ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Детсад
11.05.2017
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развивается мотивация, желание что - то делать, выражать себя, творить, общаться. Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально - нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста.Кризисное состояние духовно - нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно - нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально - педагогическую и духовно - практическую природу. К сожалению, многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
статья на НПК.docx
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Годы детства это прежде всего воспитание сердца.
В. А. Сухомлинский
Кризисное состояние духовно нравственной сферы общества и семьи, а также
все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно нравственном здоровье
детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди
подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика.
Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи,
имеет социально педагогическую и духовно практическую природу. К сожалению,
многие родители утратили четкие представления о закономерностях, определяющих
развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок
превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной
карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб
воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со
сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это
время, когда развивается мотивация, желание что то делать, выражать себя,
творить, общаться. Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно
игра оказывает существенное влияние на социально нравственное развитие личности
ребенка дошкольного возраста.
Игра в дошкольном возрасте – это ведущая деятельность детей. Она
пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью,
является источником обширной информации, методом воспитания и обучения ребят.
В игре отражается содержание окружающего, социального мира ребенка,
существующие в нем нравственные нормы и правила. Но успешность освоения
социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от
содержания и характера взаимодействия детей в игре.
Особо хочется выделить значение игр драматизаций в социально нравственном
воспитании дошкольников.
эмоциональная
насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.
Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний
смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою.
Детей привлекает внутренняя, Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем,
активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия,
способствует становлению нравственных мотивов поведения. Нравственное
воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед
воспитателями и учителями.
Учитывая актуальность темы, я поставила задачу: социально нравственное
воспитание детей через игры драматизации. Введение игр – драматизаций, в
образовательный и воспитательный процесс будет обеспечивать формирование
социально нравственных представлений у детей, развивать умения адаптироваться в
окружающем мире. Осваивать культуру поведения в общественных местах, культуру
взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида, Позволит воспитать
гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение
действовать сообща (в коллективе). Поможет детям усвоить социальный опыт,
повысить творческую активность и создать личностные предпосылки необходимые
для успешного протекания обучения на всех последующих его этапах.
Прежде чем начать работу в новом учебном году, изучается отношение
родителей к данной проблеме, так как, результативность воспитательного процесса
напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и
школы.
На первом, родительском собрании проводиться устное анкетирование.
Анализируя ответы родителей, прихожу к выводу, что, несмотря на различные
мнения в целом, все родители хотят, чтобы их ребенок вырос высоконравственным
духовным и культурным человеком.
Опыт показывает большой интерес детей и родителей к играм драматизациям.
Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, а родители являются
самыми желанными и благодарными зрителями. Это помогает им лучше понять
своего ребёнка, увидеть его с другой стороны.
Организация работы в классе по театральной деятельности включает в себя
несколько направлений:
1.Организация предметно – пространственной, театральной среды. Так как, она
является основой самостоятельного творчества ребенка,
источником
индивидуальных знаний и социального опыта, а также своеобразной формой его
самообразования.
В нашем классе есть уголок театрализованной деятельности, он оснащен
разнообразными видами театра: пальчиковый, настольный, кукольный, имеются
разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. Есть ширмы
для показа спектаклей и инсценировок. В уголке ряженья имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно ролевых игр, маски и т.п.
Периодически происходит пополнение и обновление театрального уголка.
2. Подбор художественных произведений, которые осуществляются по
следующим принципам: содержание произведения должно иметь увлекательный
сюжет, обусловленный задачами социально нравственного воспитания с четко
выраженным воспитательным воздействием. Богатый и яркий иллюстрированный
материал. Присутствие эмоционально выразительных персонажей с ярко,
выраженными, нравственными качествами. Наличие противоположных персонажей,
например:
произведения раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по
отношению к близким людям ( «Ру ду ду», «Рождественская сказка»);
произведения, в которых противопоставляется добро и зло (« Муравей и
Незабудка», «Осеннее происшествие», «Золушка»);
произведения, где герои, проявляют умение дружить («Репка», «Кот и Лиса»);
произведения, которые формируют положительный образ человека, в них
показываются как положительные, так и отрицательные черты («Кошкин дом»,
«Дюймовочка»).
3. Работа по социально нравственному воспитанию детей через игру
драматтизацию. Эта работа делиться на несколько этапов:
Первый этап начинается с ознакомления с художественным произведением.
Используется метод просмотра иллюстраций, к данному произведению который
оказывает большую помощь в осознании образов персонажей. Во внеурочное время,
детям предлагается нарисовать или слепить понравившегося героя. Этот метод
позволяет мне отследить, какому герою симпатизирует ребенок, по необходимости
скорректировать его представления об образе персонажа и упрощает задачу при
распределении ролей.
Во втором этапе проводятся этические беседы, они являются эффективным
методом уточнения систематизации нравственных представлений старших
дошкольников и решают задачи формирования представлений детей о нравственных
качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать.
Содержание этических бесед составляют обсуждения поступков и действий
героев, ситуаций в которые он попадает. Дети дают характеристику тем фактам и
поступкам, которые совершают герои литературных произведений. Подобные
характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают
ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с
правилами нравственного поведения. Происходит постепенный переход от восприятия содержания отдельных
поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических
бесед в сознании детей пяти, шести лет связываются между собой разрозненные
представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Это
помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего
блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом
достоинстве.
Например, при обсуждении сказки «Репка», обращали внимание на культуру
поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка
поднялись на одно общее дело помочь деду кормильцу вытащить репку. В семье
каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и
выступление с ней перед детьми и родителями внесли осознание многих правил
поведения.
Нужно, заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий,
соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым
предупреждается появление формальных знаний.
Третий этап включает в себя поиск выразительных средств (интонация, мимика,
жесты). Сюда входят, разнообразные игры и упражнения по формированию
выразительности исполнения, развития речи, памяти.
Четвертый этап – это разыгрывание отдельных сцен и сама игра – драматизация
в целом.
Метод разыгрывания отдельных сцен проводился по нескольку раз. Это
делается с целью, чтобы все дети могли проиграть роль каждого персонажа. Робкие,
застенчивые и неактивные дети сначала играют второстепенные роли, а затем, кода у
них проходят страх и напряжение, с удовольствием исполняют главные.
Работая поэтапно, дети естественным образом сближаются с персонажами
литературных произведений. Они начинают видеть и чувствовать то, чего не замечали
раньше. Ролевое изображение разных персонажей способствует глубокому
пониманию нравственного смысла художественного произведения.
При распределении ролей в соответствии с принципом индивидуального
подхода я определяю задачи индивидуально для каждого ребенка, учитывая его
возрастные особенности, уровень нравственных представлений и опыта поведения.
Осуществление этого принципа требует глубоких знаний психофизиологических
особенностей данного возраста и индивидуальных особенностей развития каждого из
воспитанников.
Например: решая общую задачу воспитание положительных взаимоотношений
в классе, стараюсь сформировать у упрямца умение уступить, поделиться, у стеснительного инициативу, умение отстаивать свое мнение, у гиперактивного
сдерживать свои желания, учитывая интересы сверстников, спокойно и дружелюбно
договариваться о ролях в коллективной игре. А у всего коллектива детей
положительные взаимоотношения и ответственность за общее дело.
Практика показала, что для полного вхождения ребенка в образ необходим
эстетический, правильно подобранный костюм, который помогает ярче выразить
себя, получить эмоциональный заряд, способствует формированию эстетического
вкуса. И здесь, большую помощь оказывают родители, они являются активными
участниками и помощниками. Они с удовольствием участвуют в подготовке к
спектаклям и праздникам. Разрабатывают эскизы костюмов, декораций, готовят
атрибуты, проявляя фантазию, раскрывая свои таланты. Сотворчество с родителями,
это благодатное время, где в непринужденной беседе я направляю внимание
родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально
нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста. Родители имеют
возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по
социально нравственному воспитанию посредством игр драматизаций. На
родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально
нравственного воспитания детей; знакомим с результатами проведенной работы,
достижениями детей.
В творческой копилке нашей группы большое количество музыкальных
спектаклей, которые мы показывали для родителей и детей школы. Собраны
фотоматериалы проведенных спектаклей, имеется видеотека, коллекция детских
костюмов и атрибутов, собраны различные виды театров, сценарии для различных
тематических праздников.
При подготовке спектакля дети учатся красиво двигаться, правильно говорить,
импровизировать, общаться, а в итоге спектакль. Это для нас настоящий праздник,
который является результатом сотворчества детей, воспитателей, педагогов и
родителей. ЛИТЕРАТУРА
1. Доронова Т.Н. «Играем в театр», изд. Москва, 2004.
2. Маркова Т.А. «Нравственное воспитание в детском саду», под ред. В.Г.
Нечаевой, М. 1984.
3. Махнева М. «Театрализованная деятельность дошкольников», журнал
«Дошкольное воспитание» 1999г. № 4,11.
4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в
детском саду / М. 2003.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.