Художественное своеобразие русского романтизма

  • Лекции
  • doc
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Народность воспитания в педагогике имеет двуединый смысл: - это школа, во-первых, вырастающая из культурно-исторических традиций народа и выражающая его национальный характер, чаяния, идеалы и стремления, а во-вторых, создаваемая для обращения к потребностям и целям народа, направленным в будущее. Школа неотрывна от национальной почвы. Она не только хранит и передает, но и формирует национальную культуру. Крайне важно, чтобы народное образование базировалось на национальной идее как на фундаменте, способном прочно консолидировать все современное российское общество. О необходимости национальной идеи для современной России сегодня много говорят и пишут. Но, формулируя ее, необходимо обратиться к особенностям российского менталитета. Ведь у каждой нации, как у культурной целостности, есть свой особый строй мышления и образ жизни, сообразуясь с которым и развивается история народа.
Иконка файла материала романтизм.doc
Министерство  образования и  науки  Российской Федерации                              Комитет по образованию администрации Волгоградской области Волгоградская  государственная  академия   повышения квалификации и переподготовки работников образования Тема:                 « Художественное своеобразие русского романтизма»                                                                                                               Выполнила:                                                                                              Преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «ВТЖТиК» Красноармейского района г. Волгограда Якубовская Лилия ИвановнаВолгоград  2018 г.                       При проведении реформ в России была объявлена «деидеологизация  образования», что стало серьезным просчетом. Современным российским обществом  была отвергнута коммунистическая идея, но взамен  ни правительство, ни ученые,  никакие общественные институты не предложили другой идеологии.                                      Но ведь недаром говорится: «Свято место пусто не бывает». В образовавшуюся   пустоту   стали   активно   насаждаться   чуждые   народам   России стандарты «западного образа жизни», идеи наживы, фашизма, сектантства и др.                                        Между тем   одним из главных принципов воспитания личности, способной к духовному развитию, является  народность и национальный характер образования.  К.Д.Ушинский   писал:   «Воспитание,   если   оно   не   хочет   быть бессильным, должно быть народным. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе развития народного организма».                      Народность воспитания в педагогике имеет двуединый смысл: ­ это школа,   во­первых,   вырастающая   из   культурно­исторических   традиций   народа   и выражающая его национальный характер, чаяния, идеалы и стремления, а во­вторых, создаваемая   для   обращения   к   потребностям   и   целям   народа,   направленным   в будущее.                              Школа неотрывна от национальной почвы. Она не только хранит и передает, но и формирует национальную культуру. Крайне важно, чтобы народное образование   базировалось   на   национальной   идее   как   на   фундаменте,   способном прочно консолидировать все современное российское общество.                     О  необходимости национальной идеи для современной России сегодня много говорят и пишут. Но, формулируя ее, необходимо обратиться к особенностям российского менталитета. Ведь у каждой нации, как у культурной целостности, есть свой особый строй мышления и образ жизни, сообразуясь с которым и развивается история народа.                  В чем же основные особенности российского менталитета?  2Во­первых, необычайно большая доброта. Естественно, добрые люди есть среди каждого народа, но у некоторых народов именно доброта на первом месте среди   других   качеств,   включая   и   массу   недостатков.   Это   и   есть   россияне.   Это качество   имеет   и   оборотную   сторону   –   удивительную   терпимость   к   угнетению, стойкое перенесение страданий и лишений.                     Во­вторых, очень гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоят судьбы всего человечества, на втором плане – судьба своего народа, на третьем – судьба своей семьи, собственная судьба. Но и здесь есть оборотная сторона – пренебрежение к своим бытовым  условиям жизни.  Россиянин   может   довольствоваться   самым   малым,   не   имея   даже   желания   что­то улучшить, но при этом размышляя о глобальных проблемах.                     В­третьих, высокоразвитое чувство подвижничества. Россиянину нет равных, когда надо поднять неподъемное или вытерпеть нестерпимое, когда надо «растворить» свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь.                    Все эти три качества: доброта, гуманное отношение и подвижничество можно   объединить   общим   понятием   –  «духовность».  Это   и   есть   первая отличительная черта российского менталитета.                     Что можно отнести к следующей группе отличительных особенностей российского   менталитета?   Во­первых,   это  общинность,  что   так   часто   называют   а   в   советский   период   называли   коллективизмом.   Менталитет соборностью,   россиянина, который формировался под влиянием православной церкви и русской деревенской общины, иной – общинный, соборный – «один за всех и все за одного». У нас   принято   «пожаловаться»   соседу,   друзьям   на   свои   неприятности,   взять   денег взаймы, что в западных странах немыслимо.                                    Во­вторых, это  традиционность,  которая проявляется в опоре на народную   культуру,   народные   традиции,   народный   язык,   народную   педагогику, народные  обряды,  народные  ремесла, промыслы  и т.д. В  России все  выдающиеся 3достижения в культуре, искусстве и т.д. всегда вырастали на народной почве, из народных традиций.                                   В­ третьих, это  открытость,  т.е. любознательность  россиянина, способность   российской   культуры   открываться   внешним   влияниям,   впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство.                Эти три особенности могут быть объединены во второе общее понятие –   российского менталитета. народность                  Наконец, третья группа качеств. Во­первых, это патриотизм как любовь к Отчизне,   любовь   к   малой   и   большой   Родине,   готовность   верно   служить   делу   их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. Конечно, патриотизм в той или   иной   степени   развит   у   людей   всех   народов.   Но   у   россиянина   в   высочайшей степени,   до   боли   развито   чувство   ностальгии   –   тоске   по   Родине.   Кроме   того, российский   народ,   как   говорилось   выше,   может   исключительно   долго   терпеть угнетения, но только от своих, внутренних угнетателей. И совершенно не терпит не только внешних угнетателей, но и любого вмешательства в свою жизнь. Как писал А.С.Пушкин, он терпеть не мог российских чиновников, но возмущался, когда их ругали англичане.                 Во­вторых, это признание необходимости сильной державной власти, о чем сегодня и мечтают, и говорят многие россияне. Сильная государственная власть вовсе не противоречит демократии – ведь демократия может быть сильной и слабой. Так   что   сильная   державная   власть   России   сегодня   в   условиях   демократических реформ крайне необходима.                 Патриотизм  и признание необходимости сильной государственной власти могут быть объединены третьим понятием – державность.                Эти три обобщающих понятия: духовность,  народность, державность можно отнести   к   трем   категориям   –   личность,   общество,   государство.   Тогда   они выстраиваются в определенную логическую цепь: духовность – как направленность личности   каждого   отдельного   человека;   народность   –   как   отношения   каждого 4человека с обществом, с народом и как система общественных отношений; наконец, державная   система   как   система   отношений   человека   и   государства,   общества   и государства.                Перечисленные обобщающие понятия могут составить суть национальной идеи России в нынешних условиях, чтобы консолидировать общество, чтобы народ увидел перспективу и   поверил в возможность ее достижения. Если национальная идея   будет   признана   обществом   и   «взята   на   вооружение»   как   руководство   к действию,   она   может   стать   для   народного   образования   основой   создания   новой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях, что сейчас крайне необходимо.                                В «Концепции модернизации российского образования на   период до 2010г.»   определены   приоритетные   направления   образования,   среди   которых важнейшим   является   увеличение   воспитательного   потенциала   образовательного процесса. Ставится задача формирования у учащихся гражданской ответственности   инициативности, и   правового   самосознания,   духовности   и   культуры, самостоятельности,   толерантности,   способности   к   успешной   социализации   в обществе и активной адаптации на рынке труда.                Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие качеств личности, в том числе и патриотизма.                Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, потому что без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность  – это человек,  развившийся в лоне истории и культуры своего  народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств.                  В настоящее время патриотическое воспитание является  одним из самых трудных, самых сложных видов воспитательной работы с молодежью в различных социальных   структурах   (семье,   школе,     армии,   общественных   организациях). Трудности связаны прежде всего с тем, что прежний идеал Отечества в сознании 5молодежи   разрушался,   а   новые   идеалы   еще   отчетливо   не   проявились   и   не утвердились в российском обществе.                                  Сегодня важным фактором формирования патриотизма у учащихся является школьное   образование. Содержание курса литературы, истории активно влияет   на   мотивы   поведения   учащихся,   на   воспитание   их   нравственных   качеств. Привлечение   учащихся   в   процессе   учебной   работы   к   личностной   и   нравственной оценке тех или иных исторических явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики: «История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг» (А.Гулыга).                     Изучение героических страниц истории России  представляет богатые возможности патриотического воспитания учащихся. Еще древние называли историю «наставницей   жизни».   Такой   подход   к   истории   вполне   обоснован,   ибо   в   ней аккумулируется   разнообразный   человеческий   опыт,   который   передается   из поколения   в   поколение   через   результаты   трудовой   деятельности,   культурное наследие,   боевые   и   духовные   традиции.   На   конкретных   исторических   фактах     и событиях раскрываются идеалы старших поколений.                   В процессе изучения литературы  знания об Отечестве приобретают для учащегося   личностный   смысл,   проходят   через   его   эмоциональные   переживания   и превращаются в убеждения – руководящие мотивы его действий и поступков.                    Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности,   обладающей   качествами   гражданина   –   патриота   Родины   и   способной успешно выполнять свои гражданские обязанности. Сегодня назрело время широкого внедрения   национально­регионального   компонента   в   преподавании   учебных предметов   в   общеобразовательных   школах.   Это   позволит   формировать   личность учащегося как достойного представителя своего региона, воспринявшего его социо ­ культурные   ценности   и   традиции,   способного   к   их   приумножению,   обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу. 6Национально­региональный компонент дополняет, конкретизирует и углубляет   знания,   предусмотренные   федеральным   компонентом.   Он   расширяет целостное   и   предметное   видение   мира,   природы,   различных   культур   человека, вовлекая   в   процесс   социализации   сложившуюся   в   регионе   познавательную, нравственную, трудовую, экономическую, экологическую, эстетическую культуры.                  При изучении краеведческого материала учащийся поставлен в позицию исследователя, стремящегося к активному самостоятельному поиску исторических фактов.   Формами   поисковой     деятельности   являются   следующие:   работа   с архивными документами, периодической печатью, сбор данных о людях и событиях родного   края,   встречи   и   переписка   с   участниками   событий,   консультации сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений. Важно, чтобы учащимся была понятна общественная значимость их работы.                                    В целом национально­региональный компонент позволяет учащимся осознать свою сопричастность к семье и роду, родному краю, окружающим людям, осмыслить понятие «Малая Родина».                   В заключении своей работы хочу привести следующие слова:                     «... выздоровление нации возможно, только нужно вернуться к своим истокам. В 1917 году мы отвергли все: культуру, религию, государственность. За двадцать лет, начиная с 1991 года, мы должны пройти и, думаю, пройдем этот путь к себе и воспрянем духовно. И тогда начнется национальное возрождение. Только для этого необходимы усилия всего общества».                                                                                            (Николай Лисовой, доктор исторических наук) 7Л И Т Е Р А Т У Р А:             1.  Мозаика граждановедения. Брянск, 2015 г.                     2.  Воспитание патриотизма средствами образования. Санкт­Петербург,                  2014 г.             3.  Д.В. Полежаев. Идея менталитета в русской философии «золотого века».                   2013 г.             4.  В.Ю. Троицкий. О патриотическом воспитании. 2016 г.  8