За рекой луга
зазеленели,
Веет легкой свежестью
Ветерок с полей тепло
Горький дух лозины
воды;
Веселей по рощам
зазвенели
Песни птиц на разные
приносит,
молодой...
О, весна!
просит!
Как сердце счастья
лады
Как сладка печаль моя
Забота мирная семей,
Готовых с утра в путь
недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.
(А.С.
Пушкин)
Один цветок, который не возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых
чувств,
Неведомых тобой…
А вместе все в один венок
душистый
Нынче удались цветы
повсюду,
Вдоволь им дано
покрасоваться.
Я смотрю на землю как на
чудо, Просто не могу
налюбоваться.
(А.
Прокофьев)
Человек познает окружающий мир
получая информацию через
ощущения
зрения
осязания
слуха
вкуса
обоняния
Проблемный вопрос:
Как складываются ощущения
Тема урока
человека?
«Анализаторы»
Ощущения – это непосредственное отражение свойств
предметов и явлений внешнего и внутреннего мира.
Иван Петрович Павлов
создал учение об
анализаторах, или
сенсорных системах.
Сложная система, обеспечивающая
восприятие и анализ раздражений
называется анализатор.
Маршруты урока
группа
1
группа
2
группа
3
мозга
•Щупальца
проводник
•Невидимый
•Центральный
1 группа•Щупальца мозга2 группа•Невидимый проводник3 группа•Центральный
Периферический отдел
анализатора - рецепторы
аксон
рецептор
Рецепторы отростки нервных клеток,
реагирующие на раздражители;
Рецепторы преобразуют раздражение
в нервное возбуждение
Типы рецепторов
Рецепторы
Рецепторы глаза
Рецепторы вкуса
Рецепторы слуха
Рецепторы обоняния
Тактильные рецепторы
Тепловые и холодовые
рецепторы
Чем представлены
расположенные на сетчатке
глаза палочки и колбочки
вкусовые почки (рецепторы)
сосредоточены, в основном, на
сосочках языка.
расположены во внутреннем
ухе – это волосковые клетки
Нервные окончания слизистой
оболочки верхнего отдела
носовой полости
Расположены в кожных
покровах
Дерма кожи
Каждый рецептор специфично воспринимает только
свои раздражители
1 группа
«Щупальца
мозга»
Периферический
2 группа
«Невидимый
проводник»
3 группа
«Центральная»
Отдел
Чем
представлен
Функции
Рецепторы разной
модальности
- первыми
воспринимают
раздражение
- преобразуют
раздражение
в нервные
импульсы
Проводниковый отдел
анализатора -
нервные пути
Проводит нервные импульсы от органа
чувств в центральный отдел нервной
системы – соответствующую зону коры
больших полушарий
1 группа
«Щупальца
мозга»
2 группа
«Невидимый
проводник»
3 группа
«Мозговая»
Отдел
Чем
представлен
Функции
Чувствительные нервы
Периферический Проводниковый
Рецепторы
разной
модальности
- первыми
воспринимаю
т
раздражение
-
преобразуют
раздражение
в нервные
импульсы
Проводит
нервные
импульсы от
органа чувств в
центральный
отдел нервной
системы –
соответствующую
зону коры
больших
полушарий
Центральный, или мозговой,
отдел анализатора —
определенные области коры
большого мозга
Центральная часть анализатора (ядро) состоит из
высоко дифференцированных нейронов, которые
осуществляют высший анализ и синтез информации,
поступающей к ним.
Отдел
Чем
представлен
Функции
1 группа
«Щупальца
мозга»
периферический
2 группа
«Невидимый
проводник»
проводниковый
3 группа
«Мозговая»
центральный
рецепторы разной
чувствительные нервы
модальности
-первыми
воспринимаю
т
раздражение
- преобразуют
раздражение
в нервные
импульсы
проводит нервные
импульсы от
органа чувств в
центральный
отдел нервной
системы –
соответствующую
зону коры больших
полушарий
соответствующая
зона коры больших
полушарий
-происходит
анализ и
синтез
полученной
информации
- формируется
целостный
образ
предмета.
Структура анализатора
Рецептор
й нерв
Чувствительны
й отдел
Периферически
отдел
Проводниковый
полушарий
больших
Зона коры
отдел
Центральный
Главное условие работы анализатора –
это его целостность
Периферический отделРецепторПроводниковый отделЧувствительный нервЦентральный отделЗона коры больших полушарий
1) Зрительный анализатор:
палочки и колбочки –
зрительный нерв-
зрительная зона коры
полушарий головного мозга.
2) Обонятельный анализатор
Слизистая оболочка носовой полости –
лицевой нерв -
обонятельная зона коры
полушарий головного мозга.
3) Вкусовой анализатор:
вкусовые сосочки языка –
подъязычный нерв –
вкусовая зона коры
полушарий головного мозга
4) Слуховой анализатор:
кортиевый орган -
слуховой нерв –
слуховая зона коры
полушарий головного мозга.
Восприятие – результат
деятельности системы анализаторов.
Особые участки коры – ассоциативные зоны –
обеспечивают взаимодействие разных
анализаторов.
Человек воспринимает окружающий мир с
помощью ____________________.
Каждый ______________ даёт информацию об
определённых _________________ предмета.
Анализатор состоит из трёх частей:
______________ , __________________ ,
_________________________.
________________ получают информацию о
раздражителях , ________________ передают
информацию в ___________________, в
____________________ происходит анализ,
синтез полученной информации,
формируется целостный образ предмета,
его восприятие.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью
анализаторов.
Каждый анализатор даёт информацию об
определённых свойствах предмета.
Анализатор состоит из трёх частей: рецептор,
чувствительный нерв, зона коры больших
полушарий.
Рецепторы получают информацию о раздражителях ,
чувствительные нервы передают информацию в
зону коры больших полушарий, в зонах коры
больших полушарий происходит анализ, синтез
полученной информации, формируется целостный
образ предмета, его восприятие.
Проверка по ключу, самооценка.
10 верных – «5»
9,8 верных – «4»
6,7 верных – «3»
Меньше 6 верных – «2»
Домашнее задание
1. Изучить п. 48, составить схемы анализаторов,
встречающихся в тексте учебника.
2. Подготовить сообщение (презентацию)
«Ошибки восприятия»
3. Объясните выражение
«Мыслящий ум не чувствует себя
счастливым, пока ему не удастся связать
воедино разрозненные факты, им
наблюдаемы »
Д. Хевеши.*