ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ
1. ФИО педагога: Петрова Ольга Васильевна
2. Класс: 5Б
3. Обучающийся: Крамникова Дарья
Диагноз: Хроническая двухсторонняя сенсоневральная глухота. Родители глухие. Артикуляционный аппарат в норме.
4. Длительность занятия: 25 мин.
Тема занятия |
«Мои друзья», постановка звука «Л», дифференциация звуков «Ж–Ш». Текст «Подруга». |
Тип занятия |
комбинированный |
Целевая установка занятия |
формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи на основе программного речевого материала |
Решаемые учебные задачи |
- развитие артикуляционной моторики; - автоматизировать звук «Л» в слогах, словах и фразах в разных позициях; - закреплять умение дифференцировать на слух звуки «Ж»,«Ш»и правильно произносить их в слогах, словах и фразах в разных позициях; - развивать навык самоконтроля за произношением звуков, слов, фраз. - формировать речевое дыхание и силу речевого выдоха; - формировать навык восприятия речи на слух и слухозрительно при работе над текстом и фразами обиходно-разговорного характера по теме «Мои друзья», - расширять и активизировать словарь по теме «Мои друзья», развитие умения соотносить предложение с картинкой; - развитие слухового восприятия, логического мышления, памяти, речевой активности на разных этапах занятия. - воспитывать интерес и потребность к самостоятельной устной речи обучающегося - формировать навык восприятия речи на слух при работе над темой, текстом; |
Формы работы на занятия: |
индивидуальная |
Методы: |
словесные, наглядные, практические. |
Планируемые результаты обучения Личностные
Метапредметные
Предметные
|
• умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др.); • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих; • наличие мотивации к овладению устной речью; • развитие желания постоянно пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами. • воспитание усидчивости, работоспособности, положительного эмоционального настроя.
· коммуникативных: выработка правильного речевого дыхания, автоматизация звука «Л», развитие навыка дифференциации в речи звуков «Ж-Ш», работа над слитностью речи ударением и правилами орфоэпии, тренировка различения и опознавание речевого материала на слух и слухозрительно по теме «Мои друзья» и тексту «Подруга», формирование грамматического строя речи в процессе составления связных высказываний. · регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий. · познавательных: развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на материале учебных дисциплин (математики), развитие кругозора, речевой активности на разных этапах занятия.
· произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному, передавать эмоциональные оттенки; · слова произносить слитно с ударением, соблюдать звуковой состав слова (точно и приближённо с использованием регламентированных замен), соблюдать орфоэпические правила; · короткие фразы, состоящие из 2-3 слов, произносить слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами (до 6-8 слогов); · выделять логическое ударение; · реализовать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя). · желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми. |
Межпредметные связи |
русский язык, окружающий мир |
Ресурсы |
авторская презентация к занятию, карточки для работы над звуками (автоматизацией, дифференциацией), дыханием; карточки и таблички с тематическим материалом к тексту и теме. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося |
Формируемые УУД |
Время |
1. Мотивационно-ориентировочный этап |
(н/с) - Поздоровайся. (н/с) - Как ты слышишь? (н/с) - Что ты будешь делать?
(н/с) – Какое сейчас время года? (н/с) – Какое сегодня число? |
- Здравствуйте. - Я слышу ….. - Я буду слушать, говорить, читать, отвечать на вопросы. - Сейчас ….. - Сегодня …. |
К П Р |
3 мин |
2.Развитие произносительной стороны речи |
1. Автоматизация [Л] в различных позициях а) (н/с) - Будем говорить звук «Л» (с/з) - Звук «Л» говорим с голосом. Повтори. (н/с) - Прочитай слоги и слова. (табличка) ла глаза ле лет ли длинные пла платок тлы светлые кла класс алу голубые ола волосы полни исполнилось б) (с/з) – Составь и прочитай словосочетания. Хорошо говори звук «Л» (презентация) - голубые глаза, длинные волосы, сладкое яблоко, светлый класс, тёплый платок, весёлый клоун (с/з) – Что ты делал? в) Работа над дыханием, слитностью произношения. (с/з) – Прочитай предложение, найди слова отвечающие на вопрос Какие? (табличка) У неё светлые длинные волосы, голубые глаза. 2. Дифференциация [Ж - Ш] а) (н/с) – Будем говорить правильно звуки «Ж», «Ш». (н/с) – Какие звуки мы будем говорить? (с/з) – Послушай слово, повтори. Поставь нужную букву в табличку. б) (с/з) - Послушай и повтори правило: Звонкие согласные на конце слов оглушаются. (н/с) – Измени словосочетания по образцу. Прочитай словосочетания, соблюдая правила орфоэпии (презентация) высокие этажи - высокий этаж быстрые стрижи - быстрый … колючие ежи - колючий … ночные сторожа - ночной … острые ножи - острый … кирпичные гаражи - кирпичный … (с/з) – Какие правила орфоэпии ты соблюдала?
в) (с/з) – Расставь паузы в предложении. Животный мир Южной Америки широк: древесные лягушки, жуки, яркие бабочки. (с/з) – Прочитай предложение соблюдая паузы, говори правильно звуки Ж, Ш. |
- Л______ - Звук «Л» говорим с голосом.
(выполняет задание)
(составляет словосочетания.)
– Я составляла словосочетания.
(выполняет задание, при затруднении в помощь табличка-подсказка)
– «Ж - Ш»
(выполнение задания)
- Звонкие согласные на конце слов оглушаются.
(выполняет задание)
-Звонкие согласные на конце слов оглушаются. Безударное «О» говори как «А». (при затруднении в помощь табличка-подсказка)
(выполняет задание) |
К П Р Л
К П Р Л
|
10 мин |
3.Развитие слухового восприятия а) работа над темой «Мои друзья»
б) работа над текстом «Подруга»
в) опознавание материала занятия со ЗУА
г) опознавание материала занятия (без ЗУА) |
(с/з) – Будем отвечать на вопросы. (н/с) - У тебя есть подруга? (н/с) - Как зовут твою подругу? (н/с) - В каком классе учится твоя подруга? (с/з) - Опиши внешность твоей подруги.
(с/з) - Какой текст мы изучили? (н/с) - Послушай и повтори: мою подругу, исполнилось, ровесницы, высокого роста, светлые длинные волосы, посещает кружок. (с/з) – Перескажи. (в случае затруднения предлагаются наводящие вопросы к тексту) Мою подругу зовут Наташа. Ей исполнилось 12 лет. Мы с Наташей ровесницы. Она учится в пятом классе. Наташа высокого роста. У неё светлые длинные волосы, голубые глаза. Наташа занимается рисованием, посещает художественный кружок. Моя подруга добрый и верный товарищ. Она помогает мне в учёбе и выручает в беде.
(н/с) - Послушай и повтори. подруга, моя подруга, друзья, сидишь за партой .
(н/с) - Сними аппараты. Послушай и повтори. подруга, зима, друзья, наступила зима. (с/з)- Надень аппараты. |
(опознает речевой материал н/с или с/з, отвечает на вопросы)
- Мы изучили текст «Подруга».
(обучающийся пересказывает текст)
(в случае затруднения с\з )
- Я надела аппараты. |
К П Р Л
|
10 мин |
4.Рефлексивно-оценочный этап |
(н/с) - Что ты делала?
(н/с) - Ты сегодня молодец! (н/с) - Попрощайся. |
- Я слушала, говорила, читала, решала примеры. - Я молодец. - До свидания. |
К Р Л |
2 мин |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.