"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)
Оценка 4.6

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
9 кл
02.04.2017
"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)
Конспект урока географии на тему: "Хозяйство Северо-Запада", 9 класс.В результате педагогического взаимодействия учащийся сможет -определить, отрасли специализации района, центры производства, крупнейшие предприятия; -раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны; -узнать о истории возникновения промышленности в Северо-Западном районе; -находить в учебниках достоверную информацию.Технологическая карта урока географии на тему: "Хозяйство Северо-Запада"
Хозяйство Северо-Запада.docx
Тема урока Хозяйство Северо­Запада Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные ­ Аргументировано оценивать свои и  чужие поступки в однозначных и  неоднозначных ситуациях (в т.ч.  учебных), опираясь на  общечеловеческие нравственные  ценности  ­ Осознавать свои эмоции, адекватно  выражать и контролировать,  понимать эмоциональное состояние  других людей ­Вырабатывать уважительно­ доброжелательное отношение к  непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях  ­Осваивать новые социальные роли и  правила, учиться критически  осмысливать их и свое поведение,  справляться с агрессивностью,  эгоизмом ­Выбирать,   как   поступить,  в   т.ч.   в неоднозначных   ситуациях,   (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. В результате  педагогического  взаимодействия  обучающийся  сможет  ­определить,   отрасли  специализации  района, центры  производства,  крупнейшие  предприятия ­раскрыть роль  Северо­Западного  района в хозяйстве  страны   ­узнать  о истории  возникновения  промышленности в  Северо­Западном  районе В результате педагогического  взаимодействия обучающийся  сможет: познавательные – находить в  учебниках достоверную  информацию; ­ устанавливать причинно­ следственные связи и  закономерности размещения  объектов хозяйственной  деятельности; ­ представлять информацию в  форме схем, таблиц; регулятивные – определять  цель учебной деятельности; ­ выбирать средства достижения цели; ­ оценивать свою деятельность,  самостоятельно исправлять  ошибки; коммуникативные – излагать  свое мнение, аргументируя его;  ­ организовывать работу в  группе; (самостоятельно определять  цели, роли, задавать вопросы,  вырабатывать решения) ­преодолевать   конфликты   – договариваться   с   людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. Решаемые   учебные проблемы  С чем связано расположение предприятий энергетического  машиностроения в Северо­Западном районе?   Основные   понятия, изучаемые на уроке Отрасли специализации,  энергетическое, транспортное, электронное   машиностроение, приборостроение Образовательные интернет­ресурсы https://ru.wikipedia.org/wiki/Северо­Западный_экономический_район https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Санкт­Петербурга http://prostokvashino.ru/factories/molochniy­kombinat­petmol­sankt­ peterburg( виртуальная экскурсия на производство) ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные   задачи   учителя.  Актуализация   имеющихся   знаний,   способов   действия   в   новых условиях; формирование умения задавать вопросы; Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приветствует учащихся, создает позитивный  настрой. Приветствуют учителя, настраиваются на  успешную деятельность. 2.Мотивация учебной деятельности. ­ Сегодня мы продолжим изучение Северо­ Западного  экономического  района России.  Каждый район мы изучаем по плану, давайте его  вспомним: ­Используя материал прошлых уроков, предлагаю  вам выполнить задание "  Назови  лишнее" (слайд 2): из предложенных объектов  выбрать лишний и объяснить  почему? 1.Псковская область, Вологодская область,  Калининградская область, Новгородская  область, Ленинградская область. 2. Эстония, Латвия,  Норвегия, Польша,  Финляндия, Белоруссия. 3. Ильмень,  Псковское, Чудское, Лача. 4. Новороссийск, Приморск, Санкт­Петербург,  Усть­Луга, Выборг. 1.Состав и ЭГП района; 2.Природные условия и ресурсы; 3.Население и трудовые ресурсы; 4.Специализация хозяйства района; 5.Города, их особая роль; 6.Экологические проблемы района; Ученик называют лишние объекты и  указывают причину Вологодская область, т.к. относится к  Европейскому Северу Норвегия, т.к. это государство не граничит с Северо­Западом Озеро Лача находится в Архангельской  области Новороссийск­ порт на побережье Черного  моря, а остальные ­ порты Балтийского  моря 5. Фосфориты ( Кингисепп),бокситы (г.  Бокситогорск, Тихвинское), янтарь  (г.Балтийск),железная руда ( Ковдорское) 6. Объединение "Красный треугольник",  объединение "Светлана", объединение "ЛОМО". Подводящий диалог  ­Что вызвало затруднение? Железная руда (Ковдорское)­ Кольский  полуостров, Мурманская область Затрудняются ответить. Ответы учащихся: ­Не знаем специализацию данных предприятий.,  какую они выпускают продукцию. 2.   ЭТАП   целеполагания  ­   постановка   практической   частной   познавательной   задачи   или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя.  Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; •     овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки  частной познавательной задачи,  выделения в задаче известных и новых компонентов; •   формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; Деятельность учителя Деятельность обучающихся ­Какая будет  тема нашего урока?  ­Хозяйство Северо­Запада Какие цели урока обозначим? ­Определим отрасли специализации   хозяйства района ­ Выясним  роль Северо­Западного района в  хозяйстве страны ­Расскажем о крупнейших предприятиях  района 3 ЭТАП "Открытие" нового знании. Основные задачи учителя:  Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; •     воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; •         формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; •           формирование   способности   сравнивать   свое   планирование   с   итоговым   коллективно составленным алгоритмом; •     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: •     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: •       воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; Деятельность учителя Деятельность обучающихся ­Но   сначала   вспомним   немного истории:   как   формировалось хозяйство района ­ Используя экономическую карту, давайте определим отрасли  специализации района. Назовите крупнейшие центры  машиностроения . Сообщение 1 ученика (опережающее задание) (текст­ приложение 1) Работа с картой. Специализация: 1. Машиностроение (судостроение, военная техника,  турбины, генераторы для электростанций­ энергетическое, приборостроение) –  Санкт­Петербург, Псков, Новгород, Калининград; Почему  машиностроение   специализируется на производстве  изделий высокого технического  уровня и качества, сложных машин и механизмов, точных приборов,  аппаратов? Потому что в состав объединений входят мощные научно­ исследовательские и конструкторские организации.  Кроме этого в настоящее время в Санкт­Петербурге  функционирует  41 Вуз, 86 средне специальных учебных  заведений и 400 научно­исследовательских институтов. А  это­ высококвалифицированные рабочие кадры. ­Какие   отрасли   еще   являются "лицом" района? (слайд 3) 2. Деревообрабатывающая и целлюлозно­бумажная  промышленность; 3. Химическая промышленность; 4. Цветная металлургия 5. Пищевая промышленность, в том числе рыбная; 6. Легкая промышленность. 2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации Деятельность учителя Деятельность обучающихся Проблема: Известно, сто в городе Санкт­ Петербург находится один из  крупнейших в России заводов  энергетического  машиностроения­ завод  "Электросила". С чем связано  расположение данного  предприятия в этом городе? Какие  основные факторы будут   влиять на  размещения  предприятий : (слайд 4) Ответы учеников. Вывод: Расположение предприятия связано с факторами  размещения энергетического машиностроения: сырьевым­  рядом Ленинградский металлургический комбинат;  транспортным­ Санкт­Петербург­ крупнейший  транспортный узел, порт; потребительским­ рядом  Центральная Россия с большим количеством  электростанций. Факторы:   высококвалифицированные рабочие кадры;  ориентация на передовую науку;   выгодное ЭГП,   соседское положение   транспортный  ориентация на потребителя; 5  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Практическая работа в группах  по 4 человека. Каждому  ученику дается шаблон, его  заполнить и вклеить в рабочую  тетрадь.(слайд 5) Задание: используя текст  учебника, карты атласа,   дополнительный текст,  Интернет, заполнить пропуски  в таблице. ­Какова специализация  сельского хозяйства? (Чтение  текста учебника стр. 124­ 125.) –  ­В качестве небольшой паузы  предлагаю вам совершить  виртуальную экскурсию на  производство "Простоквашино" Работа с таблицей: приложение №2 №п/ п Отрасль  хозяйства Цент ры Предприятие,  объединение Что  выпускают После   заполнения   таблицы­   проверка   по   каждой   отрасли хозяйства, обсуждение и дополнения. (Слайды  6­15). Ответы учеников: Выращивание льна в южной части района, молочно­морское животноводство,   птицеводство,   производство   овощей   и картофеля Просмотр ролика: http://prostokvashino.ru/factories/tour   (слайд 17: виртуальная экскурсия на производство­вкладка производство) 6 ЭТАП  Первичное закрепление Деятельность учителя Деятельность обучающихся ­Выполнение тестовой работы. Самопроверка, ответы на  экране. (слайды 18­19) 1.В каком городе  развито производство минеральных  фосфатных удобрений? 1)Великий Новгород 2) Кингисепп 3)Боровичи 4)Ковдор 2.Расположите субъекты Северо­Западного района в порядке  уменьшения их роли в машиностроении данного  экономического района: 1) Санкт­Петербург 2) Новгородская область 3) Ленинградская область 3.Установите соответствие между производством и центром  его размещения: 1)суда военного назначения      А) Бокситогорск 2) азотных удобрений                Б) Санкт­Петербург             3) глинозема                               В) Великий Новгород 8 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные   задачи   учителя:  Формирование   способности   объективно   оценивать   меру   своего продвижения   к   цели   урока.   Вызывать   сопереживания   в   связи   с   успехом   или   неудачей товарищей. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Определяют   степень   соответствия   поставленной   цели   и результатов   деятельности:   называют   тему   и   задачи   урока, отмечают   наиболее   трудные   и   наиболее   понравившиеся эпизоды   урока,   высказывают   оценочные   суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Ответы детей ­ Вспомните тему и задачи  урока.  ­ Можем ли мы назвать лишнее  предприятие из предложенного  вначале урока списка? ­Чьи версии подтвердились?  Подведение итогов урока: Что на уроке показалось вам  интересным? Необычным? Что  вызвало затруднения? Какие  предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в  дальнейшем? Как изменилось  ваше представление о хозяйстве района  по сравнению с началом урока? Выставление оценок за урок 9 ЭТАП Домашнее задание.  §27,задание в контурной карте Инд. задание : экологические проблемы района.                                                                                                                              Приложение №1 Исторический обзор промышленности Санкт­Петербурга       Первоначально экономика Северо­Запада была связана с древними городами и  торговыми путями. После присоединения к централизованному Русскому государству  Новгорода и Пскова города утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после  основания Санкт­Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в  упадок.       Исторически Санкт­Петербург формировался как торговый и промышленный центр.  Первое иностранное торговое судно пришло в город уже в 1703 году всего через месяц  после основания города. Промышленность же начала развиваться благодаря Северной  войне: для борьбы со шведами требовался флот на Балтийском море. Уже в 1704 году на  левом берегу Невы была заложена Адмиралтейская верфь, вокруг которой стали быстро  строиться различные производства, обеспечивающие ее функционирование. В 1710 году  появились Галерный двор и Партикулярная верфь, в 1711 – Литейный двор,  производивший артиллерийские орудия, в 1715 – пороховые заводы на Охте. Первой  отраслью гражданской промышленности, появившейся в Петербурге, стало производство  строительных материалов. Насаждение каменного строительства, проводимое Петром I,  повлекло за собой появление целого ряда кирпичных заводов в самом городе и его  окрестностях, а также способствовало освоению месторождений строительного камня. В  первой половине XVIII века в Петербурге было уже около 20 металлообрабатывающих  производств и порядка 60 предприятий легкой промышленности и смежных с ней отраслей. В то же время в городе появились и принципиально новые для России производства –  стеклодувное и фарфоровое. Последнее было создано выдающимся русским ученым  Михаилом Ломоносовым.           Вплоть до середины XIX века большинство крупных предприятий Петербурга были казенными. Особенно это было заметно в сфере металлообработки, где в частных руках был   только   чугунолитейный   завод   Чарльза   Берда.   Новый   этап   активного   развития промышленности  Петербурга  начался   с 1840­1850­х  гг. В  этот период  на первый  план кратковременно вышло текстильное производство, но уже во второй половине XIX века город   вернулся   к   своей   исторической   специализации:   среди   вновь   создаваемых предприятий   стали   снова   преобладать   металлообрабатывающие   и   машиностроительные заводы.   продукции.   Образовались   мощные   конструкторские   и  проектные   бюро,  Предприятия   в   годы   довоенных   пятилеток   освоили   200   видов   новой имелась хорошая   материальная   база,   квалифицированные   кадры.   Но   мирный   труд   страны   был нарушен вероломным нападением фашистской Германии на СССР.           После   Великой   Отечественной   войны   в   городе   также   появилось   немного   новых предприятий.   Основные   изменения   в   городской   промышленности   происходили   за   счет реорганизаций.   В   начале   60­х   в   Ленинграде   возникли   первые   производственные объединения,   чуть   позднее   появились   научно­   производственные   объединения   на   базе научно­исследовательских институтов.        Резкие изменения произошли после распада СССР в 1991 году. С одной стороны, резко  сократился оборонный заказ, что привело к сокращению объемов производства в  традиционных для города отраслях промышленности, с другой стороны – получил развитие малый и средний бизнес, стала постепенно набирать обороты туристическая индустрия,  возникли новые производства, в том числе и с участием иностранного капитала. Сейчас  основу хозяйства района составляет машиностроение. Машиностроение представлено  объединениями, включающими в свой состав мощные научно исследовательские и конструкторские организации. Приложение №2 №п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Отрасль хозяйства Центр Предприятие,  объединение Что выпускают Энергетическое  Машиностроение  Транспортное  машиностроение Электронное  приборостроение г.Санкт­ Петербург ОАО "Светлана" Генераторы, турбины,  реакторы для электростанций Суда военного и гражданского назначения г.Санкт­ Петербург АО "ЛОМО" Ленинградс кая область, Волховский  район,  г.Сясьстрой, Химическая  промышленность  ОАО «Акрон»  Бумага,бумажные салфетки Производство сложных  минеральных  удобрений: NP,  NPK, сухие смешанные  удобрения, азотные удобрения – аммиачную селитру,  карбамид, КАС. г.Кингисепп АО "Евро­Хим  ­Северо­Запад", Химическая  промышленность Производство резиновой  продукции Бокситогорский  глиноземный завод 10. Пищевая  промышленность г. Великие  Луки  Псковская  область 11.   Нитки, носки Проверь себя!                                                                                                            Отрасль хозяйства № п/ п 1. Энергетическое  Машиностроение  Транспортное  машиностроение 2. 3. Электронное  приборостроение Центр г.Санкт­ Петербург г.Санкт­ Петербург г.Санкт­ Петербург 4. Приборостроение 5. Деревообрабатывающа я и целлюлозно­ бумажная  промышленность 6. Химическая  промышленность г.Санкт­ Петербург Ленинградска я область, Волховский  район,  г.Сясьстрой, г. Великий  Новгород Предприятие,  объединение Что выпускают Завод  "Электросила" "Адмиралтейски е верфи" Генераторы, турбины, реакторы  для электростанций Суда военного и гражданского  назначения ОАО "Светлана" Электровакуумных приборы,  рентгеновские трубки, СВЧ­печи, полупроводниковые приборы и  устройства, интегральные схемы,  микропроцессоры,  микроконтроллеры,  высокоглиноземистая керамика АО "ЛОМО" Оптико­механические и оптико­ электронные приборы Сясьстройский  ЦБК  Бумага,бумажные салфетки  ОАО «Акрон»  Производство сложных  минеральных  удобрений: NP,  NPK, сухие смешанные  удобрения, азотные удобрения –  аммиачную селитру, карбамид,  КАС. 7. Химическая  промышленность г.Кингисепп АО "Евро­Хим  ­Северо­Запад" Производство минеральных  удобрений: фосфатных 8. Химическая  промышленность 9. Цветная металлургия г.Санкт­ Петербург г.  Бокситогорск 1 0. Пищевая  промышленность г. Великие  Луки  Псковская  область "Красный  треугольник" Бокситогорский  глиноземный  завод (ОАО  "РУСАЛ  Бокситогорск") ОАО  «Великолукский  мясокомбинат» Производство резиновой  продукции Производство глинозема Мясная продукция, колбасные  изделия, мясные деликатесы 1 1. Легкая  промышленность г.Санкт­ Петербург Нитки, носки Прядильно­ ниточный  комбинат  "Красная нить"

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)

"Хозяйство Северо-Запада" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017