Игровые стихи
сибирских поэтов в развитии читательских компетенций младших школьников
Закон Российской Федерации «Об образовании» определил одним из компонентов государственных содержательных стандартов – национальный. Региональный компонент государственного содержательного стандарта ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания и является механизмом реализации региональной политики в области образования.
Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. Для ее решения педагоги, дети и родители обращаются к истории, традициям и современной жизни своей малой родины. В результате чего ребенок принимает культуру и духовные традиции России, русского народа и народов, среди которых он родился и живет.
Особый эмоциональный отклик вызывают произведения о людях живущих рядом, о родном крае, о том, что чувствуешь и переживаешь каждый день. Это дети узнают из произведений сибирских поэтов: Т. Белозерова, Е. Стюарт, А. Береснева. Их творчество бережно, ненавязчиво воспитывает нравственные чувства и представления у маленьких граждан.
Для дошкольников и младших школьников основным видом деятельности является игра. Литературно-художественные особенности стихов позволяют детям включать их в любимые игры, речевые зарядки и упражнения.
Веселые, смешные, устрашающие или дразнящие стихотворения – это и есть своеобразная словесная «игрушка». Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки – все это в первую очередь игры.
Да и как удержаться, чтобы не подразнить рыжика в осеннем лесу и не ответить также задорно:
Дразнят рыжика
Волнушки:
– Покажи
Свои веснушки!
(А. Береснев. «Дразнят рыжика…»)
Некоторые стихи просятся стать загадкой, которая наполнена яркими, сочными метафорами:
Пробежала девица
По зеленому ситцу –
Ведра опрокинула,
Коромысло кинула.
(Е. Стюарт. «Радуга»)
Стихотворение «Шутка» напоминает своим ритмом, цельным построением сюжета переводы английских песенок С. Маршака. Стихотворение не только наполнено искренним смехом, но и обилием аллитераций, что роднит его со скороговоркой:
Веселая старушка
Весь день сегодня шьет.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
(Е. Стюарт. «Шутка»)
Аллитерация и ритмическое построение просто звучат раскатами грома и треском грозы, но прятаться не хочется, а хочется выкрикивать весело с раскатистым [р] стихотворение:
Грохот,
Треск,
Огня сверканье:
В тучах
Снова
Замыканье.
(А. Береснев. «Гроза»)
Если хочется поиграть со звуками [ш-ж], пригласи подружку-лягушку и у вас завяжется веселый разговор:
В лесу по опушке скакала лягушка,
Навстречу лягушке попалась подружка.
– Здорово живешь! – ей лягушка сказала.
– Куда ты, подружка, с утра поскакала?
(Е. Стюарт. «Мамаши»)
Наверное, эти поэты любили играть в детстве, если до сих пор сочиняют такие звучные считалки как у Е. Стюарт:
Раз–два–три–четыре–пять –
Нужно деток сосчитать.
Курица считает –
Дочки не хватает!
(Е. Стюарт. «Про курицу»)
А если вам нужно помочь убрать морковку в огороде, тогда веселее это делать со считалкой А. Береснева:
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Как морковку сосчитать
Очень мне обидно,
Что ее не видно.
Ведь она в земле растет.
Я придумал!
Начал счет.
(А. Береснев. «Как морковку сосчитать?»)
Прибаутки-подсказульки хоть и относятся к потешному фольклору, но так и просятся в театрализованную игру, где героиня тыква:
– Почему,
Скажи мне, тыква,
Все лежишь?
– А я привыкла.
– Почему не ходишь
В гости,
А грустишь весь день
В траве?
– Я привязана
За хвостик
Крепко-накрепко
К ботве!
(А. Береснев. «Тыква»)
Может быть, это воробышек, который так боится сибирского мороза?
– Глупый, глупый воробей,
Ведь мороз уже слабей,
Потерпи-ка малость –
Много ли осталось!
– «Потерпи-ка», – тоже, скажет!
Не хочу чирикать даже:
Заползает холод в перья,
Что весна придет – не верю!»
(Е. Стюарт. «Воробей»)
Говоря об особенностях детских игровых стихов, К. Чуковский отмечал: «…Стихотворения детей… возникают во время прыжков и подскакиваний. Если ты пускаешь мыльные пузыри, тебе естественно прыгать с соломинкой возле каждого пузыря и кричать: «Как высоко! Ай, ай, ай!»… И не раз и не два, а раз десять-пятнадцать подряд. Здесь вторая особенность этих детских стихов: их выкрикивают множество раз…».
Теперь посмотрим, сколько словесных повторов в стихах сибирских поэтов:
Вижу – солнце сильно греет,
Вижу – небо стало выше,
Вижу – тает снег на крыше,
Вижу – мой приятель скачет
Не по зимнему – иначе:
– Лужи, посмотри-ка! –
И – давай чирикать.
(Е. Стюарт. «Воробей»)
Эти строчки тоже хочется выкрикивать, под них хочется приплясывать, танцевать. Заметим, что и эти повторы в стихах и звуковая рифма (моркови – на здоровье) характерны не только для стихов этих поэтов, но и для стихов фольклорных.
Стихи поэтов – это игры в быстрое произнесение, к которому подталкивает ритм:
По реке
Вешним днем
Мой кораблик
Мчится.
Хорошо бы
На нем
В плаванье
Пуститься!...
(А. Береснев. «Кораблик»)
Иногда авторы играют с ритмом так:
Барабанит
Дождь
По мне, –
По макушке,
По спине.
Я дрожу,
Спешу
Раздеться
И ныряю
В речку –
Греться!
(Т. Белозеров. «Летний дождь»)
Игра в подтрунивание над детскими ошибками:
Ерши не ловятся никак.
Зато поймал я в речке:
Сперва башмак,
Потом рюкзак,
А после две уздечки…
(А. Береснев. «На рыбалке»)
Зину вызвали к доске,
Чтоб решить задачу.
Зина крошит мел в руке,
Зина чуть не плачет…
(Е. Стюарт. «Задача»)
Рассуждала наша Зинка:
Ну, и умница резинка!
Что в тетрадке ни навру,
Вмиг резинкою сотру…
(Е. Стюарт. «Резинка»)
Игра в неожиданный испуг или радость, в удивление или грусть, а как часто меняются эмоции у детей!
Сыроежка
В шляпке красной
Испугалась
Не напрасно:
Белка скачет
К ней с опушки –
Вдруг утащит
Для засушки.
(А. Береснев. «Испугалась»)
Я бежал вприпрыжку
Следом за волной
И на дне увидел
Камешек цветной…
…От такой находки
Глаз не отвести!
Что же вдруг случилось
С камешком в пути?
На ветру горячем
Камешек потух
И, мелькнув на солнце,
С кручи
в
р
е
к
у
– плюх!..
(Т. Белозеров. «Находка»)
Игровая поэзия немыслима без использования приема олицетворения. Причем поэты олицетворяют все: и явления природы, и растения, и предметы, что так органично детскому восприятию мира. Дети могут сами сочинять слова и целые загадочные страны:
Есть город
На острове
Мимонепнут,
В котором одни
Футболисты живут...
(Т. Белозеров. «Круглый город»)
Смеются дети над перевертышами, ценность которых когда-то пришлось доказывать Чуковскому: «…Они по природе своей комические: никакие другие не подводят ребёнка так близко к первоосновам юмора. А это задача немалая: воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами ».
«Мне весело!» – так говорит герой стихотворения Т. Белозерова:
Весело мне,
И вокруг кутерьма:
Небо с землей
Поменялось местами –
Трубами книзу
Повисли дома,
Встал кверху сваями
Мост за кустами.
(Т. Белозеров. «Мне весело»)
Для руководителей детского чтения до сих пор остается проблемным определение содержания регионального компонента. Уже в дошкольном возрасте можно использовать творчество региональных авторов в организации речевых занятий, режимных моментов, развлечений. На занятиях по чтению список любимых героев могут пополнить Жаконя и Бибишка – герои сказок Ю. Магалифа, Печенюшкин – Сергея Белоусова. Сказки В. Шамова в занимательной форме познакомят дошкольников с историей города Новосибирска, что позволит выйти на проектную деятельность взрослых и детей, например «Легенды моего города (села)».
На наш взгляд, интересен опыт образовательной системы «Школа 2100».
Одним из принципов которой является регионализация. На уроках чтения учителя могут заменять предложенные произведения другими, сочетающимися с тематикой раздела или дополнить содержание разделов произведениями региональных авторов. Например, раздел учебника литературного чтения для первого класса «Попрыгать, поиграть» можно дополнить стихотворениями А. Береснева «Самолет», «Письмо с хвостиком», Е. Стюарт «Волшебная палочка», раздел «Наш дом» очень органично дополняют стихи о детстве в сибирской деревне А.Береснева: «Зимой», «Бычок», «Угости нас Зорька». У городских детей эмоциональный отклик найдут стихи Н. Закусиной «Старый дом» и «Светофор».
Веселые игровые стихи могут быть эффективным средством для работы над техникой речи во время речевых разминок на уроках чтения и занятиях по воспитанию звуковой культуры речи.
Детская литература всегда была одним из основных средств воспитания и развития детей. Нужно более полно использовать потенциал региональных авторов для развития основы правильных мировоззренческих взглядов, становления детей активными участниками преобразований малой Родины.
Е.Д. Дербенёва, учитель начальных классов
Литература:
1. Белозеров Т. Зимушка-зима – М.: Детская литература. – 1975.
2. Береснев А.М. Подснежник – Новосибирск, 1986.
3. Береснев А.М. Подснежник. – Новосибирск, 1986.
4. Бунев Р.Н., Бунеева Е.В. Капельки солнца. Книга для чтения в 1 классе. – М.: «Баланс», 2001.
5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учеб. пособие для студентов ВУЗ. – СПб.: Речь, 2004.
6. Прима Е.Ф., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2003.
7. Стюарт Е. Огонек. – Новосибирск, 1966.
8. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1970.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.