Игровые технологии в процессе образовательной и воспитательной деятельности обучающихся
Оценка 4.8

Игровые технологии в процессе образовательной и воспитательной деятельности обучающихся

Оценка 4.8
Семинары
doc
08.02.2022
Игровые технологии в процессе образовательной и воспитательной деятельности обучающихся
Актуальность темы: деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, это эмоциональная опора личности, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека.
Игровые технологии статья.doc

 

 

Игровые технологии в процессе образовательной и воспитательной деятельности обучающихся

 

 Наталья Ивановна Пурышева,

методист,

ГБПОУ «ЗТПТ»

 

Актуальность  темы: деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности,  это эмоциональная опора личности, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека.

 

        Вопрос применения игровых технологий в образовательной и воспитательной деятельности связан с использованием новых методологических установок личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

       В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В  трудах была исследована и обоснована роль игры в разрезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности,  в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

      Более глубоко проблему игровой деятельности разработал автор технологии знаково-контекстного обучения в профессиональной педагогике – доктор психологических наук, профессор А.А. Вербицкий. Осуществив глубокий анализ основных тенденций развития профессионального образования, он пришел к выводу, что ситуация, складывающаяся в образовании, в котором преобладает по сей день жесткое, авторитарное управление и в котором  студент выступает «объектом» обучающих воздействий, не обеспечивает условий для развития активной позиции обучаемого в учебно-познавательной деятельности, затрудняет процессы его профессионального самоопределения,  усложняет процессы перехода от абстрактной, заданной в теоретической форме модели профессиональной деятельности специалиста, к реальной, конкретной, со всевозможными проблемами и противоречиями.

     В процессе обучения выделяют три базовые формы деятельности обучаемых и множество переходных от одной базовой формы к другой: [1]

• учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);

• квазипрофессиональная, деятельность (деловые игры, игровые формы занятий);

• учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).

     В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы:

     •  лабораторно-практические занятия;

• имитационное моделирование;

• анализ конкретных производственных ситуаций;

• разыгрывание ролей;

• спецкурсы и спецсеминары.

     В своем системном качестве все это определяет технологию знаково-контекстного (контекстного) обучения. По убеждению А.А. Вербицкого,  технология позволяет преодолеть одно из ярких противоречий профессионального образования – формы организации учебно-познавательной деятельности студентов неадекватны формам профессиональной деятельности специалистов.

    Активные методы и формы позволяют студенту выполнять квазипрофессиональную деятельность, которая несет черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В этой деятельности он актуализирует «абстрактные по своей природе» знания для подготовки и принятия решения, разработки проектов, моделей.

    В знаково-контекстном обучении воплощение получают следующие принципы:

• последовательное моделирование в формах учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов;

• связь теории и практики;

• совместная  деятельность;

• активность личности;

• проблемность;

• единство обучения и воспитания.

            Деловая игра – ведущая форма квазипрофессиональной деятельности, это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре, в условиях совместной деятельности каждый студент приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, присущие специалисту.

        А.А.Вербицкий выделяет психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры:

• принцип совместной деятельности;

• принцип диалогического общения;

• принцип двуплановости;

• принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности. Рассмотрим их.

         Принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой модели означает, что разработчик закладывает в игру не «препарированные» задачи, а систему учебных заданий в форме конкретных производственных ситуаций. Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, требования преобразовать ситуации в соответствии с определенными критериями, найти недостающую информацию. В процессе игры студент должен:

• провести анализ этих ситуаций;

• вычленить проблему;

• разработать способы и средства ее решения;

• принять само решение и убедить других в его правильности;

• осуществить соответствующие практические действия.

          Принцип совместной деятельности означает, что деловая игра – это совместная деятельность двух и более людей. Игра возможна при наличии нескольких участников, вступающих в общение и взаимодействие с целью обсуждения проблемы и принятия решения по всем вопросам содержания.

        Принцип диалогического общения – необходимое условие игры. Каждый участник игры не только имеет право, но и должен высказывать свою точку зрения, свое отношение ко всем вопросам, возникающим в игре.

    Реализация принципа диалогического общения обеспечивается не только проблемным содержанием игры, но и ролевыми позициями участников, анализирующих возникающие проблемные ситуации в соответствии с требованиями роли.

       Принцип двуплановости игровой деятельности означает, что во «мнимых» игровых условиях разворачивается деятельность, назначение которой – развитие реальных личностных характеристик специалиста. «Серьезная» деятельность обучающегося по развитию этих характеристик реализуется в «несерьезной» игровой форме, что позволяет ему интеллектуально раскрепоститься, проявить творческую инициативу, не бояться ошибки.

    Каждый из сформулированных принципов как бы дополняет и развивает другие. Деловая игра позволяет реализовать следующие основные педагогические функции (по А.А. Вербицкому):

• формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

• приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

• развитие профессионального теоретического и практического мышления;

• формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.[2]

   В процессе обучения использование игровых технологий применяется сегодня довольно часто. Каждый педагог отрабатывает с помощью игровых технологий полученные умения и навыки обучающихся, закрепляя тем самым знания, усиливая познавательную активность на занятиях. В процессе обучения использую элементы игровой технологии на уроках и во внеклассной работе. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную (воодушевить, побудить интерес); коммуникативную; самореализации; терапевтическую (преодоление трудностей); диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть свои скрытые черты); коррекционную (измениться под влиянием игровой практики правила). Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, и желание выиграть обостряет мыслительную деятельность участвующих. В игровую деятельность включаются упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их, игры развивающие- умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие- умение владеть собой, быстроту реакции, логическое мышление, смекалку. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений и навыков.

      Применение игровых технологий разнообразит и воспитательную работу преподавателя и обучающихся, позволяет студентам самостоятельно действовать в ходе игровой ситуации, нести ответственность за участие в коллективной игре. Еще не переосмыслены цели и задачи преподавания, в стадии обсуждения находятся новые концепции и подходы, но в практику уже мощно вторгаются новые формы и методы, создается опыт, который настоятельно требует научного обобщения и осмысления.

           Наиболее  важным становится тот факт, что в игре моделируется жизненная позиция обучающегося, и следовательно, формируются те цели и ценности, которые он будет воспроизводить и в обычной жизненной ситуации. Игровые технологии закладывают основы аксиологической компетентности обучающихся на всех этапах их обучения. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения, позволяет обучающемуся быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

     В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого – создать условия для саморазвития личности обучающихся.

    Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а обучающиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности студентов – характер, темперамент.

       Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определённую последовательность и постепенное её усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и её членов. Всякая учебная игра должна решать учебную задачу, посильную для её участников. Преподаватель  определяет цели и задачи игры, её содержание и ход.

     При организации и проведении игровой технологии необходимо стремиться к максимальной концентрации во времени, так как при значительных перерывах ученики теряют нить игры, эмоциональный настрой, забывают правила. В тоже время следует учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков, необходимость продумать полученные результаты, проанализировать сложившуюся ситуацию, изменить стратегию или тактику игровых действий. Если отдельные игроки или игровые группы не в состоянии продвигаться по содержанию игровой технологии, учитель может поменять исходные данные и затем продолжить игру. Такой же подход в игровом процессе возможен, если одна или несколько игровых групп значительно опережают остальных по всем остальным показателям. В этом случае вводную информацию надо менять для того, чтобы у тех, кто явно лидирует, не пропало желание играть, а у тех, кто отстал, все-таки появилась возможность выровнять игру

      Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором обучающиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

     Одна из задач преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще, поскольку каждая игра предусматривает наличие определённых правил. Нарушая данные правила, игрок выбывает из команды, а у команды остаётся меньше участников, способных бороться за победу. Поэтому соблюдение правил игры является не только мощным средством социализации, но и средством формирования ценностных отношений учащихся, как к игровой деятельности, так и к участникам и организаторам игры.

     Преподавателю необходимо объяснять участникам игры значение игры в жизни общества, её социокультурную и педагогическую функцию и давать студентам возможность почувствовать себя организатором игровой деятельности. Это повышает уверенность их в своих силах, позволяет закрепить ценностные отношения взаимодействия в коллективе и осмыслить сущность игровой деятельности для общества в философском аспекте.

    Моделирование игровых ситуаций и их рефлексивное обсуждение после окончания игры позволяет повысить аксиологическую компетентность обучающихся, дать им возможность изменить свои ценностные предпочтения в более позитивном направлении.

 

   Вывод.

   Игровые технологии - важное подспорье как для преподавателей школы, так и преподавателей профессиональных лицеев, ВУЗов. Эти технологии являются универсальным средством, с помощью которого можно не только активизировать мыслительную деятельность на занятии, но и добиться серьезного повышения качества усвоения нового материала.  Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого – создать условия для саморазвития личности обучающихся.

 

Литература:

1.     Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. - Электронный ресурс: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-326.htm (дата обращения - 20.01.16).

2.     Вербицкий, А.А., Жукова Н.В. Деловая игра как форма контекстного обучения в подготовке психологов. – Электронный ресурс: http://www.brstu.ru/static/unit/journal_2/docs/number9/70-76.pdf (дата обращения - 20.01.16).



Источник: 
http://флэшсеминар.рф/art/2016/LeksinaAV_LeonovaAV.docx


Скачано с www.znanio.ru

Игровые технологии в процессе образовательной и воспитательной деятельности обучающихся

Игровые технологии в процессе образовательной и воспитательной деятельности обучающихся

В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы: • лабораторно-практические занятия; • имитационное моделирование; • анализ конкретных производственных ситуаций; • разыгрывание…

В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы: • лабораторно-практические занятия; • имитационное моделирование; • анализ конкретных производственных ситуаций; • разыгрывание…

Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, требования преобразовать ситуации в соответствии с определенными критериями, найти недостающую информацию

Эти ситуации могут содержать противоречивые, избыточные, неверные данные, взаимоисключающие альтернативы, требования преобразовать ситуации в соответствии с определенными критериями, найти недостающую информацию

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил

Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата

Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для её участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата

Вывод. Игровые технологии - важное подспорье как для преподавателей школы, так и преподавателей профессиональных лицеев,

Вывод. Игровые технологии - важное подспорье как для преподавателей школы, так и преподавателей профессиональных лицеев,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022