ГКОУ РО Гуковская школа – интернат №12
Урок изобразительного искусства
6 класс
Тема: «Иллюстрация к литературному произведению «Сказка о царе Салтане».
Разработал и провел: А.Н.Доннэ
6 класс ИЗО
Тема: «Иллюстрация к литературному произведению «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
Тип урока: объяснение нового материала;
Вид урока: урок- сказка;
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальный ряд- Н.А. римский Корсаков, иллюстрации И.Я. Билибина;
Бумага формат А3, гуашь, кисти палитры, тряпочки, карандаши, ластики. Баночки для воды;
Ход урока. |
Слайд 1. I. Организационный момент. Слайд 2 Добрый день, ребята! Посмотрите на солнышко, которое вам улыбается! Я хочу, что бы настроение у вас стало такое же солнечное, прекрасное! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы готовы приступить к занятию? Начинаем! Ребята у нас сегодня урок необычный. Нам пришло видео письмо от великого и мудрого « Хранителя сказок». Слайд 3. Письмо: « Здравствуйте, дорогие ребятишки! Я – Хранитель всех сказок на земле и если у меня из моей волшебной книги исчезнет хоть одна сказка, то ребята навсегда потеряют возможность её прочесть и познакомиться со сказочными героями. Это большое горе. Потому, что маленькие ребятишки и многие взрослые очень любят сказки. А обращаюсь я к вам, потому, что наблюдал за тем как вы учитесь и как хорошо себя ведете. Поэтому, думаю вы мне поможете вернуть сказку назад в волшебную книгу сказок!» Ребята поможем Хранителю сказок? А заодно покажем гостям нашего урока, что вы действительно отлично учитесь, хорошо себя ведете, а самое главное готовы прийти на помощь!!!
II. Актуализация знаний. Слайд 4 звук Хранитель сказок: Сказку украл злодей чародей( звук смеха) , он спрятал ее в подземелье в сундуке, что бы спасти сказку нужно добраться до нужной шкатулки в которой находится ключ от сундука. А шкатулок 4. И условия, что бы именно дети открыли их и доказали, что они любят и знают эту сказку. Слайд 5 звук - Ну что, ребята, открываем первую шкатулку и попробуем выполнить первое задание. Загадки по сказке. Слайд6- 11 1. В море остров есть далёкий, Там под ёлкою высокой Звонко песенку пою, Золотой орех грызу, Изумрудец вынимаю И в мешочек опускаю. И засеян двор большой Золотою скорлупой! Это право не безделка! Догадались, кто я? … (белка) 2. То - красавица, то - птица! Красоте весь мир дивится! (Царевна – Лебедь) 3. Удивить весь мир хотела - приготовить пир горой. Рассердила комара - правый глаз теперь кривой! (Повориха) 4. По морю плывёт, не тонет. В ней "царица горько стонет". И растёт ребёнок там "не по дням, а по часам". (Бочка) 5. Полотно ткать обещала и про чудо рассказала. Только муху рассердила - в правый глаз та укусила! (Ткачиха) Молодцы!!! Но, к сожалению в первой шкатулке на дне ключика не оказалось. Слайд 11 Назовите автора и название сказки героями которой являются Царь Салтан, Царевна Лебедь, Ткачиха, Повориха, Сватья баба Бобориха, Богатыри… Слайд12 - Какие еще сказки А.С. Пушкина вам знакомы? Слайд13 Вы, ребята, очень хорошо справились с заданием, но ключика снова нет. Что ж, открываем вторую шкатулку. Слайд14 - О каких трех чудесах царю Салтану поведали купцы? Дети читают отрывки из сказки. 1. Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет, Да орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; 2. Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. 3. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть; Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Правильно ребята, вы очень хорошо знаете сказку. Сказка, однажды вошедшая в нашу жизнь, прочно занимает в ней своё особое место. В сказках А. С. Пушкина мы находим мудрость, улыбку, человеческую простоту, теплоту и всегда добро и красоту. Недаром, многие художники считают за честь иллюстрировать сказки А. С. Пушкина. Слайд 16 Одним
из таких великих мастеров графического рисунка является художник -
иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. Поэтично и трогательно оформлены
художником сказки. Он создал небывалые образы, величавые и мудрые . Слайд18 Словарно – лексическая работа: ХУДОЖНИК ИЛЛЮСТРАТОР – художник, который создает рисунки к тексту книг. Слайд 19 Ребята, а это шкатулка не простая, а музыкальная. Слайд20 музыка (тихо звучит тема царевны-лебедь) Прислушайтесь? Слышите? Как легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной шкатулки, плывет и расплывается сказка… Художник создает образ при помощи кисти и красок. Поэт с помощью слова. А композиторы создают музыкальные образы при помощи различных средств музыкальной речи. Композитор Римский Корсаков написал замечательную оперу Сказка о царе Салтане. При помощи музыки он передал сказочные образы. Закройте дети глаза и послушайте музыку, попробуйте определить какой образ показан в этом музыкальном фрагменте? Слайд21 музыка -Какую вы услышали музыку? (медленную, сказочную) - Что вы представили, прослушивая этот музыкальный фрагмент?( лебедь превращается в царевну) Физ.минутка. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно, головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками. Слайд22 Послушаем еще один фрагмент из оперы и попробуйте определить какое из трех чудес нам показал композитор? Слушаем внимательно. -Какие чувства, настроения вызывает у вас эта мелодия? (Радостная, скачущая) Слайд23 Посмотрите на изображение белочки на иллюстрации . - Что вы увидели на картине?(белочка в хрустальном домике грызет орешки) - Какой характер у белочки?(веселый, жизнерадостный) Слайд24 И еще один музыкальный фрагмент. Ребята, кого изобразил Римский-Корсаков в своей опере? Слушаем тему богатырей. Слайд25 - как изобразил Римский-Корсаков образ богатырей?(слышится мощь богатырей) -Какой характер мелодии?( мелодия быстрая и громкая) - Посмотрите на иллюстрацию И.Я. Билибина - Какими изобразил богатырей художник? - Во что одеты богатыри? Слайд25 Физ. минутка. По мановению моей волшебной палочки мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Ребята, мы выполним с вами дыхательное упражнение «Богатыри» посмотрите на картину. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как богатыри на иллюстрации.
Слайд26 Открываем последнюю шкатулку, посмотрите из нее высыпались буквы, составьте из них слово – Слайд27 -28 ИЛЛЮСТРАЦИЯ. И письмо с заданием : « Вы получите ключ, когда нарисуете три иллюстрации к сказке, которую я спрятал в сундуке. « Злодей – чародей» V. Практическая работа. Ребята, вам придется разделиться на три группы, что нарисовать три чуда из «Сказки о царе Салтане Работа выполняется по группам. 3 группы : Пятак Р, Запевалова Л, Наконечная М; Бриндюков А., Шихарева А., Тимофеева Т; ХомченкоС., Катасонова А; Каждая группа изображает иллюстрацию к каждому из чудес, представленных в сказке А. С. Пушкина Слайд 29-33 И прежде, чем вы начнете рисовать иллюстрации в группах, мне хотелось бы вам, ребята напомнить правила, которые нельзя нарушать. 1. Определите сюжет вашей иллюстрации. 2. Выполните линейный рисунок. Так же обратите внимание, что у вас на столах есть шпаргалки: последовательность построения белочки, шаблоны для построения человека. 3. Работая гуашью, выбирайте необходимые цвета для изображения сюжета и не забывайте про палитру. Цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску мойте кисть и протирайте тряпочкой. 4. Старайтесь закрашивать элементы рисунка не выходя за контур. 5. А самое главное будьте дружными и помогайте друг другу. Слайд34 Работу сопровождает музыка Римского – Корсакова, на слайде иллюстрации Билибина. VI. Закрепление. Выставка работ учащихся. Слайд35 На экране появляется волшебный ключик. (звон ключика) Посмотрите ключик открыл сундук и вернул сказку в волшебную книгу сказок. А это значит, что вы действительно дружно работали и отлично справились с заданием!!! Молодцы. Без сомнения все сегодня получают отличную оценку. Слайд36 1. Какой сказочный сюжет, вы изобразили в своей иллюстрации? 2. Как называется сказка к которой вы изображали иллюстрации? 3. Кто написал эту чудесную сказку? 4. Как называется художник, который изображает сюжеты литературных произведений? VII. Итог. Поднимите красную карточку, если очень урок понравился, и вы хотите, что бы такие уроки были чаще, желтую, если понравился, но вам сложно было работать и синюю, если вам урок не очень понравился. - Что у вас вызвало трудности? Уборка рабочих мест. А в подарок вам за работу просмотр самой сказки, но только после уборки рабочих мест. И сладкие орешки.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.