Игра как фактор познавательной активности
Оценка 4.7

Игра как фактор познавательной активности

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
химия +1
5 кл—11 кл +1
04.02.2018
Игра как фактор познавательной активности
Игра как фактор развития познавательной активности. Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих тончайших задатков. Д. Дребель. Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к химии. Интерес к (химии) предмету можно развивать во внеклассной и учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок- основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересными традиционные уроки все чаще проводятся в форме : уроки-игры, уроки- конкурсы, уроки-диспуты и т.д) Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Сегодня она особо значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности , но м самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем. Ведущая деятельность школьника- учение. Именно эта деятельность оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психологическое и социальное развитие. Ее компоненты вырабатываются постепенно, поэтому важно использовать такие нормы, которые могли бы служить эмоциональной опорой в процессе обучения, облегчали адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм уже освоенных обучающимися, является игра. Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать плен действия. Игра включает в себя все компоненты деятельности, здесь ребенок выступает как субъект, активный участник деятельности. Развлекающие возможности игры рассматривались О.С.Газмана, А.М. Матюшкина, С.А.Шмакова в основном как дидактические игры, что не позволяет максимально использовать возможности игровой среды в качестве фактора развития познавательной (деятельности) активности. Как организовывать игровую среду, которая способствовала бы развитию познавательной активности подростков? Одним из путей- развитие потребности обучающихся в познавательной деятельности. Возникновение потребности связано с развитием и формированием эмоционально-ценностных стимулов (см. схему) В подростковом возрасте актуальны потребности в общении, самовыражении и самоутверждении, т.е признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно они должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула я выбрала игру, не как самостоятельный вид деятельности. Игра, подкрепленная проблемно-поисковым, эмоционально- образным и соревновательными стимулами, приобретает привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию резервов личности, развитие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально- ценностных стимулов в различных сочетаниях с обще педагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность коллектива. Игровую форму занятиям придает внедрение игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения. Стимулирование учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия: -2- - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве ее средства; - в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. В 7-9 классах при изучении и первичном закреплении новых знаний я провожу обучающие игры, в том числе тренинговые. При общении и систематизации знаний использую контролирующие и обобщающиеся как один из видов контроля и обобщения учащихся. Разрабатывая такие уроки необходимо: - продумать методику проведения игры ( это может быть урок полностью или фрагмент урока 10-15 мин.); - ввести в игру элемент соревнования; - уточнить цели проведения игры, составить руководство для ведущего, инструкцию для игроков, подобрать и оформить дидактические материалы; - разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности; - заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры; - создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение учащихся к занятиям и возможность неучастие кого-либо в уроке. В 9 классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными; сюжет- это форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у учащихся развивается воображение, позволяющее создать какой-либо проект и реализовать этот проект путем внешних действий. Интерес к таким играм свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, самопроверке интеллекта. Использую частично- поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач, применяю сюжетно- ролевые и деловые игры. При организации необходимо учитывать следующие условия: - предоставление учащимся инициативы и свободы творчества в разработке содержания игры, создание игровых органов самоуправления; - свободный выбор игровых ролей в соответствии с личными возможностями, создание обстановки творческого использования роли; - индивидуальная работа учителя со школьниками для достижения ими успехов в игре; - создание высокого эмоционального напряжения в ходе игры. С 7 по 9 класс использую тренинговые игры как метод эмоционального воздействия, участвуя в них, учащиеся приобретают и закрепляют знания и умения. Такие педагогические игры требуют от школьников умений расшифровать, распутать, разгадать загадку, проявить смекалку в умственной деятельности, вызывают стремление анализировать, сопоставлять скрытые причины явлений. Это и есть творчество, то что составляет явление познавательной активности. Игровая деятельность- это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Она является условием и средством психического развития индивида. На определенном этапе психического развития подобная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Развитие личности учащихся в учебно- воспитательном процессе происходит лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на их потребности. учителю необходимо знать мотивы учебной деятельности каждого школьника, его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь ввиду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов, склонностей, не даны человеку от рождения. -3- Опыт работы показывает, что на уроках, где используется игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем на уроках где игровая деятельность не вводится. Таким образом, можно сказать, что введение в учебно- воспитательный процесс игровой деятельности положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения. В процессе игры у учащихся формируется важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения, рассматривать и обсуждаемые явления с разных сторон, сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра – универсальное средство воспитания, развития, обучения школьников, поэтому недооценивать ее значение, по меньшей мере, нерационально и непродуктивно.Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся- важное звено учебно воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется прежде всего потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности перед коллективом. Зачеты – это особая форма организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Зачеты позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика, своевременно выявить проблемы в знаниях и организовать корректировочное индивидуальное обучение, предотвращающее хроническую неуспеваемость. Зачетная система обеспечивает систематичность учения и способствует выработке системы знаний как основы развития школьников. Зачет, как и всякий контроль, выполняет функции, характерные для учебного процесса: образовательную, воспитательную и развивающую. Обучающее влияние можно проследить на таком примере. При организации групповой деятельности учащихся привлекают к анализу ответов своих товарищей дополнению и исправлению их. Таким образом, продолжается процесс усвоения материала, совершенствование их знаний. Воспитательные функции зачета проявляются в его стимулирующем воздействии на учеников, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности. Развивающее воздействие на учащихся в процессе зачета выражается в формировании устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля и самооценки. При проведении зачетов к методам контроля предъявляю следующие требования : полнота, всесторонность, систематичность, объективность; обеспечение обучающего, воспитывающего, развивающего влияния его в отдельных случаях- использование дифференцированного подхода к учащимся. Полнота и всесторонность контроля могут быть достигнуты при включении в содержание его всех основных элементов учебного материала курса химии, а иногда и других дисциплин, проверки не только предметных, но и интегрированных знаний, мировоззренческих идей, а также специальных, обще учебных и интеллектуальных умений и навыков. Системность контроля при проведении зачета обеспечивается получением нескольких оценок за разные виды деятельности школьников, а также их самооценок. Наиболее распространенные типы зачетов: тематические, проводящиеся после изучения отдельных тем или нескольких тем программы, и итоговые, которые завершают изучение больших разделов курса химии. Формы проведения зачетов могут быть самыми разнообразными, выбор их зависит от возрастных особенностей учащихся, степени подготовленности класса, от задач, которые ставит перед собой учитель, от его индивидуальных особенностей. 1 Зачет по типу экзамена. Сдающие зачет отвечают членам комиссии по билетам, составленным из вопросов, предлагаемых для подготовки к зачету. 2 Трудовой зачет Класс делят на группы учащихся с разным уровнем подготовленности. Каждый член группы получает карточки- задания и по очереди отвечает на свои вопросы , остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответ своего товарища. 3 Зачет-карусель -2- Членами комиссии оценивается только один вопрос. В итоге выставляют каждому ученику общую оценку за зачет. 4 Зачет по маршруту Ставится три оценки. Первая за усвоение теоретического материала, вторая за решение задач, третья за умение планировать и проводить химический эксперимент. Широко применяются и такие формы организации и проведения зачетов, как общественный смотр знаний, а также конкурсы по типу химического КВН, зачет-аукцион. Элементы игры, например химическое лото, химический лабиринт и т.д., вводимые в зачеты делают их более интересными и увлекательными для учащихся. Зачет- своеобразная форма смотра знаний, в процессе которого повышается ответственность учащихся за результаты учебного труда, как индивидуального, так и коллективного. Задача зачета выявить уровень знаний и умений учащихся при устных ответах, решении задач, распознавании веществ. Процесс формирования здоровья учащихся объединяет все, что способствует выполнению учебных, познавательных, общественных, бытовых и гигиенических функций человека в оптимальных для здоровья условиях. В связи с этим, образовательно- оздоровительные средства ( методы, приемы, педагогические условия, организационные формы, технологии) используются для формирования, сохранения и укрепления как индивидуального , так и общественного здоровья учащихся достаточно избирательно. Особенность применения образовательно- оздоровительных средств состоит в том, что они используются как для формирования знаний и умений оздоровительной деятельности, так и для саморазвития ( самоорганизации) определенной культуры здоровья учащихся. Воспитание основ культуры здоровья приводит к более эффективным результатам: оно обращено к личностному началу, « работает» с внутренними источниками саморазвития, Направлено не на формирование и тренинги, а на осмысление и понимание, на самостоятельное мотивирование необходимости здорового образа жизни. Такое воспитание требует знаний и умений педагога, связанных с использованием педагогических условий и технологий. Вместе с тем, оно не может полностью заменить привычные методы и условия образовательно- оздоровительной деятельности. Необходимо разумное сочетание тех и других педагогических средств , что, в свою очередь, требует высокой культуры педагогической деятельности. 1) Общие методы педагогике здоровья В качестве наиболее распространенных средств обычно используются общие методы педагогики, психологии, медицины и других смежных отраслей знания, а также основные методы воспитательной работы. 1 Методы формирования сознания- убеждения ( в форме рассказа, объяснения, разъяснения, лекции, беседы, увещевания, внушение, инструктажи, диспута, доклада), т.е воздействие воспитателя на сознание, чувства, волю воспитуемого с целью формирования твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точке зрения по различным вопросам отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей. Убеждение как ведущий метод должно быть основой формирования ЗОЖ. В этой группе методов, кроме убеждения, особого внимания заслуживает положительный пример . Пример оказывает сильное влияние на развитие сознательности и моральных чувств учащихся, так как слово учит, а пример влечет. На его значение в воспитании указывали древнеримский философ Сенека, великий чешский педагог Я.А. Коменский, русский педагог К.Д. Ушинский и др. психологической основой этого метода является тяга детей к подражанию. 2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение (т.е. многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек к З О Ж), приучение, поручение. Особо следует обратить внимание на использование общественного мнения как метода воспитательно – оздоровительной работы, который помогает воспитателю направлять учащихся на действия, формирующие желаемые качества здоровой личности. В реальной жизни и оздоровительной деятельности школьного коллектива можно использовать также метод воспитывающих ситуаций. Исходным действием в применении методов этой группы является педагогическое требование – способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья. 3. Методы стимулирования поведения и деятельности. Эти методы применяются для того, чтобы побуждать, давать толчок мысли, чувству, тому действию, которое нужно или целесообразно применять в воспитательно – оздоровительной работе – поощрение, одобрение, осуждение, наказание, соревнование. Данные методы целесообразно использовать как стимулирующие, дополнительные, коррекционные. Следует отметить, что деятельность учителей- предметников в оздоровительной работе с учащимися не подменяет методы учителя физкультуры. Она носит просветительский характер, пропагандирует здоровый образ жизни, убеждает, что для сохранения здоровья необходимо поддерживать организм в оптимальном состоянии, предлагает конкретные рекомендации по повышению работоспособности учащихся. На уроках в течение 3 – 5 минут учащихся можно познакомить с дыхательными упражнениями, снижающими утомление. После уроков в группах здоровья следует расширить и углубить знания учащихся по различным вопросам сохранение здоровья. Двух уроков физкультуры в неделю для учащихся недостаточно. Большая учебная нагрузка, сидение у телевизора, отсутствие регулярных занятий спортом резко снижают двигательную активность подростков, что отражается на состоянии их здоровья. Очень важно, чтобы учителя – предметники находили возможность на уроках по своему предмету заострить внимание учеников на проблеме соблюдения норм и правил здорового образа жизни. Основная цель занятий учителя с учащимися на уроках здоровья – не только ознакомить их с упражнениями по воспитанию к поддержанию здоровья, но и научить адекватно воспринимать информацию, и исходя из ее смысла, принимать правильные решения. Для развития двигательной активности учащимся необходимо освоить правила дозированной ходьбы и оздоровительного бега, оптимальный эффект при ходьбе и беге может быть достигнут лишь при условии соблюдения правильного общего режима труда и отдыха, рационального питания, исключения курения и употребления алкоголя. На уроках здоровья учащиеся должны учиться правильно дышать. Снижение двигательной активности и ограничение мышечных усилий часто приводит к ослаблению дыхательных мышц (диафрагмы, брюшного пресса, межреберных мышц). При долгом сидение рекомендуется 2 – 3 часа «проветривать» легкие выдохом и каждый раз втягивать живот. Во время прогулки нужно дышать ритмично. Например, 3 – 4 шага – вдох, на 3 – 4 шага – выдох. Активный выдох одновременно укрепляет мышцы брюшного пресса. Существует упражнения, которые легко выполняются учащимися во время коротких перемен, например, сжимание и разжимание пальцев в кулаки. Делать это упражнение следует энергично, чувствуя, как в момент сжатия напрягаются мышцы не только пальцев, но и предплечий. В каждом случае сжимать и разжимать пальцы надо до появления легкой усталости. Второе упражнение – «Проверь осанку». Отведите плечи назад, лопатки при этом должны несколько сойтись, а грудь выдвинуться вперед. Поднимите подбородок, слегка напрягите мышцы шеи. Почувствуйте удовольствие от легкого напряжения и перемены позы. Следующее упражнение – для глаз. Несколько раз энергично следует сомкнуть и разомкнуть веки. Легкими движениями руки погладить нос от переносицы к вискам. Очень полезно специальное упражнение для ног. Если позволяет обувь, можно походить, наступая сначала на внешнюю, затем на внутреннюю сторону стопы. Данное упражнение не только улучшает кровообращение, но и является хорошим средством профилактики плоскостопия. Регулярное проведение уроков здоровья с учащимися способствует повышению у них ответственного отношения к своему здоровью, приобретению навыков повышения работоспособности и снятию нервного напряжения, стимулирует двигательную активность учащихся, улучшает общее самочувствие. В системе психологической и практической подготовки педагогов к ЗОЖ можно предусмотреть образовательно- оздоровительную программу для учителя, куда входят уроки- семинары « Здоровье» , клубы, секции спортивно- оздоровительного направления, встречи, беседы с врачами, психологами и т.д Сегодня в арсенале специалистов имеется достаточно большое количество проверенных, надежных методов, которые без всякого сомнения содействуют здоровью. Они могут быть медицинскими ( например, профилактика близорукости, сезонная дотация витаминов, своевременное лечение зубов и др.), психологическими ( коррекция дисграфии, дислекции и др.), педагогическими ( «уроки здоровья», различные виды игровой активности и т.д). на фоне таких методов более успешна деятельность, связанная с инициативными школьными мероприятиями, направленными на здоровье: тематическими сочинениями, выставками, конкурсами и т.д. 2) Педагогические условия формирования здорового образа жизни. К педагогическим условиям формирования здоровой личности в образовательном пространстве относятся: - наличие системы диагностики и объективного контроля за здоровьем учащихся в ОУ , разработан на основе требований Сан Тика; - формирование знаний в области технологии сохранения и поддержания и укрепления здоровья; - обеспечение материально- пространственной среды; - наличие эмоционально- положительной установки на формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни учащихся и педагогов. - практическая включенность всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность; - наличие единых педагогических требований в системе « ученик-учитель- родитель» по организации здорового образа учащихся; - высокий уровень активности обучающихся в воспитательно-оздоровительной работе; - практическая реализация содержания воспитательно- оздоровительной деятельности учащихся в повседневной жизни. Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности 1 Показ личной значимости здорового образа жизни. 2 Систематические занятия утренней гимнастикой, физкультурой. 3 Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе 4 Экскурсии на природу, турпоходы 5 Соблюдение гигиенических норм и правил 6 Воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию организма 7 Подвижный образ жизни 8 Полноценное питание 9 Оптимизация учебной нагрузки 10 В необходимых случаях профилактическая работа, направленная на преодоление вредных привычек (курение, употребление наркотиков, ранний интерес к сексуальной жизни) Одним из важнейших условий становится удовлетворение физиологических потребностей школьников . Этому способствует соответствующий уровень санитарно- гигиенических норм: света и тепла, питания и медицинского контроля, удобной мебели, просторности помещений и т.п. В этом смысле важную роль играет грамотная организация режима дня, уровень индивидуальной учебной нагрузки и т.д. Удовлетворение физиологических потребностей ребенка связано с созданием условий которые не всегда могут находиться под контролем учителя. Однако, если учащиеся уверены, что учитель настроен по отношению к ним доброжелательно, всякая неопределенная ситуация толкуется ими в свою пользу. Следовательно, ребенок не станет мучительно ( проявлять свою двигательную активность) думать, можно ли отпроситься с урока, как проявлять свою двигательную активность на перемене, не станет связывать свою усталость со слой волей учителя. В равной мере возрастут его шансы на удовлетворение физиологических потребностей, если он будет считать учителя авторитетным лицом: он скорее обратиться к такому педагогу за помощью , не станет бояться вмешательства других учителей, если совершит проступок. Педагогические условия, способствующие воспитанию духовно здоровой личности 1 Приобщение учащихся к различным видам созидательной творческой деятельности как к учебной, так и во внеурочной работе. 2 Создание, поддержание атмосферы высокой духовности, нравственности как между учителем и учеником, так и в среде самих учащихся и их родителей. 3 Вовлечение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, где бы проявились их милосердие, сопричастность с разрешением проблем, которые стоят перед страной, городом, поселком, школой. 4 Участие в народных праздниках, поддержка и развитие народных традиций, детских, юношеских творческих коллективов, движений. 5 Педагогическое стимулирование и развитие у учащихся ценностей и ценностных ориентаций, которые обусловлены понятиями « свобода» , « творчество», « культура», « вера», « надежда», « любовь», « духовно- нравственная личность» и др. 3) Технология развития мотивов здорового образа жизни. Условия становятся педагогическими, если создаются при помощи специальной технологии. Особенность такой технологии состоит в том, что она « работает» не с учеником , а с образовательной средой, окружающей ученика. Изменения находящиеся в этой среде объекты ( предметы, ситуации, отношения и т.д) учитель получает удивительную педагогическую возможность сознание ученика ( и, соответственно, его личность), не прибегая к какому- либо давлению. Педагогическую технологию можно представить как трехэтапный процесс: диагностика, организация общения, организация взаимодействия. На диагностическом этапе достигается установление неодинаковости детей, с помощью простых элементарных схем, тестов. На этапе организации общения предполагает наличие стратегического плана учителя по созданию такого ученического сообщества, которое помогло бы развитию личности. Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учеником, сколько между учениками. 4) организационные формы педагогики здоровья. В зависимости от методики воспитательного воздействия формы воспитания подразделяются на 1) словесные ( собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.д) 2) практические ( походы, экскурсии, конкурсы, занятие в кружках) 3) наглядные ( выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п). Это разовые мероприятия. Воспитательно – оздоровительная работа в ОУ и формирование здорового образа жизни учащихся требует постоянной взаимосвязи учителей и медработников, четкого планирования всей деятельности, конкретного подхода к каждому ученику. Это поможет выработать оптимальные меры лечения, воспитания и развития больных детей, а также сформировать систему профилактической работы с остальными школьниками. Медицинские работники и педагоги не могут идти по пути работы только с больными детьми, хотя их число растет с каждым годом. Необходима широкая совместная профилактическая деятельность учителей, кл. руководителя и медперсонала: жизнь требует новых форм работы с детьми по формированию здорового образа жизни. В школе осуществляется немало мероприятий, направленных на укрепление здоровья учащихся: проводятся День здоровья, День физкультурника, учащиеся посещают спортивные секции, проводятся медосмотры, осуществляется контроль за санитарным состоянием классных комнат и кабинетов; учащиеся получают горячее питание, введен 3-ий урок физкультуры, урок длится 40 мин., контролируется объем учебной нагрузки, состояние психологического климата в коллективе; родительские собрания проводятся с участием психологов; перемены до 20 мин., занятия с больными на дому. И все же перечисленные мероприятия носят преимущественно эпизоотический характер. С целью решения воспитательно- оздоровительной проблемы в школе необходим комплекс целенаправленных мероприятий: - возвратить в школу мед. работников, логопедов - улучшить материальное снабжение и медпунктов в школе - строить при школе спортивные комплексы , бассейны, лечебные и физкультурные кабинеты - односменные занятия - организовать диетпитание - снабжать специальной методической литературой и т.д В педагогическом процессе важно организовать и целенаправленно использовать такую силу, как родители. Проводимая с родителями работа в конечном итоге помогает воспитанию и развитию школьников. В основе этой формы должны лежать: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей, готовность оказать помощь семье, дать конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам. В процессе воспитания здоровой личности необходимо применять принципы лечебной педагогике: - принцип профессионально- этической ответственности - активной жизненной позиции -принцип гуманизма - принцип преемственности - принцип индивидуально- личностного подхода - принцип непрерывности На данных принципах основываются методы, формы и средства Воспитательно- оздоровительной деятельности образовательного учреждения ( ВОДОУ) ВАШЕ ЗДРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ Тест « Как избежать гриппа » Выберите верный ответ: 1. Лучше поскорее в этом сезоне переболеть, чтобы потом не заразиться. ( Верно, неверно) 2. Стоит замерзнуть, промочить ноги, как обязательно заболеешь. ( Верно, неверно) 3. При малейших признаках недомогания нужно принять антибиотики. ( Верно, неверно) 4. Грипп не грозит, если держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает, и еще надо часто мыть руки. ( Верно, неверно) 5. Вирусы гриппа живут в окружающей среде ( несколько минут, несколько часов) Классные часы: в здоровом теле…. 3. Анализ результатов теста « Как избежать гриппа» 1. Неверно, Иммунитет к таким заболеваниям практически не вырабатывается. 2. Неверно. Не настраивайте себя на болезнь. Зависимости между промокшими ногами и гриппом нет. Заболевание вызывает не само по себе переохлаждение, а вирусы, которые активизируются в ослабленном организме. Переохлаждение может « запустить» механизм болезни, поэтому держите ноги сухими и в тепле. 3. Неверно. Антибиотики не убивают вирусы , а их применение без рекомендации врача может принести большой вред здоровью. 4. Верно. Грипп- инфекционное заболевание и передается воздушно- капельным путем: при кашле, чихании, разговоре. По самым приблизительным подсчетам, один загрипповавший человек может одновременно заразить 20-25 здоровых, оказавшихся в опасной от него близости – 2- 2,5 м. Если на вас буквально чихают, отойдите на более безопасное расстояние. Зачастую вирусы проникают в организм через нос и слезные протоки, после того как « прицепляется» к рукам. Поэтому: * Перед выходом из дома смажьте носовые ходы оксолиновой мазью, чтобы « заблокировать» слизистую от попадания болезнетворных микроорганизмов. * Часто мойте руки. 5. Верный ответ- « несколько часов» . Вирусы часами остаются не только на посуде, из которой ел или пил больной, но и на дверных ручках, игрушках- всех вещах, за которые он брался, рядом с которыми кашлял или чихал. 4. Народные рецепты. Рекомендации. Может ли ребенок помочь своему организму в случае заболевания? Родители на работе, чем может помочь сам себе? Какие народные рецепты вы знаете? * Средство от кашля: в стакан морковного сока добавьте 3 ложки меда и несколько капель растительного масла, принимайте по столовой ложке 4-5 раз в день. * Выпейте теплое молоко с маслом и медом. * Примите 1 грамм витамина С. 5. Анкета « Выбираю здоровье и красоту» Продолжите фразы: « Здоровье – это…» « Если я заболеваю, то …» « Чтобы сохранить здоровье, нужно…» 6.ВЫВОД Когда вы чувствуете недомогание , посмотрите на свой язык: если он ярко- красный, значит, в организме идет воспалительный процесс. Срочно обратитесь к врачу. К основным гигиеническим требованиям относятся: 1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. 2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца. 3. Чистота оконных стекол. 4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями. 5. Использование в весеннее время просвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей. 6. Поддержание нормального температурного режима. 7. Регулярное проветривание классных комнат. 8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников. 9. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой. 10.Поддержание чистоты и порядка в классе. 11. Соблюдение школьниками личной гигиены. 12. Сохранение у детей правильной позы во время работы. 13.Проведение « физкультминуток» 14. Особое отношение к ослабленным болезнью детям. 15. Устранение шумовых раздражителей. 16. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых. Повседневное выполнение этих требований послужит основой усвоения школьниками навыков поведения.
1.doc
­1­         Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся­ важное звено учебно  воспитательного процесса.        Необходимость контроля объясняется прежде всего потребностью в получении  информации об эффективности функционирования системы обучения.        От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них положительной мотивации учения,  правильной самооценки и чувства ответственности перед коллективом.        Зачеты – это особая форма организации контроля знаний, умений и навыков учащихся.  Зачеты позволяют объективно оценить результаты учебной деятельности каждого ученика,  своевременно выявить проблемы в знаниях и организовать корректировочное  индивидуальное обучение, предотвращающее хроническую неуспеваемость.       Зачетная система обеспечивает систематичность учения и способствует выработке  системы знаний как основы развития школьников.      Зачет, как и всякий контроль, выполняет функции, характерные для учебного процесса:  образовательную, воспитательную и развивающую.     Обучающее влияние можно проследить на таком примере. При организации групповой  деятельности учащихся привлекают к анализу ответов своих товарищей дополнению и  исправлению их. Таким образом, продолжается процесс  усвоения материала,  совершенствование их знаний.     Воспитательные функции зачета проявляются в его стимулирующем воздействии на  учеников, в формировании у них чувства ответственности, долга, дисциплинированности.     Развивающее воздействие на учащихся в процессе зачета выражается в формировании  устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля и самооценки.     При проведении зачетов к методам контроля предъявляю следующие требования :  полнота, всесторонность, систематичность, объективность; обеспечение обучающего,  воспитывающего, развивающего влияния его в отдельных случаях­ использование  дифференцированного подхода к учащимся.     Полнота и всесторонность контроля могут быть достигнуты при включении в  содержание его всех основных элементов учебного материала курса химии, а иногда и  других дисциплин, проверки не только предметных, но и интегрированных знаний,  мировоззренческих идей, а также специальных, обще учебных и интеллектуальных умений  и навыков.    Системность контроля  при проведении зачета обеспечивается получением нескольких  оценок за разные виды деятельности школьников, а также их самооценок.    Наиболее распространенные типы зачетов: тематические, проводящиеся после изучения  отдельных тем или нескольких тем программы,  и итоговые, которые завершают изучение  больших разделов курса химии.    Формы проведения зачетов могут быть самыми разнообразными, выбор их зависит от  возрастных особенностей учащихся, степени подготовленности класса, от задач, которые  ставит перед собой учитель, от его индивидуальных особенностей. 1 Зачет по типу экзамена.  Сдающие зачет отвечают членам комиссии по билетам, составленным из вопросов,  предлагаемых для подготовки к зачету. 2 Трудовой зачет  Класс делят на группы учащихся с разным уровнем подготовленности. Каждый член  группы получает карточки­ задания и по очереди отвечает на свои вопросы , остальные  внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответ своего  товарища. 3 Зачет­карусель ­2­    Членами комиссии оценивается только один вопрос. В итоге выставляют каждому  ученику общую оценку за зачет. 4 Зачет по маршруту   Ставится три оценки. Первая за усвоение теоретического материала, вторая  за решение  задач, третья за умение планировать и проводить химический эксперимент. Широко применяются и такие формы организации и проведения зачетов, как  общественный смотр знаний, а также конкурсы по типу химического КВН, зачет­аукцион.    Элементы игры, например химическое лото, химический лабиринт и т.д., вводимые в  зачеты делают их более интересными и увлекательными для учащихся.   Зачет­ своеобразная форма смотра знаний, в процессе которого повышается  ответственность учащихся за результаты учебного труда, как индивидуального, так и  коллективного.   Задача зачета выявить уровень знаний и умений учащихся при устных ответах, решении  задач, распознавании веществ.                                               ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАЧЕТ обучающее ­  контролирующего характера. Основные задачи зачета: проверить качество усвоения учащимися таких основных  химических понятий, как физические и химические явления, чистые вещества и смеси,  простые и сложные вещества, химические уравнения, закон сохранения массы веществ;  умения применять свои знания, составлять формулы бинарных соединений, решать  расчетные задачи по уравнениям химических реакций; продолжать формирование умение  работать в коллективе, развивая чувства товарищества, требовательности к себе и к своим  товарищам. Средства обучения и контроля : магнитофон, графо проектор, карточки с заданием, кодо  пленки  у учащихся на партах копировальная бумага, ручки с пустыми стержнями,  карандаши, резинки.      Зачет состоит из трех частей. Начинается с индивидуальной работы, цель которой­  проверить знание учащихся основных химических понятий, умение составлять формулы  бинарных соединений.     Самостоятельная работа проводится с использованием магнитофона, который  воспроизводит следующий дикторский текст: 1 задание: К каким явлениям, физическим или химическим, относятся указанные процессы, вы должны записать в качестве ответа букву Ф, если речь идет о физическом явлении, если  речь идет о химическом явлении­ Х; испарение воды, помутнение известковой воды под  действием углекислого газа, ковка металла, обугливание лучины, ржавление гвоздя. 2 задание: Приступаем к выполнению второго задания, в котором речь пойдет о чистых  веществах и смесях веществ. Ответы записывайте в виде первой буквы В, если говорится о  чистом веществе, С , если имеется в виду смесь веществ: дистиллированная вода, медная  проволока, почва, сахар, фосфор. 3 задание: Отвечая на вопросы третьего задания «простое вещество­ сложное вещество»,  вы ставите букву П, если вещество простое, С, если вещество сложное (читаются  следующие формулы: H , CO , Cu, H SO , H O, S»   Эти 3 задания учащиеся выполняют в двух экземплярах, под копирку, ручкой с пустым  стержнем. При такой организации работа идет по одному варианту; исключается  возможность списывания и исправления во время самопроверки. Самопроверка  осуществляется по копии работы при помощи кодопленки, на которой записаны следующие ответы: 1 задание­ Ф, Х, Х, Ф, Х, Х; 2 задание – В, В, С, В, В; 3 задание­ П, С, П, С, С, П.                                                            ­3­ 4 задание: Выполняют по вариантам ам обычной ручкой. « I в напишите формулу вещества, состоящего из элементов серы и  водорода (сера II ).    II вариант Напишите формулу вещества, состоящего из элементов фосфора и кислорода  (РV)    III вариант Напишите формулу вещества, состоящего из элементов натрия и кислорода  (Nа I). По окончании работы учащиеся сдают первый экземпляр выполненного задания на  проверку учителю, а по второму проводят самопроверку. Сравнивая первый и второй  экземпляры, учитель может оценить качество самопроверки. Закончив  проверку четвертого задания учащиеся оценивают выполненную работу. Диктор  напоминает: « Ставим «5», если ошибок нет; «4», если допущена одна ошибка; «3», если  сделаны две ошибки; « 2» , если работа содержит более двух ошибок. II ч. Вторая часть зачета проводится в виде групповой работы, цель которой­ проверить  знание учащихся таких понятий, как химическое уравнение, закон сохранения массы  веществ, умение расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.    Каждая группа получает карточку с заданием, состоящим из следующих вопросов: 1 Что называется химическим уравнением? 2 На основании какого закона составляются химические уравнения? 3 Как формируется закон сохранения массы веществ? 4 На примере реакции 2Са + О  = 2Са О докажите справедливость закона сохранения  массы веществ. 5 Проверьте умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях, выполнив  следующее предварительное задание:   →  Fe→ 2 O3 +3 H2 O →  CaCl                                                             Ca + Cl2  2 → CuO + H2   Cu + H Cu(OH)2 2Fe(OH) 3 2 O  CuO + H 2 O   Во время беседы в группах учащиеся должны выявить уровень усвоения данного  материала, объяснить непонятное тем, кто в этом нуждается. Учитель в это время может  работать со слабоуспевающими.   В группах, справившись с предварительным заданием, учащиеся приступают к  выполнению самостоятельной работы по вариантам. Расставьте коэффициенты в схемах  химических реакций: I  вариант                                                                H + O  II   вариант   NaNO3                                                              Ca + O2   H O→ KCl O3   → KCl + O2     CuO + C   CO + Cu →  → NaNO2 + O  CaO→   SiO2 + Mg   MgO + Si  →   В целях экономии времени задания записаны на плотных  карточках, на которых   учащиеся карандашом расставляют коэффициенты. После коллективной проверки результаты работы и выставления оценок написанное  карандашом стирается. Такие  карточки можно использовать неоднократно.   III ч. Индивидуальная письменная самостоятельная работа, которую проверяет учитель.  Задания четырех вариантов записаны на карточках, и каждое состоит из 3 вопросов.  Пример: 1. Сложное вещество метан, состоящее из элементов углерода (  ) и водорода, при  сильном нагревании может разлагаться на простое вещество водород (молекула состоит из  двух атомов) и простое вещество углерод атомарного строения. Рассчитайте массу  углерода, который может быть получен из 320 т метана. 2. Проведите эксперимент по окислению меди кислородом воздуха при нагревании.  Запишите уравнение реакции, укажите ее признаки. 3. Напишите химические формулы следующие соединения: I                          K2 O                                                 Zn O                                              Cu Cl2  II III            Учитель собирает тетради, проверяет самостоятельную работу и на основании трех  оценок выставляет итоговую, которую заносит в тематическую карточку и журнал.             Зачет по этой теме можно провести как Зачет – конкурс  Зачет – конкурс   Изобретается жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов. Заранее  готовятся карточки с заданиями, текст для ведущего, оборудование для демонстрации  опытов, а также ведомость по учету знаний, умений и навыков учащихся ( см. табл. 1) Фамилия, имя Оценка за задания Дополнительный  балл Итоговая оценка 1 2 3 4 5 Таблица 1

Игра как фактор познавательной активности

Игра как фактор познавательной активности

Игра как фактор познавательной активности

Игра как фактор познавательной активности

Игра как фактор познавательной активности

Игра как фактор познавательной активности

Игра как фактор познавательной активности

Игра как фактор познавательной активности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018