Игры:
Кто летает?
Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
По новым местам
Цель: формирование моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.
Совушка-сова
Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.
Кого назвали, тот и лови!
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч.
Воробьи и вороны
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: кубики, мячи (вдвое меньше, чем участников игры).
Море волнуется
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Зеваки
Цель: развитие произвольного внимания.
Найди игрушку
Цель: развитие устойчивости и объема внимания.
Разведчики
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Съедобное—несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО
ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Кто летает?
Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки
предметов.
Оборудование: список названий предметов.
Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами
взрослого.
Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может.
Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову чтонибудь или коголибо, способного
летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, —
разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и
не поднимайте руки».
Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка,
самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака,
вертолет, ковер...
Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.
По новым местам
Цель: формирование моторнодвигательного внимания, развитие скорости движений.
Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребенка.
Описание. Каждый ребенок по команде взрослого меняет свой кружок, свое место —
разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен
встать в кружокдомик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут
«гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок
домик. Кто займет новый домик последним — считается проигравшим. Начинаем игру».
Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню.
Совушкасова
Цель: формирование внимания, воспитание выдержки.
Оборудование: заранее обозначенный круг«гнездо», шапочка или маска совы.
Описание. В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать.
Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкойсовой, тот
будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, ба
бочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все
останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося
игрока, совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!»,
то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:
1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и
тем же игроком;
2) вырываться от совушки нельзя;
3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а
звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для
повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.
Кого назвали, тот и лови!
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: большой мяч.
Описание. Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке и услышав свое имя,
должен подбежать, поймать мяч,
бросить его вверх, назвав при этом имя когонибудь из играющих.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в
руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать,
ходить по площадке. Как только я подброшу мяч вверх и назову имя когонибудь
из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее должен подбежать к мячу, поймать
его и снова подбросить вверх, назвав при этом имя другого игрока. Так игра
продолжается долгое время. Начинаем играть»
Воробьи и вороны
На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок,
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Оборудование: кубики,
мячи (вдвое меньше, чем участников игры).
Описание:
Играющие делятся на две команды. Каждый ребенок по указанию взрослого
а)
выполняет различные движения на месте (присесть, руки вверх, в стороны, руки
прижать к груди...). В зависимости от команды взрослого — «вороны» или «воро
бьи» — все игроки устремляются к соответствующим предметам (кубикам, мячам).
Предметы достаются внимательным и быстрым. По окончании 2—3 таких игр
подсчитываются очки и объявляется командапобедительница.
б)
оставшийся без предмета, выбывает из игры.
Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внимательный? Тогда поиграем в
одну игру, которая называется «Воробьи и вороны».
а) Сейчас мы разделимся на две команды и каждый из вас запомнит, в какую
команду он попал. Справа от вас разложены кубики («вороны»), слева — маленькие
мячи («воробьи»). По моему указанию вы будете выполнять различные движения
на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда услышите слово «воро
ны», то на слог «ны» вы все должны успеть схватить по кубику, а при произнесении
мною последнего слога слова «воробьи» все вы должны будете бежать к мячам,
стараясь схватить по одному предмету. По окончании нескольких таких игр
подсчитаем выигрышные очки за каждый предмет и объявим команду
победительницу.
б)
Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики («вороны»),
слева — маленькие мячи («воробьи»). По моей команде вы будете выполнять
различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда я
произнесу последний слог слова «вороны», каждый из вас должен успеть схватить кубик, а
при произнесении последнего слога слова «воробьи» каждый из вас должен схватить мяч.
Кому предмет не достался — выходит из игры. Начинаем играть». Примечание. Для игры
можно использовать мешочки с песком, огремушки, флажки и т.п.
Море волнуется
Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а
затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится во
дящим.
Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет
круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым
игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду,
выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как
только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какойлибо круг. Я
тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и
игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»
Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится
на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.
Зеваки
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: бубен, проигрыватель для музыкального сопровождения (Э. ЖакДалькроз
«Марш»).
Описание. Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого
делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют
из игры.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Возьмитесь за руки и пойдемте под музыку по кругу.
Слушайте сигнал (взрослый бьет в бубен). Услышав сигнал, нужно остановиться, хлопнуть
в ладоши 4 раза и, повернувшись кругом (в противоположную сторону), продолжить
движение. Совершивший ошибку — «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут
из игры, останутся самые внимательные — они победители».
Найди игрушку
Цель: развитие устойчивости и объема внимания.
Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.
Описание. Взрослый описывает какуюлибо игрушку, находящуюся в комнате, не
называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти
предмет, о котором шла речь.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я
буду описывать какойнибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о
внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении.
Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на
полочке». Петя задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он
маленький». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он несъедобный, но
им можно играть». Оля отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».
Примечание. Примеры описаний:
1.
Эта игрушка стоит на средней полке возле предмета большого размера. Она
состоит из шести частей: одна часть круглой формы, четыре части удлиненной
формы, а самая большая часть из всех остальных — тоже удлиненной формы.
Ребенок: «Игрушка большая?» Взрослый: «Да, большая». Ребенок: «Одежда на ней
есть?» Взрослый: «На ней цветной наряду.
Ребенок: «Кукла?» Взрослый:
«Правильно!»
2.
серого цвета.
Ребенок: «Она большого размера?»
Взрослый: «Нет, она среднего размера».
Эта игрушка находится возле маленького предмета на второй полке. ОнаЭтот предмет удлиненной формы, среднего размера, с одной стороны с
Ребенок: «Она мягкая?»
Взрослый: «Да, мягкая и пушистая».
Ребенок: «Кошка!»
Взрослый: «Правильно, кошка!»
3.
заостренным концом. Стоит возле большой игрушки.
Ребенок: «Этот предмет оранжевого цвета?» Взрослый: «Нет, он белого цвета».
Ребенок: «Он находится на полке?» Взрослый: «Он стоит на полу».
Ребенок: «Пароход?»
Взрослый: «Правильно, пароход!»
Последний выбывает.
Разведчики
Цель: развитие моторнослуховой памяти, координации движений.
Оборудование: стулья.
Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют:
разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок«разведчик» придумывает маршрут
(прохождение между расставленных стульев), а «командир», запомнив дорогу, должен
провести весь отряд.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут,
по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить
маршрут».
Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.
Съедобное—несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен
ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и
т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и
передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет
несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну
клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или
пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок,
который первым приходит в последний класс, становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумятремя детьми, то классов может быть нарисовано до
10, а если играете с четырьмяпятью детьми, то нарисовать надо 5—6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга,
пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.