Оглавление
Введение. 1
I. Пополнение лексикологии современного русского языка: подростковый сленг, экология языка, пути решения. Теоретическая часть. 4
1.1. Подростковый сленг. 4
1.2. Экология языка. 5
1.3. Учалы – территория чистого языка. 7
II. Пополнение лексикологии современного русского языка: подростковый сленг, экология языка, пути решения. Практическая часть. 8
2.1. Зашифрованный язык. 9
2.2. Компьютерная речь. 10
Заключение. 10
Список литературы и интернет – ресурсов. 11
Тема данной научно-исследовательской работы – «Пополнение лексикологии современного русского языка: подростковый сленг, экология языка, пути решения». В настоящее время в русском языке появляются очень много «зашифрованных» слов, компьютерного сленга. Взять, например, подростковый сленг, где английским словам необдуманно добавляются русские «хвосты».
Цель исследования данной работы - изучить частично лексику английского и русского языков и выявить наиболее популярные и активные слова, подвергшиеся искажению или изменению. Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:
- выявить наиболее употребляемые английские слова российскими ребятами;
- выявить, как и для чего «шифруются» слова;
- проанализировать компьютерный сленг.
Объект исследования: лексикология английского и русского языков.
Предметом исследования являются подростковый сленг, речь моих одноклассников, компьютерный сленг.
Актуальность. В результате проведённого исследования будут выявлены основные проблемы современного русского языка, нарушающие его экологию, а также новые слова, которые появились с внедрением в жизнь человека компьютерной техники.
Практическая ценность нашей работы состоит в том, что она может быть использована для проведения внеклассных мероприятий, уроков русского языка в 5-6 классах по теме «Лексика». Научная новизна работы состоит в том, что мы в данной работе рассматриваем «изнанку» в рамках сравнения русского и английского языковых явлений. Как одно из основных направлений общего языкознания, сравнительная характеристика двух языков очень важна в изучении языков.
Подростковый сленг – это хорошо или плохо? Очень интересный вопрос. Мы часто встречаем подростков, которые используют сленги. К примеру, такие, как лойс, агриться, хейтить и тд. Подростки часто разговаривают на сленге, забывая о других словах. Им бывает сложно излагать мысль без сленга. Сленг редко применяется в публичных местах. В сленге есть свои плюсы, например: подростки понимают друг друга с полуслова. С помощью сленга можно понять и даже немного узнать человека.
Лицеисты Башкирского лицея № 1 имени С.Ш.Зиганшина г. Учалы, в том числе мои одноклассники, - тоже подростки, которые постоянно используют сленги. Их речь очень разнообразна. По своей речи они делятся на три типа. Одни выражаются некрасиво и бывает не понятно. Другие часто добавляют в свою речь много ругательства, нецензурных слов. Такая речь мало, кому понравится. Но есть в нашем лицее те, чью речь хочется слушать и слушать. Они говорят красиво и складно.
Недавно я узнала, что такое экология языка. Экология языка – это новое направление в лингвистике. Она изучает взаимодействие языка с окружающим миром с целью сохранения каждого языка. Ведь с годами способность людей ценить свой язык снижается. Из-за этого и появляются сленги, но это еще не все. В последнее время многие стали замечать слова-паразиты. Они берутся из других языков, а также путем сокращения, усечения русских слов.
Изучение речи лицеистов было очень интересным. Ведь раньше я даже не задумывалась о том, насколько приятна наша речь. О том, какие сленги они используют и как часто. Что такое экология речи? Интересно, задумывались ли они когда-нибудь об этом? Возможно, через 5-6 лет мы уже не вспомним такие сленги, как вайб-кра, панч, паанч-лайн, бро и тд. Это лишь моя теория.
Экология языка – новое направление в лингвистике. Термин «экология языка» возник сравнительно недавно. Экология языка изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. А также она исследует влияние языков друг на друга и их взаимодействие. Экология языка рассматривает то, как выглядит язык, что на него влияет и к чему это приводит. Не все перемены вредны. Со временем язык претерпевает изменения. Любой современный живой язык отличен от того, каким он был несколько столетий назад. Мы считаем, что иностранные слова употребляют неверно и безграмотно. Часто можно заметить названия магазинов на иностранном языке, написанные русскими буквами. Или когда одна часть слова написана на одном языке, а вторая часть слова на другом. Когда становится много таких слов, они уже воспринимаются как свои, а не чужие. Общение в интернете тоже негативно действует на речь, происходит сокращение слов до нескольких букв, пунктуация зачастую вообще опускается так же, как грамматика и синтаксис. Предложения в социальных сетях односложны и состоят из нескольких слов. Всем нам хотелось бы, чтобы русский язык оставался языком Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Есенина. Сегодня в мире огромное количество языков на грани «вымирания», каждые 2 недели умирает 1 язык. Через 60 лет, по подсчетам ученых, половина языков, существующих на сегодняшний день, исчезнет.
Что происходит в нашем государственном русском языке? Собранный материал поражает: русский язык, «великий и могучий», медленно умирает?.. А мы даже не замечаем этого? Мало того, оказывается, даже способствуем его истреблению. Катастрофа грозит также таким распространенным языкам, как немецкий и французский. Ученые подсчитали, что для полной гибели языка достаточно всего от 50 до 300 лет. Причины могут быть различные: экономические – для торговли и работы люди используют язык богатых, а не свой родной; политические – при колонизации население захваченной страны принуждают говорить на языке захватчиков и под страхом смерти не использовать родной. Так были уничтожены ирландский и многие диалекты Индии. Но самая основная причина гибели малых языков и обеднения распространённых – влияние доминирующего языка. На сегодняшний день это английский язык. Неужели процесс нельзя остановить? Есть проблема – есть наука. Так и появилось в XXI веке учение об экологии языка.
Как правило, лицо любого города – это его вывески магазинов и других объектов. Мы с легкостью узнаем такие большие города, как Париж (Эйфелева башня), Санкт-Петербург (золотые львы) и др. Чем же примечателен мой город? Учалы - город красивый и замечательный. Главным богатством нашего города являются люди. Мы любим свой город. Но этого мало. Мы участвуем в общественной и культурной жизни города. Мы также радуемся красивому природному ландшафту, достопримечательностям и внешнему облику. К внешнему облику города входят вывески различных магазинов и объектов.
Как выяснилось, в нашем небольшом провинциальном городе есть все положительные и отрицательные явления больших мегаполисов. Это и международного уровня вывески «Zenden», «Bigben»ы, но нет или очень мало таких вывесок, по которым узнавали бы город, край или республику. Нам бы хотелось, чтобы наш город был узнаваем и по вывескам магазинов.
Какова же ситуация в городе, где живем мы? Чтобы это выяснить, было проведено небольшое исследование (опрос) среди учащихся и учителей Башкирского лицея № 1 имени С.Ш.Зиганшина с целью выявления актуальности данной проблемы. Работая над темой « Учалы – красивый город. Учалы – красивый город?» мы ставили себе цель создать информационное поле для исследования об экологии языка как средстве повышения речевой культуры учащихся, педагогов, родителей и сохранения русского языка как части духовной культуры русского народа.
Как мы уже говорили выше, русский язык пополняется не только плохими словами, загрязняя лексику. Сегодня, когда у каждого малыша в возрасте от 5 лет есть гаджеты, появился некий «зашифрованный» язык. Так как английский язык является первым международным языком, а компьютерное оборудование и техника в Россию поставляется с инструкцией на английском языке, мы вольно или невольно изучаем иностранный язык, адаптируем иностранные слова под русские правила. В результате появляется своего рода «зашифрованный» язык, который понятен в основном моим сверстникам, нежели нашим родителям. При проведении анкетирования среди 5-7 классов Башкирского лицея № 1 имени С.Ш.Зиганшина г. Учалы выяснились следующие передвижения между русским и английским языками. Английские слова, которые попадают в уста моих одноклассников, российских сверстников, получают так называемые «русские хвосты». Для удобства речи берется слово или корень слова из английского языка, затем к нему добавляются русские морфемы. В итоге появляются «странные», но понятные слова:
английский |
русский |
морфемы |
морфология |
hate |
хейтить |
аффикс – ить- |
глагол |
|
гуглить |
аффикс-ить- |
глагол |
cheat |
читерить |
аффиксы –ер-, -ить- |
глагол |
team |
тима |
окончание -а |
имя существительное |
plant |
плентить |
аффикс – ить- |
глагол |
easy |
изи |
|
наречие |
game |
геймер |
суффикс – ер- |
имя существительное |
use |
юзить |
аффикс – ить- |
глагол |
Список подобных «зашифрованных» слов в достаточно большой. Они имеют переводы на русский язык или синонимы: хейтить – ненавидеть, гуглить – искать, находить, читерить – жульничать, тима – команда, плентить – закладывать, изи – легко, геймер – игрок, юзить –использовать и др. Надо отметить, что эти слова не все являются загрязнителями. Среди них есть такие, которые потихоньку становятся неологизмами русского языка, обогащая лексикологию.
Однако шифрованию подвергаются как английские слова, так и русские. Вот неполный список «зашифрованных » слов от семиклассников:
Кнш – конечно, спс – спасибо, пж – пожалуйста, обл – обязательно, инет – интернет, рил – реально, поч – почему, пон – понятно, дз – домашнее задание, кринж – стыдно, тренд – популярно, мб – может быть, чел – человек, хавать – есть, мем – шутка, качан – голова, кчау – шутка, хайп – популярно, лайк – нравится, комменты –комментарии и тд.
Здесь, мы думаем, самое время вспомнить шутку, которая вводит в шок наших взрослых: мам, пап, бабушек, дедушек. «На день рождения мне бабушка подарила деньги и сказала, чтобы я их потратила на что-то полезное. Я сказала, что куплю себе хайлайтер, консилер, пауэрбэнк для айфона и новый свитшот. Она перекрестилась и забрала деньги». Из этого шуточного диалога мы видим, что лексикология современного русского языка пополняется новыми словами и выражениями много быстрее, чем думается. С появлением компьютеров, ноутбуков, айпадов, айфонов и других гаджетов, в русском языке появился целый раздел – компьютерная речь. Этот раздел мало изучен учеными, поэтому интерес к нему большой. И мы никак не можем не заметить, как компьютерные слова активно входят в наш обиход. Значит, компьютерный сленг не нужно игнорировать или уничтожать. Необходимо исследовать это явление, как влияет сленг на лексикологию русского языка. Мы проводили опрос среди лицеистов и выяснили, что почти 100 % используют компьютерный сленг. Эта лексика им нравится, она привлекательна тем, что говоривший такие «крутые» слова, чувствует себя важным и образованным! Странный парадокс: слово сленг (slang) с английского переводится как особая форма языка, слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка, а знающий компьютерный язык является в компании друзей самым «крутым»…Действительно, время беспощадно перед русским языком.
Таким образом, мы попытались анализировать явления, не зависящие от нас. В лексикологию русского языка стремительно вошли новые слова в связи с появлением новой компьютерной техники и гаджетов. Современные люди беспощадно стали менять русские слова. И в связи с этим появляются, на наш взгляд, новые разделы – подростковый сленг, компьютерный сленг, «зашифрованные» слова. Требуется тщательное исследование новоявлений.
В результате проведённого исследования были выявлены основные проблемы современного русского языка, нарушающие его экологию: сквернословие, чрезмерное заимствование англоязычных слов и безграмотность устной и письменной речи, подростковый сленг. Также удалось проследить разницу между «зашифрованным» языком и компьютерным сленгом. Изучая литературу и анализируя проведённые опросы среди обучающихся Башкирского лицея № 1 имени С.Ш.Зиганшина г. Учалы, Были разработаны диагностические материалы, которые могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий, уроков русского языка в 5-6 классах по теме «Лексика».
1. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.науч.ред.Н.М.Шанский]. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015. – 191 с.:ил. – ISBN 978-5-509-035699-2.
2. Земская Е. А. Активные процессы в русском языке последнего десятилетия ХХ века //Русская речь 1998, №7
3. Грачев М.А., Кожевников А.Ю. К вопросу о социальной диалектологии русского языка // Филологические науки. №5. 1996
4. Химик В. В. Современное русское просторечие как динамическая система // Сборник статей «Стилистическая система русского языка», СПб., 1998
5. http://dic.academic.ru/
6. http://ru.wikipedia.org/http://aforism.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.