Игровые стихи сибирских поэтов в развитии читательских компетенций младших школьников
Оценка 4.7

Игровые стихи сибирских поэтов в развитии читательских компетенций младших школьников

Оценка 4.7
doc
преподавание
04.07.2022
Игровые стихи сибирских  поэтов в развитии читательских компетенций младших школьников
Статья носит методический характер: рекомендует методы и приемы включения произведений региональных авторов в уроки литературного чтения для развития читательских компетенций
Статья.doc

Игровые стихи

сибирских  поэтов в развитии читательских компетенций младших школьников

 

Закон Российской Федерации «Об образовании» определил  одним из компонентов государственных содержательных стандартов – национальный. Региональный компонент государственного содержательного стандарта ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания и является механизмом реализации региональной политики в области образования.

Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для ее решения педагоги, дети и родители обращаются к истории, традициям и современной жизни своей малой родины. В результате чего ребенок принимает культуру и духовные традиции России, русского народа и народов, среди которых он родился и живет.

Особый эмоциональный отклик вызывают произведения о людях живущих рядом, о родном крае, о том, что чувствуешь и переживаешь каждый день. Это дети узнают из произведений сибирских поэтов: Т. Белозерова, Е. Стюарт, А. Береснева. Их творчество бережно, ненавязчиво воспитывает нравственные чувства и представления у маленьких граждан.

Для дошкольников и младших школьников основным видом деятельности является игра. Литературно-художественные особенности стихов позволяют детям включать их в любимые игры, речевые зарядки и упражнения.

Веселые, смешные, устрашающие или дразнящие стихотворения – это и есть своеобразная словесная «игрушка». Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки – все это в первую очередь игры.

Да и как удержаться, чтобы не подразнить рыжика в осеннем лесу и не ответить также задорно:

 

Дразнят рыжика

Волнушки:

– Покажи

Свои веснушки!

(А. Береснев. «Дразнят рыжика…»)

 

Некоторые стихи просятся стать загадкой, которая наполнена яркими, сочными метафорами:

 

Пробежала девица

По зеленому ситцу –

Ведра опрокинула,

Коромысло кинула.

(Е. Стюарт. «Радуга»)

 

Стихотворение «Шутка» напоминает своим ритмом, цельным построением сюжета переводы английских песенок С. Маршака. Стихотворение не только наполнено искренним смехом, но и обилием аллитераций, что роднит его со скороговоркой:

Веселая старушка

Весь день сегодня шьет.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

(Е. Стюарт. «Шутка»)

 

Аллитерация и ритмическое построение просто звучат раскатами грома и треском грозы, но прятаться не хочется, а хочется выкрикивать весело с раскатистым [р] стихотворение:

 

Грохот,

Треск,

Огня сверканье:

В тучах

Снова

Замыканье.

(А. Береснев. «Гроза»)

 

Если хочется поиграть со звуками [ш-ж], пригласи подружку-лягушку и у вас завяжется веселый разговор:

 

В лесу по опушке скакала лягушка,

Навстречу лягушке попалась подружка.

– Здорово живешь! – ей лягушка сказала.

– Куда ты, подружка, с утра поскакала?

(Е. Стюарт. «Мамаши»)

 

Наверное, эти поэты любили играть в детстве, если до сих пор сочиняют такие звучные считалки как у Е. Стюарт:

 

Раз–два–три–четыре–пять –

Нужно деток сосчитать.

Курица считает –

Дочки не хватает!

(Е. Стюарт. «Про курицу»)

 

А если вам нужно помочь убрать морковку в огороде, тогда веселее это делать со считалкой А. Береснева:

 

Раз,

    Два,

          Три,

                 Четыре,

                               Пять.

Как морковку сосчитать

Очень мне обидно,

Что ее не видно.

Ведь она в земле растет.

Я придумал!

Начал счет.

(А. Береснев. «Как морковку сосчитать?»)

 

Прибаутки-подсказульки хоть и относятся к потешному фольклору, но так и просятся в театрализованную игру, где героиня тыква:

 

– Почему,

Скажи мне, тыква,

Все лежишь?

– А я привыкла.

– Почему не ходишь

В гости,

А грустишь весь день

В траве?

– Я привязана

За хвостик

Крепко-накрепко

К ботве!

(А. Береснев. «Тыква»)

 

Может быть, это воробышек, который так боится сибирского мороза?

 

– Глупый, глупый воробей,

Ведь мороз уже слабей,

Потерпи-ка малость –

Много ли осталось!

– «Потерпи-ка», – тоже, скажет!

Не хочу чирикать даже:

Заползает холод в перья,

Что весна придет – не верю!»

(Е. Стюарт. «Воробей»)

 

Говоря об особенностях детских игровых стихов, К. Чуковский отмечал: «…Стихотворения детей… возникают во время прыжков и подскакиваний. Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: «Как высоко! Ай, ай, ай!»… И не раз и не два, а раз десять-пятнадцать подряд. Здесь вторая особенность этих детских стихов: их выкрикивают множество раз…».

Теперь посмотрим, сколько словесных повторов в стихах сибирских поэтов:

 

Вижу – солнце сильно греет,

Вижу – небо стало выше,

Вижу – тает снег на крыше,

Вижу – мой приятель скачет

Не по зимнему – иначе:

– Лужи, посмотри-ка! –

И – давай чирикать.

(Е. Стюарт. «Воробей»)

 

Эти строчки тоже хочется выкрикивать, под них хочется приплясывать, танцевать. Заметим, что и эти повторы в стихах и звуковая рифма (моркови – на здоровье) характерны не только для стихов этих поэтов, но и для стихов фольклорных.

Стихи поэтов – это игры в быстрое произнесение, к которому подталкивает ритм:

 

По реке

Вешним днем

Мой кораблик

Мчится.

Хорошо бы

На нем

В плаванье

Пуститься!...

(А. Береснев. «Кораблик»)

 

Иногда авторы играют с ритмом так:

 

Барабанит

Дождь

По мне, –

По макушке,

По спине.

Я дрожу,

Спешу

Раздеться

И ныряю

В речку –

Греться!

(Т. Белозеров. «Летний дождь»)

 

Игра в подтрунивание над детскими ошибками:

Ерши не ловятся никак.

Зато поймал я в речке:

Сперва башмак,

Потом рюкзак,

А после две уздечки…

(А. Береснев. «На рыбалке»)

 

Зину вызвали к доске,

Чтоб решить задачу.

Зина крошит мел в руке,

Зина чуть не плачет…

 

(Е. Стюарт. «Задача»)

 

Рассуждала наша Зинка:

Ну, и умница резинка!

Что в тетрадке ни навру,

Вмиг резинкою сотру…

(Е. Стюарт. «Резинка»)

 

Игра в неожиданный испуг или радость, в удивление или грусть, а как часто меняются эмоции у детей!

 

Сыроежка

В шляпке красной

Испугалась

Не напрасно:

Белка скачет

К ней с опушки –

Вдруг утащит

Для засушки.

(А. Береснев. «Испугалась»)

 

Я бежал вприпрыжку

Следом за волной

И на дне увидел

Камешек цветной…

…От такой находки

Глаз не отвести!

Что же вдруг случилось

С камешком в пути?

На ветру горячем

Камешек потух

И, мелькнув на солнце,

С кручи

в

  р

   е

    к

     у

      – плюх!..

(Т. Белозеров. «Находка»)

 

Игровая поэзия немыслима без использования приема олицетворения. Причем поэты олицетворяют все: и явления природы, и растения, и предметы, что так органично детскому восприятию мира. Дети могут сами сочинять слова и целые загадочные страны:

 

Есть город

На острове

Мимонепнут,

В котором одни

Футболисты живут...

(Т. Белозеров. «Круглый город»)

 

Смеются дети над перевертышами, ценность которых когда-то пришлось доказывать Чуковскому: «…Они по природе своей комические: никакие другие не подводят ребёнка так близко к первоосновам юмора. А это задача немалая: воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами ».

«Мне весело!» – так говорит герой стихотворения Т. Белозерова:

 

Весело мне,

И вокруг кутерьма:

Небо с землей

Поменялось местами –

Трубами книзу

Повисли дома,

Встал кверху сваями

Мост за кустами.

(Т. Белозеров. «Мне весело»)

 

Для руководителей детского чтения до сих пор остается проблемным определение содержания регионального компонента. Уже в дошкольном возрасте можно использовать творчество региональных авторов в организации речевых занятий, режимных моментов, развлечений. На занятиях по чтению список любимых героев могут пополнить Жаконя и Бибишка – герои сказок Ю. Магалифа, Печенюшкин – Сергея Белоусова. Сказки В. Шамова в занимательной форме познакомят дошкольников с историей города Новосибирска, что позволит выйти на проектную деятельность взрослых и детей, например «Легенды моего города (села)».

На наш взгляд, интересен опыт образовательной системы «Школа 2100».

Одним из принципов которой является регионализация.  На уроках чтения учителя могут заменять предложенные произведения другими, сочетающимися с тематикой раздела или дополнить содержание разделов произведениями региональных авторов. Например, раздел учебника литературного чтения для первого класса «Попрыгать, поиграть»  можно дополнить стихотворениями А. Береснева «Самолет», «Письмо с хвостиком», Е. Стюарт «Волшебная палочка», раздел «Наш дом» очень органично дополняют стихи о детстве в сибирской деревне  А.Береснева: «Зимой», «Бычок», «Угости нас Зорька». У городских детей эмоциональный отклик найдут стихи Н. Закусиной «Старый дом» и «Светофор».

Веселые игровые стихи могут быть эффективным средством для работы над техникой речи во время речевых разминок на уроках чтения и занятиях по воспитанию звуковой культуры речи.

Детская литература всегда была одним из основных средств воспитания и развития детей. Нужно более полно использовать потенциал региональных авторов для развития основы правильных мировоззренческих взглядов, становления детей активными участниками преобразований малой Родины.

 

Е.Д. Дербенёва, учитель начальных классов

 

 

 

Литература:

 

1.     Белозеров Т. Зимушка-зима – М.: Детская литература. – 1975.

2.     Береснев А.М. Подснежник – Новосибирск, 1986.

3.     Береснев А.М. Подснежник. – Новосибирск, 1986.

4.     Бунев Р.Н., Бунеева Е.В. Капельки солнца. Книга для чтения в 1 классе. – М.: «Баланс», 2001.

5.     Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учеб. пособие для студентов ВУЗ. – СПб.: Речь, 2004.

6.     Прима Е.Ф., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2003.

7.     Стюарт Е. Огонек. – Новосибирск, 1966.

8.     Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1970.


Игровые стихи сибирских поэтов в развитии читательских компетенций младших школьников

Игровые стихи сибирских поэтов в развитии читательских компетенций младших школьников

Веселая старушка Весь день сегодня шьет

Веселая старушка Весь день сегодня шьет

Что ее не видно. Ведь она в земле растет

Что ее не видно. Ведь она в земле растет

Лужи, посмотри-ка! – И – давай чирикать

Лужи, посмотри-ка! – И – давай чирикать

Е. Стюарт. «Задача») Рассуждала наша

Е. Стюарт. «Задача») Рассуждала наша

На острове Мимонепнут, В котором одни

На острове Мимонепнут, В котором одни

Родины. Е.Д. Дербенёва, учитель начальных классов

Родины. Е.Д. Дербенёва, учитель начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022