«Игры и их значение»
В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка и имеет большое значение для его физического и психологического развития: она увлекает ребёнка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его желание выразить свои жизненные впечатления. Игра представляет собой своеобразную форму общественной жизни дошкольников: здесь дети по своему устремлению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы.
Уже в первые месяцы жизни дети пытаются взять погремушку рукой, производить с ней некоторые действия- они начинают играть.
В дальнейшем на основе подражательности и самостоятельности игры детей становятся более разнообразными. Поощряемые воспитателем игры входят в жизнь ребёнка, влияют на его развитие, удовлетворяют интересам и создают возможности для решения педагогических задач. В игре дети вступают друг с другом в определённые отношения, побуждающие их к совместным действиям, игры вызывают те или иные переживания. По мере развития ребёнок всё более способен занимать себя игрой. Это позволяет сделать игру формой организации жизни и взаимоотношений детей.
В процессе воспитания игры детей становятся более разнообразными по содержанию, форме и организации.
Виды игр. Одни игры дети придумывают сами (решают, кто кем будет, кто что будет делать, сами подбирают игрушки), другие умеют устанавливать правила для участников; многие такие игры переходят от поколения к поколению; наконец, есть игры, специально разрабатываемые педагогами для решения воспитательно - образовательных задач . В дошкольном учреждении детям представляется возможность играть в разные игры, использовать разные игрушки.
Сюжетно- ролевые игры. Это те игры, которые возникают по замыслу детей: любимые игры с куклами, с машинами и др. В содержании сюжетно- ролевых игр отражается знакомая детям окружающая действительность, например быт семьи, труд в поле ,огороде на машинном дворе; общественные праздники: Единство народов, Праздник Победы и др.
Своеобразный вид сюжетно- ролевых игр- игры в сказки: где дети берут на себя роли сказочных персонажей и передают в действиях сюжет сказки (игра- драматизация).
Строительные игры- сооружение детьми игровых построек из палочек, коробок, кубиков и других подсобных материалов. Из игрового строительного материала из «конструкторов» дети строят гаражи, домики, тракторы, самолёты. машины .Строительные игры. как и сюжетно- ролевые, самостоятельны по замыслу и по содержанию.
На протяжении дошкольной жизни изобретаемые детьми игры радуют их, дают возможность выражать свои интересы, так как в таких играх сам ребёнок легко управляет свои возможности с требованием игры, когда интерес исчерпан, он может тут же придумать что- либо другое.
Наряду с играми, которые дети придумывают сами, большое место в детской жизни занимают игры с правилами . Правила в этих играх создают для ребёнка известные ограничения, требуют знания порядка действий (умственных или физических), определяют что и когда надо делать. а что нельзя делать и говорить. К играм с правилами относятся подвижные игры , среди них- традиционные игры с бегом, ловлей, прятанием.
Музыкальные игры: Игры с пением, хороводные игры ( например: «Мы на луг ходили», «Огородная- хороводная», «Как у наших у ворот»).
Игры- забавы: загадки, шутки, забавные соревнования. (Например, кто скорее соберёт шишки) и т. п.
Дидактические (обучающие или поучающие) игры разрабатываются взрослыми для решения той или иной конкретной задачи: для усовершенствования памяти, внимания, сообразительности детей, закрепления знаний, развития речи, слуха.
Дидактическая игра «Найди по картинке игрушку»(для детей 2,5-3 лет)
Задача: Активизировать словарь детей (название игрушек); приучать детей произносить слова грамотно и внятно.
Подготовка воспитателя. Подобрать предметные картинки. изображающие игрушки :мишку, мяч ,волчок, куклу, погремушку ,пирамиду, машину, матрёшку- сложить их в конверт. На полке разложить игрушки, нарисованные на картинках.
Ход
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем играть с картинками. Я вам покажу картинку, а вы скажите, что на ней нарисовано (показывает картинку с машинкой).
Дети хором: Машина!
Воспитатель: Алихан! Поищи на полке игрушку, которая нарисована на картинке. А мы будем смотреть, если надо будет ,поможем тебе. (Ребёнок находит игрушку). Что ты принёс, Алихан? Скажи: «Я принёс машину». Поставь её на стол. Воспитатель вызывает следующего ребёнка. Так игра продолжается до тех пор, пока не будут показаны все картинки, а соответствующие игрушки переставлены с полки на стол.
Воспитатель (вызывает одного ребёнка постарше).
Собери все картинки в конверт, называй вот так: это- мяч, это - кукла, это -погремушка!
Когда все картинки сложены в конверт, воспитатель по одной переносит все игрушки со стола на полку, а дети хором называют каждую из них.
В заключение воспитатель может прочитать детям стихотворение А. Барто «Мишка» или С.Маршака «Мяч».
К дидактическим играм относятся настольные игры: картинное лото, картинное домино, мозаика, пазлы. Есть словесные дидактические игры. Они не требуют пособий, игрушек: « Угадай по голосу», «Закончи слово», «Кто летает?» и др.
Все игры - используются воспитателем как средство формирования коллективизма, организованного поведения, как средство влияния на физическое, нравственное, умственное и эстетическое развитие детей.
Слова замечательного педагога А.П.Усовой должен помнить каждый воспитатель.
« Для хорошо организованной жизни детей в детском саду необходимо разнообразие игр, так как только при этих условиях будет обеспечена детям возможность интересной и содержательной деятельности».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.