ИКТ-насыщенная среда как эффективный ресурс реализации требований ФГОС
Оценка 4.7

ИКТ-насыщенная среда как эффективный ресурс реализации требований ФГОС

Оценка 4.7
Семинары
doc
администрации
Взрослым
06.01.2017
ИКТ-насыщенная среда  как эффективный ресурс реализации требований ФГОС
В статье сделан акцент на необходимости создания динамичной информационно-образовательной среды школы в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: показана историческая логика внедрения компьютерной техники в школы, задачи ИКТ-насыщенной среды, её преимущества, принципы, при которых ИКТ-насыщенная среда становится эффективным ресурсом реализации требований ФГОС.
ИКТ-насыщенная среда.doc

ИКТ-насыщенная среда

как эффективный ресурс реализации требований ФГОС

 

Кобелева Г.А., учитель информатики, КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка,

г. Кирово-Чепецк,

galina2812k@mail.ru

 

Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды школы, которая дает возможность информатизации изучения учебных предметов и ведения внеурочной деятельности. ИКТ-насыщенная среда позволяет реализовать обучение в деятельности, когда ученик — субъект, а не объект, когда он имеет возможность проявлять себя в учебе и творчестве, в познании и созидании.  Сегодня перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде, решение этих задач надо искать в сфере информационных, компьютерных и сетевых дисциплин.

Историческая логика внедрения ИКТ в школу такова, что изначально в образовательных учреждениях появлялись один компьютер, несколько компьютеров, затем компьютерные классы. Но этого всего недостаточно для решения поставленных сегодня задач. Поэтому целенаправленно и осознанно происходит процесс формирования ИКТ-насыщенной образовательной среды, решающей следующие задачи:

·       создание условий для эффективного использования в образовательном процессе имеющихся средств ИКТ;

·       компьютерная визуализация учебной информации и моделирование изучаемых и исследуемых объектов;

·       создание условий для подготовки дидактических материалов;

·       обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;

·       участие обучающихся в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах;

·       автоматизированный мониторинг и контроль качества результатов образовательного процесса;

·       обеспечение доступа родителей учащихся к персональным данным и данным о результатах обучения и воспитания ребенка, его личных достижениях, а также обеспечение быстрой обратной связи между всеми участниками образовательного процесса.

Главное преимущество общешкольной ИКТ-насыщенной среды перед отдельным компьютерным классом состоит в том, что она позволяет не только поддерживать традиционные модели учебной работы (уроки в кабинете информатики, сопровождение рассказа учителя презентацией), она создает условия для практического использования новых моделей учебной работы, которые трудно или невозможно использовать в рамках традиционной школы.

Формирование ИКТ-насыщенной образовательной среды создает условия для постановки перед учителем задачи достижения обучающимися качественно новых образовательных результатов. Происходит переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов деятельности, что является важным этапом психологического развития личности. Обучающиеся погружаются в сетевую среду, где критическая дискуссия является неотъемлемой часть процесса обучения.

ИКТ-насыщенная среда также создает условия для эффективного применения проектной технологии, которая позволяет активно включать обучающихся в создание проектов разной направленности, дает им возможность осваивать новые способы деятельности, проводить оценку и самооценку, развивать коммуникативные умения.

Эффективным ресурсом реализации требований ФГОС ИКТ-насыщенная среда станет при соблюдении следующих принципов:

·       освоение и использование понятий, позволяющих преобразовать имеющиеся факты в полезное знание. В отличие от накопления фактических знаний, овладение понятиями облегчает перенос знаний в новые условия, помогает использовать их, когда требуется решить незнакомые задачи;

·       учение в деятельности с опорой на имеющиеся опыт учащихся;

·       учение в сообществе обмена знаниями, где созданы условия для совершенствования путем практического участия в решении проблем конкретной области знаний;

·       использование возможности создавать содержимое интернета любому пользователю, в том числе и в ходе совместной работы;

·       выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

·       содержание учебной работы должно включать освоение процедур мониторинга собственного учения. Необходимо, чтобы учащиеся освоили эти процедуры, которые стали бы составной частью повседневной работы.

Учебный процесс в ИКТ-насыщенной среде в отличие от традиционных форм обучения позволяет:

·       расширить спектр и повысить эффективность средств, форм, приемов обучения;

·       обеспечить доступ к образовательным ресурсам сети интернет, принять участие в вебинарах, видеоконференциях, виртуальных уроках;

·       повысить познавательную активность обучающихся посредством смещения акцентов на интерактивные формы работы, более яркого проявления  межпредметных связей;

·       развивать самостоятельность и инициативность в процессе обучения, критическое мышление, адекватную самооценку;

·       реализовать методы взаимообучения;

·       создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.

ИКТ-насыщенная среда позволяет сформировать новую информационно-образовательную среду урока, которая обеспечивает достижение планируемых образовательных результатов.

Информационно-образовательная среда урока характеризуется значительной гибкостью. В распоряжении учителя имеется большой набор средств обучения, которые можно использовать при конструировании урока, так как они позволяют удовлетворить образовательные потребности и интересы обучающихся.

Современный урок — это целостная система, которая связывает планируемые образовательные результаты, содержание учебного материала, оптимальные методы и приемы обучения, деятельность обучающихся и учителя. Сетевые образовательные ресурсы позволяют организовать обучение, отвечающее запросам всех участников образовательного процесса. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Каждому обучающемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов.

Помимо этого, информационно-образовательная среда  урока   позволяет  реализовать дидактические возможности инновационных педагогических технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.

Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает новые педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для всех участников образовательного процесса.


Скачано с www.znanio.ru

ИКТ-насыщенная среда как эффективный ресурс реализации требований

ИКТ-насыщенная среда как эффективный ресурс реализации требований

Формирование ИКТ-насыщенной образовательной среды создает условия для постановки перед учителем задачи достижения обучающимися качественно новых образовательных результатов

Формирование ИКТ-насыщенной образовательной среды создает условия для постановки перед учителем задачи достижения обучающимися качественно новых образовательных результатов

Информационно-образовательная среда урока характеризуется значительной гибкостью

Информационно-образовательная среда урока характеризуется значительной гибкостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017