"Художественное образование младших школьников"

  • Лекции
  • Научные работы
  • docx
  • 14.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Реферат ИЗО Авакян.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

                 «Кубанский государственный университет»

 

             Кафедра педагогики и методики начального образования

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

«Художественное образование младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

 

                                                                           Подготовила: педагог

                                                                     Авакян Мишель Ваграмовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2020

Многие ученые (Б.Т. Лихачев, С.М. Вишнякова, О.В. Сальдаева и др.), проводя исследования в данной области, сформулировали несколько определений данного понятия:

§  художественное образование рассматривается как важное средство развития современных культурных и творческих индустрий (Е.П. Олесина);

§  художественное образование – это процесс обучения и воспитания социальных групп, занятых в сфере культуры и искусства, деятельность которых удовлетворяет культурные потребности общества («О проекте Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ»);

§  художественное образование – это процесс освоения совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования образного мышления (С.М. Вишнякова);

§  художественное образование представляет собой процесс включения индивида в художественную культурную деятельность и развития познавательных творческих позиций и эмоционально-ценностных отношений к искусству, к художественной деятельности (О.В. Сальдаева).

Данные трактовки рассматриваемого понятия объединяет то, что ученые единодушны в том, что художественное образование включает в себя две взаимосвязанные области. С одной стороны, это изучение истории искусства, позволяющей углубиться в сферу общечеловеческого духовного опыта. С другой стороны, это обучение основам художественного ремесла, помогающее приобщиться к творчеству и получить особый эмоциональный опыт.

Успешность человеческой деятельности возможна только тогда, когда личность имеет возможность развиваться художественно. При этом формируется духовная культура человека, начинают развиваться его творческие способности, креативность, творческий потенциал. Это позволяет еще раз подчеркнуть и отметить, что художественное образование направлено на становление культуры восприятия окружающего мира и себя в этом мире, помогает человеку самосовершенствоваться и саморазвиваться, учит воспринимать мир во всем его многообразии и многоцветии.

Художественное образование сегодня активно развивается, оно востребовано, т.к. искусство, общение с которым лежит в основе художественного образования, имеет большое воспитательное значение, а языки и методы искусства помогают в освоении огромного пласта информации, усиливая эмоциональную насыщенность ее содержания (А.А. Криулина, Ю.М. Лотман). Беря за основу положение о том, что задачи и функции образования и искусства похожи (Л.Н. Столович), можно утверждать, что объединение этих сфер культурной деятельности человека позволит усилить и образование, и искусство.

В этой связи, на наш взгляд, кажется интересным мнение о том, что существует научный и художественный путь познания мира. Исследователи отмечают, что научный путь познания предполагает постижение содержания предмета, результатом которого становятся знания, связанные с пониманием человеком мира, его явлений и закономерностей развития. Говоря о художественном пути познания, имеем в виду проживание или переживание его содержания, результатом которого становится эмоционально-ценностное отношение человека к миру.

Творчество

Проблема творчества чаще всего исследуется с философских и психологических позиций. Если рассматривать творчество в работах отечественных философов (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, В.С. Соловьев и др.), то можно отметить, что чаще всего они объединяли процесс творчества с неосознанной работой мысли.

Психологи рассматривают творчество как психологический процесс построения нового (Я.А. Пономарев, Е.П. Торранс и др.) и как единство свойств личности при вхождении ее в этот процесс (К.В. Тейлор и др.). Поэтому можно говорить о творчестве как высочайшей активности человека в деятельности.

Решение проблем художественного образования и поиск путей их устранения позволил выделить основные направления его развития:

1.     формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития российского общества; пересмотр целей, задач и содержания художественного образования, исходя из особенностей современной социокультурной ситуации;

2.     усиление роли предметов художественно-эстетического профиля на всех ступенях общего образования, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусств;

3.     педагогически обоснованный отбор содержания художественного образования, включающего опыт приобретения обобщенных знаний, способов творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений; осмысление и организация художественного образования как ценности, включающей в себя личностно-ценностный взгляд человека на окружающий мир, на искусство, на самого себя как творца художественно-творческих ценностей в неустанной творческой деятельности;

4.     восстановление, сохранение и развитие национальных хоровых традиций и других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях;

5.     непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений; совершенствование технологий, их направленность на развитие творчества студентов, их компетентности и самопроцессов;

6.     переход от авторитарных стилей управления учебно-воспитательной деятельностью студентов к педагогической поддержке и сопровождению;

7.     активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;

8.     развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Вывод: Практическая реализация каждого из данных направлений будет эффективна только в том случае, если существует и сохраняется сбалансированное соотношение уровня организации художественного образования и потребностей современного мира. Стратегически верный выбор способов и форм управления данным процессом поможет в достижении данной цели.

Нам близко мнение В.П. Демина, который, рассматривая перспективы художественного образования, отмечает, что на его развитие в настоящее время влияет то, что в современном информационном пространстве изменился характер общения человека с культурными ценностями. Знакомство с культурными ценностями сегодня становится более доступным, хотя непосредственность восприятия заменяется техникой и информационными технологиями. Решение данной проблемы будет возможно только с помощью новых форм и способов взаимоотношения с искусством.

 


 

Посмотрите также