Леонтьева Ирина Александровна
Хореографический коллектив в системе общего и дополнительного образования
Аннотация: В статье рассматривается направленность деятельности детского хореографического коллектива в системе общего и дополнительного образования, его роль и значение в воспитании детей, их социализации и самореализации.
Ключевые слова: Хореография, детский хореографический коллектив, дополнительное образование, творческая самореализация.
Хореографию ― прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать огромный спектр бурных впечатлений, эмоций и фантазий, оно которое оказывает воздействие и на самого танцора. Хотя овладеть искусством танца в совершенстве могут лишь те, кто имеет природные способности и призвание, но общие базовые навыки танца доступны всем, особенно если начать обучение в младшем возрасте.
Как отмечает К. Мельдаль, «танец ― это искусственное и одновременно абсолютно естественное явление… С одной стороны, танцовщик поглощен процессом превращения себя в движение, стараясь превозмочь собственные недостатки и ограничения на пути воплощения заданного материала в жизнь. С другой ― для него не так важна передача чего-либо вовне; он полностью сосредоточен на “считывании” своего опыта, полученного телом» [7, c. 49].
Хореография в широком смысле слова ― самобытный вид творческой деятельности. Хореография отражает жизнь в образно-художественной форме, специфично, ведь мысли, чувства и переживания человека передаются без помощи речи, посредством движения, пластики и мимики.
Хореография основана на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. В обыденной жизни человеческой пластике свойственны зачатки образной выразительности. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные в обыденной действительности, принято называть пластическими интонациями и мотивами. В них коренятся истоки образной хореографии, которая основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы отбираются из множества реальных жизненных движений и, опираясь на музыку, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого [1, c. 25].
Хореография удовлетворяет потребности и интересы отдельного человека в художественном осмыслении им окружающей действительности на материале музыки и в процессе общения, межличностного контакта, мобилизует психический потенциал людей: зрительную и интеллектуальную восприимчивость, повышенную эмоциональность, у человека появляется чувство радости жизни и полноты бытия [9, c. 6].
Танцевальное искусство всегда привлекало детей, и вполне закономерно, что оно приобрело широкое распространение в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования. Танцевальные студии и кружки ― перспективные формы эстетического воспитания детей и подростков, в основе которых лежит приобщение детей к искусству. Танцы обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, поэтому обучение в танцевальных коллективах должно быть доступно большому кругу детей и подростков, которые любят искусство танца и посещают занятия достаточно длительное время, проявляя настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений [10, с. 111].
Танцевальное искусство ― популярнейший и один из самых распространенных среди детского контингента вид искусства. Родители охотно приводят своих детей в хореографические коллективы, где формируются не только танцевальные навыки и музыкальность, но и умение осмысленно и выразительно передавать характерные особенности той или иной хореографической постановки [4, c. 121].
Сейчас становится все более актуальной социализация младших школьника и их быстрая адаптация к условиям обучения. Социализация наиболее эффективно протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентиры, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. В процессе социализации ребенок усваивает накопленный человечеством опыт, что позволяет исполнять определенные жизненно важные роли. Участие в творческом коллективе облегчает социализацию и адаптацию детей.
Как справедливо отмечает Е.В. Зенухина, могучим стимулом для развития детей и расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является участие в досуговых объединениях, представляющих собой феноменальную педагогическую систему, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается социальным заказом, а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. В хореографическом коллективе участник имеет возможность овладеть хореографическими навыками, общаться, адекватно сравнивать себя с другими, постоянно участвовать в соревновании, перенимать опыт у старших, совершенствовать свои физические возможности и развивать нравственные качества, учиться вести себя в соответствии с определенными обстоятельствами в коллективе и обществе в целом [3, c. 175].
Получение социального опыта ребенком и его развитие происходит в процессе образовательной деятельности через общение с педагогом и другими детьми, через работу в микрогруппах и коллективах. Хореографический коллектив как одна из форм работы с детьми и активной творческой совместной деятельности детей наиболее эффективно решает проблемы социализации. При этом работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику: это ограниченное время (один ― два раза в неделю), различный уровень способностей и степень подготовки учащихся, нередко наличие разных возрастов, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.
С учетом того, что в педагогическом процессе для детей значимы два основных вида отношений: взаимоотношения между педагогом и учащимися; взаимоотношения учеников друг с другом, в младшем школьном возрасте для ребенка очень важными становятся отношения с педагогом, так как именно он становится главным авторитетом для него, именно от педагога ребенок получает знания и умения, именно благодаря педагогу у ребенка формируется определенный круг общения, огромное значение при этом имеет предоставление детям самостоятельности и помощи при обучении основам танцевального искусства. Как справедливо отмечают И.Р.Левина и Д.М. Ульмаскулова, для этих целей следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развитием музыкальных, актерских и творческих способностей, что достижимо в условиях детского хореографического коллектива [5, c. 156].
Но в этом возрасте не менее важны взаимоотношения между детьми, и педагог-хореограф должен учитывать сложившиеся в коллективе отношения между воспитанниками, ведь в них многое может быть с успехом использовано в плане социализации детей. Работа в этом направлении связана с определением содержания процесса обучения, включения определенных форм работы с детьми, направленных на развитие доверительных отношений между участниками коллектива, воспитание у детей культуры общения и взаимопомощи. Для формирования детского коллектива, как основного инструмента социализации детей, педагог-хореограф может организовать активное взаимодействие детей с окружающей средой через хореографическую деятельность, а при организации коллективной деятельности ему необходимо профессионально грамотно общение детей между собой. Социально-педагогическая деятельность становится системной деятельностью, направленной на помощь ребенку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе [5, c. 157]. Все это необходимо учитывать при составлении программы обучения и выбора средств и методов работы с детьми в коллективе.
Наряду с этим хореографический коллектив несет в себе наибольший потенциал для развития творческой самореализации, самоопределения личности, поскольку основное предназначение учреждений культуры и творческих коллективов ― развитие у участников мотиваций к познанию, творчеству, самообразованию через участие в культурно-досуговых программах и предметной деятельности. Хореографический коллектив как сложнейшая педагогическая сфера представляет сбой наиболее креативное самостоятельное явление, отражая главную идею воспитания: приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей к самопознанию, самореализации [8, c. 159].
Развитие у детей творческой индивидуальности является сегодня одной из актуальных проблем, что обусловлено модернизацией российского образования и усилением внимания к личности ребенка, а искусство танца предоставляет огромные возможности для раскрытия личности и воспитания у нее творческой активности и самостоятельности [11, с. 77].
Отечественная педагогика одним из основных средств развития творческой самостоятельности рассматривает организацию творческой деятельности учащихся посредством активных методов обучения [11, с. 77].
Осознавая танец, участник хореографического коллектива делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, что характеризует его как личность. Акт творческого самоутверждения в танце, сопровождающийся яркими переживаниями, особенно существенен в сложные, переломные моменты, когда жизненная позиция еще недостаточно установилась, когда эмоционально значимый толчок может дать направление его интересам и стремлениям. В данном случае педагог-хореограф выступает «агентом социализации», именно руководитель хореографического коллектива участвует в социализации личности участников своего хореографического коллектива, выясняя навыки и способности каждого участника, изучая среду его окружения, создавая условия для его развития [3, c. 177].
В то же время одним из сложных моментов в процессе занятий является необходимость разрешения противоречия между досуговым характером занятий, предполагающим отдых, раскрепощение, и создание в хореографическом коллективе художественного продукта, связанного с целенаправленным, зачастую напряженным творческим трудом. В хореографическом коллективе эта особенность требует для каждого участника поиска гармонии раскрепощенности, свободы и одновременно осознанности, творческой дисциплины. Педагогу важно выстраивать учебно-воспитательный процесс в коллективе так, чтобы повышалась эффективность танца, улучшалась исполнительская культура воспитанников, обогащался их духовный мир.
Содержание и направленность всего процесса определяет следующие целевые ориентиры развития и воспитания:
― целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
― работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора;
― старательность, аккуратность, стремление доводить начатое до конца, усидчивость (если эти качества не развивать на этапе начального образования, вряд ли удастся развить их позже).
В понимании К.Н. Вентцеля, учащийся может реализовать себя в результате самостоятельного познания и творчества, когда есть возможность прийти к постановке собственной цели и сознательно ее достигнуть, а не когда совершается «умышленное формирование ребенка сообразно тому образу человека, который находится в голове воспитателя», ведь ребенок развивается по своим собственным законам, установленным природой, и задача воспитателя состоит в том, чтобы открыть ему эти законы и найти для каждой личности свою оригинальную систему, которая помогла бы ей раскрыться [2, c. 79].
Современный хореографический коллектив является движущей силой духовных, личностных потребностей каждого участника, способствующей развитию творческой самореализации, которая всегда выступает как свободная деятельность, обусловленная исключительно духовными потребностями личности, а не внешними (материальными, карьерными и т.п.) стимулами. Творческая самореализация личности в условиях учреждения дополнительного образования трактуется как синтез учебной и концертной деятельности по формированию внутренней и внешней культуры личности участника. Одним из факторов развития творческой самореализации личности в коллективе является фактор эстетизации, а также благополучное эмоциональное самочувствие, что накладывает глубокий отпечаток на детскую личность. Современный хореографический коллектив выступает динамичным явлением в процессе развития творческой самореализации личности и осуществляется, прежде всего, на материале и средствами хореографического искусства [8, c. 160].
Хореографический коллектив многофункционален, так как его деятельность обращена на его участников и на аудиторию.
Хореографический коллектив ― это средство познания детьми культуры и искусства, средство овладения «секретами» хореографического мастерства в какой-то мере познания жизни. В нем не ограничиваются только работой над материалом произведения, но решается широкий круг художественно-образовательных и учебных задач, а хореография выступает в нем своеобразным феноменом телесно-пластического движения. Развитие личности в хореографическом коллективе – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое специально-художественное, личное и общественное. Но что особенно важно: для возникновения устойчивых интересов младшего школьника недостаточно просто ознакомить его с новой сферой деятельности, необходимо вызвать у него положительное эмоциональное отношение к этому новому, способствующее включению участника в совместную с взрослыми деятельность. В процессе занятий ученик должен постепенно обогащаться новым опытом и насыщать этот опыт новыми знаниями, это вызывает его познавательную активность. Хореографический коллектив способствует разрешению возникающих у учеников проблем с помощью системы воспитания, убирает тенденции «исключительности», оберегает от нездорового соперничества [8, c. 161].
В процессе хореографического творчества у участников коллектива развивается коммуникабельность, вырабатываются ценностные ориентиры, нравственные качества, нормы общения и поведения, разграничиваются взаимоотношения между детьми и взрослыми, у большинства участников, занимающихся в хореографических коллективах, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения участника, осмысляется им самим как гармоническое сочетание личных и общественных интересов.
Невербальные технологии, применяемые на занятиях хореографией, дают особые возможности для формирования духовно-нравственной сферы, выражение индивидуальности помогает сформировать правильное представление о действительности и дать верную оценку происходящим событиям с точки зрения духовно-нравственного отношения, что, в свою очередь, способствует формированию личности, при котором развитие эмоционально-нравственной сферы, воображения прямо пропорционально проявлению ее творческого потенциала. С психологической точки зрения танец является элементом невербального поведения человека и пусковым механизмом в искусстве общения, танец служит средством самораскрытия и выражения чувств ребенка, дает ему возможность без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами. Одновременно танец используется для развития социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танец также помогает детям вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. Также хореографическое искусство воспитывает у ребенка любовь к окружающей действительности, создает благоприятную почву для раскрытия потенциальных возможностей маленького человека. В целом хореографическое искусство, работа в танцевальном коллективе способствуют гармоническому развитию личности ребенка [4, c. 122, 124].
Длительные занятия в танцевальном коллективе накладывают на воспитанников специфический отпечаток: танцоры отличаются от других категорий занимающихся разносторонней физической подготовленностью, у них особенно развита способность управлять своими движениями, гибкость, пластичность, прыгучесть, ориентировка в пространстве и одновременно целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, гибкость мышления, организованность, собранность и подтянутость. Вполне обоснованно говорить, что занятия младших школьников в танцевальном коллективе способствуют формированию у них представлений об изяществе движений, красоте человеческого тела [6, c. 94].
Выводы
Хореографическое искусство в школе способно решить комплекс проблем, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выравнивать стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать формированию индивидуального образовательного пути; обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»; содействовать самореализации личности ребёнка и педагога.
Деятельность детского хореографического коллектива направлена на приобщение детей к искусству хореографии; формирование общей и художественно-эстетической культуры личности; развитие индивидуальных творческих способностей детей; представляя собой совместную художественную творческую деятельность; организацию содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; профессиональную ориентацию детей с раннего возраста.
Литература
1. Балет: Энциклопедия / под ред. Ю.Н. Григоровича. ― М.: Сов. энцикл., 1981. ― С. 25.
2. Богуславский, М.В. К.Н. Вентцель / М.В. Богуславский // Вестник образования. ― 2004. ― № 21. ― С. 79–81.
3. Зенухина, Е.В. Хореографический коллектив как фактор социализации личности подростка / Е.В. Зенухина // Проблемы современной науки. ― 2013. ― № 3 (7). ― С. 175–178.
4. Карпенко, В.Н. Формирование личности ребенка в хореографическом коллективе / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Н.Н. Щегликова // Актуальные проблемы гуманитарных наук. ― 2017. ― № 3–2. ― С. 121–125.
5. Левина, И.Р. Социализация младших школьников в условиях детского хореографического коллектива / И.Р. Левина, Д.М. Ульмаскулова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: Сб. В 2 ч. ― Ч. 1. ― Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. ― С. 155–157.
6. Логунов, А.О. К вопросу о воспитании младших школьников с помощью культуры движений в образцовом хореографическом коллективе «Росинка» / А.О. Логунов // Новая наука: опыт, традиции, инновации. ― 2017. ― № 1–2. ― С. 90–94.
7. Мельдаль, К. Поэтика и практика хореографии / К. Мельдаль. ― Екатеринбург; ― М.: Кабинетный ученый, 2015. ― 106 с.
8. Мельникова, Е.П. Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности / Е.П. Мельникова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. ― 2011. ― № 5. ― С. 158–162.
9. Скрипина, Н.В. Прикладная хореографии в театрализованном представлении и празднике: учебное пособие / Н.В. Скрипина. ― Челябинск: ЧГАКиИ, 2013. ― 102 с.
10. Спешнева, К.Н. Особенности воспитания детей в танцевальном коллективе / К.Н. Спешнева // Педагогическое образование и наука. ― 2017. ― № 1. ― С. 110–114.
11. Сысоева, Ю.И. Развитие творческой индивидуальности у детей в хореографическом коллективе / Ю.И. Сысоева // Успехи современной науки и образования. ― 2017. ― Т. 2. ― № 2. ― С. 77–78.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.