализация.

 

Хореографию ― прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать огромный спектр бурных впечатлений, эмоций и фантазий, оно которое оказывает воздействие и на самого танцора. Хотя овладеть искусством танца в совершенстве могут лишь те, кто имеет природные способности и призвание, но общие базовые навыки танца доступны всем, особенно если начать обучение в младшем возрасте.

Как отмечает К. Мельдаль, «танец ― это искусственное и одновременно абсолютно естественное явление… С одной стороны, танцовщик поглощен процессом превращения себя в движение, стараясь превозмочь собственные недостатки и ограничения на пути воплощения заданного материала в жизнь. С другой ― для него не так важна передача чего-либо вовне; он полностью сосредоточен на “считывании” своего опыта, полученного телом» [7, c. 49].

Хореография в широком смысле слова ― самобытный вид творческой деятельности. Хореография отражает жизнь в образно-художественной форме, специфично, ведь мысли, чувства и переживания человека передаются без помощи речи, посредством движения, пластики и мимики.

Хореография основана на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. В обыденной жизни человеческой пластике свойственны зачатки образной выразительности. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные в обыденной действительности, принято называть пластическими интонациями и мотивами. В них коренятся истоки образной хореографии, которая основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы отбираются из множества реальных жизненных движений и, опираясь на музыку, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого [1, c. 25].

Хореография удовлетворяет потребности и интересы отдельного человека в художественном осмыслении им окружающей действительности на материале музыки и в процессе общения, межличностного контакта, мобилизует психический потенциал людей: зрительную и интеллектуальную восприимчивость, повышенную эмоциональность, у человека появляется чувство радости жизни и полноты бытия [9, c. 6].

Танцевальное искусство всегда привлекало детей, и вполне закономерно, что оно приобрело широкое распространение в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования. Танцевальные студии и кружки ― перспективные формы эстетического воспитания детей и подростков, в основе которых лежит приобщение детей к искусству. Танцы обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, поэтому обучение в танцевальных коллективах должно быть доступно большому кругу детей и подростков, которые любят искусство танца и посещают занятия достаточно длительное время, проявляя настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений [10, с. 111].

Танцевальное искусство ― популярнейший и один из самых распространенных среди детского контингента вид искусства. Родители охотно приводят своих детей в хореографические коллективы, где  формируются не только танцевальные навыки и музыкальность, но и умение осмысленно и выразительно передавать характерные особенности той или иной хореографической постановки [4, c. 121].

Сейчас становится все более актуальной социализация младших школьника и их быстрая адаптация к условиям обучения. Социализация наиболее эффективно протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентиры, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. В процессе социализации ребенок усваивает накопленный человечеством опыт, что позволяет исполнять определенные жизненно важные роли. Участие в творческом коллективе облегчает социализацию и адаптацию детей.

Как справедливо отмечает Е.В. Зенухина, могучим стимулом для развития детей и расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является участие в досуговых объединениях, представляющих собой феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается социальным заказом, а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. В хореографическом коллективе участник имеет возможность овладеть хореографическими навыками, общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, совершенствовать свои физические возможности и развивать нравственные качества, учиться вести себя в соответствии с определенными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом [3, c. 175].

Получение социального опыта ребенком и его развитие происходит в процессе образовательной деятельности через общение с педагогом и другими детьми, через работу в микрогруппах и коллективах. Хореографический коллектив как одна из форм работы с детьми и активной творческой совместной деятельности детей наиболее эффективно решает проблемы социализации. При этом работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику: это ограниченное время (один ― два раза в неделю), различный уровень способностей и степень подготовки учащихся, нередко наличие разных возрастов, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.

С учетом того, что в педагогическом процессе для детей значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учащимися; взаимоотношения учеников друг с другом, в младшем школьном возрасте для ребенка очень важными становятся отношения с педагогом, так как именно он становится главным авторитетом для него, именно от педагога ребенок получает знания и умения, именно благодаря педагогу у ребенка формируется определенный круг общения, огромное значение при этом имеет предоставление детям самостоятельности и помощи при обучении основам танцевального искусства. Как справедливо отмечают И.Р.Левина и Д.М. Ульмаскулова, для этих целей следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развитием музыкальных, актерских и творческих способностей, что достижимо в условиях детского хореографического коллектива [5, c. 156].

Но в этом возрасте не менее важны взаимоотношения между детьми, и педагог-хореограф должен учитывать сложившиеся в коллективе отношения между воспитанниками, ведь в них многое может быть с успехом использовано в плане социализации детей. Работа в этом направлении связана с определением содержания процесса обучения, включения определенных форм работы с детьми, направленных на развитие доверительных отношений между участниками коллектива, воспитание у детей культуры общения и взаимопомощи. Для формирования детского коллектива, как основного инструмента социализации детей, педагог-хореограф может организовать активное взаимодействие детей с окружающей средой через хореографическую деятельность, а при организации коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно общение детей между собой. Социально-педагогическая деятельность становится системной деятельностью, направленной на помощь ребенку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [5, c. 157]. Все это необходимо учитывать при составлении программы обучения и выбора средств и методов работы с детьми в коллективе.

Наряду с этим хореографический коллектив несет в себе наибольший потенциал для развития творческой самореализации, самоопределения личности, поскольку основное предназначение учреждений культуры и творческих коллективов ― развитие у участников мотиваций к познанию, творчеству, самообразованию через участие в культурно-досуговых программах и предметной деятельности. Хореографический коллектив как сложнейшая педагогическая сфера представляет сбой наиболее креативное самостоятельное явление, отражая главную идею воспитания: приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей к самопознанию, самореализации [8, c. 159].

Развитие у детей творческой индивидуальности является сегодня одной из актуальных проблем, что обусловлено модернизацией российского образования и усилением внимания к личности ребенка, а искусство танца предоставляет огромные возможности для раскрытия личности и воспитания у нее творческой активности и самостоятельности [11, с. 77].

Отечественная педагогика одним из основных средств развития творческой самостоятельности рассматривает организацию творческой деятельности учащихся посредством активных методов обучения [11, с. 77].

Осознавая танец, участник хореографического коллектива делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, что характеризует его как личность. Акт творческого самоутверждения в танце, сопровождающийся яркими переживаниями, особенно существенен в сложные, переломные моменты, когда жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям. В данном случае педагог-хореограф выступает «агентом социализации», именно руководитель хореографического коллектива участвует в социализации личности участников своего хореографического коллектива, выясняя навыки и способности каждого участника, изучая среду его окружения, создавая условия для его развития [3, c. 177].

В то же время одним из сложных моментов в процессе занятий является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий, предполагающим отдых, раскрепощение, и создание в хореографическом коллективе художественного продукта, связанного с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом. В хореографическом коллективе эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии раскрепощенности, свободы и одновременно осознанности, творческой дисциплины. Педагогу важно выстраивать учебно-воспитательный процесс в коллективе так, чтобы повышалась эффективность танца, улучшалась исполнительская культура воспитанников, обогащался их духовный мир.

Содержание и направленность всего процесса определяет следующие целевые ориентиры развития и воспитания:

― целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

― работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора;

― старательность, аккуратность, стремление доводить начатое до конца, усидчивость (если эти качества не развивать на этапе начального образования, вряд ли удастся развить их позже).

В понимании К.Н. Вентцеля, учащийся может реализовать себя в результате самостоятельного познания и творчества, когда есть возможность прийти к постановке собственной цели и сознательно ее достигнуть, а не когда совершается «умышленное формирование ребенка сообразно тому образу человека, который находится в голове воспитателя», ведь ребенок развивается по своим собственным законам, установленным природой, и задача воспитателя состоит в том, чтобы открыть ему эти законы и найти для каждой личности свою оригинальную систему, которая помогла бы ей раскрыться [2, c. 79].

Современный хореографический коллектив является движущей силой духовных, личностных потребностей каждого участника, способствующей развитию творческой самореализации, которая всегда выступает как свободная деятельность, обусловленная исключительно духовными потребностями личности, а не внешними (материальными, карьерными и т.п.) стимулами. Творческая самореализация личности в условиях учреждения дополнительного образования трактуется как синтез учебной и концертной деятельности по формированию внутренней и внешней культуры личности участника. Одним из факторов развития творческой самореализации личности в коллективе является фактор эстетизации, а также благополучное эмоциональное самочувствие, что накладывает глубокий отпечаток на детскую личность. Современный хореографический коллектив выступает динамичным явлением в процессе развития творческой самореализации личности и осуществляется, прежде всего, на материале и средствами хореографического искусства [8, c. 160].

Хореографический коллектив многофункционален, так как его деятельность обращена на его участников и на аудиторию.

Хореографический коллектив ― это средство познания детьми культуры и искусства, средство овладения «секретами» хореографического мастерства в какой-то мере познания жизни. В нем не ограничиваются только работой над материалом произведения, но решается широкий круг художественно-образовательных и учебных задач, а хореография выступает в нем своеобразным феноменом телесно-пластического движения. Развитие личности в хореографическом коллективе – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое  специально-художественное, личное и общественное. Но что особенно важно: для возникновения устойчивых интересов младшего школьника недостаточно просто ознакомить его с новой сферой деятельности, необходимо вызвать у него положительное эмоциональное отношение к этому новому, способствующее включению участника в совместную с взрослыми деятельность. В процессе занятий ученик должен постепенно обогащаться  новым опытом и насыщать этот опыт новыми знаниями, это вызывает его познавательную активность. Хореографический коллектив способствует разрешению возникающих у учеников проблем с помощью системы воспитания, убирает тенденции «исключительности», оберегает от нездорового соперничества [8, c. 161].

В процессе хореографического творчества у участников коллектива развивается коммуникабельность, вырабатываются ценностные ориентиры, нравственные качества, нормы общения и поведения, разграничиваются взаимоотношения между детьми и взрослыми, у большинства участников, занимающихся в хореографических коллективах, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения участника, осмысляется им самим как гармоническое сочетание личных и общественных интересов.

Невербальные технологии, применяемые на занятиях хореографией, дают особые возможности для формирования духовно-нравственной сферы, выражение индивидуальности помогает сформировать правильное представление о действительности и дать верную оценку происходящим событиям с точки зрения духовно-нравственного отношения, что, в свою очередь, способствует формированию личности, при котором развитие эмоционально-нравственной сферы, воображения прямо пропорционально проявлению ее творческого потенциала. С психологической точки зрения танец является элементом невербального поведения человека и пусковым механизмом в искусстве общения, танец служит средством самораскрытия и выражения чувств ребенка, дает ему возможность без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами. Одновременно танец используется для развития социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танец также помогает детям вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Также хореографическое искусство воспитывает у ребенка любовь к окружающей действительности, создает благоприятную почву для раскрытия потенциальных возможностей маленького человека. В целом хореографическое искусство, работа в танцевальном коллективе способствуют гармоническому развитию личности ребенка [4, c. 122, 124].

Длительные занятия в танцевальном коллективе накладывают на воспитанников специфический отпечаток: танцоры отличаются от других категорий занимающихся разносторонней физической подготовленностью, у них особенно развита способность управлять своими движениями, гибкость, пластичность, прыгучесть, ориентировка в пространстве и одновременно целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, гибкость мышления, организованность, собранность и подтянутость. Вполне обоснованно говорить, что занятия младших школьников в танцевальном коллективе способствуют формированию у них представлений об изяществе движений, красоте человеческого тела [6, c. 94].

Выводы

Хореографическое искусство в школе способно решить комплекс проблем, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выравнивать стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать формированию индивидуального образовательного пути; обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.

Деятельность детского хореографического коллектива направлена на приобщение детей к искусству хореографии; формирование общей и художественно-эстетической культуры личности; развитие индивидуальных творческих способностей детей; представляя собой совместную художественную творческую деятельность; организацию содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профессиональную ориентацию детей с раннего возраста.

 

Литература

1.   Балет: Энциклопедия / под ред. Ю.Н. Григоровича. ― М.: Сов. энцикл., 1981. ― С. 25.

2.   Богуславский, М.В. К.Н. Вентцель / М.В. Богуславский // Вестник образования. ― 2004. ― № 21. ― С. 79–81.

3.   Зенухина, Е.В. Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка / Е.В.  Зенухина // Проблемы современной науки. ― 2013. ― № 3 (7). ― С. 175–178.

4.   Карпенко, В.Н. Формирование личности ребенка в хореографическом коллективе / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Н.Н. Щегликова // Актуальные проблемы гуманитарных наук. ― 2017. ― № 3–2. ― С. 121–125.

5.   Левина, И.Р. Социализация младших школьников в условиях детского хореографического коллектива / И.Р. Левина, Д.М. Ульмаскулова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: Сб. В 2 ч. ― Ч. 1. ― Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. ― С. 155–157.

6.   Логунов, А.О. К вопросу о воспитании младших школьников с помощью культуры движений в образцовом хореографическом коллективе «Росинка» / А.О. Логунов // Новая наука: опыт, традиции, инновации. ― 2017. ― № 1–2. ― С. 90–94.

7.   Мельдаль, К. Поэтика и практика хореографии / К. Мельдаль. ― Екатеринбург; ― М.: Кабинетный ученый, 2015. ― 106 с.

8.   Мельникова, Е.П. Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности / Е.П. Мельникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. ― 2011. ― № 5. ― С. 158–162.

9.   Скрипина, Н.В. Прикладная хореографии в театрализованном представлении и празднике: учебное пособие / Н.В.  Скрипина. ― Челябинск: ЧГАКиИ, 2013. ― 102 с.

10.   Спешнева, К.Н. Особенности воспитания детей в танцевальном коллективе / К.Н. Спешнева // Педагогическое образование и наука. ― 2017. ― № 1. ― С. 110–114.

11.   Сысоева, Ю.И. Развитие творческой индивидуальности у детей в хореографическом коллективе  / Ю.И. Сысоева // Успехи современной науки и образования. ― 2017. ― Т. 2. ― № 2. ― С. 77–78.

 

 


 

Леонтьева Ирина Александровна

Леонтьева Ирина Александровна

В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности

В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности

Сейчас становится все более актуальной социализация младших школьника и их быстрая адаптация к условиям обучения

Сейчас становится все более актуальной социализация младших школьника и их быстрая адаптация к условиям обучения

С учетом того, что в педагогическом процессе для детей значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учащимися; взаимоотношения учеников друг с другом, в…

С учетом того, что в педагогическом процессе для детей значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учащимися; взаимоотношения учеников друг с другом, в…

Все это необходимо учитывать при составлении программы обучения и выбора средств и методов работы с детьми в коллективе

Все это необходимо учитывать при составлении программы обучения и выбора средств и методов работы с детьми в коллективе

В то же время одним из сложных моментов в процессе занятий является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий, предполагающим отдых, раскрепощение, и создание в…

В то же время одним из сложных моментов в процессе занятий является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий, предполагающим отдых, раскрепощение, и создание в…

Современный хореографический коллектив является движущей силой духовных, личностных потребностей каждого участника, способствующей развитию творческой самореализации, которая всегда выступает как свободная деятельность, обусловленная исключительно духовными потребностями…

Современный хореографический коллектив является движущей силой духовных, личностных потребностей каждого участника, способствующей развитию творческой самореализации, которая всегда выступает как свободная деятельность, обусловленная исключительно духовными потребностями…

В процессе занятий ученик должен постепенно обогащаться новым опытом и насыщать этот опыт новыми знаниями, это вызывает его познавательную активность

В процессе занятий ученик должен постепенно обогащаться новым опытом и насыщать этот опыт новыми знаниями, это вызывает его познавательную активность

Танец также помогает детям вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями

Танец также помогает детям вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями

Литература 1. Балет: Энциклопедия / под ред

Литература 1. Балет: Энциклопедия / под ред

Скрипина, Н.В. Прикладная хореографии в театрализованном представлении и празднике: учебное пособие /

Скрипина, Н.В. Прикладная хореографии в театрализованном представлении и празднике: учебное пособие /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020