Игровые технологии как вид педагогических технологий.
Т.Д.Паначева
МКОУ СОШ № 4 г. Михайловск
Ставропольский край
учитель начальных классов
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом:
- В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
- По Виктору Максимовичу Шепелю технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
В то время как: Б. Т. Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Педагогическая технология по Беспалько Владимиру Павловичу - это содержательная техника реализации учебного процесса.
Волков Игорь Павлович видит педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов Вадим Макариевич понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Анализ приведенных выше определений показывает, что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии. Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие.
Определившись с понятием педагогической технологии, хотелось бы узнать ее структуру.
В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого Павла Ивановича находим, что в структуру педагогической технологии входят:
- организация учебного процесса;
- методы и формы учебной деятельности учащихся;
- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Бабанский Юрий Константинович считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Ильина Т.А. понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся" .
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, приведу классификацию по источнику получения знаний:
1) словесные;
2) наглядные:
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
- использование технических средств;
- просмотр кино- и телепрограмм.
3) практические:
- практические задания;
- тренинги;
- деловые игры;
- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
В метод обучения игра превращается при условиях:
- наполнения технологии определенным содержанием;
- придания содержанию дидактического смысла;
- наличия мотивации обучаемых;
- установления дидактических связей с другими методами обучения.
Согласно классификации Герман Константинович Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:
1. Игровые.
2. Догматические, репродуктивные.
3. Объяснительно-иллюстративные.
4. Развивающее обучение.
5. Проблемные, поисковые.
6. Программированное обучение.
7. Диалогические.
8. Творческие.
9. Саморазвивающее обучение.
10. Информационные (компьютерные).
М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов - разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым.
М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.
Прутченков Александр Сергеевич определил игровую технологию как определенную последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Исходя из данных выше определений и классификаций, можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическая технология, доминирующим методом обучения в которой является игра, есть игровая технология.
Вывод:
Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игру как метод обучения и передачи опыта использовали еще в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр, особое место занимают игры для изучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающие игры.
Вывод :
В настоящее время в школах существует множество школьных предметов, одним из которых является информатика. Нельзя отказаться от информатики и в младших классах. Урок является основой классно – урочной системы обучения и информатика имеет свое место в ней. Использование методов и форм проведения урока в области информатики позволяет найти новые методы и технологии обучения. Игровые технологии занимают одно из мест в списке педагогических технологий, методом обучения которых является игра. Игра находит широкое применение и в педагогике. В младших классах использование игры в разных частях урока помогает учителю развить больший интерес учеников к предмету. Младшему школьнику легче усвоить учебный материал в процессе игры, так как они легко отвлекаются , не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. Особое место занимают игры для изучения нового материала, для закрепления изученного, для проверки знаний, обобщающие игры. Но не стоит забывать что ученики начальных классов вступая в школьную жизнь сталкиваются с множеством проблем и трудностей, в связи с чем нуждаются в большей поддержке и понимании со стороны учителя и родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.