Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 107.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Игра или серьёзное дело? (А. Гайдар «Тимур и его команда», ч. 3, 4)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II. Развитие
умений.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Проверка качества чтения.
– Кто из команды Тимура мечтал сбежать в Красную Армию?
– Кто пропал в доме № 54 по Пушкарёвой?
– Кто обтряс яблоню в саду дома № 34?
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
1Беседа с учащимися.
– Можно ли, с вашей точки зрения, назвать серьёзными дела, которыми
занимаются тимуровцы?
– Похожи ли герои Гайдара на живых мальчиков и девочек или они напоминают
вам придуманный писателем идеал? Почему вы так думаете?
Работа с текстом во время чтения.
3я часть.
– Как бы вы озаглавили эту часть текста? (Высказывания ребят.)
– Вот и давайте проведём совещание (совет, заседание, сбор и т.д.) штаба.
– Кто в нём участвует? Какой он? Почему вы так думаете? Как будет говорить
сам? Отвечать другим? (Идёт обсуждение материалов текста.)
Тимур – деловитый, говорит громко, чётко, приказывая.
Женя – присутствует и наблюдает.
Гейка – упрямый, недоверчивый, прямой, говорит не спеша, как бы нехотя.
Коля – мечтательный, эмоциональный, немного заикается, голос передаёт его
состояние (взволнован, обрадован, обижен и т.д.).
Специалист по чужим садам и яблоням – сконфужен, ему неловко изза
своего прошлого; говорит нехотя, кроме «специального» вопроса о сорте
яблони, здесь он оживляется.
Ктото изза угла – нейтральное сообщение.
Сима – торопливый, расторопный и сведущий (всё знает), речь торопливая, без
запинки и пауз, уверенная.
Автор – не вмешивается в совещание, поэтому уместно оставить слова автора в
начале части и описании мчащегося в пыли конноартиллерийского дивизиона, не
читать слова автора в диалоге.
Чтениеинсценировка «Совещание в штабе».
– Какое дело показалось Тимуру самым трудным? Почему он берёт его на себя?
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
© ООО «Баласс», 2015
24я часть.
– Представьте, что испытывают ребята, наполняя бочку водой.
– Приходилось ли вам испытывать чтото подобное? Когда? В какой ситуации?
– Прав ли был Гейка, утверждая, что Коля проспит?
– Прочитайте выразительно сцену, где Тимур будит Колю.
– Над чем вы смеётесь?
– Смешно ли было Тимуру в этот момент?
– Кто ещё оказался страшно перепуган? Почему вы так думаете? (В первую
очередь молочница проверила, цел ли замок у двери.)
– Над чем смеётся Тимур? Интересно ли ему было наблюдать за старухой
молочницей?
Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающий вопрос.
– Чем занимаются Тимур и его команда – играют или всерьёз помогают людям?
2) Творческие пересказы.
а) От имени седого джентльмена, деда Коли Колокольчикова, – «Как я отвоевал
одеяло».
б) От имени старухимолочницы – «Рассказ соседке об утренних
происшествиях».
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
Дочитать текст.
© ООО «Баласс», 2015
3© ООО «Баласс», 2015
4