За рекой луга
зазеленели,
Веет легкой свежестью
Ветерок с полей тепло
Горький дух лозины
воды;
Веселей по рощам
зазвенели
Песни птиц на разные
приносит,
молодой...
О, весна!
просит!
Как сердце счастья
лады
Как сладка печаль моя
Игра Анализаторы по информатике
Забота мирная семей,
Готовых с утра в путь
недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.
(А.С.
Пушкин)
Один цветок, который не возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых
чувств,
Неведомых тобой…
А вместе все в один венок
душистый
Нынче удались цветы
повсюду,
Вдоволь им дано
покрасоваться.
Я смотрю на землю как на
чудо, Просто не могу
налюбоваться.
(А.
Прокофьев)
Игра Анализаторы по информатике
Человек познает окружающий мир
получая информацию через
ощущения
зрения
осязания
слуха
вкуса
обоняния
Игра Анализаторы по информатике
Проблемный вопрос:
Как складываются ощущения
Тема урока
человека?
«Анализаторы»
Игра Анализаторы по информатике
Ощущения – это непосредственное отражение свойств
предметов и явлений внешнего и внутреннего мира.
Иван Петрович Павлов
создал учение об
анализаторах, или
сенсорных системах.
Сложная система, обеспечивающая
восприятие и анализ раздражений
называется анализатор.
Игра Анализаторы по информатике
Маршруты урока
группа
1
группа
2
группа
3
мозга
•Щупальца
проводник
•Невидимый
•Центральный
1 группа•Щупальца мозга2 группа•Невидимый проводник3 группа•Центральный
Игра Анализаторы по информатике
Периферический отдел
анализатора - рецепторы
аксон
рецептор
Рецепторы отростки нервных клеток,
реагирующие на раздражители;
Рецепторы преобразуют раздражение
в нервное возбуждение
Игра Анализаторы по информатике
Типы рецепторов
Рецепторы
Рецепторы глаза
Рецепторы вкуса
Рецепторы слуха
Рецепторы обоняния
Тактильные рецепторы
Тепловые и холодовые
рецепторы
Чем представлены
расположенные на сетчатке
глаза палочки и колбочки
вкусовые почки (рецепторы)
сосредоточены, в основном, на
сосочках языка.
расположены во внутреннем
ухе – это волосковые клетки
Нервные окончания слизистой
оболочки верхнего отдела
носовой полости
Расположены в кожных
покровах
Дерма кожи
Каждый рецептор специфично воспринимает только
свои раздражители
Игра Анализаторы по информатике
1 группа
«Щупальца
мозга»
Периферический
2 группа
«Невидимый
проводник»
3 группа
«Центральная»
Отдел
Чем
представлен
Функции
Рецепторы разной
модальности
- первыми
воспринимают
раздражение
- преобразуют
раздражение
в нервные
импульсы
Игра Анализаторы по информатике
Проводниковый отдел
анализатора -
нервные пути
Проводит нервные импульсы от органа
чувств в центральный отдел нервной
системы – соответствующую зону коры
больших полушарий
Игра Анализаторы по информатике
1 группа
«Щупальца
мозга»
2 группа
«Невидимый
проводник»
3 группа
«Мозговая»
Отдел
Чем
представлен
Функции
Чувствительные нервы
Периферический Проводниковый
Рецепторы
разной
модальности
- первыми
воспринимаю
т
раздражение
-
преобразуют
раздражение
в нервные
импульсы
Проводит
нервные
импульсы от
органа чувств в
центральный
отдел нервной
системы –
соответствующую
зону коры
больших
полушарий
Игра Анализаторы по информатике
Центральный, или мозговой,
отдел анализатора —
определенные области коры
большого мозга
Центральная часть анализатора (ядро) состоит из
высоко дифференцированных нейронов, которые
осуществляют высший анализ и синтез информации,
поступающей к ним.
Игра Анализаторы по информатике
Отдел
Чем
представлен
Функции
1 группа
«Щупальца
мозга»
периферический
2 группа
«Невидимый
проводник»
проводниковый
3 группа
«Мозговая»
центральный
рецепторы разной
чувствительные нервы
модальности
-первыми
воспринимаю
т
раздражение
- преобразуют
раздражение
в нервные
импульсы
проводит нервные
импульсы от
органа чувств в
центральный
отдел нервной
системы –
соответствующую
зону коры больших
полушарий
соответствующая
зона коры больших
полушарий
-происходит
анализ и
синтез
полученной
информации
- формируется
целостный
образ
предмета.
Игра Анализаторы по информатике
Структура анализатора
Рецептор
й нерв
Чувствительны
й отдел
Периферически
отдел
Проводниковый
полушарий
больших
Зона коры
отдел
Центральный
Главное условие работы анализатора –
это его целостность
Периферический отделРецепторПроводниковый отделЧувствительный нервЦентральный отделЗона коры больших полушарий
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
1) Зрительный анализатор:
палочки и колбочки –
зрительный нерв-
зрительная зона коры
полушарий головного мозга.
2) Обонятельный анализатор
Слизистая оболочка носовой полости –
лицевой нерв -
обонятельная зона коры
полушарий головного мозга.
3) Вкусовой анализатор:
вкусовые сосочки языка –
подъязычный нерв –
вкусовая зона коры
полушарий головного мозга
4) Слуховой анализатор:
кортиевый орган -
слуховой нерв –
слуховая зона коры
полушарий головного мозга.
Игра Анализаторы по информатике
Восприятие – результат
деятельности системы анализаторов.
Особые участки коры – ассоциативные зоны –
обеспечивают взаимодействие разных
анализаторов.
Игра Анализаторы по информатике
Человек воспринимает окружающий мир с
помощью ____________________.
Каждый ______________ даёт информацию об
определённых _________________ предмета.
Анализатор состоит из трёх частей:
______________ , __________________ ,
_________________________.
________________ получают информацию о
раздражителях , ________________ передают
информацию в ___________________, в
____________________ происходит анализ,
синтез полученной информации,
формируется целостный образ предмета,
его восприятие.
Игра Анализаторы по информатике
Человек воспринимает окружающий мир с помощью
анализаторов.
Каждый анализатор даёт информацию об
определённых свойствах предмета.
Анализатор состоит из трёх частей: рецептор,
чувствительный нерв, зона коры больших
полушарий.
Рецепторы получают информацию о раздражителях ,
чувствительные нервы передают информацию в
зону коры больших полушарий, в зонах коры
больших полушарий происходит анализ, синтез
полученной информации, формируется целостный
образ предмета, его восприятие.
Проверка по ключу, самооценка.
10 верных – «5»
9,8 верных – «4»
6,7 верных – «3»
Меньше 6 верных – «2»
Игра Анализаторы по информатике
Домашнее задание
1. Изучить п. 48, составить схемы анализаторов,
встречающихся в тексте учебника.
2. Подготовить сообщение (презентацию)
«Ошибки восприятия»
3. Объясните выражение
«Мыслящий ум не чувствует себя
счастливым, пока ему не удастся связать
воедино разрозненные факты, им
наблюдаемы »
Д. Хевеши.*
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.