ИКТ-насыщенная среда
как эффективный ресурс реализации требований ФГОС
Кобелева Г.А., учитель информатики, КОГОАУ «Гимназия №1» г. Кирово-Чепецка,
г. Кирово-Чепецк,
galina2812k@mail.ru
Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создание динамичной информационно-образовательной среды школы, которая дает возможность информатизации изучения учебных предметов и ведения внеурочной деятельности. ИКТ-насыщенная среда позволяет реализовать обучение в деятельности, когда ученик — субъект, а не объект, когда он имеет возможность проявлять себя в учебе и творчестве, в познании и созидании. Сегодня перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде, решение этих задач надо искать в сфере информационных, компьютерных и сетевых дисциплин.
Историческая логика внедрения ИКТ в школу такова, что изначально в образовательных учреждениях появлялись один компьютер, несколько компьютеров, затем компьютерные классы. Но этого всего недостаточно для решения поставленных сегодня задач. Поэтому целенаправленно и осознанно происходит процесс формирования ИКТ-насыщенной образовательной среды, решающей следующие задачи:
· создание условий для эффективного использования в образовательном процессе имеющихся средств ИКТ;
· компьютерная визуализация учебной информации и моделирование изучаемых и исследуемых объектов;
· создание условий для подготовки дидактических материалов;
· обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
· участие обучающихся в дистанционных проектах, олимпиадах и конкурсах;
· автоматизированный мониторинг и контроль качества результатов образовательного процесса;
· обеспечение доступа родителей учащихся к персональным данным и данным о результатах обучения и воспитания ребенка, его личных достижениях, а также обеспечение быстрой обратной связи между всеми участниками образовательного процесса.
Главное преимущество общешкольной ИКТ-насыщенной среды перед отдельным компьютерным классом состоит в том, что она позволяет не только поддерживать традиционные модели учебной работы (уроки в кабинете информатики, сопровождение рассказа учителя презентацией), она создает условия для практического использования новых моделей учебной работы, которые трудно или невозможно использовать в рамках традиционной школы.
Формирование ИКТ-насыщенной образовательной среды создает условия для постановки перед учителем задачи достижения обучающимися качественно новых образовательных результатов. Происходит переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов деятельности, что является важным этапом психологического развития личности. Обучающиеся погружаются в сетевую среду, где критическая дискуссия является неотъемлемой часть процесса обучения.
ИКТ-насыщенная среда также создает условия для эффективного применения проектной технологии, которая позволяет активно включать обучающихся в создание проектов разной направленности, дает им возможность осваивать новые способы деятельности, проводить оценку и самооценку, развивать коммуникативные умения.
Эффективным ресурсом реализации требований ФГОС ИКТ-насыщенная среда станет при соблюдении следующих принципов:
· освоение и использование понятий, позволяющих преобразовать имеющиеся факты в полезное знание. В отличие от накопления фактических знаний, овладение понятиями облегчает перенос знаний в новые условия, помогает использовать их, когда требуется решить незнакомые задачи;
· учение в деятельности с опорой на имеющиеся опыт учащихся;
· учение в сообществе обмена знаниями, где созданы условия для совершенствования путем практического участия в решении проблем конкретной области знаний;
· использование возможности создавать содержимое интернета любому пользователю, в том числе и в ходе совместной работы;
· выстраивание индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;
· содержание учебной работы должно включать освоение процедур мониторинга собственного учения. Необходимо, чтобы учащиеся освоили эти процедуры, которые стали бы составной частью повседневной работы.
Учебный процесс в ИКТ-насыщенной среде в отличие от традиционных форм обучения позволяет:
· расширить спектр и повысить эффективность средств, форм, приемов обучения;
· обеспечить доступ к образовательным ресурсам сети интернет, принять участие в вебинарах, видеоконференциях, виртуальных уроках;
· повысить познавательную активность обучающихся посредством смещения акцентов на интерактивные формы работы, более яркого проявления межпредметных связей;
· развивать самостоятельность и инициативность в процессе обучения, критическое мышление, адекватную самооценку;
· реализовать методы взаимообучения;
· создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.
ИКТ-насыщенная среда позволяет сформировать новую информационно-образовательную среду урока, которая обеспечивает достижение планируемых образовательных результатов.
Информационно-образовательная среда урока характеризуется значительной гибкостью. В распоряжении учителя имеется большой набор средств обучения, которые можно использовать при конструировании урока, так как они позволяют удовлетворить образовательные потребности и интересы обучающихся.
Современный урок — это целостная система, которая связывает планируемые образовательные результаты, содержание учебного материала, оптимальные методы и приемы обучения, деятельность обучающихся и учителя. Сетевые образовательные ресурсы позволяют организовать обучение, отвечающее запросам всех участников образовательного процесса. Среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Каждому обучающемуся предоставляется возможность самому выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая запланированных образовательных результатов.
Помимо этого, информационно-образовательная среда урока позволяет реализовать дидактические возможности инновационных педагогических технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу учащихся, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной и познавательной деятельности.
Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает новые педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для всех участников образовательного процесса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.