Урок 11. Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с содержанием имущественных прав и ответственности несовершеннолетних ; формировать элементарные умения правильного поведения в гражданских правоотношениях;
Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по гражданскому праву;
Воспитывающая: воспитание уважения к праву.
Урок 11. Имущественные права и ответственность
несовершеннолетних.
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с содержанием
имущественных прав и ответственности несовершеннолетних ;
формировать элементарные умения правильного поведения в
гражданских правоотношениях;
Развивающая: развитие логического мышления и речи учащихся
через решение задач по гражданскому праву;
Воспитывающая: воспитание уважения к праву.
Ход урока.
I .Оргмомент.
II . Актуализация знаний, сообщение темы урока.
III . Изучение нового материала.
1.Личные неимущественные права несовершеннолетних
детей
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей
относятся:
• Права ребенка жить и воспитываться в семье.
• Права ребенка на общение с родителями и другими
родственниками.
• Права ребенка на защиту.• Права ребенка выражать свое мнение.
• Права ребенка на имя, отчество и фамилию.
2. Имущественные права ребенка
Имущественные права несовершеннолетних регулируются
нормами гражданского, семейного и жилищного
законодательства.
Статьей 60 Семейного кодекса РФ установлены имущественные
права ребенка, согласно которой ребенок наделен следующими
имущественными правами:
• Ребенок имеет право на получение содержания от своих
родителей и других членов семьи.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий,
пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их
заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и
образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на
несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о
перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов,
подлежащих выплате, на счета, открытые на имя
несовершеннолетних детей в банках.
• Ребенок имеет право собственности на доходы,
полученные им, имущество, полученное им в дар или в
порядке наследования, а также на любое другое имущество,
приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве
собственности имуществом определяется статьями 26 и 28
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Малолетние дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе
самостоятельно совершать только следующие сделки:
2• мелкие бытовые сделки, которые направлены на удовлетворение
обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов
его семьи, например, покупка школьных принадлежностей;
• сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не
нуждающиеся в нотариальном удостоверении либо
государственной регистрации, например, принятие в дар игрушек,
предметов одежды;
• сделки по распоряжению средствами, предоставленными
законным представителем или с согласия последнего третьим
лицом для определенной цели или для свободного распоряжения,
а именно, дети могут получать деньги от родителей или других
законных представителей и расходовать их на свои нужды.
Все остальные сделки за малолетних детей совершают от их
имени только родители, усыновители или опекуны.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до
восемнадцати лет вправе самостоятельно:
• Совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые
разрешены малолетним детям;
• Распоряжаться своим заработком, стипендией или иными
доходами;
• Осуществлять права автора произведения науки, литературы или
искусства, изобретения или иного результата своей
интеллектуальной деятельности;
• В соответствии с законодательством РФ вносить вклады в
кредитные учреждения и распоряжаться ими;
• Быть членом кооператива (по достижении шестнадцати лет).
Все остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от
четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с
письменного согласия своих законных представителей. В случае
нарушения этого требования сделка, совершенная
несовершеннолетним, может быть признана недействительной в
судебном порядке по иску родителей (усыновителей) или
попечителя.
При осуществлении родителями правомочий по управлению
3имуществом ребенка на них распространяются правила,
установленные гражданским законодательством в отношении
распоряжения имуществом подопечного.
Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей,
родители не имеют права собственности на имущество ребенка.
• Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть
и пользоваться имуществом друг друга по взаимному
согласию.
В случае возникновения права общей собственности родителей и
детей их права на владение, пользование и распоряжение общим
имуществом определяются гражданским законодательством.
3. Запись в тетрадь:
Дееспособность несовершеннолетних
А) с 6 – 14 лет: мелкие бытовые сделки.
Б) с 14 – 18 лет: сделки с письменного согласия родителей.
Без согласия родителей – распоряжение своим заработком,
стипендией,
осуществлением авторских прав на
произведения науки, искусства.
4. Имущественная ответственность.
До 14 лет – родители.
С 14 лет – кража, грабеж, разбой, вымогательство, порча
имущества с отягощающими обстоятельствами – уголовное
наказание.
IV . Закрепление изученного.
41) Решение задач «Действительность или недействительность
сделок».
А) 14-летний мальчик на заработанные во время каникул деньги
купил кассеты с мультфильмами
Б) 18-летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку
мальчику-беженцу.
В) 10-летняя девочка Таня продает драгоценности из маминой
шкатулки г-ну Петрову, который платит за них деньги и уходит
Д) 18-летний Игорь продает квартиру, оставшуюся от бабушки, г-
ну Копейкину.
2) Определить среди ситуаций те, где несовершеннолетние
самостоятельно могут распоряжаться собственностью.
Ситуация 1. 15-летний Данил, получивший стипендию, купил
мобильный телефон.
Ситуация 2. 11 –летний Андрей подарил своей тете автомобиль,
который он получил в наследство от деда.
Ситуация 3. 14-летний Василий обменял свой велосипед, который
подарила ему на Новый год бабушка, на коллекцию СD-дисков.
Ситуация 4. 16-летний Артем на полученные от находки клада
деньги купил квартиру.
V . Комментарии, оценки.
Итог урока
Вопросы для закрепления и обсуждения:
1. Что такое собственность?
2. Кто такой собственник?
53. Что такое имущество?
4. Что может делать собственник со своим имуществом?
5. Что вы знаете о способах приобретения собственности?
6. Какой закон в нашей стране регулирует имущественные
отношения?
7. В каком законе перечислены преступления, нарушающие
права собственника и наказания за них? (УК РФ).
Что такое кража?
8.
9. С какого возраста человек может заключать мелкие бытовые сделки?
10.Как можно осуществить сделку с 14 лет ( не мелкую бытовую)?
11.С какого возраста полная дееспособность?
12.Как защитить свое имущество после 18 лет от нечестных людей?
6