Игровая программа на развитие памяти для 5-7 классов
"Игры разума"
Игровую программу можно провести в объединении "Вожатый 1" или в школе на классном часу в 5-7 классе.
Участники: дети 10-13 лет до 16 человек.
Игра рассчитана на 30-40 минут.
Цели игры:
1.Образовательные:
- развитие любознательности, внимания, памяти;
- совершенствовать умение использовать в работе полученные знания;
- расширить круг знаний учащихся.
2. Воспитательные:
- воспитание настойчивости, смекалки, умения работать в коллективе;
- развитие доброжелательного отношения друг к другу;
-
умение управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива.
3. Развивающие:
- нацелить на творчество, сообразительность;
- развитие логического мышления.
Оборудование: бумага, карандаши.
Ход занятия
Ведущий: Всем здравствуйте! Сегодня мы сможем познакомиться с видами памяти, но все не так просто! Я подготовила несколько игр на развитие памяти. И через игру мы познакомимся ближе с нашей памятью. Всем удачи!
Все мы когда-то учили стихи! Но мало кто задумывался, как- же мы запоминаем его. Или как мы запоминаем имена друзей, движения, вкусы? На этот вопрос почти никто не может ответить. А ответ совсем прост! У каждого есть виды памяти, например: слуховая, двигательная, зрительная и много других. Сегодня мы познакомимся именно с 4 перечисленными видами.
1 игра: "На ком оборвется?"
Цель: Развить слуховую память.
Число играющих должно быть четное. Все садятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые - одна команда, вторые - другая. Начинает любой играющий: он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым; третий повторяет первые два слова и говорит свое (например: крыша, булка, Иван и т.д.). Так говорят по кругу все подряд, пока кто-либо не забудет последовательности слов, и тогда его команда проигрывает. Игра начинается снова, и первым говорит тот, кто сидит рядом с проигравшим.
Ведущий: Игра прошла потрясающе! Уверенна, она вам понравилась. Ну, а мы продолжаем!
2 игра: «Отставай, но поспевай!»
Цель: Развить двигательную память.
Игроки должны повторить за ведущим движения, но отставая от него на один ход. Например, ведущий поднимает вверх правую руку — игроки ничего не делают; ведущий поднимает вверх левую руку — игроки поднимают вверх правую руку; ведущий ставит правую руку на пояс — игроки поднимают вверх левую руку; ведущий вытягивает правую руку в сторону — игроки ставят на пояс правую руку и так далее.
3 игра: "Цвет и форма"
Цель: Развить зрительную память.
У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши. Кто-то, отойдя в сторону, быстро чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5-10 секунд показывает остальным играющим свой рисунок. Все должны возможно точнее его скопировать. Трое, сделавших это лучше других, поощряются. Теперь другой игрок за несколько секунд делает свой рисунок, другие копируют его по памяти. Игра продолжается до тех пор, пока то же самое не сделают 5-8 человек, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.
4 игра: "Скульптурные копии"
Цель: Развить зрительную и двигательную память.
Группа делится на равные части. Каждая «строит» скульптуру из участников. Команды-соперники по очереди показывают друг другу свои произведения. Задача — в точности повторить скульптуру соперника.
5 игра: «Скороговорки различной длины» (слуховая память)
Купила бабуся бусы Марусе.
Муха-горюха села на ухо.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
От топота копыт пыль по полю летит.
Хитрую сороку поймать морока, а на сорок сорок – сорок морок.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Слишком много ножек у сороконожек.
6 игра: «Увидел, услышал — запомни!» (слуховая и зрительная память)
Память на числа очень часто нужна на практике.
Игроки садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый должен написать их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа, проверяет их у всех.
Затем его сосед, написав 5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 5-7 секунд.
Когда его бумажка уже спрятана, каждый пишет эти числа у себя, и вновь происходит проверка.
Затем один за другим играющие последовательно пишут 6, 7 однозначных, 3,4,5 двузначных, 2,3,4 трехзначных числа, все время чередуя тренировку зрительной и слуховой памяти.
Игра проводится в течение 7-10 минут.
7 игра: «Восстанови память» (зрительная память)
Для игры нужно заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой. (Можно нарезать их из тетради в клетку.)
На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл игры заключается в том, что играющие в течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки.
Выигрывают те ребята, которые выполнили это задание правильно.
Игру при желании можно усложнить, зачеркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом случае участники игры должны не только запомнить, какие клетки зачеркнуты, но еще и то, какого они цвета.
8 игра: «Вспомни, не глядя» (зрительная память)
Каждый ли из нас хорошо представляет себе то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живет, в классе, где учится?
Внезапно, никого не предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше — Коля или Витя и т.п.
9 игра: «Рука все помнит» (сенсорная память)
Ведущий раскладывает на столе 6-10 различных предметов, которые необходимо запомнить за 20-30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишается права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто сумеет переложить большее количество предметов и т. д.
Ведущий: На этом мы закончили! Есть ли игра, которая больше всего запомнилась? Надеюсь вам все понравилось, до скорых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.