лучшедома
Игровые технологии как вид педагогических технологий. Т.Д.Паначева МКОУ СОШ № 4 г. Михайловск Ставропольский край учитель начальных классов

Игровые технологии как вид педагогических технологий. Т.Д.Паначева МКОУ СОШ № 4 г. Михайловск Ставропольский край учитель начальных классов

docx
19.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Игровые технологии как вид педагогических технологий.docx

Игровые технологии как вид педагогических технологий.

Т.Д.Паначева

МКОУ  СОШ № 4 г. Михайловск  

Ставропольский  край

учитель  начальных классов

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Прежде всего, выясним, что такое технология в целом:

- В толковом словаре технология определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;

- По Виктору Максимовичу Шепелю  технология - это искусство, мастерство, умение,  совокупность методов обработки, изменения состояния.

В то время как: Б. Т. Лихачев говорит о педагогической технологии как о совокупности психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; что она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая технология по Беспалько Владимиру Павловичу - это содержательная техника реализации учебного процесса.

Волков Игорь Павлович видит педагогическую технологию как описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Академик, член-корреспондент Российской академии образования Монахов Вадим  Макариевич понимает под педагогической технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Анализ приведенных выше определений показывает, что многие исследователи идентично трактуют сущность понятия педагогической технологии. Отличие между ними состоит лишь в том, насколько широко раскрывается данное понятие.

Определившись с понятием педагогической технологии, хотелось бы узнать ее структуру.

В учебнике педагогики под ред. Пидкасистого Павла Ивановича находим, что в структуру педагогической технологии входят:

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности учащихся;

- деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса.

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Бабанский Юрий Константинович считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Ильина Т.А. понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся" .

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, приведу классификацию по источнику получения знаний:

1) словесные;

2) наглядные:

- демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

- использование технических средств;

- просмотр кино- и телепрограмм.

3) практические:

- практические задания;

- тренинги;

- деловые игры;

- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

В метод обучения игра превращается при условиях:

- наполнения технологии определенным содержанием;

- придания содержанию дидактического смысла;

- наличия мотивации обучаемых;

- установления дидактических связей с другими методами обучения.

Согласно классификации Герман Константинович Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на:

1.     Игровые.

2.     Догматические, репродуктивные.

3.     Объяснительно-иллюстративные.

4.     Развивающее обучение.

5.     Проблемные, поисковые.

6.     Программированное обучение.

7.     Диалогические.

8.     Творческие.

9. Саморазвивающее обучение.

10. Информационные (компьютерные).

М. Новик, выделяет неимитационные и имитационные и формы (виды) занятия.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов - разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к  игровым.

М.Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Прутченков Александр Сергеевич определил игровую технологию как определенную последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Исходя из данных выше определений и классификаций, можем сделать вывод, что игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Таким образом, педагогическая технология, доминирующим методом обучения в которой является игра, есть игровая технология.

Вывод:

Игровые технологии являются одним из видов педагогических технологий, методом обучения в которых является игра. Игру как метод обучения и передачи опыта использовали еще в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Существует множество классификаций игр, особое место занимают игры для изучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающие игры. 

Вывод :

В настоящее время в школах существует множество школьных предметов, одним из которых является информатика. Нельзя отказаться от информатики и в младших классах. Урок является основой классно – урочной системы обучения и информатика имеет свое место в ней. Использование методов и форм проведения урока в области информатики позволяет найти новые методы и технологии обучения. Игровые технологии занимают одно из мест в списке педагогических технологий, методом обучения которых является игра. Игра находит широкое применение и в педагогике. В младших классах использование игры в разных частях урока помогает учителю развить больший интерес учеников к предмету. Младшему школьнику легче усвоить учебный материал в процессе игры, так как они легко отвлекаются , не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. Особое место занимают игры для изучения нового материала, для закрепления изученного, для проверки знаний, обобщающие игры. Но не стоит забывать что ученики начальных классов вступая в школьную жизнь сталкиваются с множеством проблем и трудностей, в связи с чем нуждаются в большей поддержке и понимании со стороны учителя и родителей.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)