Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Оценка 5
Документация
docx
искусство
5 кл
21.02.2018
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых 5 класс включает в себя: пояснительную записку, цель, задачи, тематический план, Основные требования к концу учебного года, дидактическое и методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, информационно-коммуникативные средства, лист корректировки рабочей программы, титульный лист. Данная программа предназначена для работы со слепыми детьми на дому.
изобразит. искусство.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ №18
___________________ (ФИО)
Приказ №___ от ____________20___ г.
__________________________
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ УЧЕНИЦЫ 5 КЛАССА
ХАЛИУЛЛИНОЙ ЮЛИИ
на 20152016 учебный год
Составитель: Шагина Ольга Станиславовна,
учитель первой квалификационной категории п. Октябрьский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для ученицы 5 класса Халиуллиной Юли разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой – М.
Издательство «Владос», 2003 год, под редакцией В.В. Воронковой;
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Нормативными правовыми документами локального уровня:
Приказом директора МАОУ СОШ № 18 «Об утверждении локальных актов общеобразовательного учреждения (Образовательной
программы, Учебного плана, Рабочих программ, УМК, учебников.)
Годового календарного учебного графика, утвержденного приказом директора МАОУ СОШ № 18;
Уставом МАОУ СОШ № 18;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 04 классы. А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А.
Буравлёва, А.А. Дмитриев, С.В. Комарова, Н.Б. Матвеева, М.Н. Перова, М.Ю. Рау, И.Г. Старкова, М.Б. Ульянцева, А.М. Щербакова,
Э.В. Якубовская. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. М. – «Просвещение», 2011 г.
Общепризнанным является воспитательное значение искусства вообще и изобразительного искусства, в частности, на личность человека.
Поэтому, говоря о личности ребенка, можно говорить о развивающем и формирующем характере изобразительного искусства, оказывающем
воздействие на воспитание и развитии его личности.
Для понимания значения изобразительного искусства необходимо обратиться к его функциям:
Эстетическая функция искусства несет в себе эстетические ценности. Под эстетическими ценностями понимается эстетическое чувство,
отношение, оценка, сознание, суждение, вкус, идеал и т.д. Таким образом, эстетическая функция формирует эстетическое сознание.
Коммуникативная функция искусства подразумевает общение, передачу информации от человека к человеку изобразительными
средствами в процессе познавательной деятельности. Следовательно, она способствует расширению социального опыта взаимодействия с
другими людьми, природой и обществом, а также приобщает к исторической практике общества.
Познавательная функция искусства направлена на изучение явлений природы, общественные отношения, виды деятельности, познание
личности человека, духовных ценностей, выраженных изобразительными средствами. Все перечисленные явления показываются наглядно.
Воспитательная функция искусства подразумевает систематическое и целенаправленное воздействие на духовное развитие личности.
Воспитательная функция воздействует, прежде всего, на эстетическое и нравственное воспитание. Идеологическая функция искусства подразумевает формирование мировоззрения систему обобщенных взглядов на объективный мир и
место человека в этом мире, на отношения людей, а также их идеалы, убеждения и принципы.
Таким образом, перечисленные функции представляют собой единую взаимосвязную систему, направленную в первую очередь на
формирование всесторонне развитой личности.
Являясь мощным средством познания окружающего мира, изобразительное искусство помогает войти в этот мир не только детям с
нормальным зрением, но и слепым детям.
Перед учителем стоит задача с помощью рисунка, лепки, моделей, муляжей, скульптур и т.п. познакомить учащегося с многообразием
окружающего мира. Они учатся понимать красоту простых геометрических форм, сложных объектов, их положение в пространстве. Красив
круг своей центрированной замкнутостью, квадрат с четкими, одинаковой протяженности сторонами и завершающими его углами. Приятны
для осязательного восприятия шар, куб и другие геометрические тела. Особенно нравятся детям объекты с гладкой, ровной, хорошо
обработанной, отшлифованной поверхностью из стекла, металла, пластика, керамики, дерева. Вызывают приятные ощущения тепла, мягкости,
пушистости игрушки и предметы из меха, велюра, шерсти, пуха, пера. Часто учителю приходится формировать образ предмета, давать
представление о его конструкции, декоративной привлекательности, исключая зрительное восприятие учащихся.
Для познания многочисленных предметов и явлений природы, вещей, созданных руками человека, необходимо прежде всего выработать
опорные представления, которые потом послужат основой для понимания аналогичных объектов. Так, сформировать понятие о насекомых, их
симметричном строении, передвижении в пространстве можно на примере жука, бабочки. Есть сейчас в продаже прекрасные увеличенные
модели насекомых. А расположение пятен, линий на крыльях бабочки и их разнообразную форму можно показать на рельефном рисунке.
Знакомство с рыбами можно осуществить с помощью любой свежей или размороженной рыбы. Главное – познакомить учащихся с широко
распространенной обтекаемой, вытянутой формой тела, свойственной морским животным (этим речным и морским?). Необходимо обратить
внимание на то, что голова и туловище образуют единое овальное целое, плавники и хвост плоские, подвижные, чешуйки – округлые. Для
выработки представлений о плавных движениях рыбы в воде дети изучают их изображения на рисунках, моделях, а потом самостоятельно
создают творческие композиции с помощью лепки.
Опорные представления о птицах, зверях учащиеся получают также с помощью чучел, моделей, рисунков. После того, как правильные
представления о животных сформированы, можно знакомить учащихся со стилизованными изображениями, которые часто встречаются в
игрушках, в скульптуре малых форм. Художники часто изображают животных с искажением пропорций, чтобы подчеркнуть характерные
особенности строения тела. Так, у жирафа часто утрируется длина шеи по сравнению с ногами, цапля превращается в очень вытянутую
фигуру с поднятой вверх шеей, головой и клювом, у щенков чрезмерно увеличивают голову. Часто зверей одевают в одежды, очеловечивают
их. Конечно, дети должны понимать язык искусства, чувствовать юмор, привлекательность изображения. Обобщенность формы и декоративность обработки широко используется в произведениях народных промыслов. Изучая игрушки Каргополя, Вятки, Полохова
Майдана, Сергиева Посада (богородская игрушка) и др., учащиеся подражают им, копируют и стараются сделать или нарисовать подобные
им, часто в собственной переработке.
Для понимания языка изобразительного искусства, выработки умения чувствовать красоту форм и очертаний предметов, их декоративную
обработку учащиеся младших классов учатся воспроизводить в рельефном рисунке различные типы линий: прямые, наклонные, дугообразные,
зубчатые, волнистые, спиральные, петлевые и т.п. Из элементов этих линий строятся линейные и геометрические орнаменты в полоске, в круге
и в других геометрических фигурах. Выполняются узоры с применением листьев и цветов разной формы. Учащиеся знакомятся с
характерными русскими орнаментами, их символикой, изучают элементы украшений ваз, тканей, различных предметов, относящихся к
культуре других народов. На занятиях по декоративноприкладному искусству дети учатся самостоятельно расписывать нарисованные
рельефные контуры ваз, тарелки, подносы, платки в стиле городецкой росписи, хохломы, жостовских букетов. Греческие сосуды они
украшают пальметками, меандрами, египетские ткани покрывают изображениями цветов лотоса. Для знакомства с цветным исполнением
орнаментов для детей с остаточным зрением проводятся беседы о различных цветах и их сочетаниях, показываются таблицы рисунков в
цветовом исполнении. Незрячие учащиеся также интересуются цветом и пытаются представить его себе. Но чаще всего они просто
запоминают основные цвета, присущие соответствующим объектам. Например, теплые тона – красный, желтый, оранжевый – это огонь,
солнце; холодные тона – синие, фиолетовые, белые – это лед, снег. Зубы, молоко – белые; уголь, сажа – черные; вода, небо – синие, голубые;
трава, листья – зеленые, хотя при разном освещении и в разное время года они могут быть другого цвета.
В работе над орнаментом, пейзажем, сюжетными рисунками незрячие учащиеся просят разложить цветные карандаши, фломастеры или
мелки, пастель в определенном порядке, чтобы можно было правильно отобразить цветом картины природы, красоту узора и т.д. Для детей,
имеющих возможность рисовать на экране компьютера, проводятся занятия по использованию цвета в изображениях на экране. Выполнение
компьютерных рисунков очень нравятся учащимся, так как цветом можно мгновенно заполнить любое пространство картины, изменить его.
Применение же готовых штампов различных предметов дает возможность работать над композицией рисунка и воспроизводить перспективное
расположение объектов в пространстве.
Занятия в области изобразительного искусства – рисование, лепка, чтение рельефных рисунков – помогают проникнуть в суть вещей,
почувствовать красоту их форм, строения, пропорций. Очень важна для наших учащихся лепка, так как в процессе работы они передают
объем, движение, повороты, учатся объемному восприятию, развивают фантазию.
№ п/п
Тема
Количе
Виды деятельности
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 час в неделю – 35 часов) 12
Чтение рисунка.
Ориентирование в поле
листа.
ство
часов
2
34
Чтение рисунка.
Геометрическая фигура.
Точка.
2
514
Чтение рисунка. Линии.
10
Чтение рисунков является обязательным видом деятельности для слепых, что
обусловлено программой. Обучение чтению изображений необходимо детям с
нарушенным зрением для адекватного анализа цветных, контурных, силуэтных рисунков,
схем, графической символики, формирования представлений о предметах и явлениях
окружающего мира. Обучение чтению изображений должно сопровождаться
демонстрацией предметов, моделей, природных материалов, организацией наблюдений
явлений в окружающем мире.
Чтение изображений играет важную роль при обучении специальной графике незрячих
учащихся. Необходимым условием является строгое соблюдение последовательности при
чтении изображений, переходя от простого к сложному, проверяя усвоение читаемого
посредством сравнения изображения с натуры, словесного описания, анализа формы и
пропорций, лепки.
Цель чтения рисунков формирование представлений об изображаемом предмете.
Представления могут быть сформированы на основе адекватного восприятия данного
предмета. Поэтому необходимым условием является организация целенаправленного
восприятия.
Чтение рисунков начинается с ориентировки в поле листа. Необходимо научить ребенка
самостоятельно готовить прибор к работе. Затем отрабатывать такие понятия, как выше
ниже, правый верхний угол, левый нижний угол и т.д., середина, центр, правее левее.
После того, как ребенок научится свободно владеть прибором, можно начинать работу по
чтению изображений.
Начинается собственно чтение изображений с самого простейшего со знакомства с
точкой. Для адекватного понимания данного объекта полезно предложить незрячим
детям представить знакомый им круглый предмет (например, мяч) и мысленно уменьшить
его до самого маленького размера. Затем показать, как выглядит рельефное изображение
точки. После проделанной работы можно провести закрепление ориентировки в поле
листа, используя для этого точки. Также полезным здесь может быть использование круп
разного диаметра.
На следующем этапе проводится работа по ознакомлению с линией. Прежде нужно дать
понятие линии и выделить ее свойства. Для обследования можно взять какой либо эластичный предмет (резиновый шнур). Ребёнок обследуют шнур, затем его растягивает.
При этом диаметр шнура уменьшается, а длина увеличивается. Таким образом
формируется понятие о том, что линия может быть бесконечной и разной по толщине.
Необходимо дать классификацию линий (горизонтальная, вертикальная, наклонная,
ломаная, волнистая, отрезок, луч, пунктирная, сплошная, точечная), предложить
прочитать все эти типы линий на рельефных графических пособиях. Затем предложить
выполнить обводку линий по трафарету. На этот вид отводится основная часть
самостоятельной работы ребёнка. Целью работы по трафарету является запоминание
движения рукой и доведения этого движения практически до автоматизма. Только после
этого можно предложить учащимуся выполнить линию самостоятельно без использования
трафарета. Нужно отметить, что работа по данной теме проводится с каждым типом
линий отдельно. В завершении работы можно попросить незрячего ребенка выполнить
несложное изображение из различных линий.
Для данных упражнений возможно использование любого прибора. Необходимо
учитывать, что на приборе “Школьник” изображение получается прямое в отличии других
при использовании бумаги и грифеля.
К простым плоским геометрическим формам относятся круг, квадрат, треугольник.
Изображения плоских предметов сходны по форме с реальным предметом и могут быть
получены путем обводки. Незрячий ребёнок довольно легко опознают эти фигуры. При
этом важно с первых занятий учить ребёнка алгоритмам обследования: либо по всему
периметру, начиная от верхнего левого угла; либо начиная из центра в верхней части
фигуры, затем симметрично вправо и влево к углам, вниз и к центру в нижней части
фигуры.
Далее предлагается проследить изображение плоских геометрических фигур на
рельефных наглядных пособиях, затем работа по трафарету, в завершении выполнение
геометрических плоских форм без трафарета. Заканчивается работа изображением
несложного рисунка из изученных форм.
Значительно больше времени затрачивается на чтение плоских рисунков сложной
формы (предметы, состоящие их комбинации простых плоских фигур). Прослеживается
закономерность: чем сложнее объект, тем сложнее сформировать представления. Уровень
сформированности представлений тесно взаимосвязан не только со сложностью формы,
но и с величиной рельефного рисунка. Исследования показывают, что размер изображения
1517 Чтение рисунков плоской
геометрической формы.
Круг.
1820 Чтение рисунков плоской
геометрической формы.
Квадрат.
2123 Чтение рисунков плоской
геометрической формы.
Треугольник.
2426 Чтение рисунков плоской
геометрической формы. Овал
3
3
3
3 2732 Чтение объёмных форм.
Фрукты, ягоды, овощи.
3335
Чтение объёмных форм.
Транспорт, военная и
промышленная техника,
бытовая техника.
6
3
с тактильную часть пальца опознается за 1 3 сек.; изображения, превышающие размер
тактильной части пальца вызывают сложности, т.к. требуют сложного перемещения по
контуру изображения. Необходимо развивать у незрячего ребенка умение мысленно
совмещать изображение с предметом. Для этой цели будет полезным использование
упражнений (найди по рисунку предмет и по предмету рисунок).
Для восприятия этих предметов требуется достаточно высокий уровень представлений
и пространственного воображения, т. к. в большинстве своем окружающие нас предметы
состоят из комбинации простых геометрических тел. Алгоритм обследования остается
тот же, что и при обследовании плоских форм: общие движения рук по предмету сверху
вниз (если обследование производится двумя руками, то движения должны быть
синхронны); обследование пальцами (одним или несколькими).
При обследовании предметов объемной формы нужно подбирать разные по сложности
предметы. В связи с этим можно разделить объемные предметы на группы по степени
сложности:
1 группа изображения, близкие по форме к геометрическим телам. К ним относятся
овощи, фрукты, ягоды. Предметы такой формы достаточно просто опознаются незрячими
и преобразуются в плоскостное изображение (рельефный рисунок) и наоборот.
Учителю при чтении слепыми детьми таких изображений необходимо обращать
внимание на восприятие контура предметов и отличительных признаков (стебли, черенки,
листья, семена и т.д.). Лепка в данном случае приобретает коррекционную значимость,
т.к. позволяет понять пространственное расположение предметов, их объем и закрепить
полученные знания.
2 группа изображения, включающие сочетание геометрических форм (транспорт,
военная и промышленная техника, бытовая техника). Большие сложности слепые дети
испытывают при опознании промышленной и бытовой техники. Причину можно видеть в
том, что такие предметы мало встречаются детям в игрушках и моделях. Кроме того, они
имеют практически одинаковую форму (например, холодильник, стиральная машина,
телевизор, компьютер и т.д.), в результате чего слепому ребенку трудно ее
отдифференцировать. Работа в данном случае должна быть направлена на выделение
характерных признаков предмета, наиболее полно отражающих его суть. Вначале
обследуется контур, формируются обобщенные представления. Затем они
конкретизируются посредством выделения отдельных элементов. В этом случае также полезно использовать лепку.
Основные требования к концу учебного года
Уметь ориентироваться в поле листа;
Уметь определять и изображать точку;
Уметь различать и изображать различные линии;
Уметь различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал. прямоугольник;
Уметь с помощью трафарета изображать из геометрических фигур предметы (дом, ёлку, снеговик и т.п.);
Уметь различать фрукты, овощи и ягоды на ощупь и изображать их на листе бумаги (с помощью трафарета).
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
Дидактическое и методическое обеспечение
Материальнотехническое обеспечение
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
1. Стол
2. Стул
3. Игры для развития мелкой моторики
4. Шаблоны
5. Трафареты
6. Краски
7. Фломастеры
8. Карандаши
Количество
Примечание
1
1
Видеофильмы
Информационнокоммуникативные средства
Электронные образовательные
ресурсы
Ресурсы Интернета Класс Название раздела,
темы
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Лист корректировки рабочей программы
nsportal.ru
Количество
часов по
плану
Количество
часов по
факту
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Индивидуальная рабочая программа по изобразительному искусству для слепых
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.